духовно-нравственные аспекты школьников
статья

Михайлов Александр Васильевич

В год 100-летия комсомола тема духовного и социального здоровья личности ребёнка вновь выходит на передний план. Поэтому проблемы, связанные с совершенствованием системы воспитания школьников, укреплением конструктивного диалога духовенства и государства в сфере духовного воспитания подрастающего поколения волнуют сегодня как никогда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл духовно-нравственные аспекты19.62 КБ

Предварительный просмотр:

А.В.Михайлов к.п.н., руководитель ОБЖ  МБОУ «Высокогорская СОШ №3

Духовно-нравственные аспекты воспитания школьников

В год 100-летия комсомола тема духовного и социального здоровья личности ребёнка вновь выходит на передний план. Поэтому проблемы, связанные с совершенствованием системы воспитания школьников, укреплением конструктивного диалога духовенства и государства в сфере духовного воспитания подрастающего поколения волнуют сегодня как никогда.

В советские времена слово «духовность» ассоциировалось исключительно с религиозным сознанием. Недооценка, а вернее, пренебрежение духовностью привело к нынешнему состоянию общества, которое оказалось, к сожалению, ориентированным на низшие стороны человеческого бытия.

Сложившееся положение, конечно, является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство в перестроечные годы лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Утрата нравственных ориентиров стала и одной из причин пьянства, наркомании среди молодёжи, привела к падению авторитета семьи, что, естественно, повлияло самым отрицательным образом и на демографическую динамику нашей страны.

Народная пословица говорит: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Сама жизнь подчеркивает её правильность! Если человек еще в дни своей юности вступил на путь добродетели, то он твердо будет стоять на нем и в старости. Поэтому духовно-нравственное воспитание человека должно начинаться в раннем детстве.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

        В последние десятилетия в России традиционные основы воспитания и образования подменялись «более современными», западными. Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности (терпимости) ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным. Она изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность», предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. Я часто задаю себе вопрос: «Терпимость — это значит сжать зубы и терпеть?» Разве это нужно в нашем многонациональном государстве?!

Раньше в советской педагогике было такое понятие как «интернационализм». Он предполагает воспитание у молодых людей уважения к культуре (в широком смысле этого слова) других народов, а не терпимости. Поэтому, считаю, что нам надо сконцентрировать свои усилия на возрождении данного направления в воспитательной работе.

        Не так давно Фонд «Общественное мнение» опубликовал результаты опроса россиян, целью которого было выяснить, что такое духовность. Анализ полученных данных показал, что лишь четверть граждан России связывают это понятие с верой в Бога, религией и церковью. В этой категории респондентов 46% считают, что духовности в жизни общества по сравнению с советскими временами стало больше, 39% заявили об ее упадке. Однако «духовность» и «религиозность» для подавляющего большинства жителей нашей страны – вовсе не синонимы.

В нашей школе 21% опрошенных старшеклассников считают, что духовность – это некая «система ценностей», «доброта и человечность», «поддержка и взаимопонимание» и даже «любовь».

В глазах 7% опроса школьников духовный человек – тот, кто умеет жить в ладу с людьми и самим собой. Около 10% опрошенных определяют духовность как «богатый внутренний мир», «богатство души», причем не уточняют, нравственный или интеллектуальный аспект имеется в виду, а 8% полагают, что духовность – результат образования и воспитания.

С последним, нельзя не согласиться. Ведь ребёнок бóльшее время проводит за партой. Хотя нельзя здесь исключать и роль семьи в данном вопросе.

Как известно религия, наряду с государством, производством, образованием и семьёй, это один из пяти фундаментальных социальных институтов, нормальная работа которых – залог стабильности всего общества. Кризис любого из базовых институтов приводит к тяжелым последствиям. Например, последствием государственного кризиса становится политический хаос, беззаконие. Кризис семьи бьёт по демографии. Разрушение производства приводит к обнищанию народа. Кризис образования оборачивается интеллектуальной и профессиональной несостоятельностью. Точно также и кризис религии приводит к нравственной деградации, к мировоззренческому провалу – к утрате смысла жизни. Поэтому всё общество заинтересовано в нормальном бытии и этого социального института.

Антирелигиозные эксперименты ХХ века, особенно его вторая половина, воочию показали гибельность пути уничтожения религии как социального института. В результате наше общество оказалось оторванным от своих духовных и исторических корней, утратило традиционные моральные и мировоззренческие принципы. А главное - россияне утратили чувство своей национальной и культурной идентичности. И это особенно страшно сейчас – перед лицом мировой глобализации, стирающей индивидуальные особенности и неповторимые черты.  

Не случайно в тексте новой концепции национальной политики РТ говорится, что нацполитика республики должна строиться на двух "фундаментальных приоритетных положениях": "необходимости всестороннего развития татарского народа и укрепления Республики Татарстан как исторически сложившейся формы его государственности" и одновременно "обеспечении равных условий жизнедеятельности представителям всех народов", которые живут в регионе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

статья на тему "  РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по д...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

С 1 сентября 2010 года школа участвует в ИнКО по апробации ФГОС....

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...