Рабочая программа "Мой выбор"
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой выбор". Направленность программы: профилактика и предотвращение наркомании среди молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема потребления наркотических средств и психоактивных веществ среди молодёжи в России находится в зоне особого внимания государства и общества. Приоритетным направлением деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья населения является забота о состоянии здоровья молодого поколения, поскольку именно от этой группы зависит общий уровень популяционного здоровья страны. В наибольшей степени здоровью подрастающего поколения угрожает аддиктивное поведение — поведение, зависимое от потребления определённой группы психоактивных веществ. Вовлечение молодёжи в употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ выступает фактором риска развития неизлечимых, по сути, заболеваний — алкоголизма, наркомании, ВИЧ, туберкулёза, а также сопутствующих соматических заболеваний.
Цели и задачи курса
Цели
Образовательные:
- формирование у обучающихся представлений о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», «социальная ответственность»;
- ознакомление с причинами и последствиями употребления ПАВ;
- изучение социальных и правовых норм для понимания ответственности за нарушения законодательства в сфере незаконного оборота наркотических веществ.
Воспитательные:
- формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, в том числе риском употребления ПАВ, внутренних установок сопротивления социальному давлению группы, связанному с рисками употребления ПАВ.
Развивающие:
- развитие у обучающихся критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ, и мотивации к социально одобряемой деятельности;
- формирование у подростков нового положительного опыта для личностного развития в процессе межличностного и группового содержательного общения;
- создание в процессе совместной деятельности педагогов и школьников благоприятных условий для становления и развития личности обучающихся, присвоения ими внутренней ответственности за принятие на когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровнях ценностей и норм здорового образа жизни;
- формирование внутренних защит от употребления ПАВ.
Задачи
1. Создать психологические условия, средовые характеристики, способствующие приобретению подростками нового положительного опыта межличностного и группового содержательного общения как фактора защиты личности от употребления ПАВ.
2. Способствовать формированию основ правовой культуры как необходимости следовать социальным и правовым нормам общества на основе ознакомления с этими нормами, в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. 3. Способствовать формированию паттернов (повторяющихся образцов) правопослушного ответственного поведения, исполнения законов.
4. Способствовать формированию здорового стиля жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.
5. Создать предпосылки для формирования готовности принимать осознанные разрешения в повседневных жизненных ситуациях, в том числе ситуациях, связанных с социальными рисками, с риском употребления ПАВ.
6. Способствовать развитию критического отношения к информации, связанной с ПАВ, и предложениям их приобретения и употребления.
7. Содействовать развитию мотивации к социально одобряемой деятельности, исключающей употребление ПАВ.
8. Создать условия для приобретения опыта целеполагания, разработки и реализации собственных идей и проектов в сфере пропаганды здорового образа жизни, законопослушного поведения, предупреждения употребления ПАВ.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты будут достигнуты в рамках когнитивного, ценностного и эмоционального, деятельностного (поведенческого) компонентов. В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
— знания законодательства Российской Федерации в сфере предупреждения распространения и потребления ПАВ немедицинского характера;
— ориентация в системе моральных норм и ценностей как условий законопослушного поведения, здорового образа жизни, предупреждения потребления ПАВ;
— основы социально-критического мышления, способность ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, устанавливать взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
— знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в ситуациях социального риска, в том числе связанного с употреблением ПАВ. В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
— готовность к равноправному сотрудничеству;
— уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;
— устойчивость к давлению сверстников и группы, направленному на вовлечение в потребление ПАВ, и готовность противостоять им;
— уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира как условие противостояния попыткам вовлечения в потребление ПАВ;
— потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании как важное условие предупреждения потребления ПАВ;
