Формы и методы работы кружка
материал

Перелыгина Галина Александровна

Кружок "Экскурсовд" при музее учебного заведения. Формы и методы его работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы

 интеграции содержания общего и дополнительного образования,

 реализуемые музеем

 ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Перелыгина Г.А.

«Дайте мне музей, и я заполню его».

Пабло Пикассо

Федеральные государственные образовательные стандарты всецело ориентированы на смену парадигмы знаниевого подхода в образовании на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, компетентностный. Это означает не просто смену образовательного заказа государства, а указывает на определённые приоритеты развития и воспитания личности обучающихся. Выражение данного приоритета находим во включении концепции духовно-нравственного развития и воспитания в образовательные программы.

Также стандарт вводит право каждого обучающегося на внеурочную деятельность, призванную приоритетно развивать личность. Включение достоинств дополнительного образования в контекст общего призвано расширить компетентностную составляющую общего образования. Таким образом, несомненные характеристики дополнительного образования, такие как добровольность выбора, индивидуальные образовательные траектории, большой блок самостоятельной работы и безусловная ориентация на успех, необходимо перенести в область общего образования.

Развивающая образовательная среда музея образовательного учреждения позволяет интегрировать содержание, формы организации и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности. Позволяет формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции обучающихся, развивать навыки межличностной коммуникации. Дополнительное образование, реализуемое музеем, способствует интегрированному восприятию, обобщению знаний и эмоциональному сопереживанию обучающихся, значительно расширяет их кругозор, развивая интеллектуальную и эмоциональную сферы личности, творчество, формирует самостоятельность и гражданскую инициативу.

Предметные компетенции формируются в рамках конкретных учебных дисциплин и выражены в виде требований к подготовке выпускника по данному общеобразовательному предмету (знать, уметь, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни). Межпредметные компетенции формируются в рамках различных учебных предметов и относятся к определённому кругу учебных предметов (например, естественного цикла). Ключевые компетенции относятся к общему содержанию образования в целом, формируются в процессе основных видов деятельности обучающихся (познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой, культурно-досуговой) и позволяют им овладеть социальным опытом. К ключевым компетентностям относятся ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования. Именно за счёт формирования ключевых компетенций и осуществляется интеграция общего и дополнительного образования

В Арзамасском коммерческо-техническом техникуме музей представлен двумя залами:

  • Первый зал посвящён отдельному 29-му радиобатальону воздушного наблюдения, оповещения и связи, пережившему своё второе формирование в 1942 году в нашем городе Арзамасе.
  • Второй зал посвящён истории развития нашего учебного заведения, которая начинается 19 сентября 1972 года.

Музей имеет исторический профиль. Здесь хранятся подлинные вещи ветеранов Великой отечественной войны и педагогического труда.

Музей обладает обширным потенциалом воспитательного воздействия. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами, реализация социальных проектов при подготовке экскурсионных программ музея помогают учащимся узнать историю страны изнутри, воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережному отношению к культурному и историческому наследию, без чего нельзя воспитывать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

Основные направления, содержание, формы и методы деятельности музея позволяют формировать ключевые межпредметные компетенции обучающихся. Так, работа с краеведческими, литературными информационными и научными источниками, с архивным материалом, опрос и анкетирование ветеранов Великой отечественной войны и педагогического труда, их родственников, дарителей, специалистов для определения и описания музейных предметов, их регистрации в инвентарной книге музея способствуют формированию общих компетенций. Это поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, профессионального и личностного развития.

Просветительская (образовательная) деятельность музея включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности с обучающимися. В первую очередь, это экскурсии и классные часы. И сюда же следует отнести тематические уроки, например, посвящённые Великой отечественной войне. Один из залов музея нашего образовательного учреждения посвящён боевому пути отдельного 29-го радиобатальона воздушного наблюдения, оповещения и связи, пережившего свое переформирование в нашем городе в годы Великой отечественной войны. Это хорошая возможность провести нестандартный урок истории, чем и пользуются преподаватели нашего учебного заведения. Вообще стержнем работы музея является такая учебная дисциплина, как история. Это история личности, учебного заведения, события, эпохи, а также отдельной семьи, отдельного выпускника, педагога, ветерана. В каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. Этому способствует наличие в музее подлинника истории и культуры, в котором проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры.

