Методическая копилка Конспект занятия "Деревья нашего края"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8 класс)

Шишмакова Зинаида Алексеевна

Конспект занятия "Деревья нашего края". Игра-соревнование для детей среднего школьного возраста с целью закрепления  и систематизации знаний о деревьях средней полосы России. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Шарангский Дом детского творчества

Областной этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов педагогических работников образовательных организаций Нижегородской области туристско-краеведческой и социально-педагогической направленностей

Конспект занятия

 «Деревья нашего края»

Автор-составитель: Шишмакова Зинаида Алексеевна

 педагог дополнительного образования

 высшей категории

р.п Шаранга, ул.Ленина 34 А

ddt.sharanga@yandex.ru

Шаранга

2018

Конспект занятия

Тема: «Деревья нашего края»

Цель:  закрепить и систематизировать знания учащихся о деревьях нашего края.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о деревьях нашего края; углубить экологические знания.
  • развивать у детей познавательный интерес к экологическим проблемам и окружающему их природному богатству.
  • выделить роль деревьев в жизни человека.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное, уважительное отношение к природе;
  • воспитывать экологическую культуру;
  • создавать условия для формирования правильных взаимоотношений в коллективе.

Развивающие:

  • способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся; развитию познавательного интереса;
  • развивать память, внимание, логическое мышление.

Оборудование: Компьютеры, проектор, интерактивная доска,  карточки для игры. Гербарий с листьями деревьев. Листья деревьев шаблоны. Листочки бумаги, карандаши, ручки.

Учебно-наглядный комплекс:

  1. Презентация  Power Point  «Загадки о деревьях» (Приложение 1)
  2. Презентация  Power Point  «Своя игра» (Приложение 2)
  3. Презентация  Power Point  «Покажи ответ» (Приложение 3)
  4. Гербарий с листьями деревьев
  5. Пословицы о деревьях (Приложение 4)
  6. Карточки для игры «Покажи ответ» (Приложение 5)

Форма занятия: Игра-соревнование.

Участники: Средний школьный возраст (5-7 кл.)

Предварительная работа: До начала занятия участники игры по жеребьевке делятся на две команды. Выбирают командира. Придумывают название команд, связанное с природой. (Например; «Юные экологи», «Зеленый патруль», «Экологический десант», «Друзья леса» и т.д.).

Деление на 2 команды способом «Дерево».

Это, наверное, один из самых известных и универсальных способов деления большой группы на команды. Хорош он тем, что почти не требует участия ведущего и позволяет избавиться от недовольства участников по поводу состава команд. Секрет состоит в том, что участники сами выбирают состав команд. Ведущий только контролирует очерёдность выбора. Итак, из группы, по количеству команд, выбирается несколько ребят. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали, в свою очередь, выбирают следующего. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников.


Ход занятия

Подготовительная часть.

Здравствуйте, ребята! Тему нашего занятия вы узнаете, отгадав загадку:

Землю держит ногами, небо держит руками (Дерево).

-Какую же роль в жизни человека имеют деревья? (Ответы детей)

Деревья являются «Легкими планеты»  очищают воздух от загрязнений, пыли, микробов, бактерий, вырабатывают кислород, поглощают углекислый газ. Деревья защищают водоемы от обмеления, а почвы от разрушения. Из древесины получают  строительные материалы, бумагу, искусственные ткани и кожу, фотоплёнку и киноплёнку, лаки и краски, пластмассы и много – много других необходимых изделий…

Сегодня, ребята, мы с вами посоревнуемся в знаниях о деревьях о их роли в жизни людей. Потренируемся работать в команде.

Основная часть.

Итак, у нас две команды. Пожалуйста капитаны, представьте свои команды. (представление команд).

Итак, начинаем соревнования!

Первый конкурс «Загадки». Это задание каждая команда выполняет на своем компьютере. Ваша задача найти правильный ответ на загадку из четырех вариантов ответа. Кто быстрее и точнее ответит на вопросы, тот побеждает.

