Информационно-библиотечный центр. Выступление
материал

Миронова Ирина Владимировна

Выступление на совещании кураторов на  тему: "Библиотека и куратор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Библиотека и куратор20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании Цикловой методической комиссии «Кураторов»

Тема: Библиотека и куратор

Задачей Информационно-библиотечного центра является не только обеспечение учащихся и преподавателей учебной, методической, научной и справочной литературой, но и  

  • оказание помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы
  • формирование теоретической и практической базы для моделирования воспитательной системы в группе
  • развитие творческих способностей педагога

Основными направлениями воспитательной работы библиотеки, как и классного руководителя являются:

- патриотизм

- политическая и правовая культура

- духовно-нравственная культура, эстетическое воспитание

- экологическое и трудовое воспитание

- экономическая культура и профориентация

- художественно-эстетическое воспитание

- формирование здорового образа жизни

 Чтобы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, интерес к словарям и энциклопедиям, интерес к собственным умениям по восприятию информации. Отметим, что сегодня библиотеке всё трудней противостоять альтернативным источникам информации. Учащиеся, молодое поколение много времени проводит в виртуальном мире. Библиотека же старается предложить им настоящее живое слово, втянуть в диалог, при этом внедряются инновации в обслуживании читателей. При ежегодном составлении плана культурно-просветительской работы библиотека учитывает интересы и пожелания учащихся и кураторов.

Взаимодействие классного руководителя и библиотеки осуществляется в двух направлениях:

  1. методической помощи, которую оказывает библиотекарь классному руководителю.
  2. совместной  деятельности классного руководителя и библиотеки.

Рассмотрим подробнее каждое направление.

Методическая помощь, оказываемая библиотекой классному руководителю (учителю-предметнику) подразумевает:

  • Знакомство с методической литературой по самым разным вопросам.

Библиотекарь систематически информирует классных руководителей о книжных новинках, которые поступают в библиотеку. Оформляется выставка новых книг и информационный листок «Новинки», который размещаемся в методическом кабинете и на сайте колледжа.

В библиотеке оформлена книжная полка «В помощь педагогу», где представлена литература профессиональной педагогической направленности. В том числе здесь имеются книги по воспитанию, книги в помощь классному руководителю.

Библиотека колледжа выписывает педагогические периодические издания. В 2016 году – это журналы: Официальные документы в образовании (бюллетень нормативных правовых актов), Специальное профессиональное образование + приложение, Профессиональное образование + приложение и газета Вестник СПО.  

  • Подбор литературы по изучаемой теме (как для учащихся, так и для классного руководителя).

Библиотека оказывает помощь студентам, классным руководителям и преподавателям. Помощь самая разнообразная – не только подбор материала к уроку, но и материал для написания сообщений, докладов, рефератов, обзоров, викторин, компьютерных презентаций по литературе, обществознанию, истории, химии, физике, обж, педагогике, краеведению и спецпредметам.

  • Осуществление связи с другими библиотеками города и организация их посещения.

Основная инициатива об участии в мероприятиях и конкурсах, проводимых библиотеками города, исходит от руководителя литературной гостиной Тришкиной Т.Н. Библиотека колледжа принимает участие в семинарах, совещаниях, вебинарах и массовых мероприятиях ЦБС, проводят совместные рейды по должникам.

Совместная деятельность библиотеки и классного руководителя.

В библиотеке используются различные формы сотрудничества библиотеки и классного руководителя. Это: беседы, экскурсии, викторины, конкурсы, библиотечные уроки, библиотечные часы, устные журналы, книжные выставки, обзоры, презентации книг, выпуски рекламных изданий, пополнение тематических папок и картотек, формирование банка рефератов и презентаций.

1. В помощь классным руководителям для подготовки и проведения тематических классных часов формируется банк презентаций, фильмов и рефератов. Темы классных часов обращаются в первую очередь к событиям, происходящим в мире и к новостям в области культуры и просвещение. Например: Презентации и фильмы: Поэты – юбиляры 2015, ВМФ РФ, Лидерские качества, как фактор успешного становления личности, CD-десерт, Наш край – Югра, Афганская война.

