Методическая копилка
план-конспект

Ильина Капитолина Валерьевна

Предварительный просмотр:

Подготовила преподаватель хореографических дисциплин

Детской школы искусств № 2 города Нижневартовска

Ильина Капитолина Валерьевна

Пример музыкального оформления урока народно-сценического                      танца выпускного класса

                                         (для фортепиано)

Поклон – в характере венгерского сценического танца.

Занятия у станка

1.        Demi и grand plié в характере русского танца. Музыкальное сопровождение - русская народная песня «То не ветку ветер клонит».

2.        Battement  tendu  в характере русского танца. Музыкальное сопровождение - русская народная песня «Я с комариком плясала».

3.        Battement tendu jeté  в характере итальянского сценического танца «Тарантелла». Музыкальное сопровождение -  «Тарантелла».

4.        Rond de jambe par terre и rond de pied в характере молдавского народного танца «Хора». Музыкальное сопровождение – «Хора».

5.        Battement fondu в стиле восточного народно-характерного танца. Музыкальное сопровождение «Восточный танец» из балета «Шахерезада», композитор Римский-Корсаков М.А.

6.        Flic-flac в характере цыганского сценического танца. Музыкальное сопровождение – «Цыганский танец» в обработке Е.Муськиной.

7.        Упражнение для бедра в характере венгерского сценического танца. Музыкальное сопровождение – отрывок из балета «Чардаш» Я.Бихари, Я.Лавотта.

8.        Zapateado в характере испанского сценического танца. Музыкальное сопровождение «Танец Мерседес» из балета Дон Кихот, композитор Лео Делиб.

9.        Adagio в характере венгерского сценического танца. Музыкальное сопровождение – «Венгерский танец» в обработке Е.Муськиной.

10.        Grand battement jeté в характере испанского сценического танца. Музыкальное сопровождение - «Арагонская хота», композитор Глинка М.И.

Занятия на середине зала

1.        Por de bras в характере грузинского женского танца. Музыкальное сопровождение - «Девичий танец» в обработке Сослана  Дцузева.

2.        Комбинация на развитие танцевальности, состоящая из плавных шагов в сторону в перекрещенное положение, шагов в сторону с открыванием другой ноги вперёд в скрещенное положение с подъёмом на полупальцы, шаги вперёд и назад в полуприседании и с подъёмом на полупальцы в характере молдавского танца «Хора». Музыкальное сопровождение - «Хора» в обработке А. Винокурова.

3.        Дробная комбинация, состоящая из «ключей» русского танца, дробной «дорожки», дроби с подскоком, дроби с подскоком и переступаниями в характере русского народного танца. Музыкальное сопровождение – русская народная песня «Воробушек-воробей» в исполнении государственного академического  русского народного хора им. М.Е.Пятницкого.  

4.        Комбинация на развитие «мелкой техники ног» в характере итальянского сценического танца «Тарантелла». Музыкальное сопровождение – итальянский танец «Тарантелла». Композитор Сида Ф.К.

5.        Комбинации на вращения на месте и в продвижении  в  характере венгерского народно-сценического танца. Музыкальное сопровождение – отрывок из балета «Чардаш» в обработке Я.Бихари, Я.Лавотта.

Этюды и танцы

1.         Этюд в характере испанского танца фламенко (без музыкального сопровождения).

2.         Этюд в характере венгерского женского танца. Музыкальное сопровождение «Венгерский танец» в обработке Е.Муськиной.

3.         Грузинский женский танец. Музыкальное сопровождение - «Девичий  танец»  в обработке Казбека Лалиева.

4.        «Белорусская деревенская мазурка». Музыка в исполнении оркестра Заслуженного Государственного ансамбля танца республики Беларусь.

5.        «Владимирская пляска». Музыкальное сопровождение - русская народная песня «Как по горкам, по горам», (фонограмма) в исполнении государственного академического  русского народного хора им. М.Е.Пятницкого.  



Предварительный просмотр:

Статью подготовила:

преподаватель хореографических дисциплин

«Детской школы искусств № 2»

города Нижневартовска

Ильина Капитолина Валерьевна.

