Тематическое планирование
календарно-тематическое планирование на тему

Кибе Анна Михайловна

Тематическое планирование "Ручной труд"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudtematicheskoe_planirovanie_po_kursu.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Ручной труд 1 класс

Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.

Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Задачи изучения предмета:

― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

― формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.

― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно- исторических традициях в мире вещей.

― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.

― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.

― формирование интереса к разнообразным видам труда.

― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).

― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.

― развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов

деятельности в соответствии с поставленной целью).

― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.

― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;

― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Ручной труд» в 1  классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.

Планируемые результаты усвоения предмета 

Минимальный уровень:

знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

знание видов трудовых работ;

знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание названий инструментов, необходимых на уроках  ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

знание приемов работы (разметка деталей, выделения детали из заготовки, соединения деталей, отделка изделия), используемые на уроках ручного труда;

анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его

признаков и свойств; определение способов соединения деталей;

пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;

составление стандартного плана работы по пунктам;

владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; выполнение несложного ремонта одежды.

Достаточный уровень:

знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;

осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно- художественным и конструктивным свойствам; экономное расходование материалов;

осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;

выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.

Учащиеся должны уметь:

•        Выслушать и повторить за учителем анализ образца учителя;

•        Сравнивать образец изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом;

•        Пооперационно выполнять работу по словесной инструкции учителя;

•        Пространственно ориентироваться при выполнении на плоскости и объемных изделий с помощью учителя;

•        Показывать и называть: верх, низ, правую и левую стороны листа; разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям;

•        Узнавать и анализировать формы предметов с помощью и под руководством учителя;

•        Узнавать и называть формы объемных предметов.

Содержание учебного предмета

Работа с глиной и пластилином

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы:

«разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными

листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).

Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и

скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

        Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе

геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

Картонажно-переплетные работы

Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете.

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок.

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз».

Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани.

Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).

Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.).

Тематическое планирование на 2017-2018 учебный год

п/п

Название раздела

Количество часов

1

«Работа с глиной и пластилином»

14

2

«Работа с природным материалом»

5

3

«Работа с бумагой»

38

4

«Работа с ниткой»

8

Итого

66

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

I – четверть

1.

2.

Вводное занятие «Человек и труд». «Урок труда»

Работа с глиной и пластилином (1 ч.)

3.

Что надо знать о глине и пластилине. Как работать с пластилином. Аппликация из пластилина «Яблоко»

Работа с природными материалами (3 ч.)

4.

 Экскурсия в лес «Коллекция из листьев»

5.

Как работать с засушенными листьями. Аппликация «Бабочка»

Работа с бумагой (4 ч.)

6.

Что надо знать о бумаге «Коллекция образцов бумаги»

7.

Что надо знать о треугольнике». Как сгибать бумагу треугольной формы. Складывание из бумаги «Елочка»

8.

 Что надо знать о квадрате. Складывание из бумажного квадрата стаканчика для игрушки «Поймай пуговицу»

9.

 Складывание из бумаги «Наборная линейка»

Работа с глиной и пластилином (5 ч.)

10.

Барельеф из пластилина «Домик»

11.

Барельеф из пластилина «Елочка»

12.

Барельеф из пластилина «Орнамент»

13.

Барельеф из пластилина «Барашек Бяша»

14.

Лепка предметов шаровидной и овальной формы «Помидор»  «Огурец»

Работа с бумагой (2 ч.)

15.

Приемы резания ножницами по прямым линиям. Вырезание из бумаги квадратов, размеченных по шаблону. Орнамент из квадратов

16.

Приемы резания ножницами по короткой наклонной линии. Складывание «орнамента»  и  «парусника» из треугольников по образцу.

Работа с глиной и пластилином (3ч.)

17.

Приемы работы с пластилином. Лепка овощей «морковь», «свекла», «репка»

II - чтение

18.

Приемы работа с пластилином. Лепка пирамидки из четырех колец

19.

Приемы работы с пластилином. Лепка «Грибы»

Работа с природным материалом (2 ч.)

