Программа по внеурочной деятельности «С информатикой на ТЫ»
рабочая программа (7 класс)

Гребенкина Виктория Алексеевна

Рабочая программа составлена в  соответствии с:

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) ;

- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); 

- программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;

- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Структура курса представляет собой взаимосвязанные темы. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса информатики, и создание условий успешной практической деятельности  каждого учащегося.

Основное содержание курса  расширения и углубления знаний учащихся.

Каждая тема включает в себя  теорию и практику.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_informatikoy_na_ty_7_klass.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШАТУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                             «УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по                                                                                                          и.о. Директор _________ Кишкина В.А.

_____ Кишкина В.А.                                                                                                     Приказ № _____ от «___»______2017 г.

 «___»___________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности по информатике 7  класс

«С информатикой на «Ты»»

на 2017 – 2018 учебный год

   Составитель: В.А. Кишкина – учитель информатики

Шатуново – 2017


  1. Аннотация к программе
  1. Рабочая программа составлена в  соответствии с:
  2. - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) ;
  3. - требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);  

- программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;

- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Структура курса представляет собой взаимосвязанные темы. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса информатики, и создание условий успешной практической деятельности  каждого учащегося.

Основное содержание курса  расширения и углубления знаний учащихся.

Каждая тема включает в себя  теорию и практику.

Учащиеся должны иметь навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, описания, чертежей, таблиц, программ;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Учебный курс «С информатикой на «ты» позволяет постепенно от самых простых программных средств перейти к освоению профессиональных программных пакетов. Модульная структура курса дает возможность выбрать оптимальную сложность выполняемых заданий и их адекватное сочетание. Можно сократить один из модулей и количественно увеличить другой, т. е. обеспечивается максимальная встраиваемость учебного курса в образовательный процесс.

Важным является то, что в процессе изучения данного курса учащиеся не просто знакомятся с отдельными программными приложениями, но и осваивают возможности использования объектов, созданных средствами одних программ, при последующей подготовке документов в других программах (в том числе технологию внедрения объектов OLE). По завершении курса учащимся предлагается выполнить проектные работы с использованием всех полученных в ходе изучения курса знаний, умений и навыков.

Освоение базовых средств информационных технологий имеет смысл начинать именно с изучения стандартных приложений Windows, далее переходя к изучению более сложных программных пакетов.

 При этом умения и навыки учащихся, достигнутые в ходе работы, далее активно используются и развиваются при работе с другими практическими курсами.

     Программа состоит из четырех модулей:

1. Знакомство с растровой и векторной графикой.

2. Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP.

3. Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD.

4. Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник)

Программы рассчитаны на применение программной платформы Windows.

Изучение первого модуля «Знакомство с растровой и векторной графикой» направлено на решение следующих задач: формирование навыков обработки растровой графики в графическом редакторе и в программе для просмотра изображений.

Второй модуль «Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP» направлен на расширение приобретенных навыков работы в растровом графическом редакторе.

Третий модуль «Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD» позволяет формировать навыков обработки изображений в текстовом редакторе.

Четвертый модуль «Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник)» формирует алгоритмическое мышление и готовит ребят к изучению высоких языков программирования.

Программа внеурочного курса клуба «С информатикой на «ты» для учащихся основной ступени 7 классов является расширением предмета «Информатика и ИКТ» предметной области «Математика и информатика».

Основополагающими принципами построения внеурочной деятельности являются: целостность и непрерывность; научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность; концентричность в структуризации материала.

  1. Пояснительная записка
  1. В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение нашей школы  позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.
  2.   Основная цель: реализация в наиболее полной мере возрастающего интереса учащихся к углубленному изучению алгоритмизации и программирования через совершенствование их алгоритмического и логического мышления с помощью офисных программ и системы алгоритмического языка Кумир.  

Задачи:

  • формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле и применения умений моделирования в разных предметных областях;
  • формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;
  • формирование умений и навыков работы над проектами по разным школьным дисциплинам.

Реализация этих целей и задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.

  1. Описание места учебного курса в учебном плане
  2.  Программа внеурочной деятельности «С информатикой на ты» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 7-м классе основной школы. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный год, что составляет 68 учебных часов в год.
  3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие следующие метапредметные результаты:  

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учётов интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  
  • формирование и развитие ИКТ-компетентности - широкого спектра умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений; создание графических объектов; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации анализ информации).

