Проблемы и перспективы инклюзивного образования учителя-предметника
статья на тему

Тарасова Оксана Сергеевна

В своей работе мне хочется рассказать о тех проблемах, которые возникали и возникают у меня как у учителя химии при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья  в общеобразовательном классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tarasova_oksana_sergeevna.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тарасова Оксана Сергеевна

МОУ «Усть-Карская СОШ»

Сретенского района

Забайкальского края

Проблемы и перспективы инклюзивного образования учителя-предметника

Под инклюзивным образованием мы понимаем более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие  общего образования в плане приспособления к различным потребностям всех детей [1, с 144].

В своей работе мне хочется рассказать о тех проблемах, которые возникали и возникают у меня как у учителя химии при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья  в общеобразовательном классе.

Когда ко мне пришел восьмой класс и в этом классе оказался особый ребенок, я испытала некоторые трудности. Необходима была психологическая подготовка, прежде всего. Нужно было понимать и чувствовать такого ребенка, нужно было избегать неадекватных реакций со стороны одноклассников. И поняла, что в первую очередь, необходима преемственность с педагогами, которые работали с таким ребенком до меня. Нужно было узнать о таком ребенке как можно больше: его психологические особенности, возможности и потребности. «В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность… Учитель является, с психологической точки зрения, организатором воспитывающей среды, регулятором и контролером её взаимодействия с воспитанником… Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом»[2, с 57]. Был собран малый педагогический совет, где учителя-предметники, классный руководитель и психолог рассказали об этом ребенке, поделились опытом работы.

Когда о таком ребенке знаешь достаточно, вот теперь и можно приступать к организации педагогической деятельности. В «Законе об Образовании» сказано, что образование есть, прежде всего, воспитание подрастающего поколения. В моём понимании в инклюзивном образовании учитель должен выполнить две миссии: воспитать толерантность в основной массе коллектива и воспитать ребенка с ОВЗ так, чтобы он почувствовал себя нужным обществу.

Во-вторых, качество образования должно не пошатнуться и быть на должном уровне, как для обычных детей, так и для детей с ОВЗ. Возникает необходимость в разработке рабочей программы по предмету для особых детей. Она не должна быть встроена в общую программу. Должен быть индивидуальный образовательный маршрут социокультурного и личностного развития детей с ОВЗ. Мною была разработана рабочая программа для ребенка с задержкой психического развития, школа приобрела учебник химии для детей, испытывающих трудности в обучении. В рабочей программе в большей степени мною был сделан акцент на то, чтобы ребенок чаще представлял результат своей работы в различной форме, работал в парах, в группе. Мне хорошую помощь оказывает лаборант.

Мы должны понимать, что ребенок с ОВЗ очень сильно изменит образовательную систему педагога: важно понимать, что инклюзивное образование коснется всех участников образовательного процесса. Обычный ребенок имеет достаточно высокую мотивацию к обучению, кроме того следует заметить, что он так же готов к включению в совместную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Столкнулась только с тем, что на эмоциональном уровне наблюдается частичная неготовность общаться с такими детьми.  Здесь необходимо подключить взрослых: родителей, психолога, учителей-предметников. Они толерантны, да и в коллективе обязательно найдется группа ребят с высоким уровнем толерантности. Посетила  родительские собрания, где грамотно с психологической точностью совместно с психологом и другими педагогами составлена беседа с родителями обычных детей и детей с ОВЗ. Сразу возникла необходимость подготовки группы учеников к принятию таких детей: проведен соцопрос, который помог выявить, что дети действительно готовы помочь в социализации этого ребенка. Соцопрос помог мне не только выяснить отношение обычных детей к ребенку с ЗПР, но и сделан был уже психологический толчок к тому, что таких детей нужно принимать такими какие они есть и им необходимо окружающих.

Таким образом, для меня был ряд проблем, возникших при обучении детей с ОВЗ в общеобразовательном классе. Исход родительских собраний, индивидуальных консультаций с ребятами помогут в планировании и организации интегрированных уроков.

Конечно, одному педагогу создать систему инклюзивного образования в своей школе невозможно. Необходим коллектив единомышленников, чтобы совместными усилиями решать все возникшие проблемы в обучении детей с ОВЗ с обычными.

Каждый педагог инклюзивного образования должен понимать, что инклюзия решает очень важную задачу: взаимная адаптация нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, непосредственное участие сверстников в образовании особых детей, которые помогают интегрироваться им в современном мире.

Список литературы:

  1. Педагогическая психология. Краткий курс, М., 1926
  2. http://cyberleninka.ru/ Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» № 12, 2011
  3. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Проблемы и перспективы математического образования".

Выступление на научно практической конференции учителей....

Проблемы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников

Вступление на педсовете по данной теме. Заранее был проведен опрос классных руководителей и учителей-предметников для выявления особенностей их взаимоотношений и взаимных ожиданий.Успешность достижени...

Проблемы перехода к инклюзивному образованию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на надомном обучении.

Проблемы перехода к инклюзивному образованию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на надомном обучении на примере личного опыта учителя истории и обществознания....

«Инклюзивное образование: организационно – педагогические условия, проблемы внедрения, перспективы развития».

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, языковых и иных особенностей, включены в общую сист...

Наука 21 века. Перспективы инклюзивного образования в условиях современной школыю

Перспективы инклюзивного  образования  в условиях  современной  школы....