Формирование элементарных математических представлений
план-конспект

Серен Диана Дмитриевна

Тип занятия: формирование сенсорных эталонов

Тема: "Форма" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 113955.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Форма»

Задачи:

1.Продолжать учить узнавать геометрические фигуры (квадрат, ромб, треугольник, прямоугольник, круг, овал, трапеция) в разных пространственных положениях;

2.Учить дифференцировать ромб и квадрат;

3.Продолжать учить зрительным способом анализировать форму предмета, конфигурация которой включает 3-4 простые формы;

4.Развивать умение зрительным способом различать объёмные и плоскостные изображения форм;

5.Учить анализировать и конструировать из геометрических форм

6. Развивать ЗМК и мелкую моторику.

Оборудование:

1.Демонстрационный материал: образец прямоугольника, квадраты и ромбы,

схема занятия.

2.Раздаточный материал: 4 набора «Собери птицу» с изображением птицы и геометрическими фигурами, 4 пособия «Поставь цветок в вазу», 4 набора счётных палочек, 4 набора геометрических фигур для задания «Собери квадрат».

Ход занятия

Вводная часть

Речь педагога

Предполагаемые ответы детей

Здравствуйте, дети!

Сегодня мы с вами отправимся в экспедицию.

В недалёкой стороне,

В математики стране

Жил-был маленький квадратик,

Но так произошло, что все его друзья потерялись

И тогда отправился Квадрат на поиски пропавших друзей

Ребята, давайте поможем квадратику?

Мы с вами будем следовать по этой карте и выполнять задания(педагог показывает на схему)

Здравствуйте!

Основная часть

Речь педагога

Предполагаемые ответы детей

  1. «Собери прямоугольник»

Посмотрите, с чего начинается наше путешествие. Что это такое?

Действительно, и кажется, кто-то нам оставил тут записку.( педагог берёт записку и читает детям:

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим?

Или с чем-то очень схожим

И не ромб, не треугольник,

Стал квадрат…)

Правильно!Для того, чтобы дверь открылась нам надо собрать прямоугольник.

Посмотрите на образец.Из каких фигур он состоит?

А теперь выложите из тарелочек части на фланелеграф и соберите из них такой же прямоугольник, как на образце.

Теперь пусть Даша поменяется работой с Викой, а Марат с Настей и проверьте друг друга.

-Это дверь

-Прямоугольник

-Из прямоугольника, треугольников, трапеции.

2)«Счётные палочки»

Посмотрите, куда мы попали дальше. Что это такое?А на какую геометрическую фигуру она похожа?

Правильно!

Педагог раздаёт детям счётные палочки

Достаньте из стаканчиков по три счётных палочки и соберите из них треугольник.Теперь разберите то, что вы собрали и выложите прямой угол из двух палочек.  положите к прямому углу длинную палочку так, чтобы получился треугольник. Какой это треугольник?

Теперь возьмите оставшиеся палочки и выложите зеркально с левой стороны, так чтобы получился ещё 1 треугольник. Сколько всего треугольников у нас получилось?

-Ёлка

-на треугольник

-дети выполняют задание

-прямоугольный треугольник

-три

3)«Собери птицу»

Двигаемся дальше. Что это такое?

А на какую геометрическую фигуру оно похоже?А скажите мне, кто живёт в гнёздах?

Да, и мы сейчас с вами будем собирать птиц.

Педагог кладёт детям на фланелеграфы образцы птиц и раздаёт тарелочки с геометрическими фигурами

Посмотрите на картинки перед вами.Из чего состоит птица?

А как это всё называется?

Выложите фигуры внизу фланелеграфа. Скажите, у вас все фигуры на месте или может есть лишние? А чем они отличаются?

Хорошо. Теперь соберите птицу как на образце в середине фланелеграфа.

-гнездо

-на овал

-птицы

-из овалов, круга, треугольников и прямоугольников.

-геометрические фигуры

-они разные по цвету

Физкультминутка

Речь педагога

Действия детей

А теперь давайте немного взбодримся, я вам сейчас буду читать стишок и показывать действия, а вы повторяйте за мной.

Сказку мы прервём слегка,

Встанем возле стульчика,

Покачаем головой,

Сделаем мы круг рукой,

Треугольник нарисуем,

Нарисуем и квадрат,

А теперь помаршируем.

Встают

Качают головой вверх-вниз

Рисуют круг в воздухе правой рукой

Рисуют треугольник в воздухе левой рукой

Рисуют квадрат в воздухе двумя руками

Шагают на месте

4)  « Поставь цветы в вазу»

Посмотрите, где мы оказались.

