Рабочая программа "Мой выбор"
рабочая программа

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой выбор". Направленность программы: профилактика и предотвращение наркомании среди молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_vybor.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема потребления наркотических средств и психоактивных веществ среди молодёжи в России находится в зоне особого внимания государства и общества. Приоритетным направлением деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья населения является забота о состоянии здоровья молодого поколения, поскольку именно от этой группы зависит общий уровень популяционного здоровья страны. В наибольшей степени здоровью подрастающего поколения угрожает аддиктивное поведение — поведение, зависимое от потребления определённой группы психоактивных веществ. Вовлечение молодёжи в употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ выступает фактором риска развития неизлечимых, по сути, заболеваний — алкоголизма, наркомании, ВИЧ, туберкулёза, а также сопутствующих соматических заболеваний.

Цели и задачи курса

Цели

Образовательные:

- формирование у обучающихся представлений о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», «социальная ответственность»;

- ознакомление с причинами и последствиями употребления ПАВ;

- изучение социальных и правовых норм для понимания ответственности за нарушения законодательства в сфере незаконного оборота наркотических веществ.

Воспитательные:

- формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, в том числе риском употребления ПАВ, внутренних установок сопротивления социальному давлению группы, связанному с рисками употребления ПАВ.

Развивающие:

- развитие у обучающихся критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ, и мотивации к социально одобряемой деятельности;

- формирование у подростков нового положительного опыта для личностного развития в процессе межличностного и группового содержательного общения;

- создание в процессе совместной деятельности педагогов и школьников благоприятных условий для становления и развития личности обучающихся, присвоения ими внутренней ответственности за принятие на когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровнях ценностей и норм здорового образа жизни;

- формирование внутренних защит от употребления ПАВ.

Задачи

1. Создать психологические условия, средовые характеристики, способствующие приобретению подростками нового положительного опыта межличностного и группового содержательного общения как фактора защиты личности от употребления ПАВ.

2. Способствовать формированию основ правовой культуры как необходимости следовать социальным и правовым нормам общества на основе ознакомления с этими нормами, в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. 3. Способствовать формированию паттернов (повторяющихся образцов) правопослушного ответственного поведения, исполнения законов.

4. Способствовать формированию здорового стиля жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.

5. Создать предпосылки для формирования готовности принимать осознанные разрешения в повседневных жизненных ситуациях, в том числе ситуациях, связанных с социальными рисками, с риском употребления ПАВ.

6. Способствовать развитию критического отношения к информации, связанной с ПАВ, и предложениям их приобретения и употребления.

7. Содействовать развитию мотивации к социально одобряемой деятельности, исключающей употребление ПАВ.

8. Создать условия для приобретения опыта целеполагания, разработки и реализации собственных идей и проектов в сфере пропаганды здорового образа жизни, законопослушного поведения, предупреждения употребления ПАВ.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты будут достигнуты в рамках когнитивного, ценностного и эмоционального, деятельностного (поведенческого) компонентов. В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

— знания законодательства Российской Федерации в сфере предупреждения распространения и потребления ПАВ немедицинского характера;

— ориентация в системе моральных норм и ценностей как условий законопослушного поведения, здорового образа жизни, предупреждения потребления ПАВ;

— основы социально-критического мышления, способность ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, устанавливать взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

— знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в ситуациях социального риска, в том числе связанного с употреблением ПАВ.  В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

— готовность к равноправному сотрудничеству;

— уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;

— устойчивость к давлению сверстников и группы, направленному на вовлечение в потребление ПАВ, и готовность противостоять им;

— уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира как условие противостояния попыткам вовлечения в потребление ПАВ;

— потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании как важное условие предупреждения потребления ПАВ;

— позитивная моральная самооценка и моральные чувства

— чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении как условие предупреждения потребления ПАВ. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

— готовность и способность к участию в пределах возрастных компетенций к организации и проведению школьных и внешкольных мероприятий, в деятельности детских и молодёжных общественных организаций, имеющих социальную направленность, в волонтёрской деятельности в сфере предупреждения потребления ПАВ; — готовность и способность к выполнению правовых норм и требований, в том числе в сфере, касающейся немедицинского употребления, незаконного распространения и оборота ПАВ;

— умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

— умение конструктивно разрешать конфликты;

— готовность и способность к соблюдению моральных норм в отношении взрослых и сверстников;

— потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения и в общественно полезной деятельности, связанной с проектированием моделей ЗОЖ и профилактикой потребления ПАВ;

— умение строить жизненные планы создавать и реализовывать социальные проекты в сфере здорового образа жизни, профилактики потребления ПАВ;

— готовность делать осознанный выбор в ситуациях социального риска, в том числе связанного с употреблением ПАВ на основе ценностей правовой культуры и здорового образа жизни.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента выпускник получит возможность для формирования:

— готовности к самообразованию и самовоспитанию как условий позитивной самореализации;

— адекватной позитивной самооценки и Я-концепции как условий предупреждения вовлечения в употребление ПАВ;

— компетентности в реализации основ здорового образа жизни в поступках и деятельности;

— морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм в ситуациях социальной неопределённости и ситуациях, сопряжённых с риском употребления ПАВ;

— устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение эмоционального благополучия. Метапредметные результаты будут достигнуты путём формирования у обучающихся ряда универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

— основам целеполагания в сфере проектирования планов жизнедеятельности и создания проектов по тематике ЗОЖ, предупреждения потребления ПАВ;

— самостоятельно анализировать условия достижения цели в сфере проектирования планов жизнедеятельности и создания проектов по тематике ЗОЖ, предупреждения потребления ПАВ;

— планировать пути достижения названных целей;

— устанавливать целевые приоритеты;

— уметь самостоятельно контролировать своё время и время, отведённое на командную работу, и управлять им;

— принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, противостоять давлению группы, взрослых, в ситуациях риска потребления ПАВ;

— адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия в ситуациях риска потребления ПАВ и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

— основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса, в том числе прогнозирования рисков, связанных с употреблением ПАВ.

