Выявление интеллектуальных и творческих способностей и развитие системы поддержки талантливых детей.
учебно-методическое пособие (6 класс)

Одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей.

Цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «История и обществознание», создание условий для самореализации способностей обучающихся, создание системы деятельности учителя истории по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей.

Основные задачи:

1. Понимание важности изучения истории, обществознания в современном мире

2.Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по истории, развитие самостоятельности.

3. Выявление и поддержка способных, интересующихся историей обучающихся;

4. Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

5. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей

6. Совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование; 

7. Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_sposobnostey.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление интеллектуальных и творческих способностей и

развитие системы поддержки талантливых детей.

Одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей.

Цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «История и обществознание», создание условий для самореализации способностей обучающихся, создание системы деятельности учителя истории по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей.

Основные задачи:

1. Понимание важности изучения истории, обществознания в современном мире

2.Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по истории, развитие самостоятельности.

3. Выявление и поддержка способных, интересующихся историей обучающихся;

4. Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

5. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей

6. Совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование; 

7. Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

Формы работы с учащимися по развитию творческих способностей по истории:

Работа с обучающимися ведется мной по нескольким направлениям:

1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося - и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых классными руководителями.

2. Выделение «способных» детей в каждом классном коллективе.

3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работа над ним начинается ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.
Подготовку к уроку важно начинать с целеполагания.

Чтобы разнообразить учебные часы, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с детьми на уроках истории и обществознании можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры. Для детей, более способных к творческой деятельности, специально разрабатываю задания повышенного уровня сложности, творческие. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями и т.д. Для уроков обобщения изученного материала использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт.

Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории и обществознания предоставляет дифференциация домашнего задания - прием «три уровня домашнего задания»: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней.

Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др. Прием «особое задание»: увлекающиеся историей ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности. Прием «энциклопедист» предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок

2. Метод проектов

Дети, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.

Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Творческие проекты по истории, выполняемые под моим руководством. Чаще всего они выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается компьютерная презентация.

3. Внеклассная работа (предметные мероприятия, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам).

Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные игры, предметные викторины. По мере возможности я провожу индивидуальные занятия с учащимися с высокой учебной мотивацией. Особое значение придаю подготовке к предметным олимпиадам. Индивидуальные и коллективные занятия также я провожу с учащимися, сдающими государственный экзамен по истории в 9 и 11 классах, оказываю им консультативную помощь. 

4. Применение инновационных технологий в преподавании истории.

Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфокоммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса. 

Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории и обществознания. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

Презентация позволяет мне, как учителю истории, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует обще учебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. На уроках истории используются такие формы работы как подготовка учениками докладов и рефератов.

Использование инфокоммуникационных технологий на уроке истории позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории.

И как естественное следствие всех этих составляющих - имеет место повышение качества знания учащихся. С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на три группы:

1. Уроки демонстрационного типа. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.

2. Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик.
3. Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.
При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды, сравниваем документы; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя.

В заключении отмечу, что использование в своей работе информационных технологий создает условия для активного участия обучающихся в учебном процессе, их познавательная деятельность активизируется. Такой тип обучения подготавливает учащихся к решению проблем повседневной и будущей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системы поддержки талантливых детей.

Организовано сетевое взаимодействие учащихся, направленного на повышение эффективности образовательного процесса. Начинает работу система дистанционного обучения в целях выявление и удовлетво...

Система поддержки талантливых детей– одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа»

Поддержка талантливых и одаренных детей- одна из основных и актуальных задач современной школы. Путь в большую жизнь начинается со школьного порога. Штурман - учитель. И если учитель увидел и поддержа...

О системе поддержки талантливых детей

Материал представляет собой тезисы из опыта работы школы по реализации одного из направлений национальной образовательной инициативы "Наша Новая школа"...

Система поддержки талантливых детей в условиях гимназии

Материалы презентации содержат информацию о том, что такое одарённость, как выявить одарённого ребёнка и помочь ему реализовать возможности в школьных условиях....

Описание опыта работы "Развитие системы поддержки талантливых детей"

В даннной работе рассказываю о своем опыте работы...

Итоги реализации проекта «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»

В работе руководитель НОУ рассматривает аспекты работы школьного научного общества, подводит итоги работы общества за 5 лет...