Подбор хореографического материала для сочинения

этюдов и танцев в классе девочек

Язык танца – это, прежде всего язык человеческих чувств, и если слово что-то обозначает, то танцевальное движение выражает, и выражает только тогда, когда находясь в сплаве с другими движениями, служит выявлению всей образной структуры произведения. Через танец можно показать абсолютно всё: радость, печаль, грусть, страсть, одиночество, счастье и многое другое. Танец – это единственный вид искусства, где сам исполнитель является «пластилином в руках творца данного искусства». Те, кто имел счастье серьёзно соприкасаться с танцем, наверное, знает: если бы секрет его заключался только в технике – в правильном наклоне головы или положении корпуса, рук и ног, то почти каждый мог бы легко овладеть этим искусством. Но, по всей видимости, есть что-то, что стоит за правильно исполненным па, что заставляет искать и размышлять. Легенды повествуют нам, что боги танцевали, создавая мир. В каждой религии, у каждого народа сохранились мифы, рассказывающие о божественном происхождении, начале танца. Всматриваясь в многочисленные древнегреческие рельефы и скульптуры, дошедшие до наших времён, видим свободные и грациозные позы в хороводах муз и лишённые изящества вакхические пляски, как будто земное и небесное в человеке спорит друг с другом. Человек ищет «золотую середину» соединяя идеи и формы во всём, в том числе и движении. Автор первого в истории трактата о танце Лукиан (II век), размышляя о танце в жизни человека и о том, какими качествами должен обладать танцор, писал так: «Искусство пляски требует подъёма на высочайшие ступени всех наук: не одной только музыки, но и ритмики, геометрии, и особенно философии, как естественной, так и нравственной…танцору необходимо знать всё!».

Талант и мастерство хореографа выражаются, помимо прочего, в умении создавать форму, наилучшим образом выражающую содержание, найти такие выразительные средства, которые окажутся единственными неповторимыми для данного содержания.

В детских школах искусств при хореографических отделениях всегда создавались хореографические ансамбли с той целью, чтобы учащиеся школы не просто изучали основы разных направлений хореографического искусства, а имели возможность заниматься сценической практикой. Только на сцене можно увидеть, на сколько воспитанники собраны, целеустремлённы, дисциплинированы и для чего они обучаются в сфере дополнительного образования.  В большинстве случаев в хореографических ансамблях школ искусств занимаются девочки. Соответственно подбор репертуара для таких ансамблей должен быть предназначен исключительно для женского класса.  При подборе национальных танцев нужно опираться на национальные традиции и выбирать женские танцы свойственные той или иной народности.

«Танцевальный этюд представляет собой последовательность нескольких танцевальных комбинаций, каждая из которых подготавливает последующую и вытекает из предыдущей. Сочетание комбинаций не исключает наличие в этюде отдельных танцевальных элементов. Танцевальный этюд организуется в рамках типичных композиционных рисунков и переходов»[1].

Этюды на уроках народно-сценического танца имеют разнообразные принципы сочинения и создаются в разных формах и жанрах. При создании этюда можно руководствоваться принципом соответствия этнической природе, уровню подготовки учащихся, принципом композиционной объёмности (использование всех компонентов конкретного народного танца и закономерностей их взаимодействия); принципом драматургической целостности и завершённости (наличие драматургических ступеней: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки); принципом музыкальности (использование развёрнутых музыкальных образцов с яркими музыкальными характеристиками и их развитием); принципом актёрской задачи (создание глубокого сценического образа).

Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею – он всегда содержателен. Танец – самая сложная хореографическая форма. Первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Танцевальные движения развивались также и вследствие имитации движений животных, птиц, а позднее — жестов, отражавшие определённые трудовые процессы. Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому среди календарно-обрядовых танцев сохранилось больше всего архаичных черт.

У каждого народа есть танцы, которые танцуют только женщины или девушки. Одни танцы спокойные, медленные, плавные, другие энергичные, быстрые, оживлённые. Есть танцы с атрибутами, такие как испанский танец с шалями, венгерский танец с бутылочками, украинский танец с веночками.  

Некоторые примеры национальных женских танцев

1.        Русский женский хоровод.

2.        Русский женский перепляс с платочками.

3.        Украинский женский танец «Веснянки».

4.        Молдавский женский танец «Хора».

5.        Молдавский женский танец «Крыицели».

6.        Башкирский женский танец «Семь девушек».

7.        Башкирский танец «Кукушка».

