Синестетические упражнения
статья на тему

Синестетические упражнения на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinesteziya_2.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

   Процесс познания ребенком объективного мира включает чувственное и рациональное начало. Они находятся в органических взаимосвязях. Развитие ощущений и восприятия - предпосылка к более сложным процессам умственного и эстетического воспитания.

  На основе ощущений развиваются восприятие и внимание, затем память, речь, мышление и воображение. 

  Под синестезией (от греч. synalsthesis - совместное чувство, одновременное ощущение) понимается «явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. По своей природе синестезия, по-видимому, представляет усиленное взаимодействие анализаторов» . Явления окружающего мира человек воспринимает всеми органами чувств, соответственно, комбинаций между ними может быть довольно большое количество, причем каждая комбинация может быть при этом определенным видом синестезии.

  Процесс сенсорного развития человека начинается с ощущений. Это процесс получения информации через органы чувств. Существуют пять органов чувств, которые имеют сложное строение. Каждый из них устроен так, чтобы получать только какую-то часть информации из всего информационного потока, определенный ее вид, который содержит сведения об одном или двух свойствах предметов. Кроме зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания - ощущений, которые имеют органы чувств, у человека есть рецепторы, чувствительные клетки, которые получают другую информацию.

Синестезия –это возникновение ощущения. Не свойственное данному органу чувств, а  характерное для другого органа чувств.

  В настоящее время под синестезией понимается прием, состоящий в описании ощущений, принадлежащих к одной психической модальности, с помощью лексики, используемой обычно для характеристики ощущений другой .

  Известно, что синтез нескольких видов искусств оказывает наибольшее влияние на развитие образного мышления. Его, т.е. синтез, широко используют приверженцы «Педагогики переживания» для развития образного восприятия.

Синестетические упражнения в значительной степени способствует развитию восприятия музыки, живописи, литературы. Предложенная система позволяет выявить и развивать уровень способностей к самостоятельному мышлению обучаемого, определить типологические свойства личности в целях ее совершенствования.

Использование предложенной методики дает и косвенные результаты:

- выявление художественных и музыкальных способностей школьника, что также важно в педагогическом контексте;

- стимулирование интереса учащихся к искусству;

- активизация их мыслительной деятельности;

- развитие творческой фантазии, колористического и интонационного мышления. 

Школьники любого возраста с пристрастием относятся к искусству, с интересом анализируют художественные произведения, так как в них отражается духовный мир автора, композитора, художника. Таким образом возможно приобщить ребенка к культуре, в которой он живет. Анализируя произведение искусства, он способен передать свои эмоциональные ощущения.

В настоящее время практиками активно разрабатываются новые перспективные методики, посвященные изучению и развитию синестетических способностей. Предложенный экспериментальный комплекс уроков представляет собой синтез разнообразных упражнений, направлен на развитие синестетических способностей и отвечает современным принципам полиэстетического воспитания. Каждый из уроков построен по определенной схеме и включает в себя:

· зрительные наблюдения школьников над тем или иным явлением;

· перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, литературное творчество);

· собственное творчество учащихся, самостоятельное порождение творческого продукта.

На проведенных уроках учащимся были предложены музыкальные отрывки, репродукции, фотографии, стихотворные тексты, с опорой на которые сами школьники проявляли свои речевые и творческие способности.

Работа учителя и школьника над каким-либо произведением искусства должна включать в себя следующие этапы:

1. Подбор произведения, которое будет интересно большинству учащихся. Можно сопроводить музыкальный отрывок или репродукцию воспоминаниями самого автора, подходящим по смыслу эпиграфом. Слушая музыку или рассматривая изображение, ученик представит себе определенные образы, картины, испытает различные чувства. Все это он опишет словами.

2. Краткое знакомство с композитором или художником. Биографическая справка, которую можно сопроводить презентацией или сообщением учащегося.

3. Первичное слушание музыкального отрывка или внимательное рассмотрение репродукции или фотографии. Следует заранее предупредить учащихся о том, чтобы они писали не то, что им уже известно об этом предмете, явлении, а то, что представляли, чувствовали, слушая музыку или рассматривая картину.

4. Устное описание впечатлений. Все желающие на уроке могут высказаться.

5. Если учитель планирует посвятить музыкальному произведению или картине весь урок, дать задание написать сочинение по впечатлениям, то необходимо провести перед сочинением подготовительную работу (дать опорные слова, провести словарно-семантическую работу, предложить образцы сочинений).

