Программа курса Моё Оренбуржье
рабочая программа

Рощупкина Кристина Александровна

Программа курса Моё Оренбуржье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа курса Моё Оренбуржье47.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кандауровская основная  общеобразовательная школа им. А.Воробьева»

 «Рассмотрено»                                                      «Согласовано»                                                    «Утверждено»

на заседании ШМО                                              зам. директора по УР                                        Директор МАОУ

протокол № 1 от 27.08.2018                                                                                                               «Кандауровская ООШ»                                        

рук. ШМО ______Федотова А.В.                        _______ Шляпин Г.Г.                                          ___________Климова Н.В.

« 01»  сентября   2018г                                      « 29»   августа   2018г                                          « 01»   сентября 2018г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

                                                                                                          по курсу «Моё Оренбуржье»

Классы: 1-4

Учитель: Рощупкина К.А.

Количество часов: 68

                                                                                               

с. Курманаевка 2019г.

                                                                                                             1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Моё Оренбуржье» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г.

       2.Письмо Минобрнауки РФ от12.05.2011 № 03 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования N 373, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.

4.Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»

5.Основная образовательная программа НОО МАОУ «Курманавекая СОШ».

6.Положение об учебной рабочей программе МАОУ «Курманаевкая СОШ».

7.Учебный план МАОУ «Курманаевская СОШ» на 2019-2020 учебный год.

8.Календарный учебный график МАОУ «Курманаевская СОШ» на 2019-2020 учебный год.

         Цель: Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в процессе приобщения к традициям семьи и родного села, района и области, ознакомления с историей, культурой и природой родного края.

            Задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, ее традициям и истории; формировать представления детей о семейной иерархии, участии членов семьи в развитии родного села и района.
  • Формировать первичные представления школьников об Оренбургском крае как о родной земле, малой Родине, его культурных ценностях посредством изучения истории, достопримечательностей села и района, природных ресурсов родного края.
  • Развивать познавательную активность и любознательность, стремление к исследованию в процессе изучения культуры посёлка.
  • Воспитывать чувство сопричастности к наследию родного села и края, гордости за него.
  • Воспитывать чувство уважения к людям разных национальностей и их обычаям на основе культурных традиций родного края.

      Курс рассчитан на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется  материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия, памятные места Курманаевского района, оренбургской области.ю Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  Курс программы рассчитан на четыре года обучения.

2.Планируемые результаты освоения детьми программы формирования основ курса «Моё Оренбуржье»

       Качества обучающегося 4 класса, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, в том числе и через использование народных игр (русских, казахских, башкирских). Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и безопасного поведения в природе родного края;
  • любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, в познании истории родного города, региона. Интересуется новым, неизвестным в познании деятельности взрослых на промышленных предприятиях города. Интересуется особенностями архитектуры родного города. Интересуется народными промыслами. Задает вопросы взрослому о развитии города, региона, национальных и культурных ценностях малой родины. Любит экспериментировать.
  • эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы родного края;     
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками не зависимо от национальной и религиозной принадлежности; 
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Способен самостоятельно принимать решения адекватные возрасту по охране окружающей среды Оренбургской области. Способен самостоятельно преобразовывать микросреду в соответствии с полученными умениями и навыками;
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; малой родине, природе родного края, культурных ценностях малой родины; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Имеет представления и уважает культурные традиции народов малой родины (русские, казахи, башкиры, татары, армяне…). Толерантен;
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

       Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы «Моё Оренбуржье»» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по программе «Моё Оренбуржье»» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы УУД:

Личностные УУД

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Оренбуржья, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Оренбургской области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Оренбургской области, Курманаевского района;
  • описывать достопримечательности городов Оренбургской области, Курманаевского района, с. Канауровка;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, интернет-сайты и т.д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Оренбургской области, картой Курманаевского района;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинноследственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Моё Оренбуржье» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей

Ожидаемые результаты:

  • обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;
  • научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
  • приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
  • будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.
  • д.).

