Компетентностный подход в условиях дополнительного образования
статья по экологии (8 класс) по теме

Грабовская Вера Александровна

    Статья содержит описание практики о внедрении идей компетентностно – ориентиованного экологического образования на занятиях детского экологического объединения «Ритмы природы» МОУ ДОД Заиграевского центра детского и юношеского творчества Республики Бурятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podhod_v_ekol_dop_obrazovanii_2011.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение идей компетентностно – ориентиованного экологического образования на занятиях детского экологического объединения «Ритмы природы»

       Современные условия диктуют необходимость воспитания новых людей, обладающих чувством ответственности, и благоразумного отношения друг к другу и среде своего обитания. Сегодня необходимо искать пути более эффективной социализации подрастающего поколения, поскольку деятельность нынешних школьников определяет «вектор будущего мирового сообщества».

      Практика работы показывает, что эффективная реализация научного потенциала на занятиях естественно – биологического цикла в целом, и на занятиях экологического объединения «Ритмы природы» в частности способствует использованию идей компетентностного подхода, выраженного в компетентностно – ориентированном экологическом образовании. Которое в свою очередь решает задачи по внедрению в учебно – воспитательный процесс продуктивных форм и методов мотивации при изучении предметов данного направления. Идеи компетентностно – ориентированного образования на занятиях детского экологического объединения «Ритмы природы» позволяет мне создать условия для привития опыта познавательной деятельности, осуществления творческой деятельности, которые в современной литературе носят название компетентность.

Внедрение идей компетентностно – ориентированного экологического образования на занятиях позволяет мне решать ключевые проблемы в работе с детьми первого, второго и третьего года обучения:

    - сохранение здоровья и обеспечение успешности каждого воспитанника на основе оптимизации социального пространства занятия;

   - создание условий для привития опыта учебно – практической самостоятельности и личной ответственности, навыков образовательного самоопределения, самореализации.

Использование идей компетентностно – ориентированного образования обеспечивает реализацию основных принципов развивающего обучения, которая выделяет в структуре занятия 4 основных компонента:

    - поставку учебной задачи;

    - учебные действия;

    - действия контроля и оценки.

Мною апробируется опыт организации работы школьников по следующей схеме построения образовательно - воспитательного пространства, который на занятиях позволяет формировать базовые навыки деятельности по предмету экология:

     – это пространство подготовки представленное разнообразием форм, методов и средств деятельности (КТД, создание разных видов проектов, результаты самостоятельной и практической работы);

     - это пространство опыта (момент предъявления воспитанником своего результата, продукта своей деятельности на НПК, конкурсах экологической направленности).

Выше обозначенные приемы и методы, по моим наблюдениям, отзывам обучающихся, обеспечивают насыщенность и многообразие образовательной среды. Внедрение идей компетентностно – ориентированного образования на занятиях экологического объединения «Ритмы природы» способствуют также созданию ситуации успеха через введение элементов индивидуализированного обучения на основе вариативности домашних заданий, учитывающих уровень потребностей, интересов, способностей и возможностей воспитанников.  Поэтому образовательно - воспитательный процесс протекает в условиях мотивированного управления самостоятельной учебно – познавательной деятельностью воспитанников, что существенно меняет мою роль как педагога и воспитанников, так как в этом случае именно им принадлежит инициатива в определении содержания самостоятельной работы на занятии. При компетентностно – ориентированном образовании дети получают опыт участия в дискуссиях, осмыслении и планировании собственной деятельности при изучении более глубоких и сложных вопросов по экологии. Компетентностно – ориентированное экологическое образование создает условия для самообучения, как одного из ведущих принципов образовательно - воспитательного процесса. Осознание того, что современным школьникам  необходимы навыки социальной адаптации, привели меня к активному внедрению проектных, исследовательских методов и средств обучения, которые помогают обучающимся в их самоутверждении, самоизменении. Групповая форма работы на занятиях решает многие вопросы, связанные с вопросами межличностного взаимодействия обучающихся и помогает им овладеть новыми способами в установлении контактов между собой. В процессе такой работы они учатся понимать друг друга, высказывать и отстаивать свою точку зрения, но самое важное они учатся слушать и слышать, оценивать. При выполнении индивидуального задания стараюсь научить детей оценивать самих себя, друг друга. Совместная групповая деятельность способствует воспитанию объективности, доброжелательности и ответственности за учебные достижения. В данном взаимодействии дети приобретают опыт социальных отношений, наращивают предметные компетентности. На основе оптимального сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы на занятиях создаю ситуацию успеха, которая обеспечивает эффективную мотивацию для превращения предметных знаний по экологии в универсальные средства решения учебно – познавательных задач.

      Приобретаемые теоретические знания на занятиях детского экологического объединения «Ритмы природы» закрепляем практическими исследованиями и природоохранными проектами. При этом проявляется осознание посильного вклада каждого воспитанника в сохранение биологического разнообразия природы родного села, формируется потребность постоянной заботы, положительных, целесообразных действий с природой. Данная система работы, направленная на внедрение идей компетентностно – ориентированного экологического образования способствует созданию и апробации авторских программ по экологии и методических разработок, необходимых в образовательно – воспитательном процессе воспитанников. Особую роль в этом стоит отвести участию учащихся 9 - 11классов в работе Республиканской заочной экологической школы, которая предоставляет детям новые образовательные услуги и использует в своей работе современные технологии, такие как дистанционное обучение. Также наши школьники привлекаются к работе профильного экологического лагеря «Березка», прежде всего заинтересованные исследовательской и природоохранной деятельностью. Видеть, чувствовать свою полезность и значимость не в покорении природы, а в заботе о ней не на словах, а на конкретном деле – это и есть неоценимое значение летних полевых исследований.  В заключении мне хотелось бы сказать о том, что на занятиях экологического объединения пытаюсь организовать такое взаимодействие, которое создает условия для развития следующих ключевых компетентностей: коммуникативных, информационных, организационных и компетентности умения (перевода обучения в самообучение, саморазвитие).