Конспект организованной образовательной деятельности "Шоно ба хурьгад"
материал

Сандакова Саяна Дабацыреновна

Бурятская народная игра "Шоно ба хурьгад".

Цель: закрепление  и расширение  знаний детей о бурятских народных играх.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shono_ba_hurgad.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «Звездочка»

ГО «Поселок Агинское»

Конспект организованной образовательной деятельности

по кружковой деятельности «Буряад нааданууд»

на тему: Буряад арадай наадан «Шоно ба хурьгад»

для разновозрастной группы детей

Составила: Сандакова Саяна Дабацыреновна

педагог дополнительного образования

«Бурятский язык»

пгт.Агинское

2018 год

  • Цель: закрепление  и расширение  знаний детей о бурятских народных играх.  
  • Задачи:

Образовательные задачи: познакомить детей с бурятской народной игрой «Шоно ба хурьгад»;  формировать познавательный интерес к бурятским народным играм;

Развивающие задачи: развивать память, внимание,  мышление, воображение;  развивать мелкую моторику рук, развивать ловкость и быстроту; развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр.

Воспитывающие задачи: воспитывать умение внимательно слушать педагога; воспитывать самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения друг с другом.    

  • Оборудование:  ноутбук, проектор, экран, мультимедийная  презентация,

бурятская мелодия, кукла Аяна, кукла Даша, бурятская шапка, варежки, клей ПВА, манная крупа, белая пряжа, вата, картон, рисунок овцы и ягнят, считалки.

  • Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное

развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Кружогой ябаса:

(Ход организованной образовательной деятельности):

І.Вводно-мотивационно шата (вводно-мотивационный этап):

Дети заходят в спортивный зал,  приветствие

Багша: Амар мэндээ, үхибүүд!

Үхибүүд: Амар мэндээ, багша!

                  Амар мэндээ, наран!

                  Амар мэндээ, минии нүхэд!

Багша: Үхибүүд, мүнөөдэрэй хэшээлдэмнай айлшад ерээд байна. Мэндэшэлэе, айлшадтаа миhэрэлээ бэлэглэжэ энеэбхилэе даа. Амар мэндээ, айлшад!

Үхибүүд: Амар мэндээ, айлшад!

Багша: Заа, эндэ ерээд hуугты.

Дети садятся на подушки

Багша:  Харагты даа, мүнөөдэр маанадта айлшаар кукла Аяна кукла Даша хоёр ерээ.

Дети знакомятся с куклой на бурятском языке

Багша: Юу хэжэ ябанабта? Ямар хэрэгээр айлшалжа ерээ гээшэбтэ?

Кукла Аяна: Хүндэтэ «Звездочка» сэсэрлигэй үхибүүд! Намда аяар холо Москва хотоhоо нүхэр Даша басаган айлшаар ерээд байна. Теэд Даша буряад арадай наадануудые мэдэнэгүй. Маанадта туhалыт, нааданай дүрим заажа үгыт даа.  

Багша: Үхибүүд, Аяна ба Даша хоёрто  туhалхамнай гү?

Үхибүүд: Туhалая.

 ІІ. Операционно-содержательна шата (операционно-содержательный этап):

Багша: Үхибүүд, таанад буряад арадай ямар наадануудые мэдэхэбтэ? Хэлэгты даа.

Дети перечисляют бурятские игры

  1. Шагай наадан: няhалалга; мори урилдаалга, харбалга
  2. Малгай  нюулга
  3. Бээлэй туулга
  4. Ботогон буурашалга
  5. Бэhэлиг нюулга

Багша: Бэрхэнүүд байнат даа. Наадануудые заахынгаа урда тээ бэеэ халаажа амарая.

Физминутка: Бидэ нюдөөрөө - ониб- аниб гэе.

                          Бидэ мүрөөрөө - чик, чик гэе,

                          Бидэ гараараа альгаа ташае.

                          Бидэ хүлөөрөө тоб – тоб гэе,

                          Бидэ булта эрьелдэе,

                          Бидэ хамта hууридаа hууял даа.

Багша: Бэлэн болоо гүбди?  Болоо.

  1. Малгай

Багша: Энэ юун гээшэб? (Малгай). Малгайтай ямар наадан байдаг бэ? 

Наадан «Малгай нюулга»

Цель игры: научить детей бегать легко по кругу, развивать реакцию детей.

Правила игры: Дети садятся в круг с закрытыми глазами, водящий обегает круг, незаметно прячет шапку у кого-нибудь за спиной и говорит слова «Малгай нюугааб» после этих слов дети открывают глаза и сидя на местах смотрят не у него ли малгай. Ребенок, за спиной которого упала шапка, должен немедленно среагировать: подняться, схватить шапку, побежать на встречу водящему, пока он не сел на его опустевшее место. Иначе он станет водящим.

Тоолуур: Нэгэн, хоёр, гурба, дүрбэ, таба

                 Хэн наадаа эхилхэб?

                 Зургаа, долоо, найма, юhэ, арба

                 Ши малгайшан болохош!

  1. Бээлэй

Багша: Энэ юун гээшэб? (Бээлэй).  Бээлэйгээр ямар наада наададаг  бэ? 

