Проект "Что в имени тебе моем?"
проект

Кузьмина Марина Борисовна

Топонимика - это язык Земли, где история человечества записана в географических названиях

Цель работы: изучение своей малой Родины через исследование топонимов своего села и окрестностей, их классификация и составление по результатам исследования топонимического словаря «Тарханы и окрестности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon toponimika_novyy.doc199 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_toponimicheskoy_5.ppt2.24 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ с. Лермонтово

Белинского района Пензенской области

Проект

«Что  в имени тебе моем?»

Выполнила ученица 9 класса

Фролова Мария

Руководители: учителя

Кузьмина М.Б..

2016 г.

             

"Топонимика - это язык Земли,                                                                                                   Земля есть книга,    где история человеческая записывается  в географической номенклатуре".

 Н.И.Надеждин

I. Введение 

    У каждого человека есть своя малая Родина – город, посёлок, село. Любовь к родному краю позволяет обратить внимание на природу, хозяйство, историю, культуру села, что позволяет задуматься  человеку о разумном использовании природных богатств, формировать потребность бережного отношения к культурному наследию своего края.

      Знакомство с историей села позволяет формированию образного мышления эмоциональному восприятию окружающего мира, развитию духовности, воспитанию уважения к традициям прошлого своего села,  к людям.                                                  

                    Каждый человек постоянно встречается с географическими названиями. «Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий, - пишет известный специалист в области топонимики Э. М. Мурзаев. Они повсеместно и всегда сопровождают наше мышление с раннего детства. Всё на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой он живёт, город, страна- всё имеет свои имена».

        Взгляните на географическую карту, она  вся испещрена  названиями стран,  морей, островов, рек, озёр, городов, сёл. И это только малая часть существующих топонимов.    Свои имена имеют и очень мелкие объекты: леса, луга, поля, болота, изгибы и затоны рек, холмы и ямы, балки, части сёл и деревень. Такие названия, как правило, не зафиксированы в географических справочниках и редко встречаются в письменных документах, их хорошо знают лишь местные жители. В каждом селе можно записать, обычно, десятки таких названий.

        Все географические названия имеют свой смысл. Никакой народ не называл реку, озеро или селение «просто так», случайным сочетанием звуков. Отсюда вывод напрашивается сам собой: объяснить можно любое, даже самое сложное и, на первый взгляд, непонятное географическое название. Язык народа не является чем-то застывшим, он изменяется, развивается, некоторые слова исчезают совсем, некоторые меняют свой смысл.  Поэтому трудно бывает найти объяснение имени той или иной речки, села, города.  Но что удивительно, благодаря названиям в наши дни звучат вышедшие из употребления, давно забытые слова родного языка, слова чужих и даже исчезнувших, «мёртвых» языков. Другие названия могут рассказать о древних обычаях, о том, чем занимались и чем жили наши предки.

         Топонимика - это язык Земли, где история человечества записана в географических названиях. Имя человека, имена мест, его окружающих, неразрывно связаны с его историей и культурой. Источником духовной культуры особого рода являются исторические географические названия. Топонимы служат ориентиром во времени и пространстве, создавая историко-культурный образ страны. Утрата исторических названий ведет к деградации народной культуры и традиции, к обеднению исторического, культурного сознания. В последнее время возникает опасность, что в будущем станет труднее восстановить истинное значение некоторых топонимов. Ведь судьба названий складывается по-разному: передаваясь из уст в уста, одни продолжают повседневную жизнь, другие — только рождаются, третьи — безвозвратно исчезают. Совокупность топонимов - ценный источник информации по географии, этнографии, истории местности. Они помогают лучше понять свой народ, его культуру, традиции. Вот почему исследование топонимов не только интересно, но и важно.

        Тысячи названий на карте нашего края. Это язык земли, это память истории. Древние считали, что имя это — не просто обозначение чего бы то ни было, но и сама сущность предмета. Даруя название кому бы то ни было, тем самым даруешь ему и душу. Именно этой «душе» нашей малой родины посвящается наш проект, который мы назвали «Что  в имени тебе моем? Топонимика с. Лермонтово и окрестностей».  Из названий можно узнать и о том, какова была природа той или иной местности в прошлые века, какие здесь росли деревья и травы, какие звери и птицы водились в лесу. Часто топонимику называют «языком земли», и это очень верное определение, потому что зачастую только из географических названий мы узнаем о тех народах, которые жили до нас в те далекие времена, чем они занимались.

