Консультации для педагогов
консультация


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике

 (консультация для воспитателей)

                                                            Музыкальный руководитель:

                                 Легостаева Т.И.

г. Пыть-Ях

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике


1. Знать порядок номеров наизусть.
2. Следить за дисциплиной поправлять детей корректно.
3. Знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения.
4. Брать на себя роли в спектаклях. Не отказываться от принятой роли.
5. В младших группах должен быть быстрый темп ведения праздника без заминок и пауз со стороны ведущих (т.к. внимание у детей неустойчивое).
6. Чётко знать, когда посадить детей. Когда поднести оборудование.
7. Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем посредством условных сигналов (Смотреть на муз.рук. ).
8. Роль своего героя выделить цветным карандашом сразу после получения сценария.
9. Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель.
10. Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка.
11. Стараться не критиковать и не дергать детей, успокаивать их поглаживанием по плечу.

Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника.
В музыкальном развитии детей большая роль отводится воспитателю. На занятиях он активно помогает музыкальному руководителю: поёт, показывает движения, участвует в играх, плясках, если это необходимо. Организует самостоятельное музицирование ребят, включает музыку в повседневную жизнь детского коллектива (утреннюю гимнастику, прогулку, экскурсию и т.д.)
Воспитатель проводит значительную работу, так как имеет непосредственный ежедневный контакт с детьми и может выяснить музыкальные интересы и склонности каждого ребёнка, создать необходимые условия для развития творческой деятельности ребят в группе, согласуя свои действия с педагогом-музыкантом.
Разнообразна деятельность воспитателя на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Из числа воспитателей выбирается ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками детского сада и устанавливаются сроки выполнения этих поручений (оформление зала, подготовка костюмов для детей на праздник, подарков, оформление постановок, сценок, сюрпризных моментов и т.п.).
Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы.
Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо.
Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном оформлении помещения, помочь одеть детей перед праздником.
Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.

Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания.
Воспитатель обязан:
1). Развивать самостоятельность, инициативу детей в применении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети отражали музыкальные впечатления в творческих играх;
2). Развивать мелодический слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкальных дидактических игр;
3). Углублять музыкальные впечатления детей путём многократного слушания магнитофонных записей.
4).знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях;
5). Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск).
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.
В 1-ой части занятия воспитатель участвует в показе всех видов упражнений. Это позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие.
Во 2-ой части занятия при слушании музыки воспитатель личным примером воспитывает у детей умение слушать музыку, в нужных случаях тихо делает замечания детям, следит за дисциплиной.
При пении а) в распевании не участвует, чтобы не сбить детей. Упражнения с разными группами детей в разных тональностях поёт с ними;
б) при разучивании новой песни поёт с детьми, показывает правильную артикуляцию, правильное произношение слов (на мелодии).
Но ни в коем случае не учит слова до знакомства с мелодией.
При совершенствовании разучивания песни на 2-ом этапе первые занятия поёт песни с детьми, на 4 – 5-ом занятиях только подпевает в трудных местах, может петь «без голоса» - артикуляционно, показывает кивком головы правильное вступление.
При выразительном исполнении детьми песни, находящейся на 3-ем этапе разучивания, воспитатель не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное, эмоционально-выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Исключение – пение песен с детьми младших групп, где зачастую ещё нет опыта хоровой деятельности, и разучиваемый материал не достигает третьего этапа исполнения без помощи взрослого.
В процессе музыкально-ритмических движений воспитатель:
а) в играх несюжетных даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами играет на всех этапах разучивания игры.
б) В сюжетных играх является или только наблюдателем, делает указания, или (в сложной игре, проводимой 1-2ой раз, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончится, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют вторично. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом, говорит, что неудачно получается, какие движения следует вынести на упражнения для дальнейшего её совершенствования.
То же самое происходит и во время исполнения детьми плясок. Новую пляску парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем (мелодия напевается ими) или с ребёнком (музыкальный руководитель играет). В пляске хороводной 1-2 раза воспитатель танцует вместе с детьми, затем дети танцуют самостоятельно. Воспитатель же делает указания в процессе исполнения пляски детьми, так как его внимание охватывает большее количество детей, чем внимание музыкального руководителя, сидящего у рояля.
В плясках-импровизациях, проводимых с детьми старших возрастов, воспитатель не участвует, так как эти пляски проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Он только записывает последовательность сочинённых детьми движений, и в конце пляски может одобрить их. Воспитатель может по согласованию с музыкальным руководителем сымпровизировать пляску, а детям предложить выполнить её по-своему.
В плясках с участием взрослого, где его действия зафиксированы автором воспитатель всегда, во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.
В 3-ей части занятия воспитатель обычно активно не участвует (за исключением занятий в младших группах), так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель. Но воспитатель делает замечание и указание детям при перестроении на марш, наблюдает за дисциплиной.

