Система ценностных ориентаций – признак личностной зрелости человека
статья

Солодкова Анжелика Захаровна
 
Психологическое занятие для учащихся 9-11 классов
«Система ценностных ориентаций –
признак личностной зрелости человека»
 
Психолого-педагогическая технология: «Мастерская «Радуга»
Тип занятия: развивающее занятие
Форма занятия: групповая: от 8 до 16 человек; возраст участников: 14-18 лет;
Цель занятия: рефлексия жизненных ценностей, повышение уровня самосознания, побуждение подростков у саморазвитию
Задачи занятия:
o Развивающие: Развивать способности к самонаблюдению, рефлексии и анализу своих ценностей, своего эмоционального состояния. Способствовать личностному созреванию, гармонизации, развитию патриотизма и гражданской позиции.
o Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к уникальности других людей, их ценностным ориентациям; Воспитывать ценностное отношение к возможности познания и саморазвития, образования, возможности проявления гражданской позиции, любви к своему государству.
o Закрепление понятий: ценность, ценностные ориентации, смысл жизни, личностная зрелость. 
o Психопрофилактические: профилактика личностного инфантилизма.
Участники занятия: учащиеся 9-11 классов. 
Место проведения занятия: кабинет психолога, учебный кабинет.
Организация учащихся на занятии: Учащиеся располагаются за столами в группах по 4-5 человек, всего 3-4 группы;
Время проведения занятия: 40 - 45 мин.
Материалы и оборудование к занятию: 
o Материалы для рефлексивной техники «Смайлики»: набор цветных кругов с лицами «Смайлики», выражающими эмоциональные состояния: приятное спокойствие, радость, печаль;
o набор цветных кругов-конвертов для заданий – 7 цветов радуги;
o набор заданий в печатной форме;
o колокольчик – атрибут для привлечения внимания;
o Цветные карандаши, ручки, листы бумаги.
Материалы, использованные при подготовке занятия:
o Диагностика. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича
o Новейший философский словарь. Ценностные ориентации.2009 
o Краткий психологический словарь. Ценностные ориентации.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
o Большой психологический словарь. Ценностные ориентации.— М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003
o Этнопсихологический словарь. Ценностные ориентации.— М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999
o Философский энциклопедический словарь. Ценности. 2010
o Краткий психологический словарь. Ценности. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998
o Словарь практического психолога. Ценность.— М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
o Энциклопедия социологии. Ценность. 2009
o http://www.coolreferat.com/Ценностные_ориентации_2
o http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&... СООБЩЕСТВО КАДРОВИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ
o http://mediarupor.ru/blog/43661428047/Poslanie-pre... Послание президента РФ Федеральному собранию. 12 декабря 12, 16:37
Рекомендуемая литература:
o Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ (Серия 14).-1997.-№4.-С.25-31
o Гориянов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации // Социологические исследования.-1997.-№3.-С.60-67
o Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание/ Психология подростка. Хрестоматия. Составитель Ю.И.Фролов. М.: Российское педагогическое агенство, 1997.-526 с.- С.176-231
o Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. 192 с. 
o Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1996. – 579 с.
o В. И. Лещинский. Педагогическая технология личностной ориентации. Воронеж: изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2003. - 137с.
 
План занятия:
Технологическая карта занятия 
«Система ценностей современного общества»
 
