Информационная карта инновационного опыта "Формирование нравственных качеств личности посредством диалогового взаимодействия"
статья

Галина Владимировна Манина

Информационная карта инновационного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_innovatsionnogo_opyta.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                  Информационная карта инновационного опыта

                            Маниной Галины Владимировны

  1. Общие сведения

1

Ф.И.О. автора опыта

Манина Галина Владимировна

2

Учреждение, в котором работает автор опыта,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

Адрес с индексом,

216 400 Смоленская область, г. Десногорск, II микрорайон, школа №2

Номер контактного телефона

 7-09-52

3

Должность

Учитель русского языка и литературы

Преподаваемый предмет или выполняемый функционал

Русский язык и литература

4

Стаж работы в должности

30 лет

II Сущностные характеристики опыта

5

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование нравственных качеств личности посредством диалогового взаимодействия

6

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики.

-новые требования, предъявляемые к формированию и развитию духовного облика школьника в связи с изменением концепции современного школьного образования как важнейшего звена в системе непрерывного образования развивающейся личности;

-необходимость формирования через слово, через родную литературу духовно- нравственных качеств личности, понимания жизни, активного отношения к действительности;

-необходимость обучения оптимальным средствам анализа текста с целью самопознания, самовоспитания, самостроения личности.

7

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданственности, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Задачи:

гуманизация и гуманитаризация литературного образования  через:

-формирование представления человека об идее долга, доброты, трудолюбия, чувства личной ответственности, творческой инициативе;

-развитие у учеников внимания и уважения к общечеловеческим ценностям, готовности их охранять и приумножать;

-воспитание глубокого и деятельного патриотического чувства;

-повышение мировоззренческого, общекультурного, нравственного потенциала предмета, усиление его воспитательного воздействия на учащихся; формирование мотивационной сферы учения;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

-развитие творческих способностей обучающихся.

8

Концепция изменений

Основой любого образования является слово. Чем глубже ученик понимает слово, владеет им, тем более информативным оно для него становится. Только гуманизация и гуманитаризация образования способна изменить психологию современной школы. Следовательно, через родную речь, через русскую литературу, через национальную культуру формируется нравственная личность. Учащийся мыслится не как «вместилище» знаний, а как соучастник творческого процесса познания самого себя, мира природы, мира искусства, мира вокруг себя.

        Урок литературы может быть ошеломляюще нестандартным и вполне традиционным, азартно увлекательным ( конкурс, диспут и др.) и «тихим» (лекция, беседа, чтение любимых страниц). Важно не это. Важно, чтобы форма высвечивала, а не затмевала содержание.

Чтобы личность учителя подчеркивала, а не перечеркивала личность писателя. Ибо мы- «Смирись, гордый человек!»- больше и лучше не скажем, чем сказали Достоевский и Шолохов, Толстой и Булгаков. На уроке литературы господствует Его Величество Художественный Текст.

Учитель же- его преданный слуга и оруженосец. Формы подачи и прочтения текстов могут быть разнообразны до бесконечности. Была бы душа жива…

Эта позиция и привела к переосмыслению методов преподавания литературы.

9

Сущность ИПО

Составлена система уроков по литературе в 10-11 классах по темам: «Духовный мир произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова,  Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого», « Эстетический идеал литературы 19 века», « Духовные искания русских писателей 19 и 20 века».

Система уроков литературы является развивающим компонентом в базовом образовательном процессе и средством углубления знаний в классах гуманитарного профиля.

        Данная система уроков решает трудную задачу соединения высокого духовного потенциала русской литературы, русской культуры, истории с воспитательными задачами современной школы. Такая образовательная проблема-следствие духовного состояния общества и существенный признак времени. А потому она актуальна и требует разрешения.

10

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски

Урок литературы рассматривается как диалог ученика с писателем, поэтом, временем, культурой, литературным героем.

Принципы методики:

-развивающий: 

самораскрытие личности ученика через постижение искусства слова и творческое самовыражение;

-Интегративный: 

межпредметная интеграция «филология-искусство» выступает как цель и средство обучения и развития;

- коммуникативный:

 формирование и совершенствование умений и навыков в различной речевой деятельности (слушание-говорение-чтение-письмо) и совершенствование культуры речевого поведения учащихся;

-духовно-эстетический:

проходящее через каждый урок обостренное внимание к слову, к тому, как слово становится художественным, воспитание вкуса на лучших образцах художественной литературы приводит к пониманию, что художественное слово- вечно живое и вечно творимое, что каждый носитель языка может стать автором и творцом.

Методологические принципы:

-организующим началом уроков литературы является сотворчество ученика-учителя-автора, побуждающее к знанию;

-уроки литературы воспитывают серьезное отношение к слову. Литература имеет огромный созидательный потенциал, раскрывает широкие возможности приобщения, прикосновения к тайнам мира, его красоте; рассматривает богатейшие возможности великих творений писателей и поэтов;

-каждый урок литературы- урок-исследование, урок-любование.