Музыкальный руководитель обязан: Проводить работу с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методическими приёмами внедрения музыки в повседневную жизнь детского сада; проводить групповые (2-4чел.) и индивидуальные консультации, на которых воспитатели знакомятся с очередными задачами музыкальной работы в группе, намечают содержание индивидуальной работы с детьми.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Возможности музыкального занятия, как средства реализации

здоровьесберегающих технологий

(консультация для воспитателей)

                                                            Музыкальный руководитель:

                                 Легостаева Т.И.

г. Пыть-Ях

Возможности музыкального занятия, как средства реализации

здоровьесберегающих технологий

История оставила  немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании  с древнейших времен терапевтических возможностей  музыкального искусства.  Музыкальная терапия   вместе с арттерапией, т.е. терапия средствами изобразительного искусства,  может стать эффективным методом лечения  детских неврозов, в этой связи представляются уникальными  возможности занятий музыкой как средства реализации  здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Вокалотерапия. Большое внимание на музыкальных занятиях  уделяется  воспитанию и развитию детских голосов Голос, которым поют наши дети, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. На занятиях музыкой  постановкой голоса специально заниматься не следует. Иногда, если ребенок своим голосом, которым разговаривает, поет свободно и легко, то голос сам  естественно развивается и укрепляется. Особенно  хорошо голосовые данные  развиваются  в течение работы над протяжной песней.  А выводки (долгий  распев одного слова или слога) развивает дыхание. Вот почему пение  как средство лечения  назначается детям с заболеваниями дыхательных путей.

После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным. Правильный подбор  дыхательных и голосовых упражнений  обеспечивает и более качественное функционирование  сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка   приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. Перспективы применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней, таких, например, как бронхиальная астма, уже рассматривалась на научном  уровне.  К тому же  было доказано, что вокалотерапия  является "методом активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма.

         Логоритмика. Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения  после долгого сидения.  Двигательные паузы  просто жизненно необходимы для ребенка. Кратковременные  физические упражнения под музыку,  вызывая возбуждение  других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха  ранее невозбужденных отделов. После такого  короткого активного отдыха  внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Логоритмические упражнения  объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются  в положении сидя и стоя. В них задействованы  все группы мышц - как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног, некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса.

        Выполняя упражнение с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается  ритмическое чувство и музыкальный слух. Для получения наибольшей эффективности  полезно включать эти упражнения  для музицирования на детских шумовых инструментах, рисования образов, сольфеджирования.  Активизируя в целом организм детей, содействует выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально-ритмические минутки способствуют и улучшению здоровья детей.

        Ритмотерапия. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические и ритмические упражнения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться  эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец  помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают детям  быстро и легко  устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это  также дает определенный психотерапевтический эффект.

Музыкотерапия. Музыка  существует в нашей жизни  как живое знание  и представление человека о самом себе, как средство  самопознания и самовыражения.  Восприятие и понимание музыки заключается  в ощущении ее связками, мышцами, движением и дыханием.

Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением и дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого  музыкального искусства. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что и среди произведений современной легкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало тех, которые могли бы быть использованы в терапевтических целях. Для того чтобы музыка  подействовала на ребенка наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Настойка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки, их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела.

        Чаще всего для  пластических импровизаций  и этюдов  музыкальным работником подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание или такие, в которых ярко и наглядно развивается музыкальный образ:

*игра на воображаемых инструментах.

*создание самых различных образов.

*дирижирование воображаемым оркестром.

Фольклорная терапия. При сохранении "золотого фонда" композиторов-классиков  и детского песенного репертуара необходимо усилить аспект изучения музыкального  фольклора, т.к. русский песенный фольклор  - это естественная система  интегративной  арттерапии, включающая в себя  излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе  скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.  Использование фольклора на музыкальных занятиях  предусматривает ограниченное сочетание  самых разнообразных видов деятельности, что обусловлено синкреатизмом осваиваемого материала  и педагогическими условиями его познания.

        В фольклоре действительно есть врачующее начало. Неоценимы музыкально-педагогические достоинства фольклорного материала.  Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей

        В народных детских песнях  особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием.  Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Все - кисти рук, ног, кровь - все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек кричит, говорит, и.т.п. Приемы свободного  движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей.

