Доклад на методическом совете: "Проблемы компетентностного подхода в свете модернизации образования"
статья на тему

Васина Юлия Александровна

Доклад на методическом совете: Проблемы компетентностного подхода в свете модернизации образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на методическом совете

Проблемы компетентностного подхода в свете модернизации образования.

Современные цели образования за последние годы изменились довольно серьезно.  Приведу в качестве примера цитату из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., которая ориентирует нас на новые задачи: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е.ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». В современном образовании под ключевыми компетенциями подразумевают  наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Таким образом, главным результатом образования является развитие функционально грамотной личности.

Функционально грамотная личность – это личность, которая  способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Таким образом:

  1. Задачей современного образования является формирования способности человека к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях. Это умение связано с информационной компетентностью, т.е. способностью определить недостающую информацию, а также искать, анализировать и синтезировать новую информацию. Оно будет особенно важно в будущем, т.к. количество информации в мире лавинообразно нарастает.
  2. Не менее важно формировать у учащихся компетентность в решении проблем, т.е. способность ставить и решать определенные типы рациональных задач: определять цели, оценивать ситуацию, переводить общую цель в конкретные задачи, планировать последовательность решения, временные затраты, выбирать адекватные задачам методы и формы презентации результатов, оценивать успешность, быть готовым к постановке задачи на саморазвитие.
  3. Важнейшую роль в подготовке человека будущего играет коммуникативная компетентность – способность ставить и решать коммуникативные задачи.
  4. Мы часто говорим о том, что в школе нам нужны не только знания.  В результате может сложиться впечатление, что знания давать не надо, но это не верно.  Для поиска нужной информации, решения проблем и коммуникации человеку необходима ориентировочная основа. Система знаний (целостная картина мира) дает такую основу для деятельности современному человеку. Причем очень важно учить школьников пользоваться теми знаниями, которыми они обладают. Таким образом, важны не столько сами знания, а сколько умения ими пользоваться.

Итак, подводя итог, необходимо отметить следующее:

В процессе  модернизации школы сегодня  изменились акценты в образовании.

Ранее: знаниевый подход                                                 сегодня: компетентностный подход

                          З                                                                                                   К

            У                           Н                                                                     З                             З

                                                                                                                        Знаниевые элементы                                                                                                                                            

Актуальные вопросы  школьного образования в рамках  компетентностного подхода.

  • Знания, полученные учащимися в рамках школьной программы:
  1. Быстро забываются (через 3-5 лет)
  2. Быстро устаревают (из-за мощного потока новой информации)
  • В последние годы (10-15 лет) темп нововведений очень превышен, следовательно учителя воспринимают все новшества как белый фон (снижается чувствительность к этим изменениям)
  • Растущее социальное неравенство приводит к тому, что некоторые слои населения начинают ощущать неверие в школу

Методическая составляющая в рамках компетентностного подхода предъявляет некоторые условия (требования) к  современной школе:

  1. Метод оценивания (старая система уже не работает). Например, как оценить по 5-бальной системе критическое мышление уч-ся? (точка зрения учителя не может здесь считаться объективной).
  2. Социально-ролевые взаимоотношения ( учитель - ученик). Например, учитель уже не должен ходить во время урока по рядам, не должен заглядывать в тетради уч-ся, контролируя тем самым, что они записывают, а что нет и т.д.
  3. Уроки в рамках компетентностного подхода предполагают использование активных методов.

 Справка: к активным методам преподавания относят,  например, метод мозгового штурма (экспертный метод решения проблем, где уч-ся выступают в роли экспертов, а не в роли традиционных  учащихся; метод SWOT-анализа и др.)

НО:

А) на уроках с использованием активных методов очень сложно давать новую тему, (практически невозможно)

Б) активные методы целесообразнее всего использовать на повторительно-обобщающих уроках (когда осуществляется отработка умений – компетенций на основе полученных ранее знаний).

В) домашнее задание должно быть творческого типа (проект, исследование, эссе и т.д.)

4) изменение активного начала (роль учащихся – активная, а  учитель – тьютор, который направляет, организует)

5) проблема российских школьников сегодня – функциональная грамотность (информационная компетентность).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19-26.

2. Бозаджиев В. Л. О соотношении понятий «компетенция» и «компетентность» в контексте образования / В. Л. Бозаджиев // Вестник Института психологии и педагогики. - 2005. - № 4. – 120 с.

3. Далингер В. А. Компетентностный подход - Альтернатива экстенсивному пути развития системы образования / В. А. Далингер // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 10. - С. 46-47.

4. Жафяров А. Ж. Компетентностный подход к изучению школьного курса алгебры / А. Ж. Жафяров // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 8. - С. 64-68.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

6. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку".

Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения и как резуль...

Компетентностный подход в условиях дополнительного образования

Статья содержит описание практики о внедрении идей компетентностно – ориентиованного экологического образования на занятиях детского экологического объединения «Ритмы природы»...

Семинар "Система оценивания учебных достижений школьников в традиционной школе и в свете модернизации образования"

Традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности, которая признана ключевой компетенцией; затрудняет индивидуализацию обучени...

Модификация программного обеспечения трудового обучения в свете модернизации образования в РФ.

Проблемы и задачи профориентационной работы в коррекционных школах VIII вида....

Реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании

Статья подготовлена для участия в Открытой региональной научно-практической конференции "Колледж XXI века - опыт, компетенции, проекты".Выходные данные:Бирбаева Я.Ж., Гармаева Э.Б., Дамбаева...