6. Повторное слушание (музыки) или подробный анализ композиции картины.

7. Написание сочинения.

Подробнее рассмотрим отдельные упражнения из комплекса. Каждый из уроков был посвящен той или иной комбинации ощущений. Большинство упражнений было направлено на развитие ощущений, связанных со зрительными, слуховыми и осязательными комбинациями, так как именно их развитие позволяет учащемуся быстрее усваивать учебную программу, активно развивать свои речевые умения. Как было сказано выше, человек познает мир активнее всего с помощью органов зрения и слуха, поэтому многие упражнения предполагали включение именно этих органов чувств в активную работу.

1.Внимательно рассмотрите репродукцию картины Я. Рейсдаля «Водопад». Что изображено на картине? Какие из рассмотренных нами метафор и эпитетов вы бы применили, описывая эту картину? Почему? Какое время года здесь изображено? Какие чувства и мысли вызывает у вас эта картина? Подробнее коснемся цветов. Какие цвета преобладают на картине? Какие цвета использовал художник, чтобы подчеркнуть характер изображения? Теплые или холодные? Какие цвета мы отнесем к теплым? Какие к холодным? Проанализируем композицию. Что изображено на переднем плане картины? На заднем? Какая деталь привлекла ваше внимание? Подумаем, где может быть этот водопад? Какие события могут происходить около него? Кто может жить рядом?

Напишите мини-сочинение из 8-10 предложений. В нем вы должны рассказать о своих впечатлениях. Придумайте историю, связанную с этим изображением. Представьте, что вы сами находитесь у этого водопада. Какие чувства и эмоции вы испытываете? Какие звуки слышите? Какие запахи?

Ребята вспоминают эпитеты и метафоры, создают собственные тексты по впечатлениям. Большинству картина понравилась, многие отметили её «звучание», смогли представить журчание воды и пение птиц.

Примеры сочинений.

Глядя на эту картину, я представил себя у этого водопада. Вокруг никого нет, слышно только пение птиц и журчание воды. Вокруг аромат горных цветов и свежей листвы. Если коснуться воды, то на ощупь она гладкая, холодная. Приятно в жаркий день провести время у водопада, пройтись по камням, почувствовать летнюю прохладу. В такое время хочется подумать, помечтать и просто насладиться отдыхом на природе.

По настроению мне очень близка эта картина. Пару лет назад мы отдыхали у настоящего водопада всей семьей, поэтому я сразу же вспомнил это счастливое время. Картина чудесна своей фотографичностью. Хочется заглянуть за ее рамки, мне представляется чудесная живописная панорама. Начинает казаться, что ты находишься внутри, слышишь звуки и запахи, звук потоков воды, разбивающихся о гладкие камни, свежий запах листвы, кожей чувствуешь легкое прикосновение ветра, шуршание травы и отдаленные голоса птиц, кричащих от счастья высоко в небе.

Опираясь на эти яркие примеры, мы можем судить о развитии творческого мышления учащихся, о речевых способностях, уровне развития синестетических способностей.

2. Но звучать могут не только картины. Нередко, читая стихотворение, мы сталкиваемся с такими тропами, при которых сочетание гласных или согласных букв создают звучащую картину. Как называют такие тропы? Правильно, аллитерация и ассонанс. Давайте проанализируем отрывок из стихотворения Э.Асадова «Зимняя сказка». Найдите аллитерацию и ассонанс:

Метелица, как медведица,

Весь вечер буянит зло,

То воет внизу под лестницей,

То лапой скребет стекло.

Дома под ветром сутулятся,

Плывут в молоке огоньки,

Стоят постовые на улицах,

Как белые снеговики.

Сугробы выгнули спины,

Пушистые, как из ваты,

И жмутся к домам машины,

Как зябнущие щенята…

Кружится ветер белый,

Посвистывая на бегу…

Мне нужно заняться делом,

А я никак не могу.

Приемник бурчит бессвязно,

В доме прохладней к ночи,

Чайник мурлычет важно,

А закипать не хочет.

Все в мире сейчас загадочно,

Все будто летит куда-то,

Метельно, красиво, сказочно…

А сказкам я верю свято…

Какие слова создают эффект звучащей картины? Какую картину вы представили себе, прочитав стихотворение?

Итак, мы  проанализировали картину и стихотворение, сделали вывод о том, что они могут «звучать», то есть у человека могут рождаться ассоциации со звуками, запахом, возможно, вкусом при взгляде на картину или при чтении текста.