— позитивная моральная самооценка и моральные чувства
— чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении как условие предупреждения потребления ПАВ. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
— готовность и способность к участию в пределах возрастных компетенций к организации и проведению школьных и внешкольных мероприятий, в деятельности детских и молодёжных общественных организаций, имеющих социальную направленность, в волонтёрской деятельности в сфере предупреждения потребления ПАВ; — готовность и способность к выполнению правовых норм и требований, в том числе в сфере, касающейся немедицинского употребления, незаконного распространения и оборота ПАВ;
— умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
— умение конструктивно разрешать конфликты;
— готовность и способность к соблюдению моральных норм в отношении взрослых и сверстников;
— потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения и в общественно полезной деятельности, связанной с проектированием моделей ЗОЖ и профилактикой потребления ПАВ;
— умение строить жизненные планы создавать и реализовывать социальные проекты в сфере здорового образа жизни, профилактики потребления ПАВ;
— готовность делать осознанный выбор в ситуациях социального риска, в том числе связанного с употреблением ПАВ на основе ценностей правовой культуры и здорового образа жизни.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента выпускник получит возможность для формирования:
— готовности к самообразованию и самовоспитанию как условий позитивной самореализации;
— адекватной позитивной самооценки и Я-концепции как условий предупреждения вовлечения в употребление ПАВ;
— компетентности в реализации основ здорового образа жизни в поступках и деятельности;
— морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм в ситуациях социальной неопределённости и ситуациях, сопряжённых с риском употребления ПАВ;
— устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение эмоционального благополучия. Метапредметные результаты будут достигнуты путём формирования у обучающихся ряда универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
— основам целеполагания в сфере проектирования планов жизнедеятельности и создания проектов по тематике ЗОЖ, предупреждения потребления ПАВ;
— самостоятельно анализировать условия достижения цели в сфере проектирования планов жизнедеятельности и создания проектов по тематике ЗОЖ, предупреждения потребления ПАВ;
— планировать пути достижения названных целей;
— устанавливать целевые приоритеты;
— уметь самостоятельно контролировать своё время и время, отведённое на командную работу, и управлять им;
— принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, противостоять давлению группы, взрослых, в ситуациях риска потребления ПАВ;
— адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия в ситуациях риска потребления ПАВ и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
— основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса, в том числе прогнозирования рисков, связанных с употреблением ПАВ.
Выпускник получит возможность научиться:
— самостоятельно ставить перспективные жизненные цели и задачи;
— построению жизненных планов во временной перспективе, основанных на ценностях здорового образа жизни;
— при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
— выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать для этого наиболее эффективные способы;
— основам саморегуляции в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
— осуществлять рефлексию в отношении своих действий и поведения, связанного с риском вовлечения в употребление ПАВ;
— адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
— основам саморегуляции эмоциональных состояний;
— прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей и противостояния рискам употребления ПАВ. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве в сообществах, имеющих конструктивную направленность;
— формулировать собственное мнение и позицию, в том числе по проблематике, связанной с ПАВ, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
— устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
— обосновывать собственную позицию, особенно в сфере сохранения своего права на здоровый образ жизни и свободу от употребления ПАВ;
— выражать уверенный отказ, не требующий оправданий, в ситуациях, связанных с риском употребления ПАВ;
— аргументировать свою точку зрения, в том числе по проблематике ПАВ, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в сфере социального проектирования по тематике здорового образа жизни и предупреждения употребления ПАВ, определять цели и функции участников в командной работе, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
— осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, в том числе связанных с рисками употребления ПАВ, уметь убеждать;
— работать в группе
— устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
— владеть основами коммуникативной рефлексии.