8.        Венгерский хороводный женский танец.

9.        Венгерский танец с бутылочками.

10.         Венгерский женский танец с подушками.

11.         Венгерский девичий танец со свечами.

12.         Словацкий женский танец типа хоровода «Карички».

13.         Женский танец северной области Болгарии «Ситно-женско».

14.         Аварский женский танец.

15.         Армянский женский танец «Нунуфар».

16.         Грузинский лирический танец «Нарнари».

17.         Грузинский лирический танец «Самаиа».

18.         Даргинский женский танец.

19.         Дагестанский девичий танец «Озорные девчата».

20.         Ферганский женский танец с тюбетейкой.

21.         Казахский женский танец «Камажай».

22.         Азербайджанский женский танец «Узундара».

23.         Таджикский женский танец «Занг».

24.         Туркменский женский танец «Пиала».

25.         Испанский сценический танец с веерами.

26.         Испанский народный танец с шалями.


[1] Бриске И.В. Народно-сценический танец и методика его преподавания. Учебное пособие. – Челябинск. 2007. – С. 46-47.



Предварительный просмотр:

“Этюдная работа на уроках народного танца

Язык танца – это, прежде всего язык человеческих чувств, и если слово что-то обозначает, то танцевальное движение выражает, и выражает только тогда, когда находясь в сплаве с другими движениями, служит выявлению всей образной структуры произведения. Через танец можно показать абсолютно всё: радость, печаль, грусть, страсть, одиночество, счастье и многое другое. Танец – это единственный вид искусства, где сам исполнитель является «пластилином в руках творца данного искусства». Те, кто имел счастье серьёзно соприкасаться с танцем, наверное, знает: если бы секрет его заключался только в технике – в правильном наклоне головы или положении корпуса, рук и ног, то почти каждый мог бы легко овладеть этим искусством. Но, по всей видимости, есть что-то, что стоит за правильно исполненным па, что заставляет искать и размышлять. Легенды повествуют нам, что боги танцевали, создавая мир. В каждой религии, у каждого народа сохранились мифы, рассказывающие о божественном происхождении, начале танца. Всматриваясь в многочисленные древнегреческие рельефы и скульптуры, дошедшие до наших времён, видим свободные и грациозные позы в хороводах муз и лишённые изящества вакхические пляски, как будто земное и небесное в человеке спорит друг с другом. Человек ищет «золотую середину» соединяя идеи и формы во всём, в том числе и движении. Автор первого в истории трактата о танце Лукиан (II век), размышляя о танце в жизни человека и о том, какими качествами должен обладать танцор, писал так: «Искусство пляски требует подъёма на высочайшие ступени всех наук: не одной только музыки, но и ритмики, геометрии, и особенно философии, как естественной, так и нравственной…танцору необходимо знать всё!».

Талант и мастерство хореографа выражаются, помимо прочего, в умении создавать форму, наилучшим образом выражающую содержание, найти такие выразительные средства, которые окажутся единственными неповторимыми для данного содержания.

В детских школах искусств при хореографических отделениях всегда создавались хореографические ансамбли с той целью, чтобы учащиеся школы не просто изучали основы разных направлений хореографического искусства, а имели возможность заниматься сценической практикой. Только на сцене можно увидеть, на сколько воспитанники собраны, целеустремлённы, дисциплинированы и для чего они обучаются в сфере дополнительного образования.  В большинстве случаев в хореографических ансамблях школ искусств занимаются девочки. Соответственно подбор репертуара для таких ансамблей должен быть предназначен исключительно для женского класса.  При подборе национальных танцев нужно опираться на национальные традиции и выбирать женские танцы свойственные той или иной народности.

«Танцевальный этюд представляет собой последовательность нескольких танцевальных комбинаций, каждая из которых подготавливает последующую и вытекает из предыдущей. Сочетание комбинаций не исключает наличие в этюде отдельных танцевальных элементов. Танцевальный этюд организуется в рамках типичных композиционных рисунков и переходов».[1]

Этюды на уроках народно-сценического танца имеют разнообразные принципы сочинения и создаются в разных формах и жанрах. При создании этюда можно руководствоваться принципом соответствия этнической природе, уровню подготовки учащихся, принципом композиционной объёмности (использование всех компонентов конкретного народного танца и закономерностей их взаимодействия); принципом драматургической целостности и завершённости (наличие драматургических ступеней: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки); принципом музыкальности (использование развёрнутых музыкальных образцов с яркими музыкальными характеристиками и их развитием); принципом актёрской задачи (создание глубокого сценического образа).