За каждым словом стоят удивительные истории, часто легенды, а иногда и курьёзы.

Тема. Выбор темы исследовательской работы «Топонимика села Лермонтово и окрестностей» непосредственно связан с моим личным интересом к истории села.

Актуальность. Краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Изучение топонимии края раскрывает учащимся связи родного  села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому.

Тема проекта связана с изучением, описанием системы топонимов села и окрестностей. Выбор темы продиктован интересом, а также недостаточной изученностью топонимии края. Необходимо зафиксировать именно сейчас всё то, что представляет интерес, иначе замечательные легенды уйдут вместе с их рассказчиками.

 В последнее время довольно остро поставлен вопрос о формировании у подрастающего поколения чувства любви к своей Родине. И изучение истории родного края, родного села, поможет в этом.

Практическая значимость
Изображение:Цветы.gif

Материалы исследования можно использовать на уроках русского языка, литературы, истории, географии, краеведения, изобразительного искусства, а также во внеклассной работе. Краеведческий материал поможет сделать занятия яркими, запоминающимися. Эмоциональный настрой таких уроков очень высок. Изучение топонимии открывает большие возможности для воспитания нравственно-ценностных ориентаций школьников, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений.

Предметы, классы

География, изобразительное искусство история, краеведение, литература, информатика;

Интеграция образовательных областей (возможность осуществления в системе дошкольного образования).
5-9 классы

Цель работы: изучение своей малой Родины через исследование топонимов своего села и составление по результатам исследования топонимического словаря «Тарханы и окрестности».

Задачи:

 1) Определить источники для получения списков топонимов на основе работы с краеведческим материалом, а также опроса своих близких, знакомых, старожилов дополнить сведения о топонимах своего района;

2) Расшифровать их смысл;

4) Классифицировать и систематизировать топонимы села и окрестностей;

5) Пополнить школьный музей материалами об исследовании топонимов;

6) Формировать эмоционально-ценностное отношение к родному краю;

7) Воспитать творческое отношение к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию;

8) Патриотическое и нравственное воспитание, удовлетворение личностных запросов и интересов учащихся;

9) Создание словаря и презентации с названиями топонимов;

Объект исследования – местные географические названия

Предмет и  объект исследования: с. Лермонтово  Белинского района  Пензенской области, топонимы села и окрестностей.

Источники: В основу работы положены как научные источники, так и свидетельства старожилов. На этапе сбора топонимов – результаты опроса местных жителей, на этапе анализа топонимов – специальная и учебная литература.

Степень изученности темы

В истории села, местные топонимы частично  изучались краеведом, но не была проведена их классификация. Топонимического словаря по данным терминам не существует. Отсутствует такой материал в районном и областном архивах.

Обоснованность выбора темы

Лингвокраеведческая работа, частью которой является сбор и обработка топонимического материала, имеет не только познавательный характер, но и учит бережно и внимательно относиться к родному языку, а значит и к Родине, позволяет расти достойными гражданами своей страны.

Степень научной новизны. Нельзя сказать, что данный вопрос изучен полностью, так как каждое большое и малое село России имеет свои географические названия, связанные с его историей, культурой, бытом. Объяснением и изучением этих названий занимаются мало. Для истории села и района эти знания новы и актуальны.

