«Развитие интеллектуальной одаренности: новые задачи и подходы»
статья

Ровнова Людмила Викторовна

Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью обусловлено кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. 

О необходимости раскрытия и поддержки талантливых детей говорил в своём ежегодном послании Федеральному собранию Президент РФ Владимир Путин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rovnova_l.v._17.07.2018_1.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие интеллектуальной одаренности: новые задачи и подходы»

Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью обусловлено кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны.  

О необходимости раскрытия и поддержки талантливых детей говорил в своём ежегодном послании Федеральному собранию Президент РФ Владимир Путин.

А годом ранее, постановлением правительства РФ были утверждены «Правила выявления одаренных детей, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».

Деятельность выявлению и сопровождению одаренных детей регламентируется нормативными документами федерального, регионального, муниципального и институционального уровней.

Следовательно, работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений реализации государственной политики в области образования Хабаровского края и Амурского района на протяжении многих лет, а в последние два года мы работаем еще и   рамках реализации краевого проекта «Одаренный ребенок=одаренный учитель».

Принимая во внимание то, что глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах Хабаровского края в целом и Амурского района в частности, обострили потребность общества в интеллектуальных ресурсах, образование, сегодня, рассматривается в качестве актива формирования интеллектуального капитала.

Краевой проект «Одаренный ребенок=одаренный учитель» направлен в первую очередь на создание современной образовательной среды для выявления и сопровождения интеллектуально одаренных детей, начиная с дошкольного возраста.

На уровне нашего района сформирована определенная система работы по данному направлению, она постоянно совершенствуется в соответствии с новыми требованиями, и каждый год дополняется новыми элементами.

Необходимо отметить, что каждое учреждение строит свою индивидуальную модель работы.  Они разрабатываются и реализуются с учетом сложившихся традиций и имеющихся условий. Но, очевидным является то, что в целом эти модели не имеют принципиального отличия.

Выявление и развитие интеллектуальной одаренности в дошкольных учреждениях нашего района проходит через реализацию развивающих образовательных программ, методик. Во всех учреждениях создается современная предметно-развивающая среда, способствующая развитию интеллектуальных способностей детей по различным направлениям. Дошкольные учреждения активно включаются в инновационную деятельность. На протяжении 2х лет в ДОУ № 9, 49, детский сад школы № 9, ДОУ № 47 п. Эльбан, реализуются программы, направленные на интеллектуальное развитие по естественно-научному, математическому направлениям. Опыт работы ДОУ № 21 по сопровождению одаренных детей с использованием ресурсов современной развивающей образовательной среды положен в основу работы муниципальной инновационной площадки на предстоящий учебный год.

Дошкольники наравне со школьниками принимают участие в конкурсах, проектах, фестивалях, выявляющих уровень сформированности интеллектуальных способностей. В прошедшем учебном году, впервые в рамках ежегодной районной научно-практической конференции исследовательских работ «Эврика», была включена номинация для детей дошкольного возраста. Было представлено 6 работ, имеющих научную основу, практическую проработанность исследования и грамотную авторскую презентацию.

Также, не менее интересным и продуктивным было участие дошкольников в районном Фестивале «Амурские роботы - 2018», где ребята представили проекты, выполненные с использованием различных программируемых и непрограммируемых конструкторов.

Если рассматривать школьное образование, то одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке интеллектуально одаренных детей, является развитие олимпиадного движения и повышение интереса обучающихся к научно-исследовательской и проектной деятельности через систему конкурсов.

На ряду с традиционными мероприятиями по выявлению одаренных детей на уровне края, для обучающихся проводятся муниципальные мероприятия. Также им предлагается и широкий спектр интеллектуальных конкурсов, творческих проектов на всероссийском уровне. Главная задача педагогов и родителей помочь ребёнку найти себя во всем этом многообразии.

Ежегодно, более 1500 обучающихся школ принимают участие в различных мероприятиях, именно по школьному направлению.

По результатам проведения мероприятий различного уровня обновляется банк одаренных детей района. По итогам прошедшего учебного года в муниципальный банк включено свыше 600 учащихся с 1 по 11 класс (без учета спортивных достижений), в региональный – 15.

Для обучающихся, внесенных в региональный банк данных, обязательным является разработка программы индивидуального сопровождения.

В учреждениях района уже наработан определенный опыт по разработке и реализации индивидуальных маршрутов развития одаренных детей, внесенных не только в региональный, но и муниципальный банк данных, это школы № 3, 6 г. Амурска, с. Ачан.

А школе № 6 присвоен статус муниципальной инновационной площадки на следующий учебный год. В результате инновационной деятельности школы при методическом сопровождении методистами ИМЦ будет разработана и апробирована модель организации индивидуальной образовательной траектории в целях развития индивидуальных задатков мотивированных и немотивированных одаренных детей.