Ряд танцевальных этюдов предполагает наличие атрибутов (венки, тамбурины, платки, веера и т.п.), которые создают орнаментальный рисунок танца и имеют функциональное значение (с их помощью создаются яркие характеристики исполнителей и их взаимоотношения).

Комбинируя отдельные танцевальные движения необходимо создавать сценически окрашенные танцевальные эпизоды, включающие в себя и технику танца, и его стиль, и актёрскую выразительность. Развитие техники танца, как самоцели упражнения, в этюдной работе уступает место образно-художественной отделке.  

Этюды на уроке народно-сценического танца способствуют развитию не только техники танца, но и развитию музыкальности, координации и актёрской выразительности, формируют навыки сценического использования атрибутов. Воспитывают культуру ансамблевого исполнения.

Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею – он всегда содержателен. Танец – самая сложная хореографическая форма. Первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Танцевальные движения развивались также и вследствие имитации движений животных, птиц, а позднее — жестов, отражавшие определённые трудовые процессы. Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому среди календарно-обрядовых танцев сохранилось больше всего архаичных черт. 

У каждого народа есть группа, состоящая только из женских и девичьих танцев. Одни танцы спокойные, медленные, плавные, другие энергичные, быстрые, оживлённые. Есть танцы с атрибутами, такие как испанский танец с шалями, венгерский танец с бутылочками, украинский танец с веночками.  

Некоторые примеры национальных женских танцев.

  1. Русский женский хоровод.
  2. Русский женский перепляс с платочками.
  3. Украинский женский танец «Веснянки».
  4. Молдавский женский танец «Хора».
  5. Молдавский женский танец «Крыицели».
  6. Башкирский женский танец «Семь девушек».
  7. Башкирский танец «Кукушка».
  8. Венгерский хороводный женский танец.
  9. Венгерский танец с бутылочками.
  10.  Венгерский женский танец с подушками.
  11.  Венгерский девичий танец со свечами.
  12.  Словацкий женский танец типа хоровода «Карички».
  13.  Женский танец северной области Болгарии «Ситно-женско».
  14.  Аварский женский танец.
  15.  Армянский женский танец «Нунуфар».
  16.  Грузинский лирический танец «Нарнари».
  17.  Грузинский лирический танец «Самаиа».
  18.  Даргинский женский танец.
  19.  Дагестанский девичий танец «Озорные девчата».
  20.  Ферганский женский танец с тюбетейкой.
  21.  Казахский женский танец «Камажай».
  22.  Азербайджанский женский танец «Узундара».
  23.  Таджикский женский танец «Занг».
  24.  Туркменский женский танец «Пиала».
  25.  Испанский сценический танец с веерами.
  26.  Испанский народный танец с шалями.

 


[1] Бриске И.Э. Народно-сценический танец и методика его преподавания. Учеб.пособие. 2007г. С. 46.



Предварительный просмотр:

Статью подготовила:

преподаватель хореографических дисциплин

«Детской школы искусств № 2» 

города Нижневартовска

Ильина Капитолина Валерьевна.

Испанский танец фламенко

Искусство испанского танца фламенко известно с древних времен. Сохранились танцевальные формы, которые встречались в эпоху эллинизма.

Испанские танцы имеют свои отличительные особенности, в зависимости от области, где они появились. И это не удивительно. Ведь каждая область имеет свои исторические корни и специфику.

Испанские танцы, известные во всем мире, так же разнообразны и богаты, как отличаются сами испанцы, проживающие в разных уголках страны, но все же уникальны и узнаваемы, потому что отражают черты народа, сложившиеся веками под влиянием многих исторических событий – знаменитую испанскую гордость, жгучий темперамент, страстность, открытость, уважение к риску и любовь к празднику, наслаждению.