3.Предметные результаты освоения и содержания курса «Моё Оренбуржье»

         Обучающийся начальной школы в результате изучения курса «Моё Оренбуржье»  научится:

  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
  • различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
  • вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
  • исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
  • рассказывать о своем селе, о достопримечательностях своего села,о людях живущих рядом демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;

  • вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
  • готовить сообщения о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
  • обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
  • ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
  • участвовать в проектной деятельности, проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
  • воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества;
  • понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
  • рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

                                                                     

1. Краеведческие навыки и умения

Юный турист-краевед должен:

  • запомнить и нарисовать то, что увидел в своей школе, школьном дворе, на ближайшей улице не прогулке и экскурсии;
  • нарисовать свой класс, школьный этаж, в целом школу, школьный двор, свою улицу и свой дом на ней, растения и животных, которые имеются при школьном дворе, улице;
  • рассказать о том, что увидел на прогулке или экскурсии по своей школе, пр. школьном дворе, ближайшей улице,
  • что находится в твоем классе, на этажах, как внешне выглядят школьный двор, улица, что интересного можно там увидеть, каков растительный и животный мир,
  • Рассказать об учителях и учениках своей школы.
  • Находясь на природе, не оставлять после себя мусора, не нарушать ее покоя. В прогулках и экскурсиях вокруг школы, не засорять территорию двора, ближайшей улицы, зеленую зону, по которым проходят маршруты; не рвать, не ломать растений, не пугать животных, не причинять им вреда.
  • Играть в простейшие игры на знание того, что увидел не прогулке или экскурсии, проводить викторины: "Знаешь ли ты свою школу?", "Знаешь ли ты свою улицу?" и т.п.

2. Туристские навыки и умения.

Что одеть на прогулку или экскурсию.

Одеваться по погоде. Важно, чтобы тело было защищено от холода, ветра, действия солнечных лучей, дождя.

В чем и как носить необходимые для питания на экскурсии или прогулке продукты и вещи.

Походной сумкой может быть любая сумка, которую можно надеть через плечо и носить на боку или спине. Она может служить для ношения вещей и продуктов питания на экскурсии или прогулке. Одна сумка может быть на двух человек. Первоклассник должен знать как ее носить и как в нее укладывать вещи и продукты.

Как правильно расположиться на месте отдыха (привале) для питания и игр.

Каждая группа располагается на отведенном для нее учителем месте. Складывает свои вещи. Играет в подвижные игры. Заслушиваются рассказы родителей и знатоков. Перед уходом собирается с места привала весь мусор.

Как ориентироваться в своей школе и  в рядом расположенных улицах.

Что находится на каждом этаже школы. Как короче пройти от своего класса до столовой, спортивного и актового зала, учительской, библиотеки, пионерской комнаты и т. д., где находится твой дом, если смотреть от школы или из окна класса.

Как правильно ходить на прогулке или экскурсии.  

3. Правила безопасности на прогулках и экскурсиях

Главное правило: слушаться старших и хорошо себя вести.

На прогулках и экскурсиях по территории своей школы, близ лежащих улиц и зеленой зоны ученики стараются соблюдать порядок и тишину; выполняют любые дела только с разрешения взрослых.  Правила перехода улицы: по какой части улицы и по какой стороне должен ходить пешеход, чтобы не мешать другим пешеходам; правила перехода улицы со светофором, регулировщиком, без светофора и регулировщика. Пользование городским транспортом.

Как быстро и организованно сесть в транспорт для проезда на прогулку или экскурсию в ближайшую зеленую зону или другое достопримечательное место, быстро и организованно выйти из транспорта, как надо себя вести в общественном транспорте.

Осторожное поведение на прогулке и экскурсии — это внимательное наблюдение за дорогой и аккуратное преодоление встречающихся препятствий (канавка, рытвина, куст и т.д.).

Содержание программы

1-2 класс

Наша школа

  1. Школьные кабинеты (обзорная экскурсия). Адрес школы. Дорога в школу (рисунки).
  2. ПДД. Безопасный путь в школу. П/З по ПДД
  3. Правила поведения в школе. Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).
  4. Школьная библиотека (экскурсия). Наши обязанности (игра).
  5. Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе). Подведение итогов экскурсии. Составление рассказа о школе с рисунками.