 С целью формирования единых подходов к составлению индивидуального маршрута развития одаренного ребенка на уровне района, управлением образования и методической службой будут разработаны рекомендации к началу нового учебного года.

Также необходимо отметить, что в условиях реализации новых образовательных стандартов внеурочная деятельность по общеинтеллектуальному направлению является одной из эффективных форм работы с одаренными детьми.

Ежегодно в школах района реализуется более 100 программ общеинтеллектуальной направленности.

Целенаправленная работа по организации внеурочной деятельности школ № 3,5,6,7, 9 г. Амурска, школы с. Вознесенское, Эльбанских школ приносит свои результаты. Обучающиеся именно этих школ чаще всего являются победителями и призерами различных конкурсных мероприятий.

Согласно требованиям новых образовательных стандартов для детей с ОВЗ,  необходимо создать условия не только для их обучения, но и для их всестороннего развития. С этой целью в каждом учреждении организуются и проводятся различные мероприятия, методической службой инициировано проведение серии мероприятий, направленных на развитие их интеллектуальных способностей с предоставлением возможности детям их продемонстрировать.

Уважаемые коллеги!

Как я уже говорила - повышение интереса обучающихся к научно-исследовательской и проектной деятельности через систему конкурсов и олимпиад является одной из эффективных форм работы по выявлению, и развитию интеллектуально одаренных детей.

Таких конкурсов, ежегодно, проводится более 150. Организаторами этих конкурсов являются различные организации в разных регионах нашей страны. Но есть конкурсы, участие в которых находится под пристальным вниманием министерства образования РФ и Хабаровского края – это конкурсы детского образовательного центра «Сириус».

«Сириусом» инициируется проведение конкурсов, победители которых отправляются туда на отдых и обучение. Главным условием участия в них является то, что участники должны пройти школьный, муниципальный и краевой этапы.

Амурский район активно включился в организацию и проведение муниципального этапа конкурсов «Сириуса». За последние 2 года 5 обучающихся – победители муниципальных и краевых этапов различных конкурсов стали участниками образовательных программ в «Сириусе».

В марте 2018 года, ученица МБОУ СОШ с. Ачан стала победителем краевого этапа Всероссийского конкурса научно-технических проектов, обладателем сертификата на 25 тысяч рублей и бесплатного обучения и отдыха на летней смене в «Сириусе».  

Для педагогов, подготовивших этих детей, также организуются курсы повышения квалификации и дистанционное методическое сопровождение на образовательной платформе «Сириус-центр». 

Огромную роль в развитии детской одаренности в Амурском районе играют учреждения дополнительного образования детей.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей, ведущими и основными является реализация образовательных программ, специально организованная проектно-исследовательская и творческая деятельность с акцентом на развитие и самоопределение детей и подростков.  Всего в наших учреждениях реализуется 48 программ интеллектуальной направленности, по которым занимается – 1524 ребенка.

Ежегодно около 3500 тысяч детей принимают участие более чем в трёхстах мероприятиях по направлению – дополнительное образование. Высокий уровень практической деятельности учреждений по развитию интеллектуально одаренных детей подтверждается результатами амурской молодежи на краевых, всероссийских и международных конкурсах, симпозиумах, соревнованиях.

Приоритетную роль в реализации проекта «Одаренный ребенок=одаренный учитель» играет сопровождение и поддержка высокомотивированных обучающихся и педагогов.

Что предлагается обучающимся?

  1. В рамках подготовки школьников к предметным олимпиадам и научно-исследовательской деятельности наши ученики занимаются в краевом дистанционном центре "Виртуальный учебный центр", проект «Смарт 27»…. В его работе в течение года прошедшего учебного года приняли участие 11  школьников из 4 общеобразовательных учреждений. Из - победителей и призеров краевого этапа олимпиады 2018 года - 2 являются слушателями "Виртуального учебного центра".
  2. Для подготовки школьников к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников в рамках реализации программ факультативов, внеурочной деятельности были организованы консультации, занятия с педагогами школ района, имеющих успешный опыт подготовки учеников к муниципальному и краевому этапам по конкретному предмету.
  3. С 2013 года в крае реализуется краевой проект по выявлению и поддержке школ края, внедряющих лучшие проекты, направленные на развитие взаимодействия общеобразовательных организаций с организациями высшего образования для повышения эффективности сопровождения одаренных детей.