Методы исследования.  Проведение учебно-исследовательской деятельности, связанной с подбором и анализом исторических источников, обобщением, систематизацией и анализом собранного материала:

- интервьюирование;

- опрос сторожил села;

- работа с архивными документами;

- изучение литературы, связанной с темой работы.-

Краткое описание
Изображение:Пишет.gif        Посмотрите карту любой страны, даже любой области каждой страны - они усеяны именами географическими так же, как ночное небо бесчисленными звездами. И нет ни одного имени, за которым ни стояла бы не простая, а сплошь и рядом сложная и загадочная его история... В названиях сохранилась информация давно ушедших времен и память о событиях недавнего прошлого.
Названия рассказывают о племенах, живших столетия назад на нашей земле, о природных особенностях края. Название города, села, деревни - это часть истории населенного пункта, памятник языка, свидетель минувших столетий.
Тысячи названий на карте нашего края. Это язык земли, это память истории. Древние считали, что имя - это не просто обозначение чего бы то ни было, но и сама сущность предмета. Даруя название кому бы то ни было, тем самым даруешь ему и душу. Именно этой «душе» нашей малой родины посвящается наш проект.

Когда происходит знакомство с первым топонимом? Когда человек задумывается о        происхождении населённого пункта, где он родился и живёт.

Названия рек, озер, населенных пунктов заключают в себе много тайн. Топонимика наука, изучающая имена собственные, представляющие названия географических объектов,- открывает эти тайны исследователям. За названием может стоять удивительная история, или красивая легенда, или просто фамилии человека, когда-то владевшего этими местами.

Мы ставим своей целью осуществить классификацию названий и выяснить, какой тип названий преобладает в нашей местности. В ходе проведённого исследования на территории с.Лермонтово и окресностей было выявлено более 70 топонимов. По своей структуре и происхождению они неоднородны.

Значительную группу составляют топонимы, получившие свои названия по именам и фамилиям владельцев бывших поместий, членов их семей, первопоселенцев: с. Аргамаково, с Дерябиха, с. Лермонтово и т. д..

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

ТОПОНИМЫ

ТИП

источник

ГЕОГРАФ.

ТОПОНИМА

ОБЪЕКТА

1.

По именам и фамилиям  владельцев.

Владельцы

Алексеевка

деревня

Аргамаково

село

Дерябиха

деревня

Лермонтово

село

Михайловка

село

По фамилиям

Яшинка

улица

Ильинка

улица

Кормилицын

пруд

Антоново

озеро

Любовин

колодец

Арсеньев

лес

Архистратиг Михаил

церковь

Мария Египетская

церковь

2

По рельефу местности

Бугор

улица

Бугорский

родник

Марарайка

река

3

По форме, размеру.

Большой

пруд

Долгая

роща

Круглый

лес

4

По месторасположению.

Верхний

пруд

Дальний

сад

Средний

пруд

Средний

сад

Придорожная

улица

Центральная

Улица

5

По трудовой деятельности,  возрасту,     соц.      статусу людей.

Арестантский

колодец

Молодежная

улица

Барский

пруд

Сенной

лес

Специалистов

Улица

Тарханы

село

Тарханский

лес

6

По названию пород деревьев, кустарников и растений

Березовая

улица

Дубовая

роща

Овсянка

улица

Сенной

лес

7

Не установлены

Апалиха

деревня.

Милешин

колодец

Подсот

село

по рельефу местности - улица Бугор, р. Марарайка, по форме и размерам – Большой пруд, Долгая роща, Круглый лес.

Месторасположению – улицы Центральная и Придорожная, Верхний и Средние пруды, по названию пород кустарников и деревьев – Лесная и Березовая улицы, Дубовая роща Месторасположению. Своеобразны наши топонимы, восходящие к трудовой деятельности жителей, их социальному статусу, возрасту - улицы Молодежная, Специалистов, Овсянка, Арестанский колодец, Сенной овраг, село Тарханы, связаны с именем М. Ю.Лермонтова и именами лиц его окружения – Кормилицын пруд,  с. Михайловка,  Арсентьев лес.                

Название Арсеньев лес, на первый взгляд, напрямую восходит к фамилии бабушки М.Ю. Лермонтова. Однако краевед П.А. Фролов записал от старожилов села другую версию:

Жил-де в Тарханах такой крестьянин, который никакой пользы барину не приносил. Звали его Арсений, и был он настолько забитым, что не мог ни дать, ни взять, как о нем говорили в народе. Сжалился барин над крестьянином, решил к делу его приставить и назначил лесником. Стал Арсений жить в лесу, а с ним и вся его семья. Однажды решил барин навестить Арсения, поехал в лес, зашел в избу, а там - холод лютый. Стал спрашивать барин Арсения, почему в избе холодно, а тот отвечает, - дров мол, нету. Вот в честь этого Арсения и назвали лес.