           Наше село

  1. Название моего села (легенды). Символы
  2. Улицы нашего села. Пешеходная прогулка по ближайшим улицам. Правила поведения в общественных местах.
  3. Памятные и исторические места села.
  4. Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте
  5. Встреча с интересными людьми.
  6. Культурная жизнь моего села. Посещение концерта в СДК.
  7. Знакомство с парками моего села. Экологическая операция « Сделаем поляну еще   чище, чем была»
  8. Подведение итогов. Викторина о с. Городки

Моя семья

  1. Орден в моем доме (поисковое задание).
  2. Мои родные (устный рассказ, рисунки).
  3. Мое имя и фамилия (в летописи семьи).  История моего имени.
  4. Семейные традиции. (Беседа о семейных традициях, рассказы родителей, КТД, семейные праздники, выставка семейных реликвий, коллективных творческих работ детей и родителей.)
  5. Игры бабушек, дедушек (разучивание). Правила поведения на школьной площадке. Подвижные игры на воздухе.
  6. Выполнение посильных поручений в семье. (Беседа об обязанностях, игра «Я умею делать лучше всех».

 Природа и мы

  1. Природа моего села(посещение парков, рощи ,реки Юшатырки, горы Ефимки).Беседа о бережном отношении к природе.
  2. Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек).
  3. Социальная акция «Помоги птицам» Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).
  4. Подготовка к экскурсии. «Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Правила поведения на природе.
  5. Дары леса (экскурсия в лес).
  6. Подведение итогов экскурсии. Выставка рисунков. Викторина «Что растет в лесу»
  7. Подготовка к экскурсии в краеведческий музей. Правила поведения в музее.
  8. Подведение итогов экскурсии.

  • Сезонные экскурсии   (3ч): «В гости к золотой осени»; «В гости к Зимушке-зиме»; «Весна-весна на улице»
  • Проект по теме: «Красная книга нашего края»()

Тематическое планирование курса «Моё Оренбуржье» 1-2 класс

№ п\п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Наше село

2

Моя семья

3

Наша школа

4

Природа и мы

5.

Итоговое занятие, краеведческая конференция.

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

Дата

план.

Дата

факт.

Наша школа

Формы работы

  1.  Школьные кабинеты (обзорная экскурсия). Адрес школы. Дорога в школу (рисунки).

  1. ПДД. Безопасный путь в школу. П/З по ПДД
  2. Правила поведения в школе. Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).
  3. Школьная библиотека (экскурсия). Наши обязанности (игра).

  1. Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе). Подведение итогов экскурсии. Составление рассказа о школе с рисунками.

Экскурсия по кабинетам

Беседа.

Практическое занятие

Беседа о правилах поведения в школе, рассказ, ролевые этические игры

Экскурсия

Игра

Экскурсия по школе

1. Сезонная экскурсия:

«В гости к золотой осени».

Наблюдение за природой родного края

Наше село

  1. Название моего села (легенды). Символы
  2. Улицы нашего села. Пешеходная прогулка по ближайшим улицам.

Правила поведения в общественных местах.

  1. Памятные и исторические места села. (экскурсия)
  2. Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в                           транспорте
  3. Встреча с интересными людьми.
  4. Культурная жизнь моего села. Посещение концерта в СДК. Знакомство с парками моего села. Экологическая операция « Сделаем поляну еще   чище, чем была»
  5. Подведение итогов. Викторина о с. Городки.

 Работа с краеведческой литературой

 Беседа. Рассказ о своей улице, прогулка

Беседа с элементами игры

Прогулка – экскурсия по улицам села.

Исследование, устный рассказ

Посещение концерта в СДК.

Прогулка в парк. Трудовой десант,

игра

 Сезонная экскурсия

«В гости к Зимушке-зиме»

Наблюдение за природой родного края

Моя семья

  1. Орден в моем доме (поисковое задание).
  2. Мои родные (устный рассказ, рисунки).
  3. Мое имя и фамилия (в летописи семьи).  История моего имени.
  4. Семейные традиции. (Беседа о семейных традициях, рассказы родителей, КТД, семейные праздники, выставка семейных реликвий, коллективных творческих работ детей и родителей.)
  5. Игры бабушек, дедушек (разучивание). Правила поведения на школьной площадке. Подвижные игры на воздухе.
  6. Выполнение посильных поручений в семье. (Беседа об обязанностях, игра «Я умею делать лучше всех».