За три года участия в данном проекте школы № 2,3 г. Амурска и № 3 п. Эльбан, становились победителями и реализовали свои конкурсные проекты за счет полученных грантов, в размере 100 тысяч рублей. Выделение финансирования на реализацию проектов дало возможность этим школам заключить договоры с организациями высшего образования для повышения эффективности сопровождения одаренных детей, способствовало обеспечению успешного участия одаренных детей в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня, повышения качества образования. Яркий тому пример - взаимодействие школы № 2 и Малого авиационного факультета Политехнического университета в развитии интеллектуальных способностей в области физики и информатики. Обучающиеся за три года становились победителями и призерами Олимпиады по авиации (организованной КнАПО), представляли свои проекты на университетских научно-практических конференциях и показали высокие результаты на ЕГЭ по физике от 80 до 88 баллов.

Что предлагается педагогам?

  1. В целях организации методического обеспечения повышения квалификации педагогических работников по вопросам сопровождения одаренных детей

- методистами ИМЦ  проведены в прошедшем учебном году 8  семинаров, 2 из них с погружением для педагогических коллективов в полном составе МБОУ СОШ п. Литовко, Санболи, Лесной и для коллективов МБОУ СОШ с. Болонь и ООШ с. Джуен, 1 семинар-практикум проведен в рамках заседания Клуба молодых учителей;

- при  подготовке конкурсных проектов, методисты оказывают консультационную поддержку авторам проектов, педагогам, работающим с детьми;

-  курсовую подготовку в 2018 г. прошли 48 педагогов, что составляет 9,5 % от общего числа педагогов района.

Вместе с тем, существующая система выявления и сопровождения, интеллектуально одаренных детей требует нового развития и должна наполнится элементами муниципального и школьного уровней.

Для этого нам необходимо: определить базовую школу, центр, межшкольные центры, которые будут сотрудничать с краевым виртуальным учебным центром, ВУЗами, АПТ. И мы с вами школы, которые могли бы стать такими центрами, знаем. Это школы-лидеры по количеству победителей и призеров различных этапов олимпиады: МБОУ СОШ № 3,6 г. Амурска.

Еще одним из результатов конечной реализации проекта «Одаренный ребенок-одаренный учитель», является создание команд сопровождения одаренных детей на уровне муниципалитета и каждого образовательного учреждения.

Для этого министерством образования Хабаровского края в настоящее время  проводится конкурс среди муниципальных команд на реализацию лучшего муниципального проекта «Модель выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально одаренных обучающихся Амурского муниципального района».

Нашим Центром  разработан конкурсный проект и направлен для участия в конкурсе.  

В основу нашего проекта положен проектный замысел «разработка механизмов взаимодействия и взаимосвязи на уровнях управление образования – муниципальная методическая служба - образовательное учреждение – социальные партнеры, обеспечивающих непрерывное сопровождение интеллектуально-одаренного ребёнка, повышение профессиональных компетенций педагогов для работы с интеллектуально одаренными детьми»

Нами разработана модель, включающая в себя создание инновационной инфраструктуры, реализующей сетевое взаимодействие и взаимосвязи, также разработана «Дорожная карта» реализации проекта с учетом всех мероприятий всероссийского, краевого и муниципального уровней.

Итоги конкурса будут подведены до 1 августа.

Уважаемые коллеги!

Одаренные дети и талантливая молодежь для любой страны являются показателем уровня интеллектуального и творческого развития ее народа.

Иметь одаренных, талантливых детей и молодежь престижно для любого региона.

В Амурском муниципальном районе с каждым годом все больше внимания уделяется развитию и воспитанию одаренных детей. Такое отношение вполне объяснимо, ведь от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал нашей страны, Хабаровского края и Амурского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия организации образовательного процесса школы, обеспечивающего проявление и развитие интеллектуальной одаренности младших школьников

В современной педагогике достаточно полно  исследованы важнейшие аспекты детской одаренности, накоплены обширные сведения в части  диагностики и развития одаренных д...

Программа республиканского семинара «Создание системы выявления и развития интеллектуальной одаренности детей»

Знакомство с инновационной практикой работы школы, обеспечивающей условия для выявления и развития одаренных  детей, формирование необходимых организационных и методологических предпосылок ...

Развитие интеллектуальной одаренности в процессе изучения математики

Развитие интеллектуальной  одаренности в процессе изучения математики...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА

    В работе отражены вопросы организации работы с одарёнными детьми в учреждении общего среднего образования на уроках и во внеклассной работе. Раскрыты этапы организации исследовате...

Развитие интеллектуальной одаренности детей средствами внеурочной деятельности (статья)

Детская одарённость – одно из самых интересных и загадочных явлений природы.                         Интерес к ней был высок во  в...

«Создание системы деятельности педагогов, направленной на развитие интеллектуальной одаренности обучающихся»

Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жи...