Музейный урок "Письма с фронта"
план-конспект урока

Боровикова Валентина Ивановна

Урок проводится в школьном музее

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_urok_pisma_s_fronta.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Боровикова Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с.Бай-Хаак

МУЗЕЙНЫЙ УРОК "Письма с фронта"

    ЦЕЛИ:

  - расширять знания о земляках - участниках  Великой Отечественной войны.

 - формировать    навыки работы с полученной информацией для осуществления собственной      деятельности.

  - показать, что каждая строка письма пронизана великой моральной силой, нравственной чистотой и ненавистью к врагам;

воспитание чувства благодарности ко всем, кто сохранил для нас честь и достоинство державы.

Место проведения: школьный музей.

Оборудование:    Иллюстрация “Памятник воину– освободителю”. Письма с фронта из архивов школьного музея (подлинные). Аудиозаписи песен: «Священная  война» (муз.А.Александрова, сл.В.Лебедева-Кумача), «Эх, дороги…» (муз. А.Новикова, сл. Л.Ошанина),  «Письма отца» (муз. Е.Мартынова, сл. А.Дементьева и Д.Усманова).Презентация  с фотографиями братьев Лантуховых, семьи Серебряковых.

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к учебной деятельности: сообщение темы и цели.

Звучит фонограмма песни “Священная война”

Ведущий: - Рано утром на рассвете началась Великая Отечественная война. Она унесла 27 миллионов людских жизней: жёны потеряли мужей, братья – сестёр, сотни тысяч детей остались сиротами.

– Расскажите, что вы знаете о тех далёких военных днях Великой Отечественной войны?

Ведущий: В самой кровопролитной войне в истории человечества, в Великой Отечественной (1941-1945 гг.), продолжавшейся 1418 дней и ночей, наш народ показал образцы мужества, героизма и самоотверженности. Практически нет такой семьи, в которой в военное лихолетье кто-то не погиб, не пропал без вести, не был ранен… Все меньше остается тех, кто может рассказать, о чем думал, что видел, что чувствовал солдат, готовясь к атаке или выходя из боя.Теперь, чтобы воссоздать обстановку незабываемых дней Великой Отечественной, мы все чаще обращаемся к документам тех лет.

- По каким документам мы узнаём о событиях Великой Отечественной войны?

- Да, у нас много документальных источников, а самые достоверные и откровенные из них – письма фронтовиков в родной дом…

       Письма с фронта… Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя. Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал...

2. Актуализация знаний

– Что вы знаете о письмах с фронта?

– Сохранились ли в Вашей семье письма с фронта?

– Чьи это письма? Кто из вас их читал?

– Что необычного в солдатском письме?

– Почему оно короткое?

– Обычно, письма стараются писать разборчиво, чётко, на аккуратном листе бумаги. Как вы думаете, письма с фронта отвечали этим требованиям?

– Правильно. Письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие карандаши, называли их химические, очень похожие на простые карандаши, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила.

Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, под свет лучины или луны.

3. Знакомство с музейным материалом.

– В нашем школьном музее есть солдатские письма с фронта. Вот они перед вами. Эти письма нам принесла правнучка фронтовика Чеховская Саша. Это настоящая реликвия. Несколько десятков лет они хранят эти письма. Давайте послушаем о защитниках нашей Родины - наших земляках Лантуховых.

Рассказывает Чеховская Саша:        …Я горжусь тем, что мой прадедушка  участвовал в Великой Отечественной войне, защищал нашу Родину. Большая семья Лантуховых составляла  тринадцать человек. У Ефима и Матрёны Лантуховых были дети: Ефим (1903-1945), Александр (1903-1942), Иван (1905-1942), Пётр (1911-1942), Сергей (1920-1942).

Когда я читаю Книгу Памяти (1995), я понимаю, что братья Лантуховы были очень ответственные, надёжные люди: Александр, Пётр и Сергей были сержантами, командирами отделений 450-го стрелкового полка. Александр Ефимович был призван на фронт 3 февраля 1942 года из посёлка Бай-Хаак, служил в 265 стрелковой дивизии. В этот же день вместе с ним ушёл и Пётр Ефимович. Служили они вместе.  Лантухов Ефим Ефимович ушёл на войну 1 февраля 1942 года из города Кызыла,он рядовой гвардии стрелкового 321-го гвардейского полка 10 стрелковой дивизии.

