КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
материал

Гладких Алексей Андреевич

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._korrektsionno-_razvivayushchaya_rabota.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Учитель физкультуры:

Гладких А.А.

Тема «Коррекционно-развивающая работа в специальной (коррекционной)

школе - интернате

                                             

Разбирая понятие «коррекционно-развивающая работа» следует отметить, что термин «коррекция» означает систему специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития детей, а термин «развитие» - на раскрытие потенциальных возможностей ребёнка. В коррекционной работе стремятся к определённому психическому эталону, а в развивающей – ориентируются на средневозрастные нормы развития, в которых ребёнок может подняться на оптимальный для него уровень.

Коррекционно-развивающую работу в коррекционной школе- интернате можно рассматривать в двух аспектах:

  • построение коррекционно-развивающей среды;
  • организация психолого-педагогического и медико-социального  сопровождения.

Построение коррекционно-развивающей образовательной среды в сочетании с учебно-воспитательным, лечебно-оздоровительным процессом, а также психолого-педагогическим воздействием – одна из основных задач образовательного учреждения.

 Учебно-воспитательный процесс должен организовываться так, чтобы каждый ребенок находился в комфортных условиях, в атмосфере психологической защищённости, чтобы соблюдался щадящий режим в сочетании с разнообразными приемами коррекционного воздействия. Тогда среда будет способствовать развитию индивидуальности ребёнка. Идеальной образовательная среда будет считаться при сочетании: комфортности для всех участников образовательного процесса; эмоциональной насыщенности; благоприятного режима, ритма и темпа жизнедеятельности; возможности пространственного и предметного выбора; расширения познавательных возможностей; побуждения к творчеству и здоровьесбережения.

К коррекционно-развивающей среде относится вся система коррекционно-развивающей работы, условия организации жизнедеятельности, обучения и развития воспитанников учреждения. Образовательные средовые ресурсы, обладающие поддерживающим, стимулирующим и корректирующим потенциалом можно разделить на предметные, пространственные, организационно-смысловые и социально-психологические.

Предметные ресурсы подбираются с учётом особенностей психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Значение имеет правильно подобранное в соответствие с санитарно – гигиеническими требованиями помещение; мебель; дополнительно усиленные опознавательными признаками объекты (размер, яркость цвета, толщина контуров и т.д.); наличие коллекций сенсорных эталонов и предметных коллекций; приспособленные объекты, учебные материалы и оборудование с закладками, метками, фиксаторами; специальные компьютерные программы; средства индивидуальной коррекции.

Пространственные ресурсы помогают учащимся с ограниченными возможностями здоровья ориентироваться и безопасно передвигаться в пространстве образовательного учреждения. Большое значение имеет структурирование пространства с выделением разнообразных функциональных зон, в том числе несущих коррекционно-развивающую функцию.

Важно придать смысл каждому часу и каждой минуте пребывания детей в образовательном учреждении (организационно-смысловые ресурсы). Жизнедеятельность детей в образовательном учреждении структурируется в соответствии с дневным, недельным и годовым ритмом:

  • выполнение режима школы под контролем взрослых на начальных этапах и с большей самостоятельностью в будущем;
  • школьная линейка в начале недели;
  • обязательная общешкольная утренняя зарядка;
  • недельное дежурство по школе для наблюдения за выполнением школьных правил;
  • организация дежурства по классу с обязательным рапортом дежурного в начале каждого урока по заданному алгоритму;
  • разработка и изучение правил, регулирующих взаимодействие и отношения с окружающими и т.п.

