РАБОТА С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА
статья

Громовая Марина Андреевна

Молодой учитель… Современный учитель… Какие мысли, ассоциации вызывает у всех это словосочетание? Может быть, молодой учитель - это учитель энергичный, творческий, подвижный? Может быть. Молодой учитель открыт ко всему новому и более восприимчив к интересам учеников. Может быть, это учитель, у которого еще недостаточно знаний, недостаточно опыта? Начинающий педагог стоит на первой ступени своей профессиональной деятельности, и он, конечно же, будет испытывать трудности в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья о молодых педагогах26.02 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА

М.А. Громовая, методист

ГБУ ИМЦ Кировского района Санкт-Петербурга

Молодой учитель… Современный учитель… Какие мысли, ассоциации вызывает у всех это словосочетание? Может быть, молодой учитель - это учитель энергичный, творческий, подвижный? Может быть. Молодой учитель открыт ко всему новому и более восприимчив к интересам учеников. Может быть, это учитель, у которого еще недостаточно знаний, недостаточно опыта? Начинающий педагог стоит на первой ступени своей профессиональной деятельности, и он, конечно же, будет испытывать трудности в работе.

Какими же качествами должен обладать начинающий педагог? Учитель в школе является не только носителем знаний, но и отвечает за формирование личности ребенка. Именно учитель способен раскрыть потенциал каждого ученика. И здесь же возникает вопрос: как это сделать? Как найти подход к каждому ученику? Как же быть молодому педагогу?

С каждым годом работа учителя становится интересней, дающей безграничную возможность для развития и реализации профессионально-личностного и творческого потенциала педагога. Это время поиска и обновления знаний, приобретения новых способов мышления, новых методов и приемов работы. Вместе взятые особенности этого времени лишь в том случае дадут результаты, когда учитель осознает   требования времени и выполняет их. Молодой учитель открыт ко всему новому и более восприимчив к интересам учеников. Начинающий педагог стоит на первой ступени своей профессиональной деятельности, и он, конечно же, будет испытывать трудности в работе, в социальной адаптации, в восприятии нового социального статуса.

Молодой педагог, приступая к работе, сталкивается с различными трудностями, в том числе и с адаптацией. Новое рабочее место, новое социальное окружение, новый социальный статус – вот основные проблемы, вызывающие волнение у молодого педагога.

В районе сложилась устойчивая система поддержки и сопровождения молодых учителей по их профессиональному становлению и обеспечению быстрого и эффективного включения молодого специалиста в образовательный процесс, повышению  их профессиональной компетентности.  

Информационно-методический центр  ежегодно организует в районе сопровождение и поддержку молодых учителей, проводит работу по повышению профессиональной компетентности молодых учителей, профессионального становления, их сплоченности и самостоятельности, обеспечение быстрого и эффективного включения молодого специалиста в образовательный процесс.  

В работе с молодыми специалистами в 2016-2017 и 2017-2018 учебных годах в качестве основных направлений было определено следующее:

-  работа по повышению методической грамотности молодых специалистов через участие в семинарах и конференциях, ознакомление с передовым педагогическим опытом;

- создание условий для представления опыта работы молодыми специалистами через участие в семинарах и конкурсах;

- привлечение вновь пришедших в ОУ молодых педагогов в работу Клуба молодых педагогов;

- формирование мотивации начинающих педагогов на профессиональный и личностный рост.

С 2016-2017 учебного года работа по оказанию методической помощи молодым специалистам построена иначе, чем в предыдущих учебных годах.  За основу взяты пожелания и потребности молодых педагогов, которые они изъявили в анкетировании в конце учебного года. Одним из наиболее важных вопросов, который волновал педагогов, это посещение открытых уроков опытных педагогов, семинары и мастер-классы педагогов, что и было включено в программу работы с молодыми специалистами.

Так, за период с сентября 2016 года по апрель 2018 года были проведены следующие мероприятия:

- традиционная ежегодная встреча с молодыми педагогами, на которой они смогли познакомиться с планируемыми мероприятиями на учебный год;

- семинары «Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя», «Психолого-педагогические подходы взаимодействия с учащимися разных возрастных категорий», «Конфликты и пути их разрешения», «Аттестация педагогических работников, обобщение индивидуальных результатов», «Готовим выступление: приемы подачи информации», «Горизонтальная карьера педагога: мотивация, развитие»;

- психологические тренинги «Моя карьера в профессии: пути профессионального и личностного становления», «Сохраняем спокойствие: эффективные психологические техники восстановления эмоционального баланса»;

- мастер-классы «Технология развития критического мышления», «Портрет современного учителя в социальных сетях», который проводили участники Клуба молодых педагогов Кировского района Санкт-Петербурга.