За победу в конкурсе команда получает 3 балла, если ничья- 2 балла, за поражение -1 балл. В каждых последующих конкурсах по такой же системе идет подсчет баллов. (Приложение 1)

Второй конкурс «Своя игра». (Приложение 2)

«Своя игра» проходит в два тура: основной и финальный.

В Основном туре 4 категории по пять вопросов в каждом, стоимость вопросов от 100 до 500. Каждая команда по очереди выбирает категорию и стоимость вопроса. Задача участников набрать наибольшее количество баллов.

 В финальном туре каждая команда объявляет свою ставку, но не больше набранных очков. Если ответ на вопрос будет правильным, то команда зарабатывает столько очков, какова была ставка. Если же ответ окажется неправильным, то команда теряет столько очков, какова была ставка.

Побеждает команда, набравшая больше очков.

Третий конкурс капитанов «Покажи ответ». (Приложение 3)

Капитанам  выдаются карточки с цифрами от одного до шести. Ведущий зачитывает вопрос. Участники игры по команде ведущего показывают номер карточки, которому соответствует ответ. За каждый правильный ответ капитанам выдается листок дерева. Кто больше набрал листков, тот и победил.

Четвертый конкурс: «С какого дерева листок»  (Гербарий)

Задача участников команд определить по листку из гербария,  с какого он дерева. Ведущий каждой команде по очереди показывает листок. Сколько правильных ответов столько и баллов получает команда. Выигрывает команда, которая набрала больше очков.

Листья:  березы, липы, осины, рябины, каштана, тополя, дуба, клена, ивы, ольхи.

Шишки: ели, сосны, лиственницы, кедра.

Пятый конкурс «Собери пословицу»  (Приложение 4)

Командам выдается листок  с пословицами. Задача команд составить пословицу, т.е. соединить стрелками. Кто быстрее, тот победит.

Пословицы:

  • От хорошего дерева – хороший плод.
  • Дерево по плодам, а человек по делам познается.
  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  • Кто дерево посадит, тот человеку друг.
  • Нет лучше чудес, чем наш русский лес.

Наши состязания в знаниях деревьев подошли к концу. Подводим итоги игры. (Подсчет баллов). Награждение команд за победу и участие в конкурсной программе.

 Заключительная часть.

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили о деревьях нашего края.

Что же мы сможем сделать, для того чтобы наш край славился березовыми рощами, дубравами, сосновыми борами и просто лесонасаждениями? (Ответы детей.)

- Беречь и охранять деревья, лес и природу.

 Давайте сейчас мы составим для себя правила и постараемся их соблюдать. (Ответы детей)

- Не рвать, не ломать зеленые насаждения.

- Без нужды не рубить деревья.

- Садить деревья у дома, в парках, скверах и т.д., ухаживать за саженцами (сделать ограждение, поливать, удобрять, наблюдать за ростом...).

- Беречь деревья, лес от пожара (Осторожно обращаться с огнем: не играть спичками, правильно разводить костры и обязательно тушить, не жечь траву!).

- Не мусорить.

- Не бить стекла в лесу.

В заключение хотелось бы рассказать притчу о добре и зле.

Спросили мудреца: кто научил людей злу?
— Огонь, — был ответ.
Кто научил их быть сильными?

— Вода, — был ответ.
А кто научил их добру?

— Дерево— ответил мудрец.

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты и деревья!

Не сыпьте на землю всякую гадость,

И даст вам природа

Здоровье и радость!

