Психологический аспект целевого блока урока(занятия)
материал на тему

Марченко Ольга Викторовна

Педагогу - как формировать целеполагание у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiholog._aspekt_tselevogo_bloka_uroka.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии.

Джакомо Леопарди

итальянский романтический поэт,

 мыслитель-моралист

1798 – 1837

Зрелая мотивационная сфера ученика включает цели:

  • Реализация  мотивов зависит от процесса целеполагания, т.е. умения школьников  ставить цели и достигать их в обучении.
  • Цель без мотива не определяет учебной деятельности. Но и мотив без цели может остаться благим намерением.
  • Мотив создаёт установку к достижению, а цель, её осмысливание обеспечивает реальное выполнение действий.
  • Цель должна быть осмыслена (понятна) и принята учеником.
  • Наличие умений постановки целей является показателем зрелости мотивационной сферы ученика.

Основное содержание целеполагания (что формировать?) определяется следующим образом:

Виды целей

              Конечные        Промежуточные        

Уровни целей:

  • Широкие
  • Учебно-познавательные
  • Цели самообразования
  • Социальные

Качества целей

Проявления целей

Новые

Доведение работы до конца или откладывание

Нестереотипные

Завершённость или незавершённость действия

Гибкие

Преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении

Перспективные

Отсутствие отвлечения или постоянная отвлекаемость

Сознательная постановка целей связана:

  • С развитием произвольности поведения
  • С принятием решения
  • С проявлением волевого усилия

В результате воспитывается активная личность, умеющая сознательно намечать свои цели и создавать условия для их реализации

При целеполагании обучать школьников:

  1. Отбирать цели, соответствующие задачам обучения и воспитания. (Примерить задание к ученику; связать цель задания с опытом, возможностями ученика; создать мотивацию успеха).
  2. Понять и принять цели от учителя (Принять – это значит сделать цель своей).
  3. Самостоятельная постановка цели.  (Уметь мысленно представить цель; уметь сформулировать цель).
  4. Соотносить цели со своими возможностями (самооценкой, притязанием).
  5. Проверять и уточнять цели.
  6. Ставить много целей. Определять главные и второстепенные цели.
  7. Определять порядок достижения целей, их последовательность.
  8. Ставить новые цели с учётом достижения предыдущих целей (пути к успеху).
  9. Конкретизировать цели в зависимости от условий действий.
  10. Ставить цели гибкие, с учётом изменений ситуации, обстановки.
  11. Ставить перспективные цели (находящие за пределами данной ситуации).
  12. Ставить нестандартные (оригинальные) цели. Приближение к творчеству.

Ситуация.

Исследования в общеобразовательных школах РФ показывают, что обучающиеся младших классов плохо владеют умением целеполагания (до 50% учеников цель теряют). Не осознают частных целей, не видят средств достижения этой цели.

Какова роль учителя в процессе целеполагания?

Решение. Учитель должен совместно с обучающимися ставить цели, их анализировать и добиваться результата. Проявлять кропотливость и настойчивость, пока ученик сам этому не научится.

Для формирования целеполагания необходимо создавать перед обучающимися специальные ситуации, которые высвечивают те или иные стороны целеполагания:

  1. Прерывание и незавершённость деятельности по внешним причинам. Возвращение к прерванному заданию и его возобновление.
  2. Выполнение задачи разной трудности и обоснование этого выбора.
  3. Реакция на ошибку. Способность самостоятельно обнаружить ошибку и выбрать действия, направленные на её исправление, обращение за помощью к взрослому.
  4. Создание помех, дефицита времени, соревнований.
  5. Постановка перспективных целей придаёт личности нравственную устойчивость.

        

Психологический аспект http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=47581065-01-72&n=21

целевого блока урока

Информация подготовлена

педагогом-психологом

 МБОУ СОШ № 1 г. Охи

О.В. Марченко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление завуча по теме"Психологические аспекты управления педколлективом: достижения и проблемы"

Показана особенность управления педколлективом школы, систематизарованы компоненты и принципы системы управления....

Психологический аспект исследовательской деятельности учащихся

Какие качества необходимы человеку в процессе исследования? Чем отличается психологический портрет юного исследователя? И достаточно ли иметь только врождённые способности к исследованию или необходим...

Психологические аспекты толерантности

Что такое толерантность с точки зрения психологии? В психологии, как и в других областях научного знания, следует различать обыденные и собственно научные определения толерантности....

Психологический аспект урока английского языка

Эффективность учебного процесса во многом определяется психологическим компонентом урока, умением учителя организовать совместное педагогическое общение  с учащимися.Важной функцией такого ...

Методическая разработка по теме "Психологические аспекты в обучении технике прыжка высоту".

Методическая разработка по теме "Психологические аспекты в обучении технике прыжка  высоту"....

Основные аспекты целевой школьной подпрограммы «Управление качеством образования», ожидаемый результат, формы мониторинга достижения результат

Важным условием повышения качества образования является повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с новыми требованиями к уровню их профессионализма, повышение качества резуль...