        Упражнения в выразительном, четком, эмоционально  ярком произнесении и пропевании  народно-поэтических текстов развивают голос , повышают речевую и певческую культуру.. Элементы движения, включаемые в исполнение песен, способствуют общему укреплению и развитию организма. При этом они не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют освоить национальное  своеобразие самовыражения.

Терапия творчеством. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно влияет на психику человека, а значит и на его физическое здоровье, т. е  творческий процесс исцеляет. Выполнение творческих заданий на музыкальных занятиях является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния детей. Творческие задания направлены на расширение репертуара  доступных ребенку эмоциональных переживаний. Для этого необходимо сочинить собственную мелодию, соответствовала бы заданному образу:

*мелодизация собственных имен

*мелодизация  эмоционально окрашенных состояний

*мелодизация образов животных

*мелодизация природных  явлений.

         На  уроках музыки широко используется  инструментальное музицирование  - включение  простейших музыкальных инструментов в процесс исполнения, как  фольклорных произведений, так и сочинений композиторов.

        Более сложной и совершенной формой инструментального  музицирования является шумовой оркестр, в основе которого - опора на ритм, ритмическую композицию. Шумовой оркестр -   это игра, где есть место для фантазии, возможны разные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение одной раз и навсегда выученной версии.

        Голоса детей  могут использоваться подобно  инструментальным тембрам для различной звукокрасочной игры, создания  различных звуковых эффектов с участием голосового аппарата: шипение, кряхтение, цоканье, различные виды вибрантов (гортани, языка, губ), вдохи, выдохи, возгласы - их огромный арсенал с первых же занятий  образует активный "инструментальный" словарь ребенка. Эти имитации способствуют развитию звуковысотного и ритмического слуха, чувства формы, активности, внимания, памяти.

Сказкотерапия. В нахождении решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка - любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивает со временем своего значения. Сказка открывает ребенку  перспективы собственного роста, дарит надежду и  мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания духовного мира детей Огромное значение для детей имеет музыкальная сказка или сказка в музыке. Огромное значение для психического здоровья детей  имеет музыкальная сказка в музыке, которая широко представлена в музыкальном репертуаре музыкальных занятий.

Улыбкотерапия. Очень важна на занятии и улыбка самого ребенка. Известно, что когда звук. Известно, что когда звук посылается в пространство в пространство, губы растягиваются в улыбке.  придвигая его к зубам, заставляя использовать передний резонатор, т.е. переднюю половину ротовой полости. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук  становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его  качества  переходят и на личность ребенка  в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится  улыбкой внутренней и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Задачи музыкального воспитания в детском саду

(консультация для воспитателей)

                                                            Музыкальный руководитель:

                                 Легостаева Т.И.

г. Пыть-Ях

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

         Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

        Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

       В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

      Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

     Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.

     Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Интегрированные подходы

в музыкальном воспитании дошкольников

(консультация для воспитателей)

                                                            Музыкальный руководитель:

                                 Легостаева Т.И.

г. Пыть-Ях

Интегрированные подходы

в музыкальном воспитании дошкольников

«Музыку называют зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов),
«моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский), она отражает
отношение
человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке».
А наши
 отношения – это, как известно, наши эмоции.
Значит,
эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним
из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка»
К.В.Тарасова

Роль музыки в эмоционально-творческом развитии дошкольников

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших и психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л. С.Выготский). Можно сказать, что ребенок в дошкольном возрасте – сама ЭМОЦИЯ, и потому, значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творческость» как качество личности.

Влияние современной окружающей среды на развитие личности ребенка

Однако, наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слушают и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая его душу, интеллект, личность.

Многие родители, ввиду их загруженности на работе или просто из-за нежелания, не занимаются с собственным ребенком: не хочется отвечать на его бесконечные вопросы, читать книги; проще купить компьютерную игру или поставить видеокассету с иностранным мультфильмом. Просидев за этим занятием несколько часов, ребенок не только теряет свое здоровье, но и перенимает стереотипы поведения довольно примитивных героев, становится черствым, замкнутым или, наоборот, агрессивным, не умеющим общаться со своими сверстниками, играть с ними. Можно сказать, что под угрозой оказывается его психическое и социально-нравственное развитие. Детство является периодом наиболее благоприятным, сенситивным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.

Поэтому родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую музыку. От нас, педагогов, зависит формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремиться участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщаться к художественной и творческой деятельности.

Интегративные подходы в организации музыкальных занятий

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Большую популярность приобретают так называемые интегрированные занятия.

Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей.    Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном «Сказочным героям» интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему: «Баба-Яга» Чайковского, Мусоргского, Лядова.

На таких занятиях должна царить общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться.

С появлением новых программ по музыкальному воспитанию появилась возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др., то есть использовать интегрированный подход к организации занятий.

Нетрадиционные методы, используемые на интегрированных занятиях

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, на занятиях можно использовать следующие нетрадиционные методы:

*метод «подмастерья»: весь процесс рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка;

*диалогические методы, которые стимулируют творческую деятельность на коммуникативном уровне, содействуя межличностным взаимодействиям. Они ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, инициативы, свободы выбора;

*игровые методы несут эмоциональный заряд при передаче информации и поэтому занимают важное место в организации художественно-творческих занятий, стимулируют творческий процесс, активность детей, способствуют развитию коммуникативных качеств.

В ходе художественно-творческих занятий необходим тесный контакт  взрослого и ребенка, важно видеть эмоциональное самочувствие каждого ребенка, его эмоциональный настрой.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Музыкальное воспитание дошкольников.

 Музыкально-дидактические

 игры и пособия.

(консультация для воспитателей)

                                                            Музыкальный руководитель:

                                 Легостаева Т.И.

г. Пыть-Ях

Музыкальное воспитание дошкольников.

Музыкально-дидактические игры и пособия.

        Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий.

        

        Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

        Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предлагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков на высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

        Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н.А.Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, хороводные, подвижные. За основание этой классификации взято различие игровых действий детей.

        Э.П.Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей. Она выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.

        Аналогично можно подобрать музыкально-дидактические игры и пособия для овладения детьми различными видами исполнительства (пением, музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах).

        Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать музыкальные игры и пособия именно по этому  основанию – их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

        Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) и пособия.

        Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Поскольку в формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют моторика, интеллектуальные, зрительные представления, опора на восприятие мелодии, для развития этой способности используются музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие отношения звуков по высоте, направление движения мелодии и включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте.  Поскольку развитие способности музыкально-слуховых представлений требует слуховой сосредоточенности, воспроизведения мелодии голосом или на музыкальном инструменте, использование подвижных игр исключается.

        Развитие чувства ритма – способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передаче смены характера музыки с помощью движений. Большими возможностями в развитии способности чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся на протяжении музыкального произведения.

        Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Их применение должно быть обусловлено четкой постановкой задачи, решение которой преследует педагог. Если та или иная способность недостаточно развита, педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие именно этой способности. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Музыка – средство активизации умственных и физических способностей

 (консультация для воспитателей)

                                                            Музыкальный руководитель:

                                 Легостаева Т.И.

г. Пыть-Ях

Музыка – средство активизации умственных и физических способностей

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы воспитателя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.

Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие дошкольников новыми представлениями. Слушая, например, песню «Это наша Родина» Е. Тиличеевой, они чувствуют торжественность, подъем, ликование народа, прославляющего нашу Родину.

Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.

Когда взрослый ставит перед ребенком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям.

В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

     Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребенка.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Музыка и здоровье человека

(консультация для воспитателей)

                                                            Музыкальный руководитель:

                                 Легостаева Т.И.

г. Пыть-Ях

Музыка... Такая земная и неземная. Музыка – словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце – сама музыка.

1. “Из глубины веков”  "Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира", – так утверждали древние мудрецы. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека. В древности выделяли 3 направления влияния музыки на человека:

1) на духовную сущность человека;
2) на интеллект;
3) на физическое тело.

"Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни".
Именно "Единой силе Души, Мелодии и Песни" поклонялись друиды – кельтские жрецы древней Британии. Кельтские жрецы придавали музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория – Барды – которые занимались изучением и распространением музыки. Они имели понятие о цветовых оттенках музыки, об инструментах, которые позволяют управлять; о том, как создать инструменты способные исцелять или причинять вред. Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.

Платон, великий Учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности.
Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.
Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных

переживаний.
            Древние трактаты утверждают: Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка – отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье.

2. “День сегодняшний”

Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия.

Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:

1) влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
2) влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
3) воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.

         Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека.
         Еще в XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.
Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость.
С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. (Звучит запись колокольного звона.)