Технологический этап Действия учителя Действия учащихся
Красный конверт с заданием №1. Упр.: «Три самых важных вещи в завтрашний день»
Время: 2-3 мин 1) Представьте, что сегодня 20 декабря 2032 года. Вам предлагается взять с собой в «Новый свет» только три самых важных для вас вещи или объекта… Запишите, что бы вы взяли в будущее.
2) Поделитесь своими ответами 1) Рисуют или пишут на листах бумаги 3 ответа. 
2) Делятся ответами.
Оранжевый конверт с заданием №2. Упр.: «10 ценностей»
Время: 5 мин. - Поздравляю вас, конец света не состоялся! Всё самое ценное мы можем сохранить. А что же самое ценное в жизни каждого из вас, напишите список из не менее 10 ценностей. Записывают не менее 10 ценностей.
Желтый конверт с заданиями № 3. Упр.: «Общие и уникальные ценности»
Время: 5 мин. Организует работу в парах: поменяйтесь тетрадями
и посмотрите, что получилось. Объединитесь в пары по совпадению первых 1-2 строчек ценностей. Создайте 2 списка: «Общие ценности» и «Уникальные личные ценности». Работают в парах по заданию. Каждый участник может выбрать себе пару сам, мастер также участвует в работе и может стать напарником любого ученика.
Зелёный цвет с заданиями №4. Плакат или рисунок: «Общие и уникальные ценности»
Время: 5 мин. Посмотрите, с кем ещё у вас совпадают общие ценности. Есть ли совпадения уникальных ценностей. Объединитесь.
На больших листах подготовьте презентацию «Общечеловеческие ценности» 
«Уникальные ценности» Делятся на 4 группы. Работают в группах. Выполняют задания. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей.
Голубой конверт с заданиями № 5. Афиширование.
Цель: презентация плакатов.
Время: по 1 мин. на каждую группу.
Всего: 5 мин. Организует обсуждение полученных в групповой
работе результатов.  Дает необходимые пояснения
по ходу представления.
Особое внимание уделяет наличию или отсутствию в системах ценностей: знания, возможность познания и саморазвития, образованность, профессионализм. Представляют результаты. Задают друг другу вопросы.
Синий цвет. Разрыв.
Работа со словарями, статьями. 
Ответы на вопросы:
1. Что такое «ценности», «ценностные ориентации», «система ценностных ориентаций»
2. Какое значение имеет наличие системы ценностных ориентаций для личности человека.
3. Какие ценностные ориентации наиболее часто пропагандируются в современном обществе?
4. Какие ценности необходимо пропагандировать современной молодёжи?
Время: 20 мин Фиксирует внимание на возникших познавательных
противоречиях. 
Организует работу в группах с подготовленным заранее источником информации: 
Словари, статьи из интернета: «Обращение президента РФ к законодательному собранию 12.12.12», Статья о системе ценностей современной молодёжи с экономического форума.
Подводит итоги. Предлагает задуматься о системе ценностей, обращает внимание учащихся на место в ней таких ценностей как: знания, возможность познания и саморазвития, образованность, профессионализм, толерантность, любовь к Родине. Обращает внимание учащихся на то, что наличие системы ценностей является признаком зрелости личности, и поиск смысла жизни есть ни что иное, как процесс поиска ценностных ориентаций – того, ради чего человек живёт. Осознают возникшие противоречия. 
Работают с
источниками информации, закрепляют и применяют
знания.
Представляют результат работы на тему: «Система ценностных ориентаций – признак личностной зрелости человека»
 
 
Фиолетовый цвет
Рефлексия. Техника «Смайлики»
Время: 2-3 мин
Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по
поводу индивидуальной и совместной деятельности.
Осуществляют рефлексию с помощью техники «Смайлики», сопровождая свой выбор высказываними-пояснениями.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_razvivayushchego_zanyatiya_9-11_kl.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

психологического занятия для учащихся 9-11 классов

«Система ценностных ориентаций –

признак личностной зрелости человека»