В этой группе особо стоит название Лермонтово, которое селу присвоено, по просьбе местных крестьян в 1918 году, в честь великого земляка.

Другие названия из первой группы восходят к именам людей, живших в более позднее время. Так Любашин колодец получил свое название по имени красивой тарханской крестьянки Любови Силантьевны Власовой: в 1867 году управляющим в Тарханах был П.Н. Журавлев. Он был холост и богат, т.е. считался «завидным» женихом. На барской усадьбе был колодец, куда ходили девушки за водой. Вот у этого колодца и приметил Журавлев Любашу, предложил ей жить вместе. Власовой в народе присвоили титул «барыни», а колодец стали называть ее именем.

Улицы Яшинка и Ильинка получили свое название по наиболее распространенным когда-то здесь фамилиям, а название небольшого озера за деревней Дерябиха восходит к легенде о подпаске Антоне, который, чтобы получить понравившуюся плеть пастуха, нырял на дно глубокого озера.

Происхождение некоторых топонимов неизвестно. Далеко не всегда можно сразу сказать: откуда взялось имя и почему его дали месту? История возникновения некоторых топонимов хранит тайну. Таких как -

Своеобразны наши топонимы, восходящие к трудовой деятельности жителей, их социальному статусу, возрасту. Овсянкой назвали улицу, жители которой сеяли на своих наделах овес. Сенной лес расположен там, где начинается овраг, балка, в которой много сена. Да и само название села, бытовавшее до 1918 года - Тарханы, - произошло, как известно, от глагола «тарханить» (вести мелкую беспошлинную торговлю). Местные крестьяне скупали в своем селе и окрестных деревнях мед, воск, шерсть, сало... и возили все это перепродавать в другие места.

Тайной веет от названия Арестантский колодец. Он расположен в трех верстах от Тархан, в одном из отрогов сенного оврага. Здесь, в двухстах шагах от тракта, из-под склона   пробивался   родник,   который   обвели   дубовым   срубом.   Родник   поил

колодников и ссыльных, которых везли по тракту в Сибирь и другие отдаленные края. По другим преданиям, здесь разбивали свой лагерь и отряды Пугачева.

Название Арсеньев лес, на первый взгляд, напрямую восходит к фамилии бабушки М.Ю. Лермонтова. Однако краевед П.А. Фролов записал от старожилов села другую версию:

Жил-де в Тарханах такой крестьянин, который никакой пользы барину не приносил. Звали его Арсений, и был он настолько забитым, что не мог ни дать, ни взять, как о нем говорили в народе. Сжалился барин над крестьянином, решил к делу его приставить и назначил лесником. Стал Арсений жить в лесу, а с ним и вся его семья. Однажды решил барин навестить Арсения, поехал в лес, зашел в избу, а там - холод лютый. Стал спрашивать барин Арсения, почему в избе холодно, а тот отвечает, - дров мол, нету.  Вот в честь этого Арсения и назвали лес.

В этой группе особо стоит название Лермонтово, которое селу присвоено, по просьбе местных крестьян в 1918 году, в честь великого земляка.

Другие названия из первой группы восходят к именам людей, живших в более позднее время. Так Любашин колодец получил свое название по имени красивой тарханской крестьянки Любови Силантьевны Власовой: в 1867 году управляющим в Тарханах был П.Н. Журавлев. Он был холост и богат, т.е. считался «завидным» женихом. На барской усадьбе был колодец, куда ходили девушки за водой. Вот у этого колодца и приметил Журавлев Любашу, предложил ей жить вместе. Власовой в народе присвоили титул «барыни», а колодец стали называть ее именем.

Улицы Яшинка и Ильинка получили свое название по наиболее распространенным когда-то здесь фамилиям, а название небольшого озера за деревней Дерябиха восходит к легенде о подпаске Антоне, который, чтобы получить понравившуюся плеть пастуха, нырял на дно глубокого озера.