Существуют разнообразные классификации испанских танцев. Выделяют народные, классические, парные и групповые танцы. Не углубляясь в специальные исследования, остановимся на одной из множества классификаций, предложенной Эльзой Брунеллески, согласно которой испанские танцы можно разделить на два типа: испанский классический танец, или болеро, и фламенко. Классические танцы не являются импровизационными, их строго определенный рисунок и устоявшуюся последовательность движений изучают в школах и академиях танца.

Фламенко как целое направление в искусстве, включающее в себя не только танец, но и музыкальные композиции, сопровождаемые песнями.

Ранее фламенко появилось в тесных семейно-соседских кругах, в патио, в пивных, тавернах, при свете луны и свечей. Точной даты возникновения нет, его корни уходят в глубь веков. История этого танцевального искусства испанской культуры, который по началу был довольно закрытым и герметичным овеяна облаком мифов и загадок. Любое фольклорное явление происходит от древних традиций и представляет собой некое коллективное творение. Фламенко – очень молодое искусство.  История которого насчитывает не более двух веков. С тех пор как во фламенко стала использоваться гитара, оно находится в постоянном развитии.

Фламенко – это результат слияния на Иберийском полуострове нескольких культур. Корни его уходят в самые разнообразные музыкальные традиции, в том числе индийские, арабские, еврейские, греческие. Семисотлетние арабское завоевание Южной Испании оставило после себя заметный след в музыкальном искусстве. Другие восточные черты фламенко пришли от литургических песнопений небольшой, но значительной еврейской общины средневековой Испании. Но своё окончательное оформление эта музыка получила в среде цыган южной Испании, обосновавшихся в Андалузии в XV веке. Цыгане пришли с территории современного Пакистана в 1400 году, спасаясь от войск Тамерлана.

Танец фламенко, чувственный, страстный, неистовый, захватывает даже непосвящённых в тайны компаса и сапатеадо. Этот вид искусства включает в себя весь спектр человеческих эмоций – от ненависти и отчаяния, до иронии и страсти.

Фламенко имеет сотни разновидностей, которое на сегодняшний день не сколько танец, сколько явление культуры, в последние десятилетия широко распространившиеся во всём мире.

В испанском языке слово «фламенко» имеет несколько значений: фламандский, цыганский, полнокровный, цветущий (о человеке), фламинго... Поэтому одни считают, что название танца происходит от фламандских кантаоров (певцов), чье пение очень славилось в Испании ХV века. Другие – что оно связано с фламинго, потому что многие позиции рук танца сходны с очертаниями этой птицы. Третьи говорят о том, что этимология слова исходит от латинского flamma (огонь), поскольку танец весьма страстный и пламенный. В любом случае, история названия столь же древняя и запутанная, как и история самого танца.

Музыкальной и эмоциональной основой фламенко является канте хондо (cante jondo – глубинное пение) – древнее андалузское пение. Ничто не сравнится с красотой и проникновенностью этих нежных и в большинстве своем грустных песен. Канте хондо – это истинное искусство выражения внутреннего состояния, глубинного переживания. Фламенко исполняют как женщины, так и мужчины, но в массовом сознании это искусство, прежде всего, ассоциируется с образом танцовщицы – байлаоры.

Наиболее известные стили фламенко – алегриас, булериас, булерия, кантиньяc, канья, поло, тангос, фанданго, фандангос, трильера, фарукка, дебла, робера, тона, ливиана, серрана.

Сейчас различие между женским и мужским танцем не так ярко, хотя движения рук, гибкость и плавность по-прежнему отличают танец женщины. Движения рук танцовщицы волнообразные, "ласкающие" и даже чувственные. Линии рук мягкие, ни локти ни плечи не ломают плавный изгиб. Движения кистей необычайно подвижные, их сравнивают с раскрывающимся и закрывающимся веером. Особую роль в танце играет движение «флорео» – это поворот кисти с ее раскрытием, такое движение напоминает распускающийся цветок.

Характерной чертой танца фламенко традиционно считается "сапатеадо" - отбивание ритма каблуками, ритмичный барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка или туфли по полу. Тем не менее, в начале существования танца фламенко, сапатеадо исполнялось только танцорами-мужчинами. Так как такая техника исполнения требует затрат немалой физической силы, сапатеадо долго ассоциировалось с мужественностью. Для женского танца были более характерны плавные движения рук, запястий и плеч.