        И мой прадедушка  Лантухов Сергей Ефимович был призван на фронт 3 февраля 1942 года из Бай-Хаака.

        В доме моего дедушки бережно хранятся письма, которые писал Сергей Ефимович. Бумага уже давно утратила свой цвет, буквы стёрлись, но не потеряли своей востребованности.

        Все письма он писал своей жене Екатерине Андреевне. На конверте стоит печать, что письмо просмотрено цензурой. Поэтому солдаты нечасто писали про военные действия.

        В одном из писем прадедушка пишет: «Сообщаю, что в бою ещё не участвовал, но придётся ещё подраться с немцами. Если жив буду, то мимо дома не пройду,

Катя, пиши про вашу жизнь, и про всё хозяйство, и сколько посеяли, и каков хлеб, и как растёт в огороде. И сколько сена накосили?

        Ну, Катя, раз война, значит, надо пережить и ждать встречи с вами. Всё, остаюсь жив и здоров вместе с Петром, Иваном, Александром и Ефимом. После Победы встретимся». Письмо было написано 14 августа 1942 года…

        Особенно ценны для меня фотографии прадедушки. Вот фотография примерно 1941-1942г., она коричневого оттенка. Прадедушка на фотографии очень серьёзный, как будто в раздумье. Мне кажется, что он думает о том, удастся ли землякам победить фашистов и очень скоро увидеть своих родных и близких.

        У него густые брови, узкие глаза. Нос широкий. Верхняя губа больше нижней. Левая рука прижата к уху и к лицу. Волосы русые. За спиной висит ковёр с узорами. На Сергее Ефимовиче рубашка, очень похожая на гимнастёрку. Скорее всего, это именно так. Каждая деталь этой фотографии очень важна для всех нас... Лантухов Сергей Ефимович погиб 16 сентября 1942 года в посёлке 1-й  Эстонский Минского района Ленинградской области.

 В настоящее время в селе Бай-Хаак живёт семья сына Сергея Ефимовича – мой дедушка Лантухов Михаил Сергеевич и моя бабушка Мария Фёдоровна. В городе Тольятти жил ещё один сын моего прадедушки. Его уже нет в живых, но живы его дети.

Очень трудно пережить такое горе – потерять всех своих сыновей. Мама братьев Лантуховых горько плакала и ослепла от слёз и от горя.

        Я, Чеховская Саша, учусь в кадетском классе. Принимая присягу, я поклялась: если в суровую годину придётся вступить на защиту своей Родины, я не отступлю.

        Пусть пройдёт  ещё много времени, но память о тех, кто не дожил до Победы, навсегда останется с нами.

        Наверное, если бы прадедушка был жив, он гордился бы мной.

Ведущий: Вот такую историю напомнили нам, живущим в двадцать первом веке, эти сильно пожелтевшие листочки, сложенные в треугольник.  Получить такой “треугольничек” было большим счастьем.

Учитель: Давайте попробуем представить, что вы оказались на передовой. Наступило временное затишье. Только очень далеко слышна канонада. Вам надо написать письмо с фронта своим родным. Писать письмо будем простым карандашом на листочке из старой тетрадки (дети действительно получают листочки из старой-старой тетрадки, жёлтого цвета!), на “пеньках”, на коленках.

                (Звучит тихо песня «Эх, дороги…», а дети пишут письма)

- Итак, мы закончили работу. Кто желает прочитать своё письмо?

– Давайте и мы запечатаем наше письмо. Складываем письмо в треугольник, пишем адрес и № воинской части (придумывают сами). Пусть эти ваши письма останутся в нашем музее.

-  А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись. Кто знает, почему?

– Правильно. В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести.

– Во время войны все отказывались работать почтальонами.  Послушайте стихотворение о 14-летней почтальонке, и вы узнаете, почему?

    Год 41-й…

    Стали тоньше нервы…

    Она прошла лишь два квартала…

    Девчушечка 14ти-лет

    Нести устала с похоронкою конверт.

