Методическая разработка
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока «Определись! Работай! Реализуй! Выбери!»
Цель: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
Задачи:
- совершенствование содержания, форм, методов профориентационной работы и психологической поддержки детей;
- пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами деятельности;
- создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению;
- расширение представления учащихся о современном «рынке профессий».
- формирование умения соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
Ожидаемые результаты:
- формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
- формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
- создание у учащихся предпосылок осознанного решения в профессиональном выборе и направления дальнейшего обучения;
- создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Основные принципы работы:
- Принцип активности участников: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций,
выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
2. Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
3. Принцип исследовательской позиции.
4. Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.
Оборудование:
Компьютер с мультимедийной установкой.
Листы бумаги, ручки, карандаши, фломастеры или маркеры.
Ход урока
В нашей жизни нам часто приходится делать выбор. Сегодня наша с вами встреча посвящена выбору профессии. Чем быстрее вы определитесь и выберете себе дело по душе, тем быстрее вы станете успешным человеком. Я надеюсь, вы узнаете что-то новое или вспомните забытую, но полезную для вас информацию.
В мире тысячи профессий. Легко ли разобраться в этом многообразии и сделать свой выбор? Определить начало своего трудового пути и выбрать профессию на всю жизнь.
Ребята, вы стоите на пороге выбора следующей ступеньки своего дальнейшего образования. Кем быть? Как не прогадать с выбором будущей профессии? Очень хочется, чтобы она не только нравилась и приносила удовольствие, но и была востребована обществом.
Задание « Кто Я?»
В течение пяти минут десять раз по–разному ответьте на вопрос:«Кто Я?»
Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.
Вам знакомо слово «презентация»? Оно означает публичное представление, открытие чего–то или кого–то: новой песни, книги, ресторана. На презентации стараются показать товар лицом — подчеркнуть его преимущества и скрыть недостатки.
Самопрезентация — это представление или открытие себя другим людям. Мы представляем себя, когда появляемся в новой компании, поступаем в институт, устраиваемся на работу. Цель презентации — создать у людей благоприятное впечатление о себе. Психологи считают, что впечатление о человеке складывается в первую минуту общения с ним. И почти всегда оказывается верным. Испортить хорошее впечатление легко: для этого надо регулярно опаздывать на важные встречи, нарушать договоренности, безвкусно
одеваться, говорить невпопад и т.д. Исправить плохое впечатление намного сложнее.
Отвечая на вопрос «Кто Я?», вы обозначаете место, которое занимаете в этом мире, конструируете образ своего Я. Если вы смогли придумать себе не более пяти характеристик, вероятно, вы или не хотите раскрываться даже перед собой, или редко задумываетесь о себе, пользуясь лишь самыми очевидными характеристиками («Я — человек, ученик» и т.д.). Возможно, вам этого достаточно. Но если вы будете так сдержанны в реальной презентации, вашему собеседнику придется самому «достраивать» ваш образ.
Проанализируем содержание ответов. Встречаются ли среди них критические замечания? Возможно, и в жизни вы склонны преувеличивать свои недостатки, выпячивать их. В каком времени стоят глаголы в ваших ответах: в настоящем, будущем или прошедшем? Или они вне времени? Если большинство ответов относится к прошлому («я был перспективным спортсменом»), возможно, вы до сих пор цепляетесь за него, перебирая, словно старые фотографии, вчерашние успехи. Бывает так, что человек не живет, а готовится к жизни: «Когда я вырасту... Когда выучусь... Когда женюсь... Когда куплю машину... Когда построю дом... — и так далее до бесконечности. Планирование — дело хорошее и даже необходимое. Если в ваших ответах присутствуют прошлое, настоящее и будущее, значит, у вас есть полноценное ощущение своей жизни.
Тест, который вы только что выполнили, основан на вашей самооценке.
Самооценка — это способность оценивать себя самого. Это измерительный прибор, который всегда с собой.
Классификация профессий.
Классификация профессий строится по своим законам. В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий.
А сколько профессий знаете вы?
Задание «Назови профессию».
Все учащиеся по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, резидент), такие ответы не принимаются, как и слова “олигарх”, “авторитет” и т.п. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.
Игра «Аукцион»
Учитель называет предмет труда, а учащиеся по очереди называют профессии, относящиеся к этой группе. Профессии можно записывать на доске.
После каждой названной профессии учитель считает до трех или ударяет в ладоши, ожидая названия очередной профессии. Профессию необходимо назвать до третьего хлопка. Тот, за кем останется последнее слово, считается победителем. Во время игры ребята понимают, насколько мало они осведомлены о мире профессий. Главная задача учителя — дать возможность почувствовать этот информационный голод. Игра занимает от 5 до 15 минут.
Для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей, позволяющий выполнять профессиональные действия, а более высокий уровень профессионализма определяется мотивацией и системой ценностей человека.
Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал — мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям: “природная лень не дает развиваться природным талантам” (Ю. Рыбников).
Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации личности являются не столько способности, сколько мотивация человека и его жизненные цели.
Мотивация — это двигатель человеческих поступков.
Помните, как начинается «Сказка о царе Салтане»?
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, — говорит одна девица, —
Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».
«Если б я была царица, — говорит ее сестрица, —
Я б на целый мир одна наткала бы полотна».
«Если б я была царица, — третья молвила девица, —
Я б для батюшки–царя родила богатыря».
Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент??
Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы жизни, а не компания для пикника. Нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма. Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет все: телесериалы, советы случайных людей, мода. Конечно, ошибка в выборе профессии — не фатальна.
Сейчас появляется огромное количество некоммерческих проектов, которые позволяют развить свои навыки и впоследствии реализовать себя на лучшем уровне.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: «Что ты делал целый день?»
И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: «А что ты делал целый день?»
А тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу»
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием:
«А я принимал участие в строительстве храма!»
Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...