Памятки для детей по русскому языку и литературе
учебно-методический материал

Березовская Анастасия Николаевна

В данном разделе учащиеся найдут памятки по фонетическому разбору, синтаксическому разбору, по написанию сочинения, познакомятся с видами ошибок в творческих работах, а также вспомнят основные термины литературоведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_dlya_detey.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетический разбор

                                                        ударный

? гласный

                                                        безударный

                                                        звонкий        твердый

? согласный                                                        

                                                        глухой                мягкий                        

например        

        

        Я - МА        

                        [ Й ’]  -  согласный, звонкий, мягкий

   Я                                

                        [ А  ]   -  гласный, ударный

  М   -------     [ М ]  -   гласный, звонкий, твердый  

   А   -------     [ А ]   -   гласный, безударный

3 буквы,   4 звука

Написанное  -  устный разбор

Красным выделено – письменный разбор

 

Гласные

                буквы                                        звуки

        

                         А                -             [ А ]

                        Е                -            ’[ Э ]        

                        Ё                -            ’[ О ]                        А

                        И                -             [ И ]                        О

   10           У                -             [ У ]        6                И

                        Ы                -             [ Ы ]                        Ы

                        Э                -            ’[ Э ]                        Э

                        Ю                -            ’[ У ]                        У

                        Я                -            ’[ А ]

                        О                -            ’[ О ]

                                

Е,  Ё,  Ю,  Я

    после                        Е  -  ’[ Э ]        Ю  -  ’[ У ]        

согласных                Ё  - ’[ О ]       Я   -  ’[ А ]

Согласные  звуки

        звонкие                                                глухие

                Б                                -                                П

                В                                -                                Ф

                Г                                -                                К

                Д                                -                                Т

                Ж                                -                                Ш

                З                                -                                С

[ й’, л, м, н, р ]                   [ х, ц, ч’, щ’]

        твёрдые                                                мягкие

                Б                                -                                Б

                В                                -                                В

                Г                                -                                Г

                …                                -                                …

    [ ж, ш, ц ]                         [ й, ч’, щ’]

Знаки препинания между

однородными членами

с союзами

соединительными:

                       1       и        

                       2       , да и 

                       3       и      ,       и

                       4  и      , и       , и

                       5  ни        , ни  

                       6  как       , так и

                       7  не только      , но и 

разделительными:

  1.         или  (иль)        2        ,  но

3 то         ,  то              4 не то        , не то

противительными:

1         ,  а                     2         , но

3         , да (но)            4         , однако

5         , зато                6 хотя и        , но 

[        :        ,         ,          -  … ]

Запятая ставится:

  1. Перед союзами:

КАК,    СЛОВНО,    ТОЧНО,

БУДТО,    КАК  БУДТО,    ЧТО,  

ЧЕМ,    НЕЖЕЛИ

Союзы равны слову «подобно»

Ползли серые, как дым, облака.

                                        , словно дым,

                                        , точно дым,

                                        , будто дым,

                                         , что дым,

  1. В оборотах:

так, как и

такой, как и

не кто иной, как

не что иное, как

Запятая не ставится:

  1. Оборот образует именную часть сказуемого или тесно связан

    со сказуемым

Школьный двор  как   сад

                               словно

                               будто

                               точно

                               что

  1. Оборот – характер устойчивого выражения

Все идет как по маслу

                ( хорошо )

Ь знак после шипящих

        пишется                                        не пишется

у существительных

*3 склонения                *2 склонения

молодежь                                товарищ

                                                *1 склонения – мн.ч.

                                                        много туч

у прилагательных

                                     *кратких

хорош

у глаголов

*1, 2 лица

  идёшь 

*в неопределённой форме

  стеречь

*в повелительном наклонении

  отрежьте

у наречий

*после ш,  ч                                *после ж

  вскачь                                          замуж

                                                         (искл. настежь)

Падеж

Вопросы

Предлоги

Именительный

Есть

Кто? Что?

Родительный

Нет

Кого? Чего?

Откуда? Где?

От, до, из, без, у, для, с, около, вокруг

Дательный

Дать

Кому, чему?

Куда? Где?

К, по

Винительный

Вижу

Кого, что? Куда?

В, на, за, под, через

Творительный

Доволен

Кем, чем?

Где?

За, над, под, перед, с

Предложный

Думаю

О ком? О чем? Где?

Обо, о, в, во, на

Падежи

Подлежащее

Кто?

Что?

Выражено:

существительным

местоимением

Ветер

Сказуемое

Что делает?

Каков?

Кто такой?

Что такое?

Выражено:

глаголом

прилагательным

причастием

гонит

Обстоятельство

Где? Куда? Как?

Когда? Откуда?

Зачем? Почему?

Выражено:

наречием

существительным

деепричастием

по небу

Определение

Какой?

Чей?

Выражено:

прилагательным

причастием

порядковым числительным

местоимением

тёмные

Дополнение

Падежные вопросы кроме Кто? Что?

Выражены:

существительным

местоимением

тучи

Определи

  • Часть речи
  • Часть слова
  • Вспомни правило

Какой? Прилагат.

Оловянный

                 (искл.)

Предложение

  • Прочитай

  • Назови основу

  • Простое или сложное ?

  • Чем осложнено?

(обращением, вводными словами, причастным и деепричастным оборотом, однородными членами)

Сочинение – рассуждение

Вступление – рассуждение, тезис.

Основная часть – доказательства, примеры.

Заключение – вывод.