Вместе с тем при использовании данного учебного курса во внеурочной деятельности вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Методы, формы работы и виды деятельности учащихся:

-лекционные занятия,

- практические работы,

- тренировочные упражнения,

- творческие работы(создание и защита проектов).

 

Требования к уровню достижений обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • назначение основных элементов окна графического редактора;
  • приемы создания и редактирования изображения;
  • основные элементы текста;
  • приемы редактирования и форматирования текста;
  • технологию вставки различных объектов;
  • технологию работы с таблицами и колонками;
  • правила создания анимации и требования к её оформлению;
  • иметь простейшие представления о формальных исполнителях;
  • основные алгоритмические структуры, операторы графики языка алгоритмизации;
  • о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер;
  • запускать приложения, сохранять результат работы на диске, открывать необходимый документ;
  • вводить с клавиатуры, редактировать и форматировать текст;
  • работать с таблицами любой сложности;
  • создавать изображения, редактировать в текстовом процессоре WORD;
  • создавать и редактировать рисунок в растровом редакторе;
  • работать с слоями изображения;
  • создавать анимацию средствами графического редактора GIMP;
  • создавать и демонстрировать мультимедиа презентации;
  • работать в среде языка алгоритмизации;
  • создавать программы, выводящие на экран заданные изображения;
  • уметь применять алгоритм ветвления и цикла.

Форма подведения итогов - создание и защита проектов.

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Из них (количество часов)

Теория

Практика

  1. Знакомство с растровой и векторной графикой

11 ч

7 ч

4 ч

Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP

7 ч

1,5 ч

5,5 ч

  1. Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD

9 ч

5,5 ч

3,5 ч

Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник)

8 ч

3 ч

5 ч

Итого

35 ч

17 ч

18 ч

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание

Дата проведения

Теория

Практика

План

Факт

Знакомство с растровой и векторной графикой — 11 ч

Инструкция по технике безопасности

1

Повторение правил поведения в кабинете информатики и при работе за компьютерами

Графика — это...

1

Знакомство с понятием «графика».    Компьютерная графика.

Графический интерфейс операционных систем и приложений

1

Знакомство и работа с различными графическими интерфейсами

Практическое занятие по теме: «Знакомство с графическим интерфейсом Windows»

1

Создание заставки для рабочего стола

Растровая и векторная графика

1

Знакомство с растровыми и векторными изображениями. Область применения того и другого вида графики.

Практическое занятие «Создание изображения в Paint»

1

Работа с растровыми изображениями.

Практическое занятие «Создание изображения в Word»

1

Работа с векторными изображениями.

Принцип формирования изображений

1

Составления сравнительной таблицы

Достоинства и недостатки растровых и векторных изображений

1

Составление таблицы  

Растровые и векторные графические редакторы

1

Знакомство с интерфейсами различных графических редакторов

Практическое занятие «Сравнительная характеристика графических редакторов»

1

Создание презентации

7 ч

4 ч

Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP — 7 ч

Знакомство с графическими редакторами Gimp.

1

Изучение создания растрового рисунка в редакторе Paint.  Изучение форматирования и редактирования объектов растровой графики. Изучение масштабирования объектов растровой графики.

Назначение графического редактора GIMP. Основные элементы рабочего окна программы GIMP. Знакомство с основными панелями GIMP. Форматирование и редактирование изображений.

Создаём простейшие рисунки.

1

Основные функции графического редактора Paint, GIMP: создание и редактирование рисунков.

Использование - поворота, копирования частей изображения для создания объектов.

1

Копирование и вставка изображений в буфер обмена. Создание изображения на основе буфера обмена. Изменения размеров холста. Работа со слоями. Повторение коррекции тона, освещенности и насыщенности. Инструменты кисть и градиент.

Цветной ластик, применение на практике. Основной, фоновый цвет.

1

Назначение инструмента Ластик.

Создание изображений в Gimp. Работа со слоями.

1

Понятие слоев. Создание, перемещение, удаление слоев. Режим слоя, прозрачность слоя. Инструменты для работы со слоями: перемещения, масштабирование, поворот, искривление, перспектива, зеркало. Цветовые модели RGB и CMY.

Создание анимации в Gimp.

0,5

0,5

Понятие анимации. Работа со слоями — создание кадров анимации. Сохранение анимированных изображений, оптимизация анимированных изображений.

Итоговая работа-рисунок на свободную тему.

1

Создание рисунка на свободную тему.