Выпускник получит возможность научиться:

— самостоятельно ставить перспективные жизненные цели и задачи;

— построению жизненных планов во временной перспективе, основанных на ценностях здорового образа жизни;

— при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

— выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать для этого наиболее эффективные способы;

— основам саморегуляции в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

— осуществлять рефлексию в отношении своих действий и поведения, связанного с риском вовлечения в употребление ПАВ;

— адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

— основам саморегуляции эмоциональных состояний;

— прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей и противостояния рискам употребления ПАВ. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве в сообществах, имеющих конструктивную направленность;

— формулировать собственное мнение и позицию, в том числе по проблематике, связанной с ПАВ, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

— устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

— обосновывать собственную позицию, особенно в сфере сохранения своего права на здоровый образ жизни и свободу от употребления ПАВ;

— выражать уверенный отказ, не требующий оправданий, в ситуациях, связанных с риском употребления ПАВ;

— аргументировать свою точку зрения, в том числе по проблематике ПАВ, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;

— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в сфере социального проектирования по тематике здорового образа жизни и предупреждения употребления ПАВ, определять цели и функции участников в командной работе, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

— осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, в том числе связанных с рисками употребления ПАВ, уметь убеждать;

— работать в группе

— устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

— владеть основами коммуникативной рефлексии.

Выпускник получит возможность научиться:

— учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, особенно в сфере сохранения своего права на здоровый образ жизни и свободу от воздействия ПАВ;

— понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, при этом иметь чёткую сформированную позицию о недопустимости употребления ПАВ;

— продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

— брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство) в разработке и реализации проектов в сфере ЗОЖ и предупреждения потребления ПАВ;

— оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

— осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

— в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

— следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

— устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений по проблематике здорового образа жизни и рисков употребления ПАВ;

— в совместной деятельности в сфере проектирования по тематике ЗОЖ и предупреждения потребления ПАВ чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

— основам реализации проектно-исследовательской деятельности по тематике ЗОЖ и предупреждения употребления ПАВ;

 — осуществлять расширенный поиск информации по тематике ЗОЖ и предупреждения употребления ПАВ с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

— устанавливать причинно-следственные связи в сфере социальных рисков, асоциального поведения, связанные с употреблением ПАВ;

— строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания) в сфере рисков употребления ПАВ;

— строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, направленные на выработку отрицательного отношения к употреблению ПАВ;

— объяснять явления, процессы, связи и отношения, связанные с риском употребления ПАВ, выявляемые в ходе исследования.

Выпускник получит возможность научиться:

— основам рефлексивного восприятия информации, как условия предупреждения вовлечения в употребление ПАВ;

— ставить проблему предупреждения употребления ПАВ, аргументировать её актуальность;

— самостоятельно проводить исследования в сфере профилактики употребления ПАВ на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

— выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов в сфере социальных рисков, связанных с вовлечением в употребление ПАВ;

— организовывать исследование с целью проверки данных гипотез;

— делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации по проблематике здорового образа жизни и ПАВ. 

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

даты

1.

Я и мир вокруг меня

1

Введение в курс.

1

2

Я и мои поступки.

2

3

Я и мое окружение.

2

Что такое осознанное поведение?

2

4

Ответственность.

2

5

Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни.

2

2.

Что из себя представляет наркомания

6

Наркомания: болезнь или порок?

2

7

Правда и ложь о наркотиках.

2

8

Что такое психоактивное вещество?

2

9

Кто и почему употребляет психоактивные вещества?

2

10

Депрессия и стресс – спутники наркомании.

2

3.

Наркотики или здоровье?

11

Здоровье человека как ценность и как сфера личной ответственности.

2

12

От чего зависит продолжительность жизни?

2

13

Моё здоровье.

2

14

Главные враги твоего здоровья.

2

15

Здоровый образ жизни — для меня!

2

16

Шаги к здоровью: “Это мой выбор!”

2

4.

СМИ и наркотики

17

Роль рекламы в формировании вредных привычек.

2

18

Роль Интернета в распространении наркотиков.

2

19

Интернет-пространство и профилактика употребления ПАВ: риски и возможности.

2

20

Как обеспечить свою безопасность в интернет-пространстве?

2

5.

Умей говорить «нет»

21

Учитесь властвовать собой.

2

22

Учусь говорить «нет».

2

23

Безопасное поведение и социальные риски, связанные с ПАВ.

2

24

Правила безопасного поведения.

2

25

«Дают – бери…» - всегда ли это правильно?

2

26

Давление, влияние, ситуации…

2

27

Зависимость или свобода.

2

28

Конфликты как фактор, провоцирующий начало употребления ПАВ.

2

29

Развитие критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ.

2

30

Я принимаю вызов: ПАВ как риск для здоровья и успеха.

2

31

Употребление ПАВ — риск для здоровья и жизни: моя личная позиция.

2

6.

Говорить о проблеме – важно

32

Просить о помощи – не страшно.

2

33

Сообщи, где торгуют смертью.

2

34

Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления ПАВ.

1

Итого

68

Календарно-тематическое планирование программы «Мой выбор»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"

Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая учебная программа курса по выбору «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека.»

Программа курса рассчитана на 13 часов. Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным располож...

Рабочая программа курса по выбору по математике

Рабочая программа элективного кура "Решение неравенств, содержащих модуль"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Адаптированная рабочая программа «Выбор профессии» для детей с задержкой психического развития

Адаптированная рабочая программа "Выбор профессии" для детей с задержкой психического развития составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)основного о...