Эссе. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
статья

Эссе. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности           гражданина России.

                                                                                             Выполнил

слушатель учебного курса

«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)»

учитель математики МОУ  СОШ № 12   г. о. Жуковского  

Петренко Д.В.

Москва 2016 г.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основным документом, определяющим современный социальный заказ для образовательной системы и воспитательную составляющую образования вообще. В этом документе действительно четко определен идеал воспитания, то есть описан ожидаемый «продукт»  современной педагогической системы.

Надо отдать должное Концепции: едва ли не впервые в российской истории воспитательный идеал освобождается от целого ряда условностей, продиктованных веяниями времени, политическими интересами или спорными идеологическими соображениями. В Концепции он выражен пусть и достаточно абстрактно, но с упором на ценности, не вызывающие сомнения.

Важным моментом является провозглашение приоритета творческого начала личности. Именно сейчас страна нуждается в смелых, новаторских решениях. Принимать такие решения может только творческая личность, способная нетривиально подходить к решению сначала учебных, а затем и реальных задач. В этой связи крайне важным является поощрение любого проявления творчества и свободы мышления, что, возможно, пока не до конца понимается в учебных заведениях.

Другим важным аспектом является значительная национальная и патриотическая направленность как самого воспитательного идеала, так и Концепции в целом. Несомненно, наша страна в ходе переходного периода утратила значительную часть национального самосознания, и Концепция в этом плане призвана вернуть новому поколению граждан России естественный патриотизм и гордость за свое Отечество.

Вероятно, сильная национальная составляющая Концепции является своего рода реакцией на понижение уровня национального самосознания в 90е гг. В ходе смены идеалов сформировался тогда некий идейный вакуум, а воспитательный идеал представлял собой личность, «освобожденную от ценностей, национальных традиций и обязательств перед обществом».

Национальная составляющая Концепции базируется не на политических соображениях, а на совершенно естественном для каждого человека чувстве любви к своей Родине. Будучи правильно понятым, этот посыл, содержащийся в документе, позволит сформировать тот здоровый патриотизм, который стоит в основе гражданского общества и крепкого государства.

Документ ставит цели духовно-нравственного развития и описывает конкретные механизмы реализации этого процесса. Среди основных принципов авторы выделяют  нравственный пример педагога, социально-педагогическое партнерство, индивидуально-личностное развитие, интегративность подходов разных воспитывающих институтов и повышение социальной востребованности воспитания.

В рамках Концепции нашел отражение тот факт, что воспитание является комплексным процессом, результатом, если позволите, векторной суммы целого ряда сил. Авторы, по  всей видимости, рассматривают идеальную ситуацию, когда эти силы действуют в одном направлении и стремятся к идеалу, декламируемому Концепцией.

Однако на практике эти силы могут действовать в прямо противоположном направлении. Неблагополучные семьи, нездоровое социальное окружение, доступность информации экстремистского толка – все это, к сожалению, пока еще остается обычными явлениями. А потому в борьбе за воспитательный идеал педагогу порой приходится противодействовать целому ряду сил вместо того, чтобы интегрироваться с ними.

Разумеется, подобного рода документ не должен рассматривать многообразие частных случаев. Между тем, описанные явления удачно преодолеваются в современной педагогической практике, и в этой связи полезным может оказаться успешный опыт конкретных педагогов.

В целом, те ориентиры воспитания, которые провозглашает Концепция, находятся в полном соответствии с духом времени. Они устанавливают те цели, которые должны быть восприняты и поняты каждым педагогом, те цели, которые должны лечь в основу его деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Определяется соответственно традиционными источниками нравственности. Понятия: патриотизм, социальная солидарность, граданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, ...

Эссэ по теме по документу «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

В эссе я  высказала свои мысли по поводу новой концепции воспитания личности гражданина России...

Статья «ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ» КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»

Создавая методику КТД,  И.П.Иванов вряд ли задумывался о том, что его теория, которая создавалась в советское время, спустя долгие годы, не только не потеряет своей глубины, но, также, сохранит а...

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция) разработана в соответствии с  Конституцией Российской Федерац...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...