Помимо сапатеадо танцовщицы используют "питос" (прищелкивания пальцами), "пальмас" (ритмичные хлопки скрещенными ладонями), которые часто звучат в ритме, в два раза превышающем основной ритм песни. В традиционном фламенко руки не должны быть заняты никакими предметами и должны быть свободными для движений во время танца.

Важный элемент образа байлаоры - традиционное платье до пола различных цветов, называемое "bata de cola". Часто платье шьётся из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. Неотъемлемой частью танца является изящная игра с подолом платья.

Также для исполнения танца женщине необходим платок или шаль с бахромой, цветки в волосы, гребни, бусы и крупные серьги, которые должны по цветовому решению сочетаться с платьем. Также в качестве атрибута в танце используются веера, как правило, большие. Существуют специальные веера для фламенко.

Фламенко очень знаменит шалями, которые во время танца активно использует партнерша, закручивая шаль вокруг себя и образуя красивый силуэт. Настоящие шали для танца должны быть выполнены из шелка и вышиты вручную.

Туфли для фламенко играют большую роль, так как являются главным «ударным инструментом», поэтому каблук и носок подбиты специальной металлической пластиной, иногда просто гвоздиками. Обувь для фламенко изготавливается специальная, каблук не более 7 см, достаточно устойчивый. Туфли чаще всего из натуральной кожи, реже из замши.



Предварительный просмотр:

Структура урока народно-сценического танца

Каждый урок народно-сценического танца в детской школе искусств  строится по принципу от простого к сложному и является как бы очередным последовательно усложняющимся звеном всего курса обучения.

Любой урок народно-сценического танца состоит из трёх частей. Первая – экзерсисы у палки. Эта часть урока подготавливает исполнителей ко второй части урока. Экзерсис у палки – это художественная система обучения танцу, постижение сущности этого искусства, а не только комплекс просто тренировочных упражнений. Хореографический экзерсис народно-сценического танца, созданный на основе и принципах классического танца, формирует танцевальную сообразительность, пластическую память, развивает силу мышц, эластичность связок, подвижность суставов, развивая тем самым танцевальные возможности к танцу. Экзерсисы у станка помогает исправлению природных недостатков и дурных привычек физического развития (косолапость, сутулость и расхлябанность тела). Упражнения  у палки всемерно развивают силу мышц спины, воспитывая правильную постановку корпуса, плеч, шеи, головы, воспитывая тем самым привычку правильно свободно держать голову, без всякого напряжения шеи и плеч, что чрезвычайно важно для естественной гармоничности и красоты любых повседневных движений, а так же способствует усвоению навыков почти всей танцевальной пластики[1].  Помимо упражнений, непосредственно развивающих необходимую для танца «выворотность» ног, вытянутость колен и стоп, мягкость и плавность приседаний, лёгкость и воздушность прыжков, необходимы и упражнения, в которых сосредоточены принципы необходимых технических приёмов:

  • навыки овладения устойчивости в танце - апломба;
  • навык перенесения центра тяжести с ноги на ногу;
  • координация движений рук, ног, головы;
  • навык плавной, беспрерывной работы рук;
  • умение «держать» спину и голову во время любых вращений.

Комплекс упражнений у станка должен отличается логикой и целесообразностью построения. Каждое движение в экзерсисе у палки имеет своё назначение, развивает  определённую группу мышц, прививает определённые навыки исполнения движения и решает следующие задачи:

  • развитие опорно-двигательного аппарата (эластичности связок мышц, подвижности суставов);
  • тренировка нервной системы, играющей ведущую роль в регулировании всей деятельности опорно-двигательного аппарата;
  • овладение танцевальной выразительностью и манерой исполнения.

При завершении обучения в выпускном классе школы искусств основными задачами практических занятий являются:

 -  завершение изучения упражнений у станка;

 -  повторение и закрепление пройденного материала у станка;

 - увеличение упражнений и комбинаций, тренирующих выносливость, развивающих технику танца;

 - овладение всеми художественными средствами народно-сценического танца (характером, манерой, стилем, выразительностью).