Социально-психологические ресурсы учитываются при планировании школьной жизни. Школьная жизнь наполнена эмоционально окрашенными событиями (традиционные школьные мероприятия, приуроченные к памятным датам; мероприятия предметных декад; реализация плана «Воспитательной работы»; участие в городских спортивных соревнованиях, творческих выставках, специальных интеллектуальных викторинах; организация школьного самоуправления, шефства; участие в городских и областных акциях; организация экскурсий в ближайший социум; посещение учреждений культуры, ближайшего социума и т.п.). С первого дня пребывания ребёнка в школе - интернате для него создаётся ситуация успеха и включение в школьную жизнь. Учащихся учат оценивать людей по разнообразным критериям. Всем участникам образовательного процесса (учащимся, родителям, новым сотрудникам) предлагается словарь, с помощью которого описываются люди с особенностями психофизического развития и их проблемы (варианты правильного корректного описания в рамках информационно-просветительской деятельности).

Выпускники разных лет навещают школу. С учащимися старших классов организуются беседы, во время которых выпускники делятся своими достижениями во взрослой жизни.

Основой коррекционно-развивающей среды является материальное оснащение учебно-воспитательного процесса.

Созданию оптимальных условий жизнедеятельности воспитанников служат специально оборудованные кабинеты: психолога, логопеда, социального педагога; кабинет социально-бытовой ориентировки; учебные мастерские с производственным оборудованием; рекреации психологической разгрузки, зоны отдыха;  спортивные площадки, оборудованные уличными тренажёрами, да и просто классные комнаты с их зонами, направленными на развитие и коррекцию учащихся.

Важно не только наличие тех или иных кабинетов, но и их насыщаемость специальным современным оборудованием, оснащённость дидактическими материалами, программным обеспечением.

Коррекционно-развивающая среда является еще и фактором эмоционально-эстетического воспитания и в связи с этим при оформлении кабинетов, игровых комнат уделяется внимание  сочетанию материалов,  стилей, цвета, композиции.

Эстетическое воздействие среды создает потенциал для систематического и ежедневного влияния на формирование эстетических вкусов и развитие психических функций.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя целую систему педагогических, психологических, медицинских мероприятий (воздействий), способствующих преодолению отклонений в  развитии и служащих целям адаптации и реабилитации детей.

Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

Эта работа не подменяет собой обучение ребенка, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется силами школьных служб: психолого-педагогической, логопедической, социально-педагогической и лечебно-профилактической. Коррекционная работа перечисленных служб отвечает общим требованиям, предъявляемым к подобным  учреждениям, обеспечивает дифференцированный подход с учётом психических и физических особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.  

Взаимодействие и координация работы всех служб школы осуществляется  через деятельность школьного ПМПк.  Целью, которого является обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения детей, исходя из особенностей, актуального развития и состояния здоровья ребенка.

Направлениями деятельности ПМПк являются: диагностическая; консультативная; аналитическая и информационно-просветительская; организационно-методическая.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся осуществляется через три уровня: базовый, адаптационный и специализированный уровни.

Каждый уровень включает медицинский, педагогический, психологический и социальный аспекты сопровождения.

Базовый уровень индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья реализует основное содержание и образовательные технологии специального образования и имеет профилактическую направленность. Объектом сопровождения выступает весь контингент коррекционной школы, т.е. все учащиеся с момента поступления и до момента окончания школы. На базовом уровне психолого-педагогического сопровождения школьный ПМПк практически не задействован, его функционирование связано с наблюдениями за детьми учителями-предметниками и классными руководителями в качестве ведущих специалистов индивидуального сопровождения. Осуществляется анализ анамнестических данных и сбор информации о семье ребенка, его родственниках; изучаются результаты вводной диагностики, составляются индивидуальные карты развития учащихся. Наблюдение за учащимися осуществляется в естественных условиях урочной и внеурочной деятельности. Школьные специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, олигофренопедагог), используя специфические методы обследования, определяют уровень развития ребенка и предлагают актуальные для него методы коррекционно-развивающей работы.

Непосредственное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в школе осуществляется через реализацию общешкольных комплексно-целевых программ «Коррекционной работы», «Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», «Духовно-нравственного развития и воспитания», «Профилактики правонарушений».

В целях оптимизации психолого-педагогического сопровождения учащихся на базовом уровне педагогами разрабатывается необходимое программно-методическое обеспечение коррекционных и факультативных курсов, воспитательных часов в рамках функционирования групп продлённого дня, дополнительного образования.

