Нравственно-патриотический проект «Славный город наш, Смоленск»
материал

Ребенка дошкольного возраста необходимо знакомить с историей, культурой родного города.Только так можно воспитать патриота своей страны и соей малой Родины

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Ивушка» города Смоленска

Нравственно-патриотический проект

«Славный город наш, Смоленск»

Автор проекта:

Учитель-логопед: Шалагинова

Елена Валентиновна

Нравственно-патриотический проект

«Славный город наш, Смоленск»

Смоленск

 «Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое

Это все мое, родное!»

В. Орлов

    Для каждого из нас любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, к месту, где родился. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, именно в этот период детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях в окружающей жизни, а также дети учатся самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Даже повзрослев, увидев похожий уголок природы, мы невольно вспоминаем родные места, где прошло наше детство. Именно эти воспоминания и есть след нашего первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве.

    Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, накопленных многими поколениями, формирование на их основе знаний и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма считается ознакомление детей с родным краем. Мы должны научить ребенка чувствовать Родину душой, красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает нас с детства. Хочется отметить, что это задача не только педагогов, но и родителей. Все, что нас окружает, культура, быт, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать частью его души.  Мы должны осознать, что патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.

Паспорт проекта.

Вид проекта. Долгосрочный (январь – май).

Участники проекта. Воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность темы.

Дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Трудно сформировать свое отношение к малой Родине, не зная ее истории. Во время просматривания альбомов, книг, иллюстраций, фотографий о городе, у детей возникло много вопросов. И чтобы найти на них ответы, мы решили, что в преддверии празднования  дня города Смоленска нам хочется больше узнать о нашем родном городе.

Цель проекта. 

Формировать чувство патриотизма: любовь и привязанность к «малой» и «большой» Родине, основанном на ознакомлении дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Дать детям знания о родном городе Смоленске, его истории, развивать познавательные и творческие способности.

Задачи проекта.

  1. Образовательные.
  • Формировать представления о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением;
  • сформировать представления о понятиях «город», «район», «улица», «дом», «достопримечательности»;
  • формировать и активизировать у детей эстетическое видение красоты окружающего мира в разнообразных ситуациях.
  1. Развивающие.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к родному дому, своей семье, улице, городу;
  • развивать желание участвовать в коллективной деятельности;
  • развивать положительную самооценку, уверенность в себе, стремление к новым достижениям;
  • развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире, изображение его в произведениях искусства и собственных творческих работах.
  1. Воспитательные.
  • Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок;
  • воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, внимательное отношение к родному городу, его красоте;
  • воспитывать у детей чувство гордости, восхищения красотой родного города.

Методы патриотического воспитания. 

Содержание плана работы с детьми по реализации проекта предусматривает использование педагогами разных методов:

  1. Наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов о Смоленске).
  2. Словесные (беседы, чтение художественной литературы о Родине, использование фольклорных материалов).
  3. Практические (дидактические игры, выставки, викторины).

Ожидаемый результат.

  • Дети познакомятся с достопримечательностями, улицами города и их историей;

могут ориентироваться в городе.

  • Сформированность нравственно-патриотических чувств детей.
  • Проявят умение рассказывать о своем доме, улице, памятниках с помощью наглядного материала.
  • Развиты познавательные способности, чувство гордости за свой город, желание узнать что-то новое о нем.
  • Эмоциональное восприятие окружающего и социальной действительности.
  • Интерес и уважение к традициям и обычаям русского народа, уважение и любовь к родной земле.
  • Применение полученных знаний в досуговой, продуктивной, игровой деятельности, в добрых делах и поступках на благо Родины (родного края).
  • Удовлетворение потребности ребёнка в познаний родного края.

Продукт проектной деятельности: 

  • Квест-игра «Смоленск – город на семи холмах».

План реализации проекта «Смоленск – город на семи холмах»

Выявить уровень знаний детей о городе, в котором они живут.

Познакомить с картой города, показать улицы, научить ориентироваться по карте.

Развивать творческие способности, формировать композиционные умения, воспитывать эстетическое восприятие красоты окружающего мира.

Закрепить знание основных улиц города и умение ориентироваться по карте, закрепить знание детьми названия своей улицы.

Развивать умение ориентироваться в пространстве и на карте, закрепить знания своего адреса и путь домой.

Привлечь родителей к участию в фотовыставке, развивать эстетическое восприятие красоты.