Экзерсисы у станка очень важны для любого вида исполнителей, особенно на первом этапе обучения народно-сценическому танцу. У палки проучиваются все элементарные движения, из которых впоследствии складываются сложные формы – комбинации, этюды, зарисовки, танцы. Воспитанникам необходимо очень точно, грамотно освоить все элементы движений у станка, так как качественное усвоение хореографического материала у палки является залогом точной техники исполнительского мастерства. Грамотное сочетание учебной и танцевальной части комбинации способствует тщательному проучиванию и осмыслению, а так же развитию у учащихся ощущения национального характера и темперамента. Исполняя движения и комбинации у станка на уроке народно-сценического танца, учащиеся начинают изучать уже с первой части урока манеру, стиль и особенности определённой национальности. Некоторые танцовщики и педагоги считают экзерсисы у палки чем-то не особо важным, второстепенным, предназначенным только для «разогрева ног». Эта точка зрения не верна. Экзерсис у палки необходим не только начинающим танцовщикам, но и квалифицированным исполнителям, так как упражнения у станка необходимы для постоянного укрепления и совершенствования основ исполнительского мастерства. Работа у палки готовит учащихся к работе на середине зала[2].

Последовательность исполнения всех движений народно-сценического танца зависит от изучаемого хореографического материала (национальной хореографии), от усвоения и понимания этого материала обучающими. Преподаватель может варьировать все движения и комбинации, может изменить порядок исполнения движений и комбинаций, что часто встречается не только в начальном профессиональном звене хореографического искусства (в школах искусств и хореографических школах), но и в среднем и старшем звене профессионального образования. Примерная последовательность движений у станка.

1.        Demi-plié.

2.        Battement tendu.

3.        Battement tendu jeté.

4.        Rond de jambe par terre.

5.        Battement fondú.

6.        Flic-flac.

7.        Zapateado.

8.        Подготовка к «верёвочке» и упражнение для бедра.

9.        Adagio.

10.        Grand battement jeté.

На первом этапе обучения работа у станка занимает 45-55 минут от всего урока. В старших классах это время сокращается до 15 минут, за счёт того, что некоторые отдельные движения исполняются в одной комбинации, но это всё в теории. В хореографической практике время работы у станка не может быть 15 минут. Так как комбинации у палки в старших классах сложные по координации и технике, и для того, чтобы их выучить, необходимо значительно больше времени, а 15 минут – это то время, когда станок выучен, и воспитанники выполняют его без остановок.  В старших классах сокращается время занятий у станка (до 15 минут) за счёт объединения ряда упражнений в учебные комбинации. Сами комбинации увеличиваются по объёму, усложняются по технике исполнения и выполняются в более быстром темпе. Например,  battement tendu и battement tendu jeté исполняются не отдельными движениями, а в одной комбинации, а музыкальным сопровождением к этой комбинации может послужить украинский народный закарпатский танец «Коломийка». Или вот другой пример: fondu и adagio можно исполнить в одной комбинации, в характере молдавского танца «Хора».

Ряд движений у станка имеет несколько видов (форм) разной степени сложности и может изучаться, по принципу «от простого к сложному», по мере подготовки учащихся на протяжении всего курса обучения. При построении экзерсиса у палки порядок и количество упражнений могут варьироваться в зависимости от целей и задач определённого этапа обучения.  Правильное чередование упражнений помогает постепенно включать в работу весь мышечный аппарат исполнителя.  

Все упражнения у палки в классе девочек школы искусств должны быть сочинены на материале женской хореографической лексики. Не все комбинации можно исполнять в характере  национальных народных танцев. Некоторые упражнения можно сочинять в народно-характерном стиле. Например,  упражнение  для бедра можно сочинить в венгерском народно-характерном стиле,  adagio в цыганском.

Итогом овладения системой экзерсиса являются навыки исполнения движений разного уровня трудностей, в целом воспитывается высокий уровень танцевальной культуры.

Вторая часть урока - это экзерсисы на середине зала.  Учебно-танцевальные комбинации направленные для усвоения основных движений любого народного танца, необходимые на любом этапе обучения народно-сценическому танцу.

В народно-сценическом танце экзерсисы на середине зала отличаются по структуре построения движений и комбинаций от экзерсиса по классическому танцу.  

Несмотря на то, что урок народно-сценического танца основывается во многом на принципах классического танца, нельзя забывать и о принципиальных особенностях народно-сценического танца, где наряду с открытыми позициями ног существуют прямые, свободные и закрытые. Где есть упражнения с сокращённой или свободной стопой, что категорически невозможно в классическом танце.

