Статья "Современные технологии в дошкольном музыкальном образовании"
статья на тему

Цель статьи заключается в раскрытии необходимости применения современных технологий у дошкольников на уроках музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Современные технологии в дошкольном музыкальном образовании»

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский): она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания» (Н. А. Ветлугина). [2]

Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. [1]

Программы по музыкальному воспитанию и обучению в детском саду (под ред. Н. А. Ветлугиной, Н. Е. Вераксы, И. Каплуновой, А. И. Бурениной, О. П. Радыновой) предусматривают развитие у детей в процессе различных видов деятельности: музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах. Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

- создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

- творческое развитие природной музыкальности ребенка;

- высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;

- помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция). [4]

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.   Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических форм и методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Цель работы музыкального руководителя в ДОУ – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования новых, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. [3]

Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития — как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания. Приобщение к искусству, музыкальное обучение – очень индивидуальное занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. А потому путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкально-художественной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:

- способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;

- ассоциативности художественного мышления;

- выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;

- умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое;

 - палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, способов элементарного музицирования, художественно-изобразительной деятельности;

- радостного, сопричастного, игрового мироощущения.

С появлением авторских программ, методик и разработок по музыкальному воспитанию - «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Синтез» Т. Г. Рубан и К. В. Тарасовой, методика Карла Орфа, а также Т. Боровик и А. Бурениной - появилась возможность разнообразить, варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. [5]

Список литературы

1. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания / Н. А. Ветлугина.   − М.: Просвещение, 1982. – 203 с.

2. https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo

3.  Гогоберидзе, А. А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии / А. А. Гогоберидзе. – М.: Просвещение , 2008. – 430 с.

4. https://infourok.ru/sovremennye_tehnologii_v_rabote_muzykalnogo_rukovoditelya

5. http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-sovremenyh-tehnologii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности при изучении предметов музыкально-исторического цикла в дополнительном музыкальном образовании

Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс в системе дополнительного музыкального образования детей, большая роль принадлежит технологии проектного о...

"Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения"

Обзор программ и технологий, используемых музыкальными руководителями в ДОУ....

Проектная технология в работе музыкального руководителя в условиях ФГОС дошкольного образования

Работа в режиме к ФГОС требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей..В данном выступлен...

Музыкальное образование в детском дошкольном учреждении.

Музыкальное образование в детском дошкольном учреждении....

"Инновационные технологии в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

Приобщение детей к различным видам музыкальной  деятельности  средствами инновационных технологий....

История дошкольного музыкального образования в России

В статье рассказывается о детячельности педагогов А.С.Симонович, К.Н.Вентцеля, супругов Шацких....