1,5 ч

5,5 ч

Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD — 9 ч

Знакомство с текстовым процессором WORD. Меню, панели инструментов.

1

Назначение текстового процессора WORD. Окно текстового процессора WORD. Символ, слово, строка, абзац, фрагмент

Редактирование текста.

0, 5

0, 5

Обработка текстовой информации.  Редактирование текста. Работа с фрагментами текста.

Форматирование текста.

0, 5

0, 5

Текстовый документ, форматирование текстового документа, выравнивание, шрифт, начертание.

Работа с таблицами.

0, 5

0, 5

Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы.

Сложные таблицы.

1

Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы.

Создаём векторные изображения.

1

Графический редактор, графический примитив

Редактор формул.

1

Ввод математических формул и вычисление по ним.

Газетные колонки, поиск и замена слов.

1

Знакомство с издательской системой “MS Publisher

Итоговая работа-создание документа.

1

Создание документа на заданную тему

5,5 ч

3,5 ч

Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник) — 8 ч

Знакомство со средой алгоритмического языка Кумир. Исполнитель Черепашка.

1

Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Знакомство со средой КУМИР. Знакомство с исполнителем Черепаха.

Исполнитель Робот. Составление простейших программ.

1

Исполнитель Робот.

Алгоритмические конструкции.

1

Команда ветвления. Цикл со счетчиком.

Составление задач и написание программ к ним.

1

Составление простейших программ на алгоритмических языках.

Исполнитель-Чертёжник. Общие сведения. Описание команд.

1

Знакомство с исполнителем Чертежник.        

 Управление Чертежником        

 Программы управления Чертежником.

Выполнение простейших чертежей.

1

Рисуем простейшие чертежи.

Использование алгоритмических конструкций. Создание простого орнамента.

1

Использование вспомогательных алгоритмов.

Итоговое повторение. Исполнитель-Чертёжник, Робот.

1

Создание программ.

3 ч

5 ч

Содержание программы внеурочной деятельности

  1. Знакомство с растровой и векторной графикой. Знакомство с основами дизайна и web-дизайна. Работа с растровыми изображениями. Создание векторного изображения в текстовом документе.
  2. Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP. Создание графических объектов  с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств. Создание анимаций.
  3. Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD. Простые преобразования текста. Альфа-прозрачность и яркость. Построение промежуточных отображений текста вдоль траектории. Текст и маскирование. Создание таблиц разного рода сложности.
  4. Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник). Знакомство с исполнителями. Составление программ для исполнителей. Опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

Перечень учебно-методического, материально-технического  и программного обеспечения образовательного процесса

Каждый модуль снабжён отдельным изданием в виде практикума:

  1. Богомолова О.Б. Стандартные программы Windows: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Усенков Д.Ю., Богомолова О.Б. Коммуникационные технологии: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Богомолова О.Б., Усенков Д.Ю. Знакомство со средой ЛогоМиры: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Методические указания по использованию практикумов, в том числе по разработке уроков, необходимый теоретический материал и электронное приложение (презентации к урокам, заготовки к заданиям, образцы выполнения заданий, видеодемонстрация выполнения наиболее сложных заданий, а также примеры итоговых проектных работ) содержатся в методическом пособии: Богомолова О.Б. Преподавание информационных технологий в школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер, ноутбук – универсальные устройства обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки для озвучивания всего класса.
  • Устройство ввода графической и текстовой информации – сканер.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер.
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
  • Программа разработки презентаций.
  • Среда Кумир
  • Браузер

Интернет-ресурсы

  1. Сайт Константина Полякова: http://kpolyakov.narod.ru/
  2. Сайт информационной поддержки конкурсов и олимпиад: http://konkyrcy.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир информатики» для обучающихся 2 – 4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир информатики" разработана для обучающихся 2 - 4 классов. В ней представлено содержание и тематическое планирование для каждого класса по отдельности. П...

Программа курса внеурочной деятельности по информатике

Программа курса внеурочной деятельности по информатике 5 класса "Творческие задания в среде программирования Scratch"...

Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности по информатике

Программа рассчитана для проведения в 1-4 классах начальной школы....

Программа по внеурочной деятельности по информатике "Мир информатики"

Курс нацелен на развитие творческих способностей учащихся, на формирование навыка работы на компьютере в разных средах и приложениях....

рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика" для 6 класса

Программа внеурочной деятельности "занимательная информатика" для 6 класса. Курс «Занимательная информатика» нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления учеников, на использование...