Танцевальные элементы экзерсиса на середине зала требуют от исполнителей не только грамотного исполнения, но и исполнения  в характере и манере  изучаемой народности. В то же время упражнения приобретают несколько иные задачи, так как, развивая двигательные навыки и приёмы их исполнения, направлены на формирование сценической танцевальности. В этом случае необходимо рассмотреть понятие «учебно-танцевальная комбинация».  

Учебно-танцевальная комбинация – это комбинация, играющая роль упражнения и нацеленная на освоение танцевальных элементов. Она может включать учебные элементы (из экзерсиса у станка) и движения народно-сценического танца. В экзерсисе на середине зала входят учебные и учебно-танцевальные комбинации, в них повышается степень сложности учебно-танцевального материала, так как отсутствует возможность держаться за опору (станок). В подобных условиях учащиеся сосредотачиваются на выработке устойчивости, координации движений в пространстве.

Построение комбинаций на середине зала во многом зависит от той или иной народности, изучаемой на уроке, со всеми её характерными движениями, положениями рук и корпуса. Поэтому при сочинении комбинаций на середине зала,  педагогу-хореографу необходимо точно знать все тонкости и особенности изучаемой женской лексики.

Каждое движение в экзерсисе должно быть направлено на выработку качеств, необходимых для развития танцевальной техники, и иметь своё назначение и выполнять определённые функции. Поочередность всех движений исполняемых на середине зала соответствуют такому же принципу, что и работе у станка – «от простого к сложному». Все движения и комбинации необходимо выстраивать логично и грамотно, распределяя физическую нагрузку на протяжении всего урока. Целесообразно будет начинать экзерсис на середине зала  с комбинации, построенной на основных положениях рук, головы и корпуса, относя эти движения к группе упражнений на развитие пластичности рук и корпуса. Следующей комбинацией, по аналогии, должна быть комбинация, относящаяся к группе упражнений на развитие подвижности стопы и комбинация, включающая в себя движения на развитие «мелкой техники ног». В конце второй части урока исполняются комбинации, которые требуют от исполнителей наиболее большей координации, гибкости, техники вращений и т.д.

Экзерсис на середине зала способствует закреплению методики исполнения учебных элементов экзерсиса у станка (в иных условиях), развитию техники ног, рук, корпуса.

Третья часть урока – работа над этюдами и танцами. В этой части урока ярко выражено сценическое назначение танцевальных движений. Авторы книги «Основы характерного танца» А. Лопухов, А. Ширяев, А. Бочаров подчёркивают, что, комбинирую отдельные танцевальные движения, нужно создавать сценически окрашенные танцевальные эпизоды, включающие в себя и технику танца, и его стиль, и актёрскую танцевальную выразительность. Развитие техники танца, как самоцели упражнения, в этюдной работе уступает место образно-художественной отделке.

Этюды на уроке народно-сценического танца имеют разнообразные принципы сочинения и создаются в разных формах и жанрах. По организационным формам выделяют сольный, парный, парно-массовый этюды. Жанровое разнообразие в народно-сценическом танце выражается в лирических, игровых (комических), героических (трагических) композициях. Соответствуя традициям народного танцевального творчества этюды могут исполняться женским, мужским и смешанным составами. Ряд танцевальных этюдов предполагает наличие атрибутов (венки, тамбурины, платки, веера), которые создают орнаментальный рисунок танца, и имеет функциональное назначение.

Этюды на уроке народно-сценического танца способствуют развитию техники танца, музыкальности. Координации и актёрской выразительности, формируют навыки сценического исполнения атрибутов, воспитывают культуру парного и ансамблевого исполнения.

Для каждого класса может быть составлена своя модель урока народно-сценического танца.  Модель – (фр. modèle, от лат. Modulus) - «мера, аналог, образец». Подбор и сочинение комбинаций на середине зала зависит от:

  • программы обучения;
  • уровня подготовки учащихся;
  • физических возможностей обучающихся.


[1] Вдовенко Н.Н., Народный танец и методика его преподавания. Методические рекомендации. – Ханты-Мансийск. 2007. – С. 4-5.

[2] Бриске И.В. Народно-сценический танец и методика его преподавания. Учебное пособие. – Челябинск. 2007. – С. 36-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....