Деятельность В.П. Кащенко и его роль в развитии отечественной системы специального образования.
презентация урока для интерактивной доски

Губенко Татьяна Григорьевна

Краткая биография В.П.Кащенко.

Значение деятельности В. П. Кащенко .

Научные труды.

Основные цели и задачи в его научных работах .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Деятельность В.П. Кащенко 1.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельность В.П. Кащенко и его роль в развитии отечественной системы специального образования. Губенко Татьяна Григорьевна

Слайд 2

Краткая биография В.П.Кащенко ( 21 марта 1870 — 30 ноября 1943 ) — педагог , врач , советский дефектолог, один из первых организаторов высшего де- фектологического образования и научно-исследовательской работы в области дефектологии в СССР .

Слайд 3

Родился 21 марта 1870 г. в г. Ейске Кубанской области в многодетной семье военного врача. В 1897 году закончил Киевский университет .

Слайд 4

Работал врачом, участвовал в революционном движении. Под руководством А. Н. Бернштейна и Г. И. Россолимо изучал психологию и приобрёл практические навыки в области психологии. Организовал в 1908 году в Москве частную школу-санаторий под официальным названием Школа-санаторий для дефективных детей доктора В.П. Кащенко — одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. До конца 1917 года санаторий-школа существовал как частное медико-педагогическое заведение, ставившее в первую очередь прикладные клинические и образовательные задачи. После революции октября 1917 года частный санаторий-школа был национализирован, подчинён Наркомпросу и переименован в Дом изучения ребёнка. В 1921 переподчинен Главсоцвосу Наркомпроса РСФСР и еще раз переименован, в Медико-педагогическую опытную станцию . Заведующим Дома изучения ребёнка был назначен основатель санатория-школы Кащенко (оставался в должности руководителя этой организации вплоть до декабря 1927 г.).

Слайд 5

После 1917 г. руководил учреждениями, созданными на базе этой школы: Дом изучения ребёнка (1918—1921) и Медицинско-педагогическая станция (1920—1927), ректор и профессор Педагогического института детской дефективности с 1920 по 1924. В 1921 г. Государственный учёный совет (ГУС) Наркомпроса РСФСР присвоил В.П.Кащенко звание профессора.

Слайд 6

Санаторий-школа под руководством В. П. Кащенко Уникальным заведением, в котором осуществлялась социально-педагогическая адаптация детей к жизни, был санаторий-школа под руководством В. П. Кащенко, который был открыт в 1908 году в Москве.

Слайд 7

Организация воспитательной и образовательной работы в санатории-школы. В заведение принимались дети с отклонениями в поведении и интеллектуальном развитии от 4 до 16 лет. Одновременно оно могло обслуживать 22 воспитанника. Вся воспитательная система, разработанная В. П. Кащенко и сотрудниками, была направлена на адаптацию детей к будущей жизни. Важнейшее место в воспитательной системе В. П. Кащенко, как и К. Д. Ушинский , отводил трудовой деятельности: « Ручной труд, практикующийся в специальных заведениях, имеет громадное и притом двойное значение,- с одной стороны, как изучение ремёсел, которые дадут учащимся по окончании школы возможность иметь заработок; с другой стороны — ручной труд непосредственно влияет на развитие интеллекта, он развивает и укрепляет внимание, волю, работоспособность, повышает и разнообразит интересы ребёнка. Ручной труд, он является базисом всех наших учебно-воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребёнка».

Слайд 8

В заведении В. П. Кащенко все силы педагогов были направлены на развитие трудоспособности, интереса, активности и самостоятельности детей. Основным методом, обеспечивающим активность учащихся в процессе усвоения знаний, развитие способностей, коррекцию личности, было применение на всех уроках ручного труда. Важнейшим принципом в школе-санатории был индивидуальный подход к воспитанникам. Педагоги активно поддерживали творческий характер трудовой деятельности воспитанников. Воспитатели считали, что творческий характер труда воспитанников является важным условием выбора в будущем жизненного пути.

Слайд 9

Значение деятельности В. П. Кащенко в организации санатория-школы Х.С. Замский считает, что это одно из первых заведений, в которых была налажена научно-методическая работа: «Школа-санаторий В. П. Кащенко явилась не только одним из первых специальных учреждений для детей, но и первым научно-методическим учреждением, занявшимся вопросами обучения и воспитания детей с разного рода нарушениями центральной нервной системы».

Слайд 10

Научные труды Дефективные дети школьного возраста и всеобщее обучение. —1910 г. Воспитание — обучение трудных детей: Из опыта санатория-школы. —1913 г. Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах. Охрана душевного здоровья детей: Пособие для родителей и педагогов-1919 г. Педология в педагогической практике. — 1926 г. Исключительные дети: Дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. — 1929 г. Педагогическая коррекция: Испр . недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. — 2-е изд. 1994 г.

Слайд 11

Основные цели и задачи в его научных работах В.П.Кащенко первый кто обосновал и раскрыл научно-методический опыт по вопросами обучения и воспитания детей с разного рода нарушениями центральной нервной системы. Кащенко написал одну из первых в России работ по обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии — «Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков» в книге систематизированы взгляды автора на исправление недостатков характера у детей, раскрываются лечебно-педагогические методы коррекции. В книге даётся всесторонний подход с точки зрения медицины, педагогики и психологии. Педагогическая коррекция рассматривается как целостный процесс, в котором взаимодействуют учащиеся, педагоги, семья и общество. В книге выстроена система обучения и воспитания детей с нарушениями центральной нервной системы и с поведенческими отклонениями. В. П. Кащенко — выдающийся организатор обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Создавший оригинальную систему обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

Слайд 12

Последние годы жизни В 1927 г. (19 декабря) Кащенко был внезапно освобождён от всех занимаемых руководящих должностей, а Л.С. Выготский назначен директором Медико-педагогической станции (в 1927) [2] и оставался на этой должности до 10 октября 1928 г. (уволен по собственному желанию) [3] . Музей педологии и педагогики при Медико-педагогической станции был ликвидирован по распоряжению нового заведующего станцией. Никаких обвинений и критических доводов высказано не было. Были уничтожены созданные им все экспонаты «Музея исключительное детство» Погибла уникальная коллекция портретов всех известных дефектологов мира – прошлого и современности, которая не подлежит восстановлению.

Слайд 13

Умер 30 ноября 1943 г., Москва Могила В. П. Кащенко на Новодевичьем кладбище в Москве . Но его деятельность, как великого гуманиста, ученого, педагога, врача является примером для подражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учителя "Влияние общественно-политической ситуации в России на развитие отечественной системы языкового образования"

Исследовательская работа учителя английского языка написана в 2008 году. Она представляет собой экскурс в историю преподавания иностранных языков с 1920-30-х годов прошлого века до наших дней. Исследо...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Психологический КВН по профориентации для выпускников системы специального образования «КЕМ БЫТЬ?»

Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой.В.Г. Белинский           У выпускников системы специа...

СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ДЛЯ ГЛУХИХ (от начала до наших дней)

СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИРоль специальных (коррекционных) образовательных учреждений крайне важна для получения полноценного образования людьми с ограниченными возможностями здоровья....

Специфика реализации методов обучения в системе специального образования

Для детей с отклонениями в развитии и детей создана и функционирует целая система специального образования, где созданы все условия для воспитания, обучения и коррекционной помощи детям...