20.

Конструирование из пластилина и еловой шишки «Ежик»

21.

Аппликация из пластилина и гороха «Рыбка»

Работа с бумагой (6 ч.)

22.

Приемы работы с бумагой, клеем и кистью. Аппликация «Осеннее дерево» из оборванных кусочков зеленой, желтой и оранжевой бумаги

23.

Складывание фигурок из бумаги – оригами. Поздравительная открытка со складным цветком

24.

Поздравительная открытка со складной фигуркой кошечки

25.

Складной конверт из бумаги

26.

Наборное полотно из бумаги

27.

Пакетик для сыпучих продуктов

Работа с глиной и пластилином (2 ч.)

28.

Приемы работы с пластилином. Лепка «Цыпленок»

29.

Лепка «Курочка в корзинке»

Работа с бумагой (4 ч.)

30.

Приемы резания ножницами по прямым коротким линиям. Конструирование игрушки «Бумажный фонарик»

31.

Надрез ножницами по прямой короткой вертикальной  линии без предварительной разметки «Декоративная веточка»

32.

Надрез по короткой наклонной линии по шаблону «Флажки»

33.

Прием резания ножницами по прямым длинным линиям. Конструирование цветка из бумажных полос

III - четверть

Работа с глиной и пластилином (1 ч.)

34.

Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Животные «Котик»

Работа с бумагой (4 ч.)

35.

Приемы резания ножницами по кривым линиям «Листочки»

36.

Аппликация «Радуга»

37.

Приемы работы с бумагой (сминание, скатывание). Аппликация «Ветка рябины»

38.

Приемы резания ножницами по кривым линиям (скругление углов). Аппликация «Цветы в корзине»

Работа с нитками (5 ч.)

39.

Что надо знать о нитках. Наматывание ниток в клубок

40.

Наматывание ниток. Катушка для ниток «Бабочка»

41.

Изготовление кисточки из ниток

42.

Бантик из ниток

43.

Плетеная косичка из ниток

Работа с бумагой  (16 ч.)

44.

Вырезание из бумаги предметов округлой формы. Тренировочные упражнения. Аппликации «Фрукты на тарелке»

45.

Игрушка «Бумажный шар»

46.

Вырезание из бумаги круга. Аппликация «Снеговик»

47.

Вырезание из бумаги круга. Аппликация «Гусеница»

48.

Вырезание из бумаги овала. Игрушка «Цыпленок в скорлупе»

49.

Складывание фигурок из бумаги. Складной  пароходик.

50.

Складная пилотка из бумаги

51.

Складная курочка из бумаги

52.

Складной зайчик из бумаги

IV - четверть

53.

Приемы сгибания бумаги «Стрела»

54.

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Изготовление плетенного коврика из полос бумаги.

55.

Симметричный надрез по волнообразной линии. Изготовление из бумаги «Птичка»

56.

Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной пополам. Закладка с прорезным геометрическим орнаментом

57.

Симметричное вырезание предметов из бумаги, сложенной пополам. Аппликация  «Самолет в облаках»

58.

Полуобъёмная аппликация из бумаги «Подсолнух»

Работа с глиной и пластилином (2 ч.)

59.

Лепка из пластилина макета «Снегурочка в лесу»

60.

Пластилиновый клоун Федя»

Работа с природным материалом (1 ч.)

61.

Что надо знать о природных материалах. Конструирование из тростниковой травы и пластилина «Ежик»

Работа с бумагой (2 ч.)

62.

Вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной несколько раз. Коллективная аппликация «Букет цветов»

63.

Складывание из бумаги.  Приемы сгибания. Изготовление декоративной птицы

Работа с нитками (3 ч.)

64.

Как работать с нитками. Приемы шитья «игла вверх-вниз». Шитье по проколам (вертикальные, горизонтальные, наклонные стежки)

65.

Шитье по проколам «Треугольник, квадрат, круг»

66.

Приемы вышивания «в два приема» по прямым и наклонным линиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...