Выпускник получит возможность научиться:
— учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, особенно в сфере сохранения своего права на здоровый образ жизни и свободу от воздействия ПАВ;
— понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, при этом иметь чёткую сформированную позицию о недопустимости употребления ПАВ;
— продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
— брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство) в разработке и реализации проектов в сфере ЗОЖ и предупреждения потребления ПАВ;
— оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
— осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
— в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
— следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
— устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений по проблематике здорового образа жизни и рисков употребления ПАВ;
— в совместной деятельности в сфере проектирования по тематике ЗОЖ и предупреждения потребления ПАВ чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
— основам реализации проектно-исследовательской деятельности по тематике ЗОЖ и предупреждения употребления ПАВ;
— осуществлять расширенный поиск информации по тематике ЗОЖ и предупреждения употребления ПАВ с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
— устанавливать причинно-следственные связи в сфере социальных рисков, асоциального поведения, связанные с употреблением ПАВ;
— строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания) в сфере рисков употребления ПАВ;
— строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, направленные на выработку отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
— объяснять явления, процессы, связи и отношения, связанные с риском употребления ПАВ, выявляемые в ходе исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
— основам рефлексивного восприятия информации, как условия предупреждения вовлечения в употребление ПАВ;
— ставить проблему предупреждения употребления ПАВ, аргументировать её актуальность;
— самостоятельно проводить исследования в сфере профилактики употребления ПАВ на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
— выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов в сфере социальных рисков, связанных с вовлечением в употребление ПАВ;
— организовывать исследование с целью проверки данных гипотез;
— делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации по проблематике здорового образа жизни и ПАВ.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | даты |
1. | Я и мир вокруг меня | ||
1 | Введение в курс. | 1 | |
2 | Я и мои поступки. | 2 | |
3 | Я и мое окружение. | 2 | |
Что такое осознанное поведение? | 2 | ||
4 | Ответственность. | 2 | |
5 | Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни. | 2 | |
2. | Что из себя представляет наркомания | ||
6 | Наркомания: болезнь или порок? | 2 | |
7 | Правда и ложь о наркотиках. | 2 | |
8 | Что такое психоактивное вещество? | 2 | |
9 | Кто и почему употребляет психоактивные вещества? | 2 | |
10 | Депрессия и стресс – спутники наркомании. | 2 | |
3. | Наркотики или здоровье? | ||
11 | Здоровье человека как ценность и как сфера личной ответственности. | 2 | |
12 | От чего зависит продолжительность жизни? | 2 | |
13 | Моё здоровье. | 2 | |
14 | Главные враги твоего здоровья. | 2 | |
15 | Здоровый образ жизни — для меня! | 2 | |
16 | Шаги к здоровью: “Это мой выбор!” | 2 | |
4. | СМИ и наркотики | ||
17 | Роль рекламы в формировании вредных привычек. | 2 | |
18 | Роль Интернета в распространении наркотиков. | 2 | |
19 | Интернет-пространство и профилактика употребления ПАВ: риски и возможности. | 2 | |
20 | Как обеспечить свою безопасность в интернет-пространстве? | 2 | |
5. | Умей говорить «нет» | ||
21 | Учитесь властвовать собой. | 2 | |
22 | Учусь говорить «нет». | 2 | |
23 | Безопасное поведение и социальные риски, связанные с ПАВ. | 2 | |
24 | Правила безопасного поведения. | 2 | |
25 | «Дают – бери…» - всегда ли это правильно? | 2 | |
26 | Давление, влияние, ситуации… | 2 | |
27 | Зависимость или свобода. | 2 | |
28 | Конфликты как фактор, провоцирующий начало употребления ПАВ. | 2 | |
29 | Развитие критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ. | 2 | |
30 | Я принимаю вызов: ПАВ как риск для здоровья и успеха. | 2 | |
31 | Употребление ПАВ — риск для здоровья и жизни: моя личная позиция. | 2 | |
6. | Говорить о проблеме – важно | ||
32 | Просить о помощи – не страшно. | 2 | |
33 | Сообщи, где торгуют смертью. | 2 | |
34 | Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления ПАВ. | 1 | |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование программы «Мой выбор»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/27/picture-12873.jpg)
рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"
Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-18065-1445409010.jpg)
Рабочая программа курса по выбору "Создание занимательных задач на компьютере"
Курс по выбору в 7 классе Рассчитан на 17 часов.1735 ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/01/picture-65063-1698791546.jpg)
Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-72017-1477853291.jpg)
Рабочая учебная программа курса по выбору «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека.»
Программа курса рассчитана на 13 часов. Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным располож...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/22/picture-100109-1361531281.jpg)
Рабочая программа курса по выбору по математике
Рабочая программа элективного кура "Решение неравенств, содержащих модуль"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/07/picture-1164627-1578404883.jpg)
Адаптированная рабочая программа «Выбор профессии» для детей с задержкой психического развития
Адаптированная рабочая программа "Выбор профессии" для детей с задержкой психического развития составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)основного о...