Наадан «Бээлэй туулга»

Цель игры: развивать внимание, мышление  детей; развивать коммуникативные качества. 

Правила игры: Играющие плотно присаживались друг к другу и прятали варежку за спиной и предавали незаметно по кругу. А водящий должен был заметить и указать того человека у которого в это время окажется варежка. Человек, на которого указали должен быстро поднять руку и крикнуть «Олоо!»  (если угадали) или «Угы!» (если не угадано). Попросить играть по одному человеку для угадывания.

Тоолуур: Барбаадай

                 Батан Туулай

                 Тоохон Тобшо

                 Толи байса

                 Бишыхан Шэгшүүдэй

Наадан «Шоно ба хурьгад»

  1. Шонын маска ба хурьгадай зурагууд

Багша:  Үхибүүд, шэнэ наада наадахамнай гү?  Энэ хэд бэ? Зураг анхаралтайгаар харагты. Юун гэжэ наадан гээшэб?

Дети рассматривают картинки волка, овцы и ягнят.

Пытаются узнать название новой игры

Эндэ шонын маска байна. Хониной ба хурьгадай зурагууд байна лэ. Наадахынгаа урда тээ  маска хэхэ хэрэгтэй. Энэ хониной ба хурьгадай маска хэхэмнай гү? Хүн бүхэн ɵɵрын дураар зураг шэлэжэ абагты. Хонин ба хурьган ямар үнгэтэй байдаг бэ? (Сагаан) Эдэ зурагуудые үнгэтэй болгохо хэрэгтэй.

Нэн түрүүн гар хургануудаа халаажа гимнастика хэе:

Пальчиковая гимнастика: Шарик гартаа мухарюулнаб

                                                 Бажуунаб, эрьюулнэб.

                                                 Гарай табан хургаяа

                                                 Нугархай болгоноб.

Гар хурганууднай дулаасаа гү? Заа, hууе даа. Эндэ сагаан хүбэн, манна крупа ба сагаан саарhан байна. Юугээр гоеохобто, өɵhэдынгɵɵ дураар хэрэгсэл абагты.

Дети садятся за стол, и начинают делать маски для игры «Шоно ба хурьгад»

Багша: Заа, масканууднай бэлэн болоо. Нааданай дүрим шагнагты.

Цель игры: научить детей ловко делать повороты в сторону. Развивать коммуникативные качества. 

Правила игры: С помощью считалки выбираем волка и овцу, а остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:

- Что ты здесь делаешь?           (Ши эндэ юу хэнэбши?)

- Вас жду                                   (Таанадые хүлеэнэб)

- А зачем нас ждешь?              (Юундэ маанадые хүлеэнэбши?)

- Чтобы всех вас съесть          (Таанадые эдихэеэ hананаб)

С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего  ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.  

Тоолуур тоолоод шоно шэлэе, hүүлээрнь хонин хэн болохоб. Харин бэшэн хурьгад болохо. Хэды хурьгад гээшэбтэ? Тоолохомнай гү? Тоолое.

Тоолуур: (Шоно)                                                  (Хонин)

                Хэн шоно болохоб?                              Нэгэн, хоер, гурба

                Хэрмэн Жэрмэн                                    Хэн хонин болохоб?

                Тоодог Тохорюун                                 Нэгэн хоер, гурба

                Толи Байса Тос.                                    Ши хонин болохош!

Дети играют в игру  «Шоно ба хурьгад»

ІІІ. Рефлексивно-оценочно шата (рефлексивно-оценочный этап):

 Багша: Заа, үхибүүд, булта бэрхэнүүд байнат даа!  Үхибүүд, энэ хэшээлдээ бидэ юу хээбибди? Юу мэдэхэ болообибди? Гое байгаа гү?

Аяна басаганда туhалаа гээшэ гүбди? Юун гэжэ hананат? Аянаhаа hурая даа.

 (Аяна басаган ехэ баяртай байна. Бэрхэнүүд байнат даа гэнэ. Даша басаганай ерэхэдэ, үшөө нүхэдөө суглуулаад, эдэ наадануудые бултыень наадахабди). Һонирхолтой хэшээл үнгэрбэ гү?

Ответы детей

Мүнөө айлшадтаа баяртай гэел даа.

Үхибүүд: Баяртай!

Багша: Баяртай, үхибүүд!

Дети выходят из спортивного зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Художественное творчество" на тему: "Русская матрешка".

В данном материале представлены стилевые особенности украшения матрешек из разных областей России, дана методика росписи декоративных элементов семеновской матрешки....

Конспект организованной образовательной деятельности по английскому языку в подготовительной группе

Конспект открытого занятия, приученного ко дню космонавтики в старшой и подготовительной группе детского сада....

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие во второй младшей группе на тему "Совместное рассказывание сказки "Волк и семеро козлят"

В конспекте представлена интеграция образовательных областей с использованием мультимедийной презентации. Конспект будет полезен воспитателям 2 младшей группы....

Конспект организованной образовательной деятельности детей с ТНР 4-5 лет на тему " Домашние животные!

Дать представление детям о домашних животных, чем питаются, какую пользу приносят....