  1. Подчини свое сочинение определенной мысли. Продумай эпиграф – он должен выражать основную мысль.
  2. Вдумайся в формулировку темы, осмысли её содержание и границы, подумай, к чему обязывает каждое слово.
  3. Отбери материал для раскрытия главной мысли.
  4. Выбери форму написания сочинения.
  5. Продумай план, композицию, соблюдай соразмерность частей. Связывай их.
  6. Правильно выражай мысли. Используй небольшие цитаты.
  7. Главное – проверь сочинение правильно:

Содержание написанного;

Грамотность (написание слов, постановка знаков)

Прочитай работу ещё раз

8.   Аккуратно оформляй работу.

Ошибки в сочинении

Условные обозначения:

I – орфографическая    - нарушение норм орфографии

V- пунктуационная              и пунктуации

Г- грамматическая        - нарушение строя слова,                                

                                             словосочетания, предложения

С – в содержании сочинения

Р – нарушение формы употребления слова

                        С – Р           1 - 1            « 4 »

Например:   I-V-Г           1- 2 – 2           « 4 »

Ф – фактическая

[ ] – лишнее

> - расширить

= - не соответствует основной мысли

w - нарушена последовательность

 z - не выделен абзац

 z – абзац не выделять

1         2

√, √ - пропуск, вставить

П – неоправданный повтор

В – неудачное слово, выражение

М – неправильное употребление местоимения

Гобр. слова,                Гформа слова,                        Гсогл.

Гупр.        Гвид гл,        Г вр. Гл                                Г - = ,

Г деепр. об,                 Г 1, 2, 3,        Г подл,                Г полн. и крат,

Г прям. и косв,                Г гран. предл.                        Г постр. предл.        

Приемы и расчкрытие образа в сказке

  1. Троекратное повторение.
  2. Постепенное нарастание событий.
  3. Противопоставление:

а) положительные и отрицательные герои,

б) добро и зло,

в) победа доброго – поражение злого.

Особенности народной сказки

В содержании – сочетание необыкновенного, фантастического с действительным, жизненным, реальным.

В построении – зачин, троекратные повторы, концовка.

В языке – сказочные словосочетания ( «жили – были», «не спиться не лежится», «долго ли коротко ли»). Эпитеты («добрый молодец», «красна девица», «чисто поле», «темные леса»).

Изменение порядка слов.

Зачин

Вводная часть, в которой указывается место или время действия, называется герой.

«Из того ли-то из города из Мурома, Из того села Карачарова

Выезжал удаленький дородний добрый молодец»

Основная часть

Подробное, спокойное, медленное повествование.

Исход

Указывает на окончание былины или выражает величание героя.

« А тут Соловью ему славу поют,

Ай славу поют ему век по веку»

Особенности языка былин

  1. Повторения:

« Как у той ли у грязи у Чёрноей,

Да у той ли у берёзы у покляпыя,

Да у той ли у речки Смородины

Сидит Соловей Разбойник во сыром дубу, Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын».

  1. Постоянные эпитеты (определения, связанные устойчиво с каким-либо лицом или предметом):

«Добрый молодец», «чисто поле», «тугой лук», «чёрный ворон»

  1. Гиперболы (преувеличения):

 « От того ли-то от крику звериного,

 То все травушки-муравы уплетаются, Все лазуревы цветочки обсыпаются,

А что есть людей, то все мёртвы лежат»

  1. Сравнения:

«Ай черным черно, как чёрна ворона»

  1. Слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами:

 «Дороженьки», «травушки – муравушки», «солнышко»

Приёмы создания образа

 былинного героя

  1. Гиперболизация (преувеличение):

«Нагнано-то силушки черным-черно,

Ай черным-черноЮ как у чёрна ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживает, На добром коне никто тут не проезживает, Птица чёрный ворон не пролётывает, Серый зверь да не прорыскивает.

А подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал-то эту силушку великую

 Стал конём топтать да стал копьём колоть.

Ай побил он эту силу всю великую»

  1. Контраст (противоположность)

Вражья силушка великая – Илья Муромец,

Илья Муромец – Соловей Разбойник

Виды художественный произведений

  1. Эпические:

- роман, повесть, рассказ, басня

«Муму» Тургенева, «Хамелеон» Чехова. Автор рассказывает (повествует) о людях, об их жизни, событиях и природе.

  1. Лирические:

- стихотворения, песни

«Берёза» Есенина, «Тучи» Лермонтова.

Автор передаёт переживания, мысли и чувства, вызванные теми или иными явлениями жизни.

  1. Драматические:

- драмы, комедии, трагедии

«Барабанщица» Салынского.

Автор показывает в действиях, поступках, речах и переживаниях героев. Драматические произведения пишутся для сцены.

Рассказ

Рассказ – это вид художественного произведения.

Особенности рассказа:

  1. Рассказ обычно написан прозою. Например, рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

  1. В рассказе обычно описывается какое-то одно событие или сдучай. Например, побег Жилина из плена.

  1. Действующих лиц немного (Жилин, Костылин, Дина).

  1. Объём содержания небольшой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Памятки по русскому языку и литературе для обучающихся 5 - 11 классов.

Памятки по русскому языку и литературе для обучающихся 5 - 11 классов: рецензия, самостоятельный анализ художественного произведения, изобразительно-выразительные средства языка, члены предложения, ча...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...

Программа развития одаренных детей учителя русского языка и литературы

Цели программы:·        Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;·...

Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...