          В московском центре "Эйдос" музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя. (На усмотрение учителя можно поставить запись звуков морского прибоя или пенье птиц.)
Недавно ученые из геттингемского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность различных средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким. (Звучит колыбельная.)
Особое внимание уделяется воздействию классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения. Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пикколо и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление. (Учащиеся играют на струнных инструментах, мы использовали виолончель, скрипку и гитару.)
По мнению французских ученых, "Дафнис и Хлоя " Равеля может быть прописан лицам, страдающим алкоголизмом, а музыка Генделя стабилизирует поведение шизофреников. Михаил Лазарев, врач педиатр, директор детского центра восстановительного лечения, описывает, какое влияние оказывает музыка на беременных женщин:
классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода.

            Исследования центра под руководством Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Например, не так давно старейший в мире британский научный журнал "Nature" опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета, доктора Фрэнсис Раушер, о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого "коэффициента интеллектуальности" у студентов - участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента - как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. (Звучит произведение Моцарта.)

            Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз - "музыкальный наркоман". Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на природные раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу. Американские врачи утверждают, что повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинномозговой жидкости, и, как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются.
Едва ли не "общим местом" в исследованиях такого рода считается разрушительное воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков - подобное воздействие специалисты называют "музыкой-убийцей", "звуковым ядом". Русскому психологу Д. Азарову удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства. Несколько раз прослушав эту музыкальную фразу, ощущаешь такой прилив мрачного настроения, что сам готов полезть в петлю. Множество музыкальных произведений современности созданы из "звуков-убийц".

Древний Мыслитель говорил: “слушать Прекрасное,  видеть Прекрасное – значит улучшаться”

3. “Факты” 

           В нашем сложном земном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка - не исключение. Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Может быть, она служит началом многих духовных язв, но вопрос о гармонии необычно сложен. Аритмичность есть разъединение, но грубый ритм есть отупение". Действительно, в последние время появилось множество новых музыкальных направлений. И большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.

* Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка – наоборот.

* Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рэпа оно резко снижается.

* Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья.

* Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.

*Под звуки современной "попсы" коровы ложатся и отказываются есть.

*В Китае, например, можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы - пластинки или кассеты – с названиями "Пищеварение", "Бессонница", "Печень", "Почки"... Ну, и так далее. Примерно тоже самое существует в Японии, в Индии.

* Монахи из монастыря Бриттани обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами еще и музыку Моцарта, дают больше молока.

* В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и "побочный" эффект: в результате снизилось потребление наркотиков.

* Любопытная деталь подмечена японцами: когда произведения Моцарта звучат возле дрожжей, то с их присутствием получается самая лучшая водка "сакэ".

* Продуктивность дрожжей, используемых для приготовления традиционной рисовой водки, увеличивалась в 10 раз, если дрожжи "слушали" Моцарта.

* Музыка Моцарта оказывает, несомненно, положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат.

* Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов - мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.

* Музыка - лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.

*Музыка снимает напряженность во время деловых переговоров, ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал.

4. “На заметку”.

            Западные ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом.

        Например, романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена, Листа помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации.

(Предлагают прослушать несколько музыкальных моментов.)

Джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги поднимают настроение, избавляют от депрессий.

Рок-музыка в стиле "Роллинг Стоунз" в небольших количествах способна снять нервное и мышечное напряжение, нейтрализовать воздействие других громких, неприятных звуков. (Мы использовали синтезатор для демонстрации каждого стиля.)

        Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль.(При подборе необходимо учитывать региональный компонент.)

        Но самый большой эффект, по мнению специалистов, на пациентов оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали – "эффект Моцарта"...

         В музыке можно найти все: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Детские праздники и развлечения на улице.

Особенности их проведения.

 (консультация для воспитателей)

                                                            Музыкальный руководитель:

                                 Легостаева Т.И.

г. Пыть-Ях

Детские праздники и развлечения на улице.

Особенности их проведения.

        Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.

        Создание соответствующего эмоционального настроя  на тот или иной праздник во многом зависит от программы праздника, от учета конкретных условий детского сада, от времени года и, конечно, от предварительной работы, которую должен провести воспитатель перед праздником.

        Праздник, проводимый на улице, отличается от развлечений и утренников, проводимых в помещении детского сада. Построение программы мероприятия существенно отличается, прежде всего тем, что на улице планируется, даже в теплое время года, не столько песен, индивидуальных номеров. Основу праздника на улице составляет игра. Это может быть сюжет сказки, предполагающей выполнение различных заданий, игровые моменты, объединенные одной темой. Обычно в сценариях проводимых на улице мероприятий задействовано много сказочных героев. Поэтому в проведении праздника задействован практически весь коллектив детского сада: помощь воспитателям оказывают помощники воспитателя, желательно присутствие второго воспитателя для лучшей организации детей.