Поисковое задание

Устный рассказ, рисунки игра

Исследование

Беседа о семейных традициях, рассказы родителей, КТД, семейные праздники, выставка семейных реликвий, коллективных творческих работ детей и родителей

Урок-игра

Беседа об обязанностях, игра «Я умею делать лучше всех

 Сезонная экскурсия

«Весна-красна»

Наблюдение за природой родного края

Природа и мы

  1. Природа моего села(посещение парков). Беседа о бережном отношении к природе.
  2. Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек).
  3. Социальная акция «Помоги птицам» Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).
  4. Серый волк (народная игра). Полезные и ядовитые ягоды и грибы.
  5. Подготовка к экскурсии. «Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Правила поведения на природе.
  6. Дары леса (экскурсия в лес).
  7. Подведение итогов экскурсии. Выставка рисунков. Викторина «Что растет в лесу»

Беседа, экскурсия, наблюдение, выставка творческих работ

Практическая деятельность по изготовлению кормушек

Рисунки, лепка, прогулки, сообщения.

 Народные игры на воздухе

Исследование

Изготовление и  развешивание скворечников

Поход в лес

Экскурсия

Викторина

 Сезонная экскурсия «Здравствуй, лето».

Наблюдение за природой родного края

Проект по теме: «Красная книга нашего края»

Проектно-исследовательская деятельность

                                                                                                                                                                          Итого: 34 ч                            

Содержание программы

3-4 класс

Наше село

1. Исторические места села, Курманаевского  района, Оренбургской области(прогулки, экскурсии).

          2. Знай, люби и гордись своим краем (урок – практикум).

3. Выявление экологической ситуации в селе, сопричастность каждого к будущему села (экскурсии по селу).

5. Знаменитые земляки (поисковое задание).

Моя семья

1. Кто живет в моем доме (выставка фотографий).

2. У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок).

3. Семейная символика (конкурс рисунков).

4. Бабушки и дедушки. Родословная (практическая деятельность по составлению родословной, поисковая работа).

5. Имя твое (индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой).

6. Великая Отечественная война в истории моей республики, моего города, моей семьи (составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа).

                                 

Наша школа

1. Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы).

2.  Библиотека школьная, сельская. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека (встречи с книголюбами).

3. Я работаю в библиотеке (ролевая игра)

4. Что растет на территории школы (тесты).

5. Все о школе (викторина).

Природа и мы

1. Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка – экскурсия, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края).

2.  Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в «Красную книгу»  нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности (обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения).

3. Крупные реки и города Оренбуржья(заочное путешествие).

4. Роль заповедников, ботанических садов в охране растений и животных (беседа).

5. Природа родного края (урок – практикум).

6. Тайны осеннего леса (выставка фотографий).

                                                                    Тематическое планирование курса «Моё Оренбуржье» 3-4 класс

№ п\п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Наше село

2

Моя семья

3

Наша школа

4

Природа и мы

5.

Итоговое занятие, краеведческая конференция.

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование курса «Моё Оренбуржье». 3-4 класс.

Дата

план

Дата

факт

Наше село

Формы работы

1-2. Исторические места села, Курманаевского района, Оренбургской области .

Экскурсия на озеро «Чёрное».  (май)

Работа с краеведческой литературой

 Беседа. Презентации.

3.   Предприятия района.

Заочная экскурсия по району

4. Знай, люби и гордись своим краем (урок – практикум).

Исследование, устный рассказ

5. Выявление экологической ситуации в селе, сопричастность каждого к будущему села . 

Экскурсия на Курманаевский родник . (сентябрь)

Выпуск газеты, плакатов.

Трудовой десант (уборка родника)

6-9. Знаменитые земляки (поисковое задание).