        Для изучения выразительной духовной силы слова ключевым материалом служат высокохудожественные тексты классической русской и мировой литературы. Анализируя произведение, созданное мастерами слова, ученик постигает их глубинную суть, средства выразительности, художественный образ, словесную картину…И, как следствие, возникает обратная связь: учащиеся создают свои творческие работы.

Актуальность и значимость уроков литературы определяется следующим:

- это явление культурно-духовного ряда. Через творческое восприятие текста формируется личность, способная к оценке художественного уровня произведения литературы и ценностно-смыслового его содержания;

-уроки литературы, являясь предметом гуманитарного цикла, становятся базой для самых разных видов учебной деятельности. Опыт общения с высокохудожественными текстами формирует эмоциональную отзывчивость, культуру поведения и чувств, способствует развитию дисциплины мышления, логики, аналитической интеллектуальной деятельности.

        Разработанная система уроков литературы опирается на понятия, составляющие нравственные, духовные, эстетические ценности в жизни человека: Родина, доброта, сострадание, красота, мир природы, дружба, святость, творчество, искусство…В литературе решены важные общечеловеческие вопросы: о смысле жизни, о счастье; потому, что в них живые человеческие характеры и большие чувства, которые волнуют людей и сейчас. В них утверждаются идеалы бескорыстного поиска правды, большой, целенаправленной, беспокойной жизни, идеалы добра и сострадания, любви к людям.

Технология проведения урока литературы.

        Я убеждена, что урок- это высокий духовный феномен, построенный на вере, надежде в ученика и любви к нему, на чем только и может прорасти мудрость. Ученик изначально должен быть уверен, что учитель идет к нему с добром и любовью, с доверием в его силы и возможности. В этом высокая духовная миссия учителя- не навредить природе ребенка, не сломать его лучшее будущее.

        На каждом уроке литературы обязательны три этапа: созерцание, анализ, творчество.

Начальный этап-созерцание- включает в себя прочтение страниц художественной литературы. На каждом уроке должен обязательно звучать текст.  Мы прислушиваемся к слову писателя, вдумываемся в словесную ткань текста, погружаемся в мир тайных смыслов художественного слова. Читаем и воспринимаем не только текст, но и подтекст.

   Второй этап урока- анализ текста. На этом этапе урока мы наблюдаем, как автор воздействует на читателя, при помощи каких изобразительно-выразительных средств создает неповторимые художественные образы. Анализируем, какие чувства пробуждает произведение в нашей душе, с чем идет автор к своему читателю. Учимся прислушиваться к голосу творца и отличать особенности авторского почерка.

Непременными элементами урока литературы являются:

  • работа с различными справочниками, энциклопедиями, словарями, критической литературой;
  • работа над формированием навыков выразительного чтения и грамотного письма;
  • любование произведениями живописи, музыки.

Заключительный этап урока литературы- этап творчества. Каждый урок литературы должен заканчиваться творческим прозрением ученика: его устным высказыванием, или небольшим эссе, или коллективной творческой работой, рожденными в результате созерцания и анализа произведения.

        Обобщая сказанное выше, хочется отметить, что через каждый урок литературы проходят триединые цели:

  • научить видеть слово в художественном тексте;
  • развивать богатство словаря и грамотность речи;
  • воспитывать ум, душу, чувства.

Урок литературы- это всегда урок-диалог, воспитание и развитие человека через слово, творчество.

11.

Условия реализации изменений.

Урок литературы будет развивающим и воспитывающим при наличии определенного материально-технического обеспечения: богатой библиотеки, альбомов репродукций картин художников, музыкальных записей классиков, компьютерного оснащения.

12

Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО.

Через уроки литературы развивается творческий потенциал учащихся. Литература помогает развивать чувства и помогает подростку понять людей и разобраться в окружающей жизни, воспитывает его нравственно и эстетически, прививает любовь к книге и навыки вдумчивого чтения.

 Ученики работают над созданием школьной медиатеки, самостоятельно разрабатывают мультимедийные материалы для уроков литературы: биографии писателей, иллюстрации к художественным произведениям, подборки видеофильмов, портретные галереи.  Творческие проекты, созданные учениками по различным темам: биографии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других писателей, подборки иллюстраций к произведениям русских классиков, создание сказок- служат основой для проведения уроков в младших классах. Нами созданы сборники, включающие подборки стихов русских и зарубежных поэтов, близких современным школьникам. Мои ученики постоянно участвуют в конкурсах творческих работ, занимая призовые места как в городе, так и в области: Диплом  II степени в международном дистанционном блиц-турнире по русскому языку «Родное слово», победители в городском литературном конкурсе «Овеянные славою флаг наш и герб», победители в городском литературном конкурсе «На семи холмах», посвященного 1150- летию Смоленска,

победитель городской олимпиады по литературе, победители  в городском конкурсе  творческих работ «Лишь слову жизнь дана», победитель  в городском конкурсе  чтецов к 75-летию Победы, победители  в городском конкурсе  творческих работ «Православная Русь»,победители  в городском конкурсе  творческих работ «Пою моё Отечество»,победители в областном краеведческом конкурсе творческих работ  «Служить народу и Отечеству», посвящённого 155-летию со дня рождения М.К. Тенишевой,  призёры в областном творческом конкурсе «Мои земляки – герои Отечества»,

лауреаты в областном конкурсе эссе «Мой герой», призёр всероссийского конкурса «Мои деды ковали победу», участники всероссийского конкурса «Память сильнее времени», участники конкурса «Магия пера», призёр областного Филологического турнира детей с ограниченными возможностями здоровья по русскому языку, чтению и литературному творчеству, участник областной олимпиады «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», участник Всероссийского конкурса «Закрытый – открытый город», проводимого в рамках Всероссийской программы «Школа Росатома для талантливых детей», работа обучающихся в местной газете «Поколение» (три человека).