Приложение 1 (см. на диске)

Приложение 2 (см. на диске)

Приложение 3 (см. на диске)

Приложение 4

Конкурс «Собери пословицу»

От хорошего дерева –

     Дерево держится корнями,            

Дерево по плодам,

Кто дерево посадит,  

Нет лучше чудес

чем наш русский лес

- хороший плод

 а человек друзьями

а человек по делам познается

      –тот человек друг

Приложение 5

Карточка для игры «Покажи ответ»

1

2

3

4

5

6

Литература

  1. Балбышев, И.Н. Из жизни леса. — Л.: Лениздат, 1987.
  2. Бобров Р.В. Беседы о лесе. — М.: Молодая гвардия, 1982.
  3. Зорина Т.Г. «Школьникам о лесе» \\ Издание второе, дополнительное – Москва: лесная промышленность, 1971.
  4. Кайгородов, Д.Н. Беседы о русском лесе. — М.: Белый город, 1987.
  5. Крутогоров, Ю.А. Рассказы о деревьях. — М.: Дет. литература, 1987.

Интернет источники

  1. http://belibra.ru/Buki/Rasskazhitye-dyetyam-o-dyeryevjjyakh.html
  2. http://ktoikak.com/interesnyie-faktyi-o-derevyah-dlya-detey/
  3. http://bible-facts.ru/240-interesnye-fakty-o-derevyah.html
  4. http://www.planetaskazok.ru/educat/rasskazhitedetyamoderevyakheduk
  5. http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/viktoriny/viktoriny-dlja-shkolnikov-tema-derevja-i-kustarniki.html

Шишмакова Зинаида Алексеевна МБУ ДО Шарангский ДДТ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деревья Загадки Загадки Загадки Разработала : Шишмакова Зинаида Алексеевна педагог дополнительного образования МБУ ДО Шарангский ДДТ

Слайд 2

Сосна Ель Рябина Осина Высока, стройна, душиста, В небо тянется она. Вся одежда золотиста, Только шапка зелена.

Слайд 3

Береза О сина Липа Сосна Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей.

Слайд 4

Ель Сосна Лиственница Пихта Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год.

Слайд 5

Ива Вяз Рябина Ольха Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит

Слайд 6

Дуб Клен Осина Тополь Темной он покрыт корой Лист красивый, вырезной, А на кончике ветвей Много-много желудей.

Слайд 7

Кто на даче у веранды Носит носиков гирлянды? В алых листьях ярок он. Отгадайте? Это… Клен Тополь Кедр Дуб

Слайд 8

Все в покое, замер ветер И деревья все молчат... Нет, не все еще - у этих Листья тихо шелестят Осина Липа Клен Береза

Слайд 9

Вроде сосен, вроде елок А зимою без иголок Лиственница Можжевельник Пихта Кедр

Слайд 10

Отлично!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"

Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера....

Конспект урока по теме: Традиции и занятия коренного населения нашего края в конце XVI – начале XVII вв.

Первый из двух уроков о традициях и занятиях коренного населения Югры в конце XVI - XVII вв, для обучающихся с ОВЗ специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы VIII вида....

Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе. Тема "Архитектурные памятники нашего края (Софийский собор)"

Тема урока : Рисование на тему "Осенний день"Место урока в программе: 6 класс 1 четверть, 7 урок ( по программе В.С.Кузина)...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» Тема: «Зима в нашем крае» вторая младшая группа.

Данный конспект является актуальным в год 165-летия Самарской губернии.Цель: Формирование знаний у детей о зиме,  родном крае, развивать творческую и познавательную активность. Обогащение и накоп...

Конспект занятия по краеведению Кемеровской области "Дикие животные нашего края"

Конспект занятия по краеведению Кемеровской области «Дикие животные нашего края»  Занятие построено с учетом возрастных особенностей младших школьников (от 8 до 10лет), в него вк...

Конспект классного часа 1 сентября 2018 года в 9 классе "История России и нашего края в датах календаря"

Разработка классного часа в 9 классе вечерней школы на 1 сентября, День Знаний...

методическая разработка Эколого-краеведческая игра путешествие"Природа нашего края"

В методической разработки  представлен  материал по блоку программы «Природа нашего края». Форма подачи материала - игра-путешествие, позволяющая  вовлечь учащихся в эколого...