Наши герои. «Оренбуржье - школа и родина шести космонавтов»

    Среди них покорители космоса Александр Викторенко, Валентин Лебеде, в Юрий Лончаков. Родом из поселка Колтубановка ,Бузулукского района летчик-космонавт Юрий Романенко, а в селе Ефимовка Курманаевского района родился летчик-космонавт Геннадий Манаков. В Адамовском районе установлен памятник трагически погибшему здесь Владимиру Комарову. Первый космонавт планеты Юрий Гагарин осваивал навыки летного мастерства на оренбургской земле, в Чкаловском авиационном училище летчиков.

Проект. «Мы помним!»-поездка в Кандауровскую школу имени Героя Российской Федерации А.В. Воробьёва-октябрь.

Поездка в с. Ефимовка

Знакомство с биографией космонавтов , которых воспитала и вырастила оренбургская земля .(март)

Моя семья

10-11. Кто живет в моем доме (выставка фотографий).

Поисковое задание

12. У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки

Устный рассказ, выставка семейных поделок.

13. Семейная символика .

Беседа о семейных традициях .Конкурс рисунков.

14. Бабушки и дедушки. «Многонациональное Оренбуржье».-

(октябрь)

Исследование («Многонациональное Оренбуржье»- районный конкурс исследовательских и проектных работ)

15. Имя твое.

Индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой. Рассказ.

16-17. Великая Отечественная война в истории моей Оренбургской области, моего села, моей семьи 

Семейные праздники, выставка семейных реликвий, коллективных творческих работ детей и родителей

   Составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа.

Наша школа

18. Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы, музей).

Беседа, экскурсия в школьный музей.

19-20.  Библиотека школьная, районная. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека (встречи с книголюбами).

Встреча с лучшими читателями села

Представление личной библиотеки

21-22. Ролевая игра «время читать» 

2ч.

Ролевая игра. Совместное чтение.

23-24. Что растет на территории школы (тесты).

Трудовой десант (уборка участка)

25. Все о школе .

Викторина.

Природа и мы

26. Экологическая тропа. В лес за здоровьем!

Экскурсии, прогулки, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего района

27-28.  Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в «Красную книгу»  нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности .

Исследования. Обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения.

29-30. Крупные реки и города Оренбуржья (заочное путешествие).

Проекты, сообщения

31 « Флора и фауна Бузулукского бора» . январь

Знакомство с природой Бузулукского бора.

Создание проекта.

32. Природа родного края.

Презентации. Выставки фотографий

33.Тайны осеннего леса .

Выставки фотографий

34.Итоговое занятие, краеведческая конференция.

                                                                                                                                                                                   Итого: 34 ч  

6.Литература, используемая учителем:

  1. Н.И.Тимофеев «Хранят здесь тайны степи золотые»,2009г.
  2. «Край степной - Оренбуржье». М., «Планета», 1983г.

     Видеотека, интернет-ресурсы:

-Презентации: «Природные достопримечательности Оренбурга», «Здравствуй, хлебушек!».

-Виртуальный тур по галерее «Оренбургский пуховый платок» http://omizo.ru/about/orenpuh.html

-Фотоматериалы «Мемориальный комплекс-музей Салют, Победа!»

-Фотоматериалы «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей»

-Сайт «Оренбургская область», раздел «Стихи оренбургских поэтов про Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)

Музыка:

-Гимн «Живи, Оренбург» (сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова),

-«Песня об Оренбурге» Золотарёв П. Ф.

-Аудиозапись «Я - Оренбуржец и этим горжусь!» С. Шмелев

-Гимн района

Литература для детей:

-Разувин В. «К Оренбургу».

-Загадки о лесе, животных и птицах.

-Букалов А.. Загадки, чтение «Как машины хлеб берегут»; пословицы и поговорки о хлебе,

-Сухомлинский В. «Моя мама пахнет хлебом», О.Зыкова «Хлебороб».

-Стихотворение «Мой Оренбург»,

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Программа элективного курса "Родное Оренбуржье".

Элективный курс по краеведению на английском языке. Целью курса является повышение интереса к культуре и истории Оренбургской области, развитие готовности к общению с представителями иных культур...

Рабочая программа кружка "Мое Оренбуржье" 1-4 классы

Рабочая программа кружка "Мое  Оренбуржье" 1-4 классы...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...