Мониторинг результатов психолого-педагогического сопровождения на базовом уровне осуществляется в двух вариантах.

Первый вариант – динамика индивидуального развития учащихся. Результаты систематизируются классными руководителями и отражаются в карте индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка и в индивидуальных картах развития учащихся по следующим направлениям коррекционно-развивающий работы: развитие сенсорных процессов и психомоторики, развитие двигательной сферы и речи, сформированности профессионально-трудовых и социально-бытовых знаний и умений.

Второй вариант – результаты школьного уровня – качество реализации комплексно-целевых программам, которые систематизируются заместителями директора и координаторами по коррекционно-развивающей работе.

Адаптационный уровень психолого-педагогического сопровождения учащихся связан с переходными этапами в развитии и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и носит групповой характер. Объектами психолого-педагогического сопровождения и обсуждения на заседаниях школьного ПМПк на данном уровне выступают группы учащиеся первых, вновь скомплектованных, пятых классов и выпускники. Деятельность школьного ПМПк на данном уровне осуществляется по следующим направлениям:

  • Обеспечение адаптации учащихся к ситуации школьного обучения;
  • Обеспечение адаптации к ситуации многопредметного обучения;
  • Дифференцированное профессионально-трудовое обучение;
  • Дифференцированное обучение отдельным предметам.

Содержание психолого-педагогического сопровождения учащихся на адаптационном уровне определяется планами, алгоритмами и программами работы по каждому из перечисленных направлений, результативность которых обязательно отслеживается специалистами школьного консилиума.

Комплексное диагностическое обследование учащихся на адаптационном уровне проводится всеми членами ПМПк: педагогом-психологом, учителем-логопедом, медицинским работником, социальным педагогом и включает следующие параметры:

  • заболеваемость учащихся (соматическая, хроническая),
  • готовность к школе,
  • медицинские противопоказания по профилям профессионально-трудового обучения,
  • интересы и склонности, предпочитаемые учебные предметы, усвоение трудных тем, уровень сформированности знаний, умений, навыков по предметам  и профессионально-трудовому обучению,
  • комфортность пребывания в дифференцированных группах, мотивация учения, социальный статус в классном коллективе,
  • комфортность пребывания в образовательном учреждении,
  • потребности семьи.

Для реализации психолого-педагогического сопровождения педагогами школы разрабатывается программно-методическое обеспечение общеобразовательных предметов и трудового обучения, психологического сопровождения.

Качество психолого-педагогического сопровождения отражается педагогами и специалистами ПМПк в картах адаптации учащихся, в журналах индивидуального сопровождения. Результаты обсуждаются на заседаниях консилиума, включаются в повестки административных совещаний и педагогических советов.  

Координирующая роль школьного консилиума значительно повышается на специализированном уровне психолого-педагогического сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в основе которого лежит исключительно индивидуальная работа специалистов с отдельными учащимися.

Специализированный уровень психолого-педагогического сопровождения предназначен для детей с выраженными трудностями в развитии и обучении. Объектами сопровождения на данном уровне выступают дети со значительными нарушениями здоровья, с трудностями в адаптации и учебе, с эмоционально-волевыми нарушениями, с выраженными дефектами развития.

Вопросами заседаний школьного консилиума выступают следующие направления психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: сопровождение детей со сложной структурой дефекта, учащихся, находящихся на надомном обучении, учащихся, обучающихся индивидуально по отдельным предметам.

В связи с особенностями каждой категории детей психолого-педагогическое сопровождение на данном уровне требует разработки индивидуального плана сопровождения учащихся и максимального участия каждого педагога и специалиста.

Психолого-педагогическое сопровождение на специализированном уровне начинается с предварительного наблюдения за ребенком, анализом анамнестических данных, сбором информации о семье и ближайших родственниках, изучения результатов  продуктивной деятельности, наблюдения за учащимся в естественных условиях урочной и внеурочной деятельности. На основе полученных данных готовится педагогическое представление на ребенка.