Поскольку большинство бойцов батальона, чьим судьбам посвящена экспозиция нашего музея, – это женщины, и многие из них писали стихи, как в военные, так и в послевоенные годы, данный материал является основой для проведения нестандартных уроков литературы, соответствующей тематики. Например, не обходят вниманием преподаватели и студенты биографию Софьи Николаевны Фоминой, «поэтессы батальона». В экспозиции музея хранится её тетрадь со стихами.

Построение учебных занятий с использованием материалов музея позволяет дать обучающимся знания, необходимы для:

  • Реализации регионального компонента по различным дисциплинам.
  • Осуществления музейных исследований как формы дополнительного образования.
  • Организации систематической деятельности музея.

Музей даёт возможность обучающимся попробовать свои силы в разных видах научной, социальной и общественной деятельности. Многие ключевые компетенции осваиваются в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея. Ежегодно студенты нашего техникума участвуют в областном слёте музейных объединений «Мы творцы – мы родом из Профтех!» и многих других конкурсах, неоднократно занимая в них призовые места.

Информационно-аналитическая деятельность музея включает оформление стендов, витрин, выставок различной тематики; выпуск стенгазет, создание видеофильмов, материалов для сайта, что отражает формирование многих компетенций.  

Музейная работа – это деятельность, в процессе которой обучающиеся познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументированно дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Музей позволяет репетировать социальные роли, у обучающегося возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в музее воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями. Всё это также формирует ключевую компетенцию работы в команде, заложенную в федеральном стандарте.    

Таким образом, работа музея предполагает осуществление следующих социально-культурных функций:

  • Совершенствование форм и методов обучения и воспитания, обучающихся средствами музея.
  • Организация деятельности музея как научно-исследовательского, учебно-воспитательного и досугового центра.

Формы работы музея:

  • Кружки, экскурсии.
  • Учебные экскурсии вне музея.
  • Уроки в музее, встречи, конференции.
  • Использование музейных предметов в качестве учебных пособий.
  • Самостоятельное изучение фондов и архивов музея.
  • Подготовку докладов и сообщений.
  • Написание сочинений.
  • Концерты.
  • Исторические игры, викторины.
  • Создание видеопрезентаций.
  • Уроки мужества.
  • Поездки к местам захоронений выпускников техникума, погибших в разных локальных конфликтах.

В музее могут проводиться занятия по истории, литературе, обществознанию. Урок в музее активизирует восприятие обучающихся. Информация в музее конкретна, обладает предметной наглядностью. Музейный предмет воздействует на чувства человека, влияет на развитие образно-эмоционального мышления. В музее, в необычной обстановке развеивается стереотип проведения урока, создаются благоприятные педагогические условия для реализации комплексного подхода к обучению и воспитанию. Всё это помогает формировать у обучающихся конкретные представления, обеспечивает прочность запоминаний, развивает логическое мышление.

Ещё одна традиционная форма работы в музее – консультация. В данном случае работа ведётся индивидуально (или очень узкой группой, объединённой общим интересом, который и способствовал обращению за консультацией.

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

  • Систематическая связь со всем учебно-воспитательным процессом.
  • Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеурочной деятельности, музейных уроков, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
  • Самостоятельность, творческая инициатива обучающихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
  • Помощь активу музея со стороны педагогического коллектива, ветеранов педагогического труда.
  • Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
  • Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
  • Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

Музей обеспечивает свободный выбор видов деятельности, в процессе которых формируются и развиваются коммуникативные способности; ориентацию на личностные интересы, потребности, способности, позволяющие организовать досуг обучающихся в свободное от учебных занятий время; создаёт возможности для раскрытия уникальности, неповторимости каждой личности, развития её творческого духовно-нравственного потенциала.

Традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является побуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию.

Основные технологии, используемые мною на занятиях музейной педагогики:

  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • проектные и исследовательские методы в обучении.

Технология проблемного обучения

Основой проблемного обучения на занятиях является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

На таком занятии создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.  

Основными приемами создания проблемных ситуаций на занятия музейной педагогики могут быть следующие:

  • подвести обучающихся к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
  • изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Очень удачным приемом на таких занятиях является один из приемов технологии критического мышления, так называемую формулу "ПОПС":

П – предположение (Я считаю, что…)

О – обоснование (Потому, что…)

П – пример (Я могу доказать это тем, что…)

С – следовательно (Яделаю вывод…).

Информационно-коммуникационные технологии

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением (текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций и т.п.). Кроме того, с появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ, образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия и мотивация познавательного интереса учащихся. Занятия становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Дети могут совершать увлекательные путешествия в далекое прошлое.

Варианты применения ИКТ на занятиях музейной педагогики:

  • презентации к занятию – открытию нового материала;
  • просмотр видеофильма или видеофрагмента;
  • электронные викторины для контроля знаний;
  • ознакомление с историческими источниками;
  • работа с Интернет-ресурсами (на самих занятиях, виртуальное посещение музеев мира, для исследовательской, проектной работы и участие в Интернет конкурсах).

Технология учебно-исследовательского обучения нацелена на   обучение учащихся навыкам исследовательской работы. Учащиеся по желанию выбирают тему исследования и работают над ней, используя методы социологического опроса, анкетирования, интервьюирования.       Исследуя какую-то тему, краеведы обязательно связывают её с общеисторическими процессами, устанавливают достоверность. Работа с инвентарной книгой - это тоже своеобразное исследование. Например, оформляя экспозицию, мы не просто находим место каждому экспонату, а изучаем его. Если сначала запись в архивной книге состояла из названия и указания, кто и когда принёс, то сейчас наша архивная книга содержит интересный познавательный материал.

В ходе подготовки к выставкам и их проведения студенты учатся владеть различными способами работы с информацией. На музейных уроках и в музейной среде учатся извлекать информацию из различных источников, вещественных, документальных и т.п. Развивается критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности. Ярким примером может быть съемка фильма о музее весной 2017 года.

Развивается владение формами устной речи во время подготовки и проведения экскурсий (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.). В своих отзывах о работе в музее студенты неоднократно отмечали, как меняются их умения и навыки в этой области, как они становятся увереннее в себе, учатся выступать на публике, красиво держать себя, находчиво и уверенно отвечать на вопросы. Интерес студентов вызывают и такие формы работы, как своевременное заполнение сайта техникума статьями о работе музея, размещение статей в студенческой газете «Перемена» и других периодических изданиях, подготовка передач музейной тематики на телестудии техникума.

Ценностно-смысловая компетенция обеспечивает механизм самоопределения студента в ситуациях учебной и иной деятельности, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.  В ходе подготовки выставок, различных музейных проектов студенты учатся формулировать собственные учебные цели, принимать решение, брать ответственность на себя. Студент может стать лидером группового проекта или создать индивидуальный проект. Таким образом, студенты принимают научные знания как ценности, учатся делиться ими с другими.

Социально-трудовая компетенция – это сознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности, анализ достоинств и недостатков своей работы как экскурсовода. Важную роль играет обучение уважению к посетителю: экскурсоводы учатся быть образцом, примером для остальных, вежливо отвечать на вопросы, учатся трудовой дисциплине. Студенты знают, что на них во время экскурсии лежит ответственность за целостность экспонатов и имущества музея. Это и есть постепенное овладение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Общекультурная компетенция предполагает овладение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п., а также эффективными способами организации свободного времени. Оформление выставок и презентаций – все это развивает данные компетенции. Формирование этой компетенции позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом все возрастает, выработать толерантное отношение к окружающему миру.