Ученики сами сочиняют стихи и прозу, создают музыку.

13

Публикации о представленном ИПО

  • Сертификат о создании персонального сайта (Адрес сайта: учительский сайт/Манина Галина Владимировна проекта «Инфоурок»)
  • 2016 – Свидетельство о публикации на сайте «Инфоурок» методической разработки «Женский образ в произведениях Н.А. Некрасова» (№ДБ-036856 )
  • 2016 - Свидетельство о публикации на сайте «Инфоурок» методической разработки «Деловой стиль. Задачи. Сфера применения. Языковые особенности» (№ДБ-037246)
  • 2016 - Свидетельство о публикации на сайте «Инфоурок» методической разработки «Литературное творчество учащихся» (№ДБ-051172)
  • 2016 - Свидетельство о публикации на сайте «Инфоурок» методической разработки «Он в этот мир пришёл не ради славы…» (№ДБ-141616)
  • 2016 - Свидетельство о публикации на сайте «Продлёнка» методической разработки «Он в этот мир пришёл не ради славы…Штрихи к портрету и творчеству Н.А. Некрасова»
  • 2017 – всероссийский научно-методический журнал «Русский язык и литература. Все для учителя» (2017г., №7-8). Статья «Воспитательный потенциал предмета «Русский язык»
  • 2019 – сборник материалов научно-практической конференции с международным участием «Сохранение культурного наследия в современном образовательном пространстве»
  • 2020 - сборник материалов научно-практической конференции с международным участием «Успех каждого ребёнка-залог эффективности современного образования»

14

Фамилия имя отчество составителя карты

Манина Галина Владимировна

15

Форма распространения представленного опыта, уровень распространения

  1. Сборник III зональных педагогических чтений по теме «Развитие творческого потенциала учителя и ученика как условие реализации ФГОС» статья «Возможность подумать обо всём на свете (Эссе или наука размышлять)». Рославль, 2015.

2.Диплом  за активное участие в городском литературном конкурсе Смоленской АЭС «Мирный атом работает на космос».

3.Победитель (3 место) городского конкурса методических разработок с использованием ИКТ в образовательно-воспитательном процессе.

4. Финалист областного конкурса «Учитель года».

5.Призёр областного конкурса программ «От школьных побед к олимпийским рекордам».

6. Открытый урок в рамках областного семинара

7. Участник II Международного конкурса «Один день из жизни учителя» в рамках Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна».

8. Лауреат всероссийского конкурса «Гордость России»

9. Участник международного конкурса «Учитель года по версии сайта WWW.MLDY.RU в номинации «Открытый урок»

10.Активный участник III научно-практической конференции с международным участием «Сохранение культурного наследия в современном образовательном пространстве»

11. Активный участник IV научно-практической конференции с международным участием «Успех каждого ребёнка-залог эффективности современного образования»

12.Участник областного форума победителей профессиональных конкурсов «Инновационный опыт педагогов Смоленской области как приоритетный ресурс развития регионального образования: «Пеликаний десант»

13.Активный участник вторых городских педагогических чтений «Развиваем традиции, создаем новое!»

14.Активный участник в работе городской методической выставки «Инновационные технологии в моей деятельности» (направление «Авторские пособия»)

15.Лауреат регионального конкурса методических разработок педагогических работников Смоленской области, реализующих ФГОС.

16. Участник регионального этапа всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

17.Участник областного семинара «Мобильная Электронная Школа»

18.Победитель городского конкурса «Мир моих увлечений» в номинации «Стильная штучка»

16

Дата составления информационной карты

22.10.2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством классической музыки.Доклад к семинару "Покровские чтения"

Ежегодно в Праздник Покрова 14 октября на базе нашей Бессоновской школы проходит межрайонный семинар по духовно-нравственному воспитанию "Покровские чтения".Организатором является учитель православной...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством ценностей мировой художественной литературы.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политическо...

Воспитание духовно-нравственных качеств детей посредством ценностей мировой литературы

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей....

«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»

Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...

Доклад «Формирование духовно-нравственных качеств учащихся посредством иностранного языка»

Доклад представлен на IV Муниципальных Рождественских образовательных педагогических чтениях в 2019году....

Из опыта работы «Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством диалогового взаимодействия на уроках литературы»

        В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школ...

Научная публикация "Развитие волевых и нравственных качеств личности посредством занятий роуп скиппингом (спортивной скакалкой)"

В современных условиях значительно возрастает значение систематических занятий физической культурой и спортом для развития двигательных способностей, воспитания физических и нравственно-волевых качест...