Специалистом школьного ПМПк проводится индивидуальное комплексное диагностическое обследование. При необходимости организуется дополнительное углубленное обследование и всестороннее изучение личности учащихся узкими специалистами.

Специалисты определяют уровень развития проблемного ребенка и готовят рекомендации, отражающие оптимальные для данного ребенка методы коррекционно-развивающей работы. При этом конфиденциальная информация о ребенке хранится у самого специалиста.

На заседании ПМПк определяется содержание индивидуального сопровождения учащихся, проходит коллегиальное обсуждение результатов комплексного диагностического обследования ребенка и выстраивается план коррекционно-развивающих мероприятий. Ребенку назначается ведущий педагог или специалист, который «ведет» ребенка, отслеживает своевременность и результативность выполнения плана сопровождения и при необходимости выходит с предложениями о проведении повторных заседаний консилиума с целью оценки и анализа промежуточных результатов и корректировки плана сопровождения.  Решение и рекомендации специалистов доводятся до сведения родителей.

Проводится мониторинг  качества индивидуального сопровождения с отражением результатов в листах динамики развития и в Дневниках наблюдений. При положительной динамике  психолого-педагогическое сопровождение учащихся либо завершается (переходит на базовый уровень), либо на основе запроса педагога или родителей становится цикличным и переходит в режим поиска новых путей индивидуального сопровождения.

Решения ПМПк утверждаются педагогическими советами и приказами директора.

В связи с тем, что в реализацию психолого-педагогического сопровождения детей включается каждый специалист и практически все педагоги школы, особое внимание уделяется мотивации и вооружению педагогического коллектива практическими технологиями качественного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Участниками образовательного процесса являются также и родители. Следовательно, особую важность приобретает информационно-просветительская деятельность, которая в нашем образовательном учреждении  имеет следующий вид:

  • Выступление на педагогических советах и М/О.
  • Внесение вопросов психолого-медико-педагогического сопровождения в тематику педагогических советов.
  • Проведение просветительских часов.
  • Разработка рекомендаций и памяток по созданию специальных условий обучения для учащихся с особыми образовательными потребностями.
  • Создание информационных стендов.
  • Размещение информации на школьном сайте.
  • Консультирование и проведение обучающих занятий-практикумов для родителей и педагогов.
  • Проведение недели службы сопровождения.
  • Выступления на  родительских собраниях.
  • Анкетирование педагогов и родителей с целью определения приоритетных направлений просветительской работы на следующий год.
  • Работа в рамках консультативно-методического центра при образовательном учреждении (с родителями детей с ОВЗ и педагогами др. образовательных учреждений города).

Коррекционная работа в условиях специальной (коррекционной) школы - интерната будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и  психологическую коррекцию.  Это предполагает участие в педагогическом процессе разных специалистов: врачей, учителей-дефектологов различного профиля, психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, учителей труда. Создание такой целостной педагогической системы – сложная задача, которая наиболее успешно решается именно в специальных (коррекционных) школах. В общеобразовательной школе пока не удаётся создать все условия, удовлетворяющие специальные образовательные потребности определённого контингента учащихся.

Список используемой литературы

  1. Хименкова Е. С. Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном процессе специальной школы интегрированного типа. – Молодой ученый. — 2014 г. — №3
  2. Гайдукевич С.Е.Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учебно-методическое пособие – Минск: БГПУ, 2006 г.
  3. БейсоваЕ.В. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе – Ростов на Дону.: Феникс, 2008 г.
  4. Симонова М.А., Докутович В.В., Гапоненко Т.П. Психолого-медико-педагогическая комиссия: организация, содержание и основные направления деятельности. Учебно-методическая разработка. – Волгоград; Изд-во ВГИПК РО, 2005 г.
  5. Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое сопровождение при интегрированном обучении детей с проблемами в развитии.Психолого-педагогическое медико-социальноесопровождение развития ребёнка. – СПб., 1998 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы ...

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы...

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....