  • Психолого-педагогическая технология: «Мастерская «Радуга»
  • Тип занятия: развивающее занятие
  • Форма занятия: групповая: от 8 до 16 человек; возраст участников: 14-18 лет;
  • Цель занятия: рефлексия жизненных ценностей, повышение уровня самосознания, побуждение подростков у саморазвитию
  • Задачи занятия:
  • Развивающие: Развивать способности к самонаблюдению, рефлексии и анализу своих ценностей, своего эмоционального состояния. Способствовать личностному созреванию, гармонизации, развитию патриотизма и гражданской позиции.
  • Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к уникальности других людей, их ценностным ориентациям; Воспитывать ценностное отношение к возможности познания и саморазвития, образования, возможности проявления гражданской позиции, любви к своему государству.
  • Закрепление понятий: ценность, ценностные ориентации, смысл жизни, личностная зрелость.
  • Психопрофилактические: профилактика личностного инфантилизма.
  • Участники занятия: учащиеся 9-11 классов.
  • Место проведения занятия: кабинет психолога, учебный кабинет.
  • Организация учащихся на занятии: Учащиеся располагаются за столами в группах по 4-5 человек, всего 3-4 группы;
  • Время проведения занятия: 40 - 45 мин.
  • Материалы и оборудование к занятию:
  • Материалы для рефлексивной техники «Смайлики»: набор цветных кругов с лицами «Смайлики», выражающими эмоциональные состояния: приятное спокойствие, радость, печаль;
  • набор цветных кругов-конвертов для заданий – 7 цветов радуги;
  • набор заданий в печатной форме;
  • колокольчик – атрибут для привлечения внимания;
  • Цветные карандаши, ручки, листы бумаги.
  • Материалы, использованные при подготовке занятия:
  • Диагностика. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича
  • Новейший философский словарь. Ценностные ориентации.2009
  • Краткий психологический словарь. Ценностные ориентации.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
  • Большой психологический словарь. Ценностные ориентации.— М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003
  • Этнопсихологический словарь. Ценностные ориентации.— М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999
  • Философский энциклопедический словарь. Ценности. 2010
  • Краткий психологический словарь. Ценности. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998
  • Словарь практического психолога. Ценность.— М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
  • Энциклопедия социологии. Ценность. 2009
  • http://www.coolreferat.com/Ценностные_ориентации_2
  • http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=1018 СООБЩЕСТВО КАДРОВИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ
  • http://mediarupor.ru/blog/43661428047/Poslanie-prezidenta-RF-Federalnomu-sobraniyu%23comments Послание президента РФ Федеральному собранию. 12 декабря 12, 16:37
  • Рекомендуемая литература:
  • Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ (Серия 14).-1997.-№4.-С.25-31
  •  Гориянов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации // Социологические исследования.-1997.-№3.-С.60-67
  • Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание/ Психология подростка. Хрестоматия. Составитель Ю.И.Фролов. М.: Российское педагогическое агенство, 1997.-526 с.- С.176-231
  • Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. 192 с.
  • Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1996. – 579 с.
  • В. И. Лещинский. Педагогическая технология личностной ориентации. Воронеж: изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2003. - 137с.

План занятия:

Технологическая карта занятия

«Система ценностей современного общества»

Технологический этап

Действия учителя

Действия учащихся

Красный конверт с заданием №1. Упр.: «Три самых важных вещи в завтрашний день»

Время: 2-3 мин

  1. Представьте, что сегодня 20 декабря 2032 года. Вам предлагается взять с собой в «Новый свет» только три самых важных для вас вещи или объекта… Запишите, что бы вы взяли в будущее.
  2. Поделитесь своими ответами
  1.  Рисуют или пишут на листах бумаги 3 ответа.
  2. Делятся ответами.

Оранжевый конверт с заданием №2. Упр.: «10 ценностей»

Время: 5 мин.

- Поздравляю вас, конец света не состоялся! Всё самое ценное мы можем сохранить. А что же самое ценное в жизни каждого из вас, напишите список из не менее 10 ценностей.

Записывают не менее 10 ценностей.

Желтый конверт с заданиями № 3. Упр.: «Общие и уникальные ценности»

Время: 5 мин.

Организует работу в парах: поменяйтесь тетрадями

и посмотрите, что получилось. Объединитесь в пары по совпадению первых 1-2 строчек ценностей. Создайте 2 списка: «Общие ценности» и «Уникальные личные ценности».

Работают в парах по заданию. Каждый участник может выбрать себе пару сам, мастер также участвует в работе и может стать напарником любого ученика.

