Тематическое планирование
календарно-тематическое планирование на тему

Кибе Анна Михайловна

Тематическое планирование "Речевая практика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_prakt_tematicheskoe_planirovanie_po_kursu.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая практика 1 класс

Планируемые результаты усвоения предмета

Минимальный уровень:

формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий

(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинно- символический план.

        Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Речевая практика» в 1 классе отводится 2 часа в неделю и 66 часов в год.

Содержание учебного предмета

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения 

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты

приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет»,

«салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово»,

«бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость

дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка,

взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

        Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления,

подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу). Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития

коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации 

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме

ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение

ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

 Тематическое планирование на 2017-2018 учебный год

 

п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Школьная жизнь

9

2.

Игры и игрушки

9

3.

Играем в сказку

5

4.

Я дома

21

5.

Я за порогом дома

14

6.

Я и мои товарищи

10

Итого

68

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

I – четверть

Давайте познакомимся

2.

Давайте познакомимся. Основные правила поведения в диалоге при знакомстве, приветствии  

1

3.

Экскурсия в кабинет музыки. Знакомство с учителем музыки

1

4.

Экскурсия в спортивный зал. Знакомство с учителем физкультуры

1

5.

Обобщающая беседа. Закрепление полученных знаний. Моделирование диалогов

1

Знакомство во дворе

6.

 Знакомство во дворе. Экскурсия на школьную площадку

1

7.

Закрепление правил поведения при знакомстве.

1

8.

Составление рассказа по теме «Знакомство во дворе»

1

9.

Проигрывание ситуаций по теме «Знакомство во дворе»

1

10.

Обобщающая беседа по теме «Знакомство во дворе»

1

Дорога домой

11.

Дорога домой . Домашний адрес.

1

12.

Составление рассказа о доме

1

13.

Правила безопасного поведения на улице

1

14.

Правила ведения телефонного разговора. Конструирование диалога.

1

15.

Обобщающая беседа по теме «Дорога домой»

1

Теремок

16.

Знакомство со сказкой «Теремок»

1

17.

Закрепление содержания сказки. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрации.

1

II - четверть

18.

Просмотр мультипликационного фильма «Теремок». Беседа по содержанию просмотренной сказки

1

19.

Инсценирование сказки «Теремок»

1

20.

Обобщающая беседа по теме «Теремок»

1

Знакомство в гостях

21.

Знакомство в гостях. Составление предложений, на основе иллюстраций, работа с условно-графическими схемами

1

22.

Правила этикета при знакомстве со взрослыми в гостях

1

23.

Коллективное составление рассказа с опорой на иллюстрации и условно-графические схемы предложений

1

24.

Составление рассказов из личного опыта по теме «Знакомство в гостях» с опорой на символический план

1

25.

Обобщающая беседа по теме «Знакомство в гостях»

1

Покупка школьных принадлежностей

26.

Школьные принадлежности

1

27.

Знакомство с правилами поведения в магазине.  Беседа с

элементами рассказа.

1

28.

Ролевые игры по теме «Покупка школьных принадлежностей» «Магазин «Школьник».

1

29.

Составление рассказов из личного опыта по теме «Покупка школьных принадлежностей» с опорой на символический план

1

Готовимся к празднику

30.

Беседа «Готовимся к празднику» с опорой на иллюстрацию. Проигрывание ситуации знакомства с Дедом Морозом.

1

31.

 Составление приглашений на новогодний праздник, письма Деду Морозу.

1

32.

Разучивание стихотворений новогодней тематики.

1

33.

Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась елочка»

1

III - четверть

Новогодние чудеса

34.

Традиции празднования Нового года. Проигрывание ситуации

знакомства на карнавале

1

35.

Составление новогодних поздравлений и ответных реплик. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений

1

36.

Коллективное составление рассказа о новогоднем празднике

1

37.

Обобщающая беседа. Закрепление полученных знаний. Моделирование диалогов

1

В магазине игрушек

38.

Игрушки. Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «В магазине игрушек»

1

39.

Беседа на тему «В магазине игрушек» на основе личного опыта, с опорой на иллюстрации».

1

40.

Правила поведения в магазине. Ролевая игра « Магазин игрушек

1

41.

Беседа «Моя любимая игрушка»

1

42.

Обобщающая беседа. Закрепление полученных знаний. Моделирование диалогов

1

Зимняя прогулка

43.

Зимняя прогулка. Предметы зимней одежды и обуви.  

1

44.

Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку.

1

45

Зимняя прогулка. Моделирование возможных диалогов между детьми во время прогулки.

1

46.

Составление рассказа «На прогулке» с опорой на картинку и условно-графические схемы предложений.

1

47.

Составление рассказа с опорой на картинный план «На горке»

1

Помощники

48.

Помощники. Анализ ситуаций по картинкам и вопросам учителя

1

49.

Слушание  и соотнесение с иллюстрациями стихотворения А. Барто «Помощница»

1

50.

Рисование «живой картины» по последнему отрывку стихотворения А. Барто «Помощница»

1

51.

Разучивание стихотворения А. Барто «Помощница»

1

52.

Составление предложений «Что я умею делать дома». Анализ ситуаций на тему «Помощники»

1

IV - четверть

53.

Проигрывание диалога на тему «Помощники» с использованием составленных предложений

1

54.

Составление рассказа на тему «День школьника после возращения из школы». Игра «Кто знает, пусть продолжает»

1

55.

Обобщающая беседа. Закрепление полученных знаний. Моделирование диалогов

1

Спокойной ночи!

56.

Рассматривание картинок и анализ ситуаций по картинкам на тему «Спокойной ночи!»

1

57.

Знакомство с произведением С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Проигрывание эпизодов из сказки с применением авторской лексики

1

58.

Ролевая игра по сюжету сказки Маршака «Сказка о глупом мышонке» с использованием игрушек

1

59.

Разучивание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная». Игровые действия с куклой под пение слов на мотив колыбельной песни

1

60.

Составление предложений на тему «Перед сном» с опорой на личный опыт и условно графические схемы, проигрывание диалогов

1

61.

Составление коротких рассказов «Как я ложусь спать» по образцу коллективно составленного рассказа

1

Доброе утро!

62.

Рассматривание картинок, анализ деталей ситуаций, конструирование реплик на тему «Доброе утро!»

1

63.

Тренировочные упражнения  и проигрывание диалогов с использованием реплик с различной  интонацией на тему «Доброе утро!»

1

64.

Проигрывание различных диалогов на основе содержания картинок на тему «Доброе утро!»

1

65.

Беседа на тему «Как начинается твое утро?» Игра «Живые загадки».

1

66.

Составление коротких рассказов из личного опыта на тему «Доброе утро!»

1

67.

Обобщение изученного материала по теме «Доброе утро!»

1

68.

Повторение изученного материала. Основные правила поведения в диалоге при знакомстве, общении со сверстниками и взрослыми  

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...