        Воспитателям на группах также необходимо заранее провести с родителями необходимые беседы и консультации об удобной сезонной одежде детей: одежда должна быть достаточно теплой, в то же время не стеснять движения детей во время хороводов, игр. По необходимости можно привлекать родителей к изготовлению атрибутов и пособий для проведения праздников, элементов костюмов.

        После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им моменты.  Задача воспитателя—закрепить наиболее содержательные, красочные впечатления, связывая их с тематикой праздника. Воспитатель участвует в этих беседах, подытоживая впечатления детей, выделяя главное, наиболее важное, поясняет непонятное. Они запечатлеваются в рисунках, лепке, рассказах и беседах. Обязательно нужно предложить детям рассказать о празднике дома, поделиться своей радостью с мамой и папой. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.

        Праздники в детском саду—важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводит определенный итог педагогической работы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Самодельные музыкальные инструменты в развитии

музыкальности детей.

 (консультация для воспитателей)

                                                            Музыкальный руководитель:

                                 Легостаева Т.И.

г. Пыть-Ях

Самодельные музыкальные инструменты в развитии

музыкальности детей.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных  качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования».

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе сотрудничества и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Уже ни для кого не секрет, что благодаря развитию музыкальных способностей ребенок начинает раньше и четче говорить, лучше владеет координацией движений, увереннее чувствует себя на музыкальных занятиях в детсаду и в школе.

Начинать развитие музыкальных способностей лучше всего сразу же после рождения. Конечно, первая учительница в этом деле (как и во многих других) - мама. Когда малыш видит, как мама поет и играет, он хочет ей подражать. Именно так создаются предпосылки к обучению, но главное во всех начинаниях - это желание малыша. Поэтому любые занятия с ним следует проводить только тогда, когда он в настроении.

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.

Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, с помощью которых можно хлопать и топать) обладает каждый человек. Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить: маленькими ударными инструментами. К ним относятся: трещотки, деревянные палочки, небольшие тарелочки, тарелки, треугольники, кастаньеты, различного рода деревянные и кожаные барабаны, бубенцы и другие подобные инструменты.

К этим инструментам без определенной звуковой высоты, которые применяются как чисто звукокрасочные и ритмические инструменты, присоединяются ударные, имеющие определенную звуковую высоту: маленькие литавры, разной формы штабшпили (глокеншпили, металлофоны, ксилофоны и стеклянные сосуды). Штабшпили являются связующим звеном между мелодическими и ритмическими инструментами и образуют основу всего звучащего ансамбля.

           Шумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям раннего возраста.

Как известно, разнообразие шумовых инструментов народов мира велико. Это удивительно красочный ансамбль, да и сам шумовой инструмент выглядит очень нарядно.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его  в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков.

Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами. Карл Орф (1895-1982) был композитором, довольно известным и почитаемым ещё при жизни. Его музыка завораживала магией ритма, диковинными инструментами оркестра, танцующим хором и стала для современников символом простоты и яркой театральности.

Но действительную мировую славу ему принесли не его сочинения, а созданная им система музыкального воспитания. Оказалось, что не только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на специально созданных для этой цели орфовских инструментах.

Орфовские инструменты являются скорее аккомпанирующими, чем мелодическими. Они чудесно дополняют негромкое детское пение. Техническая лёгкость игры на шумовых и орфовских инструментах, их способность тот час же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё к простейшей импровизации. Таким образом, орфовские и шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.

Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми просто и мудро: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расчёска.  

Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора – дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитание. Поэтому в группе для творческого музицирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковой банки.

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчеста неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно:

  • Бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);
  • Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;
  • Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);
  • Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;
  • Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;
  • Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);
  • Металлические банки разных размеров;
  • Стеклянные бутылки и фужеры;

  • Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчёски.

И многое другое, из чего можно извлечь звуки.

Формирование у дошкольников метроритмического чувства во всех его компонентах (чувство ритма, метра, темпа, формы, ритмического рисунка)- является определяющим для успешного  дальнейшего музыкального развития и приобщения их к коллективным формам музицирования. Все компоненты чувства ритма при этом имеют большое значение, но главным является чувство равномерной метрической пульсации и на протяжении всего обучения уделяется пристальное внимание его формированию и развитию. Ошибочно считать, что чувство метра воспитывается само собой. Такие задания как: услышать, отметить его самыми  разными способами в инструментальной музыке, речевых и двигательных упражнениях, «звучащих жестах» даются детям на каждом занятии.