В канун праздника 9 Мая мы предлагаем Вам материал для проведения классного часа. Это фильмы и презентации: ВОВ (1941-1945), Нам дороги эти позабыть нельзя, 70- летию окончания ВОВ посвящается, Начало ВОВ, Посвящается памяти ВОВ.

2. К важным памятным датам библиотека представляет книжные выставки и обзоры, которые также помогают классным руководителям в работе. Тематика выставок самая разнообразная: Нам 30-ть, Воинской славе, доблести и чести посвящается, Международный день повара и День автомобилиста, Всемирный день здоровья, Международный день театра.

3. Большое значение в учебно-воспитательном процессе имеют библиотечные уроки. В настоящее время мы провели библиотечные часы в группах первокурсников по темам: Правила пользования библиотекой колледжа и Использование в учёбе электронной библиотечной системы BOOK.RU.

4. Очень интересная форма работы - «Библиотечные пятиминутки». Это - рассказ о новинках периодики, художественной литературы с аннотацией.

5. На базе библиотеки было организовано участие команды колледжа из 6 человек в Международной интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты». В течении полугода команда отвечала на вопросы по предметам образовательного цикла, а также энциклопедического характера.

В помощь проведения марш-броска по ГО библиотека подготовила и провела викторину (совместное мероприятие с Парулиным А.И.)

5. Массовые мероприятия. В этом году совместно с куратором группы С115 Жебковым Э.С. была организована вахта памяти, посвящённая участникам Афганской войны, а также проведены библиотечные часы с подбором фильмов, презентаций и литературы по данной тематике. Мероприятия проводились в месячник патриотического воспитания молодёжи. Подобные мероприятия позволяют расширить кругозор студентов, повысить их общий уровень культуры, воспитать настоящего гражданина.  

6. Участие в общеколледжных мероприятиях и конкурсах.

Библиотека в современном учебном заведении должна быть информационным и культурным центром для учащихся, преподавателей и классных руководителей.

Воспитать увлеченного читателя трудно. Здесь главное - организовать взаимодействие классного руководителя и библиотеки так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.  

Памятка:

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОМОЩЬ КУРАТОРАМ

1. Воспитательная деятельность педагога/ под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2008. – 336 с.

2. Методика воспитательной работы/ под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2009. – 160 с.

3. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М.: Педагогическое общество России, 2000

4. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Педагогическое общество России, 1999

5. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Первое сентября, 2004

6. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе. – М, 2000

7. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание…Воспитание! – М., 1996

8. Спутник классного руководителя/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 193 с.

9. Щуркова Н.Е. Классное руководство (теория, методика, технология). – М.: Педагогическое общество России, 2000

10. Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классных руководителей/ под ред. Л.В. Баль. – М.: Владос, 2003

11. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения. – М.: Академия, 2008. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный школьный информационно-библиотечный центр

Программа развития школьной библиотеки...

Информационно-библиотечный центр (ИБЦ) и качество образования в МОУ Захаровская СОШ

В данной статье представлено описание функционирования информационно-библиотечного центра как структуры  управления качеством образования МОУ Захаровская СОШ.  В ней раскрываются цель, задач...

вебинар "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности"

Представляю конспект вебинара "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей:  информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности", проведенного в рамках проекта ФЦПР...

информационно-библиотечный центр

Информационно-библиотечный центр «Звёздный» – это уникальные и современные возможности поиска необходимой информации, ее систематизации. Реализация сетевых проектов, работа в Интерне...

Информационно-библиотечный центр. Информационный вестник

Информационный вестник "18 мая - Всемирный день музеев"...

Информационно-библиотечный центр. Статистика

Информационно-библиотечный центр. Статистика...

Создание информационно-библиотечного центра (ИБЦ) МАОУ «Саянская СОШ» в реализации программы «Информационное обеспечение краеведческой исследовательской работы»

Проблема современной  школы  заключается в привитии информационной  грамотности  читателю,  как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать ин...