3. То же самое может происходить при прослушивании музыки. Предлагается послушаете небольшой отрывок из произведения М.Чюрлениса «Соната леса», а после в нескольких предложениях описать свои впечатления, ощущения, попробовать  в словах нарисовать ту картину, которую представили.

Я представил рассвет. На берегу моря сидит девушка. Вокруг лес, только что наступила весна. Девушка печальна, она мечтает, волны плещутся и разбиваются о её ноги. Лес не шумит, а пытается угадать ее мысли. Изредка поют птицы. Потом девушка поднимается, медленно идет к лесу, как будто что-то ищет, как будто чего-то ждет, но не получает ответа…

Меня привлекло название самого музыкального произведения. «Соната леса». Почему соната? Может ли лес исполнять сонату? Действительно, может. Ранним утром, когда всё только просыпается, солнце появляется из-за горизонта, птицы начинают пить росу, выступившую за ночь на лепестках волшебных цветов, повсюду порхают бабочки, маленькие зверята выглядывают опасливо из кустов и начинают резвиться, пока их взрослые родители, потягиваясь, вылезают из своих укрытий. Гармония и мир царят в этом лесу, и так будет всегда

Лес начинает петь сонату, когда наступает лето. Весна уходит, уступая место молодому зеленому времени года, которое приносит с собой спокойствие и умиротворение. Восхитительные краски рождают в моем воображении звуки этой музыки. Сочные зеленые, голубые тона - цвета ясного неба и листвы, пурпурные и лимонные - цветов с бархатными лепестками, изумрудные и салатные - травы и молодых кустарников. Всё это сливается в единую неповторимую картину, которую можно увидеть только во сне. И только во сне ощутить этот незабываемый пьянящий аромат лета…

4. Предлагаются четыре изображения. Также четыре музыкальных фрагмента. Задача – подписать под картинкой номер того музыкального отрывка, с которым у вас ассоциируется то или иное изображение.

5.Учащимся предлагается из следующего перечня слов - хмуролык, мулум, мухогрыз, шушунька, музявка, игропрыг, воздуходержатель, холодообогреватель, утюготелемобифон - выбрать одно (или придумать своё) и написать небольшой текст, в котором необходимо было рассказать, что это за предмет или существо, где живет, для чего используется, чем питается или как работает, какие звуки издает и др.

Визуализация звуковых и зрительных впечатлений в словесном выражении позволяет педагогу составить наиболее точную картину развития речевых способностей учащихся класса. Анализировать явление, воплощенное на бумаге, значительно легче, чем то, что произносится в устной речи.

О визуализации мы можем говорить и при описании впечатлений после прослушивания музыки. Школьники нередко в этом случае подключают свои аудиовизуальные впечатления. В науке их называют «цветным слухом». Полученные рисунки и рассказы с отраженным в них содержанием и формой произведения служат своеобразным визуально фиксированным документом, позволяющим, с одной стороны, судить о глубине восприятия музыки и необычного образа неизвестного слова, а с другой, о типологических особенностях речевого развития самих учащихся.

Отметим тот факт, что методика «музыкальной графики», или «звуковой живописи» не нова для современной лингвистики. С 1962 г. «звуковая живопись» была введена в учебный курс венской Академии музыки и изобразительного искусства, а инициативная группа оформилась в небольшой институт, при котором был создан специальный музей лучших «портретов» музыки. Проведенный в этом институте анализ доказывает эффективность и перспективность методики рисования музыки в педагогике

Уроки, направленные на диагностику и формирование различных типов синестем, является попыткой интеграции различных видов искусств на уроке МХК с целью развития речи, творческого и эстетического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока.Тема: "Акробатические упражнения, упражнения на фитболах, танцевально - ритмические упражнения, упражнения кроссфита."

Дата проведения:06.02.2014г.     Место проведения:  спортзал МБОУ  Оболенская СОШ  Серпуховского района Подмосковья....

Технические упражнения в спортивном ориентирование(Сборник упражнений по спортивному ориентированию) Методическое пособие

Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образов...

Консультация для воспитателей "Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения"

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движени...

Комплекс дыхательных упражнений и упражнений для укрепления горла, снятия напряжения.

В данной публикации содержится комплекс упражнений над дыханием, укреплением гортани из "Вокального букваря" (Е.М Пекерской)...

Памятка ГТО.Комплекс упражнений ОФП для учащихся II возрастной ступени ГТО Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.    Тренируемое качество: Сила, силовая выносливость...