В ходе семинаров более 120 педагогов ознакомились с нормативными правовыми документами, регламентирующими деятельность учителя, требованиями к аттестации педагогов, психолого-педагогическими подходами взаимодействия с учащимися разного возраста, которые можно использовать ежедневно в практической деятельности. Интересными и востребованными оказались вопросы разрешения возникающих конфликтов, поведения учителя в социальных сетях. На тренингах молодым учителям были предложены приемы организации публичного выступления и проведения мастер-класса, а также раскрытия собственного потенциала.

Все мероприятия были проведены специалистами Информационно-методического центра, Центра психолого-педагогического сопровождения, а также педагогами-победителями различных конкурсов, представителями Клуба молодых педагогов Кировского района Санкт-Петербурга.

В 2016-2017 учебном году молодые педагоги могли самостоятельно выбирать и регистрироваться на те мероприятия, которые им интересны и наиболее актуальны. В среднем посещают каждое мероприятие около 20 педагогов.

Молодому учителю для развития своей профессиональной компетентности  важно не только ознакомление с педагогическим опытом коллег, но и представление своего первого опыта работы на конкурсах, круглых столах, семинарах районного и городского уровней.

Молодые педагоги традиционно принимают участие в конкурсе педагогических достижений и с каждым учебным годом количество участников возрастает, так в  2016-2017 учебном году принимало участие 12, а в 2017-2018 учебном году уже 18 педагогов.  Победители и призеры объявляются на Торжественной церемонии награждения участников конкурса педагогических достижений в марте месяце.

Молодые педагоги, ставшие победителями и призерами районного этапа конкурса педагогических достижений, не останавливаются на достигнутом и принимают участие в различных профессиональных конкурсах разного уровня. Так, победитель номинации «Педагогические надежды» районного этапа конкурса педагогических достижений в следующем учебном году участвуют во Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют» в номинации «Молодой учитель», который проходил в Москве.

Традиционно молодые педагоги принимают участие не только в конкурсах, но и в олимпиадах и конференциях городского уровня.

Так, в 2016-2017 учебном году молодые педагоги приняли участие в ежегодных Городских педагогических чтениях «Учимся вместе: новый формат современной школы» на секции «Моя инициатива в образовании: ответственность, лидерство, успех». В конкурсе приняли участие 11 педагогов из ОУ района. Но в финал конкурса прошли только 5 участников, которые не только выступили на секциях перед гостями и коллегами, представив свой опыт работы и педагогические исследования, но и напечатали свои статья в сборник Городских педагогических чтений.

Достаточно активно молодые педагоги приняли участие в 2016-2018 учебных годах в Герценовской педагогической олимпиаде «Ступени педагогического мастерства», которая направлена на развитие профессионализма молодого педагога, раскрытие возможностей, личностных и профессиональных качеств, осмысление сущности педагогической деятельности и создает условия для презентации молодыми педагогами профессиональных достижений. В олимпиаде приняли участие 9 педагогов из ОУ района.

Еще одним важным мероприятием для молодых педагогов является участие в конференциях. Так, в ежегодной Городской педагогической конференции молодых специалистов «Созвездие молодых», являясь одной из форм профессионального взаимодействия молодых специалистов и педагогов-наставников, проводится в рамках реализации программ развития районных систем образования, соответствует идеям, принципам и направлениям стратегических документов развития российской и петербургской систем образования. Конференция проходила в рамках Петербургского образовательного форума в марте 2017 г. Приняли участие в конференции 13 педагогов.

Молодые педагоги образовательных учреждений Кировского района Санкт-Петербурга традиционно принимают участие в межрайонном конкурсе «Педагогический КВН», организатором которого является ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Сопровождение молодых специалистов является одним из важных направлений в работе информационно-методического центра. За этот год удалось наладить работу по данному направлению и успешно реализовать большинство из поставленных задач. Однако, останавливаться на достигнутом пока еще очень рано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа научно-методической работы с молодыми специалистами

Программа научно-методической работы с молодыми специалистами ...

План работы с молодыми специалистами

План наставнической деятельности на три года.Первый год обучения. Тема: «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся»Второй год обучения. Тема: «Самостоятельный творческий поиск»Трети...

План работы с молодым специалистом

План работы с молодым специалистом...

План работы с молодыми специалистами

Наставничество-одна из форм работы с молодыми специалистами...

Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)

В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...