   Не все названия раскрыли свои тайны. О происхождении некоторых из них мы можем высказать лишь предположения. Такие как - Исподний и Воровской леса, Дуплышко и др.

Название деревни Апалиха трудно растолковать. Туристы часто называют ее «Опалихой», видимо, по аналогии с подмосковной Опалихой. Тогда становится более понятным: либо «опальных» туда ссылали, либо «опалили», сожгли когда-нибудь. Но ведь не «Опалиха» у нас, а  «Апалиха».

К сожалению, происходит процесс утраты многих топонимов. Это связано с исчезновением географических объектов. Так в списках населённых мест уже не числятся деревни - д.Новая деревня, поселок Май.

Нельзя допустить, чтобы пропали эти названия. Поэтому надо сохранить топонимы, так  как они содержат в себе сведения о жизни наших предков. «Сохранить топонимы не только важно, но и нужно. Ведь многие объекты сельской местности и их названия исчезают, а это значит, что исчезает наша история, наши корни, опустошается наша память», - пишет Г.П.Солицкая в книге «Занимательная топонимика».

Чтобы сохранить топонимы, надо сначала их исследовать, что мы и попытались сделать в этой работе.

IV. Заключение 

       Подводя итоги по проделанной работе можно сказать, что поставленные  задачи,  по составлению словаря, решены, цель достигнута.   

       Исследуя топонимы, мы пришли к выводу, что топонимы - это мост между прошлым и настоящим. Как много, оказывается, могут рассказать топонимы о жизни наших предков. Топонимика позволяет создавать рисунок прошлого.

Наша гипотеза оказалась верна: Названия населённых пунктов связаны с историей родного края. Топонимика может пролить свет на отдельные события из истории родного края.

Образы большого города или крохотной деревушки, дремучей тайги или бескрайней степи, берега моря или песков жаркой пустыни, скалистых гор или всхолмленной равнины, реки или озера, болота или сопок сразу же возникают в памяти человека, едва лишь он назовет место, где он родился или же где прошли годы его юности. Любой топоним, иногда даже не очень звучный и красивый, сразу превращается в волшебный ключик, открывающий шлюзы памяти.

Данная работа представляет широкий интерес, как для учащихся школы и жителей села, так и для общества в целом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Топонимика – увлекательная наука она может заинтересовать и энтузиастов краеведов, и всех, кто любит свой край, его историю, его географическое прошлое и настоящее. И.Г. Долгачёв

Слайд 2

Выполнила: Фролова Кристина, ученица 10 класса Руководитель: Кузьмина М.Б., учитель географии и биологии «Топонимика с. Лермонтово и окрестностей». Научно-исследовательская работа "Что в имени тебе моем? "

Слайд 3

Актуальность В истории села, местные топонимы частично изучались краеведом П.А. Фроловым, но не была проведена их классификация. Топонимического словаря по данным терминам не существует. Отсутствует такой материал в районном и областном архивах. Для истории села и района эти знания новы и актуальны.

Слайд 4

Изучение своей малой Родины через исследование топонимов своего села и составление по результатам исследования топонимического словаря «Тарханы и окрестности». Село Лермонтово Белинского района Пензенской области, топонимы села и окрестностей. Цель работы Предмет и объект исследования

Слайд 5

Задачи - собрать материал и классифицировать топонимы; - установить основные номинации топонимов, преобладающие названия; - выяснить историю происхождения некоторых названий

Слайд 6

- интервьюирование - опрос сторожил села - работа с архивными документами - изучение литературы Методы исследования

Слайд 8

Среди топонимов выделяются различные классы, такие как: Ойконимы — названия населённых мест (от греч. oikos — жилище, обиталище). Гидронимы — названия водных объектов (от греч. hydros — вода). Годонимы — названия улиц (от греч. hodos — путь, дорога, улица, русло). Макротопонимы — названия больших незаселённых объектов (от греч. makros — большой). Микротопонимы — названия небольших незаселённых объектов (от греч. mikros — малый). Антропотопонимы - названия географических объектов, произведённых от личного имени (от греч. antropos - человек). Виды топонимов