Что это такое? А на какую форму она похожа?

Педагог раздаёт пособия

Посмотрите на цветочки, они у нас необычные- у них серединки в форме геометрических фигур. Чтобы поставить цветы в вазы, соедините их прямой линией с вазами такой же формы.

Теперь поменяйтесь работами и проверьте, всё ли правильно.

-это клумба

-на круг

Зрительная гимнастика

Речь педагога

Действия детей

Наши глазки устали, давайте дадим им отдохнуть. Сейчас я вам буду читать стихотворение, а вы внимательно следите за красной точкой и делайте то, что говорится в стихе.

Но сначала нам нужно закрепить головы. Положите правую руку себе под подбородок, а левую на голову. Теперь голова не двигается, двигаются только глаза.

Смотрим вправо-никого,

Смотрим влево-никого.

Раз-два, раз-два

Закружилась голова.

Глазки закрывали,

Глазки открывали.

Как откроем мы глаза,

Вверх посмотрим, да-да-да

Вниз ты глазки опусти,

Вверх опять их подними

Ручками закрой глаза (делаем лодочки из ручек)

Отдыхать пришла пора

Смотрят вправо

Смотрят влево

Круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую

Закрывают глаза

Открывают глаза

Смотрят вверх

Смотрят вниз

Смотрят вверх

Делают лодочки ладошками и аккуратно закрывают глаза

5) Дифференцировка квадрата и ромба

Что же у нас с вами тут? А на какую геометрическую фигуру он похож?

Теперь выходите все к доске. Что вы видите на доске? Да, а чтобы пойти дальше, вам надо помочь им разойтись.

Прикрепите внизу ромбы, а сверху квадраты.

Молодцы. Теперь скажите мне, чем ромб отличается от квадрата? А что у них общего?

-воздушный змей

-на ромб

-ромбы и квадраты

- у ромба 2 тупых угла и 2 острых, а у квадрата все прямые

-у них все стороны равны

6) Вот наша конечная остановка.

Это полянка. Какой он формы?

Ой, как сильно задул ветер. Давайте подуем все вместе.(дыхательная гимнастика)

Все наши фигурки перемешались..

Давайте поможем квадратику наконец-то найти его друзей. Какие фигуры вы тут видите?

Возьмите карандаш любого цвета и раскрасьте правый квадрат. Теперь возьмите карандаш другого цвета и раскрасьте квадрат, который находится слева от него, теперь возьмите другой карандаш и раскрасьте верхний квадрат.

Молодцы! Благодаря вам квадратик смог отыскать своих друзей.

-она в форме квадрата

-овалы, треугольники, квадраты.

Заключительная часть

Речь педагога

Предполагаемые ответы детей

Теперь давайте вспомним, как мы сегодня помогали квадратику.

Педагог раздаёт белые листы

Давайте вспоминать по порядку и составим схему нашего маршрута.

Где мы оказались в самом начале?

Посмотрите по схеме, в каком углу находится дверь?

Тогда рисуйте в том углу у себя прямоугольник. Куда мы пошли дальше? И что мы там увидели?

Да, рисуйте прямоугольник

Куда мы двигались дальше? И 0что мы там нашли?

Рисуйте овал в верхнем правом углу.

Куда же мы потом свернули? И что обнаружили там?

Рисуйте круг в левом верхнем углу

Куда мы двигались дальше?

Правильно, нарисуйте ромб посередине у левого края листа.

И наконец, как мы попали на полянку?

Да, нарисуйте квадрат.

Вот такие схемки у нас останутся на память о том, как мы помогали квадратику искать друзей, возьмите их в группу и раскрасьте.

А на этом наше занятие закончено, большое спасибо за то, что вы так старались, вы большие молодцы!

-у двери

- в левом нижнем углу

-направо

-ёлку

-наверх, гнездо

-налево, клумбу

-вниз и там мы нашли воздушный змей?

-пошли направо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений в детском саду VII вида

Представлен краткий конспект занятия с детьми старшей группы. Тема занятия: "Образование числа 5"....

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

Конспект предназначен для детей сренднего дошкольного возраста. В конспекте содержатся игры и упражнения по теме "Осень". Для проведения данного занятия требуется небольшое количество наглядного матер...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...

занятий с детьми дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью по формированию элементарных математических представлений и сенсорике

Данное календарно-тематическое планирование составлено для детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната...

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений "Угостим матрёшек чаем" (средняя группа)

В технологической карте представлена краткая характеристика группы, цели, методы обучения, коррекционные приёмы, оборудование и структура  занятия....