  • Диагностика.
  • Рассматривание карты города.
  • Продуктивная деятельность. Рисование «Улицы Смоленска»
  • Оформление папки «Улицы родного города»
  • Д/и. «Найди дорогу домой»
  • Фотовыставка « Зима в Смоленске»

Февраль

«Смоленская крепостная стена»

  • Знакомство с историей создания крепостной стены.
  • Продолжить знакомить с историей создания нашего города, развивать речь и мышление детей, воспитывать чувство гордости за малую родину.
  • Развивать творческие способности детей,

помогать в создании коллективной работы, воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

  • Закрепить полученные знания детей, развивать память и мышление.
  • Просмотр презентации о возникновении города.
  • Просмотр и обсуждение мультфильма «Крепость: щитом и мечом».
  • Продуктивная деятельность. Совместное изготовление макета крепостной стены.
  • Оформление альбома «Смоленская крепостная стена»

Март

«Герб нашего города»

  • Познакомить с гербом родного города.
  • Продолжать формировать умение работать командой, распределять обязанности, договариваться для достижения хорошего результата в работе.
  • Совместная работа детей и родителей группы. Побуждать родителей принимать активное участие в проектной деятельности группы, воспитывать интерес к совместному творчеству.
  • Закрепить полученные знания по теме.
  • Развивать творческие способности детей,
  • Герб нашего города.
  • Пластилинография. «Герб Смоленска»
  • Выставка творческих работ «Генеалогическое дерево моей семьи».
  • Оформление папки «Герб нашего города».
  • Продуктивная деятельность. Рисование «Герб Смоленска».

Апрель

«Весна в Смоленске. С праздником, любимый город!!!»

  • Познакомить детей с музеем нашего города, закрепить правила поведения в общественных местах. Формировать умение внимательно слушать рассказ работника музея.
  • Закрепить знание детьми достопримечательностей города, учить подбирать пару к картинке.
  • Развивать творческие способности детей средствами аппликативной деятельности, закрепить умение работать ножницами, соблюдая технику безопасности.
  • Обобщить знания по теме, развивать умение работать с картой и находить на ней указание достопримечательностей города.
  • Познакомить детей с историческими названиями улиц, рассказать о людях в чью честь их так именовали.
  • Привлечь родителей к участию в фотовыставке, посредством фотографии передать красоту города весной.

  • Виртуальная экскурсия в музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны».
  • Дидактическая игра «Найди пару».
  • Продуктивная деятельность. Аппликация «Котелок»
  • Оформление альбома «Достопримечательности родного города».
  • Беседа обсуждение на тему «Знаменитые улицы родного города».
  • Фотовыставка «Весна в Смоленске. С праздником, любимый город!!!»

Май

«Я знаю свой город!»

  • Совершенствовать знания детей о родном городе, воспитывать патриотические чувства гордости и уважения к городу воинской славы.
  • Актуализация знаний о родном городе, обобщение всех знаний полученных в период изучения.

  • Мини-экскурсия «Я знаю свой город!»
  • Квест-игра «Смоленск – город на семи холмах».

Используемая литература:

1. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы — составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. — М.: АРКТИ, 2005.

2. Баевский В.С. Поэты земли Смоленской. – Смоленск, 2001.

3.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.

4. Будаев Д.И. Смоленск: краткая энциклопедия / редкол.: Д.И. Будаев (гл. ред.), В.В. Ильин, В.Б. Козлов, Я.Р. Кошелев, Г.С. Меркин (отв. ред.) 
[и др.]. – Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994.

5.Головкина А.В. Край мой Смоленский. – Смоленск, 1995.

3.Ластовский Г.А История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца 18 века/ Г. А. Ластовский. - Смоленск 2007.

4. Яковлев С.М. Смоляне в искусстве /С. М. Яковлев. "Московский рабочий",1968.

5. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ / Г.А. Ковалёва. – М.: Аркти, 2005.

6. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2010.

7.Махалева Н.Е. Расскажу о городе своём. – М., 2009.

8. Мельников М.Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельников. Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1987. — 240 с

9. Мишин А. Сказки Смоленского края : [Для детей] / Сост. А. Мишин; Худож. Н. Игнатенкова, В. Ляшенко. – Смоленск: Смядынь, 1991. - 175 с. : ил.; 22 

10. Поэты земли Смоленской : Маленькая антология / Комитет по образованию администрации Смол. обл.; Сост. В. С. Баевский и Л. В. Павлова. - Смоленск : Ком. по образованию, 2001. - 205, [2] с.; 22 см.; ISBN 5-900238-73-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: опыт работы УДОД в процессе реализации инновационного проекта «Светёлка».

Предлагаю вашему вниманию конспект тематического вечера "День победы".Цель: воспитание патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к участникам ВОв.Задачи: актуализировать и активизировать сл...

«Нравственно патриотическое воспитание подростков в семье через знакомство с родным городом»

Разработка родительского собрания в 8 классе по проблеме патриотического воспитания подростков...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Память в сердцах"

Название муниципального единичного проекта по нравственно-патриотическому воспитанию (далее Проект): «Память в сердцах».Объем Проекта 29 страниц, он содержит 5 таблиц, 4 диаграммы, 36 источников литер...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Россия- Родина моя!"

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, родной стране, приобщение детей к  традициям русского народа и обычаям....

Проект урока по изобразительному искусству в 6 классах по теме: «Морской пейзаж. Образ водной стихии в искусстве», учителя МБОУ «Средняя школа № 2», города Гагарин, Смоленской области, Марковой О.А.

Конспект урока создан в рамках внедрения проектной технологии в систему обучения. Основной задачей обучающихся является создание проекта морского пейзажа в технике живопись.Цель: Познакоми...