Студенты в ходе работы постепенно учатся оценивать начальные данные и планируемый результат, осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности. Развивается умение работать со справочной литературой, умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне. 

Личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию растет и развивается под воздействием среды, в которую он попадает. Поэтому большую роль играет создание творческой, поддерживающей среды как на занятиях, так и в музее.

Можно выделить основные учебные ситуации, которые используются в музейной работе.

  1. Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.). Самостоятельная учебная работа, деятельность.
  2. Осознанность цели работы и ответственность за результат.
  3. Реализация индивидуальных интересов учащихся.
  4. Групповая работа (распределение обязанностей, планирование).

 Музей тесно сотрудничает с советом ветеранов техникума и города, с образовательными учреждениями: вузами, техникумами, общеобразовательными школами. Ветераны войны и труда приходят на экскурсии в музей, часто являются организаторами и участниками всех мероприятий. Современной молодежи трудно представить прошлое страны, а особенно лихолетье войны, тяжелое время после нее. И хотя о многом можно прочитать в книгах воспоминаний, увидеть в фильмах, но самым правдивым, будет рассказ участников, потому что это пережито, и осталось в памяти.

Особое место в работе занимает поисковая работа. Студенты записывают воспоминания ветеранов, составляют картотеку ветеранов, ведут поисковую работу. В результате, музейные экспозиции пополняются подарками дарителей. Самостоятельный поиск, желание студентов прикоснуться к истории страны вызвали интерес и заставили ребят обратиться к собственным корням, судьбе своих родных и близких. Студенты изучают историю своей семьи, записывают воспоминания о родных и близких, семейных реликвиях. Желание узнать свою родословную, заставили заглянуть в семейные альбомы, вспомнить своих бабушек, и прабабушек, всех кого еще помнили родные и близкие. Итогом стали собственные записи воспоминаний о родных и близких, семейных реликвиях, оформление замечательных альбомов. Накопленный материал представляется в проектных работах в рамках таких дисциплин, как история и обществознание, да даже иностранные языки. Многие материалы были размещены и в фотоконкурсе нашего образовательного учреждения «Моя семья в истории страны». Но самое главное, что поняли студенты, это то, что, не забывая о своих близких, сохраняя память, они могут надеяться, что и о них самих будут помнить их потомки. Экспозиции музея подтверждают это, ведь в музее они видят, как бережно храниться память.

Использование средств музея позволяет адаптировать студентов к восприятию окружающего мира на основе законов культуры, традиций к современной жизни. Активное приобщение студентов к изучению и сохранению исторического прошлого, воспитание гражданского и патриотического самосознания музейными средствами, позволяет правильно сориентировать обучающегося на духовные ценности, и дает надежду на возрождение высоко духовного российского общества. Известный философ 19 века Николай Федорович Федоров, считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности. В своей работе «Музей и его смысл и назначение» Николай Федоров назвал музеи «высшим учреждением единства». Ученый видел в них институт социальной памяти и способ воплощения прошедшего в настоящем. Храня память «об отцах», их вещах и деяниях, возвращая к жизни «останки отжившего», музей образовывает и воспитывает душу»

Музей образовательного учреждения – важнейшая составляющая развивающей образовательной среды, в которой интегрируются интересы всех участников педагогического процесса: обучающихся, их родителей и педагогов, где возможно решение образовательных, социальных и профессионально-педагогических проблем.

Общее образование в данном случае обеспечивает последовательность, системность, преемственность знаний. Дополнительное образование, реализуемое музеем, способствует интегрированному восприятию, обобщению знаний.

Интеграция содержания общего и дополнительного образования, реализуема музеем позволить достичь большей эффективности образовательного процесса.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...

Формы и методы работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные ...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".

По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю  опыт работы, результаты деятел...

Формы и методы работы танцевального кружка "Кытылчаан"

В работе представлены формы и работы танцевального кружка с родителями, педагогами и школьниками...

Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географии

Методический семмнар на тему "Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географиим"...