Игровой мир озвучен простейшими самодельными музыкальными инструментами, сделанными самими детьми или вместе с родителями из всего, что они могут найти и приспособить для извлечения звуков. Внешний вид и необычное звучание самодельных инструментов еще больше заинтересовал детей

Для многих детей игра на самодельных и детских  музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения  передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.

Итак, игра на самодельных музыкальных инструментах, позволяет ребенку:

  1. Знакомиться с историей возникновения музыкальных инструментов.
  2. Развивать  музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство.
  3. Способствовать  практическому  усвоение музыкальных знаний.
  4. Формировать качества способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения, индивидуальности восприятия.
  5. Воспитывать потребность к  музицированию.
  6. Развивать способности детей в креативных отношениях на занятии.
  7. Учить детей свободно импровизировать, делать экспромты в системе «педагог-ребенок».
  8. Способствовать воспитанию лидерских  качеств личности ребенка на основе самоорганизации и самоконтроля.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Элементарное музицирование как средство

творческого развития ребёнка

 (консультация для воспитателей)

                                                            Музыкальный руководитель:

                                 Легостаева Т.И.

г. Пыть-Ях

Элементарное музицирование как средство

творческого развития ребёнка

        О широких возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей дошкольников сказано немало. Метод действительно универсальный, его с успехом используют в работе с детьми разного возраста и в различных видах деятельности: на музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи, изодеятельности, театрализации и т.д. Элементарное музицирование предполагает комплексный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.

        В каких же творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование? Перечислим наиболее известные и доступные:

- озвучивание стихотворений, сказок;

- озвучивание рассказов о явлениях природы, животных, птицах;

- сочинение собственных рассказов и озвучивание их;

- сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины);

- придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира и т.д.

        безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д. Другими словами, научить ребенка тонко чувствовать и понимать смысл текста стихотворения или сказки, содержания картины и адекватно подбирать звуковые средства выразительности, осмысленно подбирая темп, динамику, регистр и тембр звучания. При этом огромную роль играет стиль взаимодействия взрослого и детей, предполагающий творческое сотрудничество, совместный поиск, партнерские взаимоотношения без авторитарного научения и показа способа выполнения того или иного задания. Главный критерий правильности методики работы с детьми—то удовольствие, которое получают дети, и то спонтанное эмоциональное выражение радости, которое сопровождает их деятельность на занятиях.

Вот несколько примеров:

Озвучивание стихотворений.

С. Маршак.

АПРЕЛЬ.

Апрель! Апрель!                        колокольчик, треугольник.

На дворе звенит капель.—        глиссандо по металлофонам

По полям бегут ручьи,—                глиссандо по металлофонам

На дорогах лужи.—                        музыкальный молоточек

Скоро выйдут муравьи                тихое шуршание

После зимней стужи.—                любой звук

Пробирается медведь –                 трещотки, маракасы

Сквозь лесной валежник.                

Стали птицы песни петь –         свистульки, дудочки

И расцвел подснежник.                Колокольчик

Варианты озвучивания данного стихотворения могут быть разными. Важно предоставить детям возможность самим искать и подбирать тембр, находить ритм и темп исполнения. Необходимо лишь учитывать, что темп чтения стихотворения замедляется, появляются небольшие паузы, во время которых звучит импровизация.

        Творческое озвучивание следующего примера может включать также и пластическую импровизацию.

Шла зима, снежком играя, -                 музыкальный молоточек

В пышной шубе меховой,

Тучи снежные сгребая -                         шуршащие звуки

У меня над головой.

Мне попал снежок в ладошки -         металлофон

Пусть погреется немножко…

Не послушался снежок

И водичкою утек!                                глиссандо на металлофоне

Движения и жесты побираются по смыслу стихотворения.

        В результате таких творческих упражнений дети открывают в себе и других новые возможности, наполняются общей радостью от совместного творчества, перенимая находки друг друга.

        Вполне допустимо, что взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли или партии могут исполняться несколькими детьми одновременно.

         В детской литературе есть множество произведений (например, рассказы В. Бианки), к которым легко подобрать инструментальное сопровождение. Каждый воспитатель может использовать при желании чтение таких рассказов и одновременно их творческое озвучивание при помощи доступных музыкальных игрушек и предметов. Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик и, естественно, будет способствовать лучшему запоминанию содержания произведения, не говоря уже о развитии креативности.

Озвучивание собственных рассказов о явлениях природы.

Например:

Подул свежий весенний ветер. –                 маракас, погремушка.

Пригнал большие облака.

И из них вдруг закапали

Сверкающие капельки. –                                 металлофон.

Сначала они капали робко, медленно.

Потом быстрее и быстрее. –                         темп ускоряется.