Зелёный цвет с заданиями №4. Плакат или рисунок: «Общие и уникальные ценности»

Время: 5 мин.

Посмотрите, с кем ещё у вас совпадают общие ценности. Есть ли совпадения уникальных ценностей. Объединитесь.

На больших листах подготовьте презентацию «Общечеловеческие ценности»

«Уникальные ценности»

Делятся на 4 группы. Работают в группах. Выполняют задания. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей.

Голубой конверт с заданиями № 5. Афиширование.

Цель: презентация плакатов.

Время: по 1 мин. на каждую группу.

Всего: 5 мин.

Организует обсуждение полученных в групповой

работе результатов.  Дает необходимые пояснения

по ходу представления.

Особое внимание уделяет наличию или отсутствию в системах ценностей: знания, возможность познания и саморазвития, образованность, профессионализм.

Представляют результаты. Задают друг другу вопросы.

Синий цвет. Разрыв.

Работа со словарями, статьями.

Ответы на вопросы:

  1. Что такое «ценности», «ценностные ориентации», «система ценностных ориентаций»
  2. Какое значение имеет наличие системы ценностных ориентаций для личности человека.
  3. Какие ценностные ориентации наиболее часто пропагандируются в современном обществе?
  4. Какие ценности необходимо пропагандировать современной молодёжи?

Время: 20 мин

  • Фиксирует внимание на возникших познавательных

противоречиях.

  • Организует работу в группах с подготовленным заранее источником информации:

Словари, статьи из интернета: «Обращение президента РФ к законодательному собранию 12.12.12», Статья о системе ценностей современной молодёжи с экономического форума.

  • Подводит итоги. Предлагает задуматься о системе ценностей, обращает внимание учащихся на место в ней таких ценностей как: знания, возможность познания и саморазвития, образованность, профессионализм, толерантность, любовь к Родине. Обращает внимание учащихся на то, что наличие системы ценностей является признаком зрелости личности, и поиск смысла жизни есть ни что иное, как процесс поиска ценностных ориентаций – того, ради чего человек живёт.

Осознают возникшие противоречия.

Работают с

источниками информации, закрепляют и применяют

знания.

  • Представляют результат работы на тему: «Система ценностных ориентаций – признак личностной зрелости человека»

Фиолетовый цвет

Рефлексия. Техника «Смайлики»

Время: 2-3 мин

Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по

поводу индивидуальной и совместной деятельности.

Осуществляют рефлексию с помощью техники «Смайлики», сопровождая свой выбор высказываними-пояснениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование ценностных ориентаций у воспитанников"

Актуальность проблемы формирования ценностных ориентации школьника,его нравственного облика продиктована социальными запросами,предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системеобщеч...

Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)

«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...

Психолого–педагогическая мастерская ценностных ориентаций «ДОМ»

Педагогические мастерские - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, котoрая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способстну¬ет росту личносги учителя и у...

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей "емкостью". Потому что он вбирает в себя литературу, живопись, музыку. Театральное действие находится в непрерывном движении, он...

«Использование потенциала предметной области «Искусство» в становлении и развитии системы ценностных ориентаций личности»

В данной презентации представлены основные цели обучения музыке в основной школе, способы формирования мотивационно-смысловой стороны учебной деятельности, УДД, приемы организации учебной деятельности...

Проблемы социализации современных подростков. Представление о «личностной зрелости» в различных культурах и психологических теориях.

Настоящая работа, содержит два раздела. В первом  разделе  рассматриваются  теоретические аспекты : «Проблемы социализации современных подростков». Во втором разделе ...

Воспитательный потенциал и система оценки качества воспитания ценностных ориентаций подростков ДОО экологической направленности «Зелёная планета»

Основой стратегии управления воспитательным пространством лицея № 87 является выполнение социального заказа государства и социального заказа обучающихся и их семей. Социальный заказ государства: форми...