    Нет горше, нет ужасней новостей;

    Ей кажется невыносимой ноша:

    Сейчас ведь зарыдают пять детей,

    Жена заплачет: “Лёшенька! Алёша!”

    Когда ж девчушка “треугольничек” вручала,

    Вся улица и пела, и плясала!

    И, получив привет с передовой,

    Заплачет мать: “Сыночек мой! Живой!”

 Ведущий: Письма с фронта играли важную роль в жизни людей. Письма писали, потому что людям было необходимо общаться на расстоянии. Четыре долгих года шла война! И письма вселяли надежду, что надо верить в победу, что до встречи осталось совсем немного. Во многих семьях в нашей стране есть солдатские письма, которые хранят долгие годы и перечитывают их много раз. Это письма от родных и близких, которых, уже нет рядом.

- Такое же большое значение имели письма родных на фронт. Они поднимали боевой дух солдат.

- Послушайте отрывок из стихотворения С.Маршака «Почта военная»:

    Сын писал письмо отцу и поставил точку.

    Дочка тоже к письмецу приписала строчку.

    Много дней письму идти, чтоб дойти до цели.

    Будут горы на пути, гулкие туннели.

    Будет ветер гнать песок за стеклом вагона,

    А потом мелькнёт лесок, садик станционный.

    А потом пойдут поля и леса густые,

    Пашен чёрная земля – Средняя Россия.

    Через всю пройдут страну два листка в конверте

    И приедут на войну, в край огня и смерти.

– Как автор называет “войну”? (край огня и смерти)

- Как вы думаете, о чём писали с тыла на фронт?

- Конечно, старались поддержать боевой дух солдат, не жаловались на трудности, потому что знали, что там, на фронте, очень тяжело.

Ведущий: А здесь у нас ещё одно письмо. Написано оно на тетрадном листке в линеечку, на каких пишете и вы на уроках русского языка. Написано оно в 2010 году, через 65 лет после Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Для нас, ребята, оно тоже является очень ценным. Ведь его написала ветеран Великой Отечественной войны, бывшая партизанка, вдова ветерана войны Серебрякова Ефросинья Степановна. Это письмо – наказ для ныне живущих. Послушайте фрагмент этого письма.

Ведущий: «Дорогие ребята! Вы все знаете, какие ужасы принесла людям вторая мировая война. Я на себе испытала это. Я видела детей вашего возраста, которые страдали из-за этой проклятой войны… А вы – самые счастливые! Пусть никогда Вы не услышите взрывов бомб, свиста пуль! Пусть всегда над вами будет мирное небо! А его нужно охранять… Желаю Вам отличной учёбы, крепкого здоровья и мирного неба!»

         Ведущий: Письма с фронта… В годы войны это единственная возможность людей услышать друг друга за тысячи километров. А сейчас и для нас это тоже возможность услышать голоса фронтовиков, наших земляков, узнать скромную правду о страшных для всей страны днях. Читая в канун дня Победы эти письма, мы отдаем дань уважения всем, кто завоевал свободу для будущих поколений. Солдатские письма… Теперь они, сохранившиеся, стали уже семейными реликвиями.

             Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

             И бессонную правду фронтовых голосов.

             В письмах вера солдата в наши мирные дни,

             Хоть и были когда-то так далеко они.

             Прошу вас, храните солдатские письма.

             Они и просты, и порою грустны,

             В них столько надежды и вечного смысла,

             Прошу вас: храните солдатские письма,

             Тревожную память людской доброты!

4. Рефлексия.

- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

- О чём  вас заставили  задуматься услышанные письма?

Звучит песня  «Письма отца»  (муз. Е.Мартынова, сл. А.Дементьева и Д.Усманова)

Ведущий:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

Урок "Фронт без линии фронта"

Урок для 11 класса. Разработан на основе деятельностного подхода. содержание - цели, проблемы и итоги патизанского и подпольного движения во время Великой Отечественной войны....

Музейный урок "Знаменцы на фронтах Великой Отечественной войны"

Конспект музейного урока "Знаменцы на фронтах Великой Отечественной войны" написан с использованием материалов краеведческого музея села Знаменка Старооскольского района Белгородской области....

Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества

Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...

Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»

Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...