Их становилось все больше!

Они шумели в ветках деревьев –                 хлопки по коленям, столу, По крыше, подоконнику.                                  в ладоши и т.д.

И все вокруг наполнилось

Звуками весеннего ливня!                        Общий звук.

Озвучивание сказок.

Русские народные сказки с их яркими образами предоставляют огромные возможности для их озвучивания музыкальными инструментами или игрушками. Как и при чтении стихов, сказки могут быть исполнены самым различным способом: на фланелеграфе, при помощи настольного, теневого, кукольного театра, а также непосредственно по ролям.

        Самая незатейливая сказка, например, «Курочка Ряба», преображается и вызывает просто жгучий интерес любой (даже взрослой) аудитории.

Жили-были Дед да Баба -                 шарманка

Да была у них Курочка Ряба:

«Кудах-тах, тах, кудах-тах, тах!» -         деревянные ложки.        

Снесла Курочка яичко,

Да не простое, а золотое. –                 металлофон.

Дед бил, бил, не разбил. -                 деревянные ложки.

Баба били, била, не разбила. -                 удары чаще.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула, -                         колокольчик.

Яичко упало и разбилось… -                 удары по металлофону в сторону высоких звуков, глиссандо и в конце один удар.

И так далее.

Любой вариант обыгрывания сказки интересен всем—и большим и маленьким. Малыши просто слушают сказку в исполнении взрослого, старшие сами уже могут самостоятельно ее озвучивать.

Озвучивание рассказов по репродукциям картин.

Это одно из самых сложных заданий, используется он в основном на занятиях по развитию речи.

Например, картина В. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

«Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять.

Пошли они через поле в лесок. -                 музыкальный молоточек. 

Стали собирать грибы, ягоды, аукаться, – дудочки, свирельки.

Птичек слушать. -                                         свистульки.

Не заметила Машенька,

как набежали тучи – погремушки.

Потемнело кругом, прогремел гром. -         барабан.

Тут посмотрела девочка на небо и ахнула. Взяла своего братца Ванечку за ручку и побежала. -                 музыкальный молоточек.

Маленький Ванечка скоро устал, заплакал. -         румба.

А тучи все сильнее, гром все громче. -         усиление звучания барабана.

Тогда схватила сестричка братика, -         музыкальный молоточек.

Посадила себе за плечи и

припустилась со всех ног по полю. -         ускорение темпа.

Сверкали молнии, шумел ветер,

Гремел гром. -         маракас, барабан.

Упали первые капли дождя,

Было страшно! -         румба.

Но Машенька не бросила малыша,

Добежала с ним до деревни.

И когда начался ливень, -         треугольник.

Брат и сестричка были уже дома. -         глиссандо на металлофоне.

        Соединение живописи, живого слова и элементарного музицирования вносит элемент сюрприза, игры, позволяет многогранно проявиться детской фантазии.

Придумывание загадок на основе тембра звучащих инструментов.

        Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолет, машина, поезд…Он передает его звучание в определенном ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

Приведенные примеры озвучивания стихов, сказок и картин позволяют объединить работу различных специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования и др.

Включать подобные игры-упражнения можно и в занятия, и в программу праздников и развлечений. Особенно хороши подобные игровые задания на совместных праздниках с родителями, когда некоторые роли исполняют взрослые.

О пользе таких занятий говорить не приходится. Побольше бы их проводилось!

                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ: "Культура речи педагога".

 Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые ...

Консультация для педагогов "Рекомендации специальных педагогов по формированию и организации учебной деятельности у учащихся с ОВЗ".

Данная консультация разработана специальными педагогами (логопед, психолог, социальный педагог) и предназначена для педагогов, работающих с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, детьм...

Консультация для педагогов, педагогов-психологов на тему "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с интеллектуальной недостаточностью"

В связи с внедрением инклюзивного образования в общеобразовательных организациях всё чаще обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью. Зачастую педагоги и родители не готовы принять такого ребё...

Консультация для педагогов По теме: «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Что такое задержка психического развития? Это особый тип аномального развития, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые, в большинстве ...

Консультации для педагогов по работе с родителями, педагогами

Актуальная проблема о взаимоотношениях учащихся в классе, в школе ....

Консультация для педагогов: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОО по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей»

От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат , достижение целей....

Консультация для педагогов на тему: «Каким должен быть персональный сайт педагога»

Оригинальный дизайн, иллюстрации, анимация сделают его ярким и запоминающимся, однако это неглавная цель персонального сайта педагога. Заранее нужно придумывать дизайн, чтобы любой элемент на сайте вы...