Слайд 9

№ ТОПОНИМЫ ТИП ГЕОГРАФ. ОБЪЕКТА 1. По именам и фамилиям владельцев. Алексеевка деревня Аргамаково село Дерябиха деревня Лермонтово село Михайловка село Яшинка улица Ильинка улица Кормилицын пруд Антоново озеро Любовин колодец Арсеньев лес Архистратиг Михаил церковь Мария Египетская церковь

Слайд 10

лес Круглый роща Долгая пруд Большой По форме, размеру. 3 река Марарайка родник Бугорский улица Бугор По рельефу местности 2 ТИП ГЕОГРАФ. ОБЪЕКТА ТОПОНИМЫ №

Слайд 11

4 По месторасположению. Верхний пруд Дальний сад Средний пруд Средний сад Придорожная улица Центральная улица

Слайд 12

5 По трудовой деятельности, возрасту, соц. статусу людей. Арестантский колодец Молодежная улица Барский пруд Сенной лес Специалистов улица Тарханы село Тарханский лес № ТОПОНИМЫ ТИП ГЕОГРАФ. ОБЪЕКТА

Слайд 13

село Подсот колодец Милешин деревня. Апалиха Не установлены 7 лес Сенной улица Овсянка роща Дубовая улица Березовая По названию пород деревьев, кустарников и растений. 6 ТИП ГЕОГРАФ. ОБЪЕКТА ТОПОНИМЫ №

Слайд 14

Арсеньев лес

Слайд 15

Село Лермонтово

Слайд 16

Любавин колодец Милешин колодец Арестанский колодец

Слайд 17

Улица Яшинка Улица Ильинка

Слайд 18

Антоново озеро

Слайд 19

Апалиха

Слайд 20

Апалиха

Слайд 21

Улицы села Улица Молодёжная Улица Овсянка

Слайд 22

Улицы села Улица Бугор

Слайд 23

N К чему восходит название Количество % 1 По именам и фамилиям владельцев 18 28.1 2 По именам и фамилиям лиц из окружения Лермонтова и его семьи 13 20,3 3 По рельефу местности 4 6,2 4 По форме, размеру. 3 4,6 5 По месторасположению 6 9,3 6 По трудовой деятельности, возрасту, соц. статусу людей 8 12,5 7 По названию пород деревьев, кустарников и растений 6 9,3 8 Не установлено 6 9,3 Проведя классификацию топонимов, мы занялись подсчётом, результаты которого отражает следующая таблица :

Слайд 24

«Сохранить топонимы не только важно, но и нужно. Ведь многие объекты сельской местности и их названия исчезают, а это значит, что исчезает наша история, наши корни, опустошается наша память», - пишет Г.П.Солицкая в книге « Занимательная топонимика». Нельзя допустить, чтобы пропали эти названия. Поэтому надо сохранить топонимы, так как они содержат в себе сведения о жизни наших предков.

Слайд 25

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе «Что в имени тебе моём?»

Задачи курса: знакомство с ономастикой как наукой и как совокупностью собственных имён;  рассмотрение связи ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией,...

Классный час - "Что в имени тебе моем?"

Классный час на тему "Происхождение имен, фамилий, отчеств"....

Интеллектуальная игра-викторина "Что в имени тебе моём?..."по творчеству А.С.Пушкина

Помериться знаниями о жизни и творчестве А.С.Пушкина приглашаются старшеклассники...

внеклассное мероприятие " Что в имени тебе моем?"

данное мероприятие поможет  в проведении классного часа,  в неделе русского языка....

Элективный курс по литературе для 9 класса "Что в имени тебе моем?"

Данный курс ориентирован на развитие интереса учеников к творчеству А.С. Пушкина. Работа строится на биографическом и литературном материале....

Час общения "Что в имени тебе моем... ."

Данный час общения применим в 5 классе. Очень помогает знакомиться с классом  , наладить контакт , привлечь внимание ребят к собственному «Я». ...

Сценарий классного часа "Что в имени тебе моём?"

Сценарий классного часа Что в имени тебе моём?" Материал можно использовать на  день семьи....