Статья "Образовательное путешествие как педагогический метод"
статья (5 класс)

Филина Елена Александровна

Сам термин «образовательное путешествие» помогает определить сущность метода. Путешествие – это не только средство освоения мира, но и способ найти себя, обрести свое собственное «Я». Путешествие становится образовательным в том случае, когда из простого передвижения в пространстве в поисках новых впечатлений оно превращается в процесс познания мира. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности, ее самоопределение в культурном пространстве.

Образовательное путешествие – это особая технология освоения городского пространства, в основе которой лежит самостоятельная работа учащихся- исследование архитектурных и монументальных памятников, объектов и деталей городской среды.  Как и другие виды исследовательской деятельности, образовательное путешествие состоит из трех, связанных между собой, этапов. Это подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное путешествие как педагогический метод

Сам термин «образовательное путешествие» помогает определить сущность метода. Путешествие – это не только средство освоения мира, но и способ найти себя, обрести свое собственное «Я». Путешествие становится образовательным в том случае, когда из простого передвижения в пространстве в поисках новых впечатлений оно превращается в процесс познания мира. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности, ее самоопределение в культурном пространстве.

Образовательное путешествие – это особая технология освоения городского пространства, в основе которой лежит самостоятельная работа учащихся- исследование архитектурных и монументальных памятников, объектов и деталей городской среды.  Как и другие виды исследовательской деятельности, образовательное путешествие состоит из трех, связанных между собой, этапов. Это подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов.

Первый этап. Подготовка к путешествию.

Подготовка к образовательному путешествию начинается с определения его темы и, что не менее важно, – его идеи (проблемы), осмысление которой актуально для современного школьника, которое способно «повести» его в путешествие. При этом необходимо учитывать наличие реальных объектов культуры (даже предметов), исследование которых позволит справиться с задачей.

Кроме того, педагогом составляется план образовательного путешествия – места, которые предполагается посетить, последовательность и формы их освоения, а также задачи, которые предполагается решить при их исследовании. Таким образом, разрабатывается маршрутный лист. Маршрутный лист – это своеобразный путеводитель, который не только указывает «дорогу», но и содержит вопросы и исследовательские задания, а также подсказывает способы исследования объектов, возможные пути поиска информации. Он, таким образом, представляет собой подробный алгоритм деятельности. В маршрутном листе - указаны:

  • объекты, которые предстоит исследовать, иногда в определенной педагогом последовательности;
  • порядок действий обучающихся при исследовании данных объектов;
  • вопросы, которые позволят сконцентрировать внимание, побудить их тщательно рассматривать и исследовать предлагаемые артефакты, анализировать полученную информацию.

Создание образовательного маршрута требует от педагога определенного навыка, предварительного самостоятельного исследования тех объектов, которые будут включены в маршрутный лист. В ходе этой работы уточняется маршрут, определяются ориентиры, выясняется потенциал предметов или явлений, которые были намечены для исследовательской деятельности, определяется круг вопросов и исследовательских заданий. Ученик, читая маршрутный лист, видит в нем тему, краткую формулировку проблемы и ее развернутый вариант в виде вопросов, ответы на которые предлагается найти во время путешествия.  На маршруте участники образовательного путешествия пользуются разными источниками информации. В маршрутном листе могут содержаться рекомендации – обращаться за консультацией к специалистам, привлекать электронные, библиотечные, архивные ресурсы, беседовать с представителями разных социальных слоев. 

Второй этап. Работа на маршруте

Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа детей на маршруте, который, может пролегать и в виртуальном пространстве.

Образовательное путешествие предполагает работу в группах. Каждая группа получает собственный маршрут, маршруты групп не совпадают или совпадают частично – они могут использовать различные предметы для создания своей постановки, но при этом решать (частично или в полном объеме) вопросы, поставленные перед путешественниками на предварительном обсуждении.

Заключительная работа

Путешествие не может считаться завершенным до тех пор, пока не будут подведены его итоги, возможность отстоять свое, часто отличное от общепринятого, мнение, основываясь на тех фактах, с которыми они познакомились во время путешествия, и тех ощущениях, которые они испытали. Учащимся предлагается ответить на вопросы, обозначенные в маршрутном листе, на основе этого изложить свой взгляд на проблему, которая решалась в ходе путешествия, и аргументировать собственную точку зрения с помощью результатов своих исследований. Первоначально эта работа проводится в каждой из подгрупп, в итоге вырабатывается общая позиция, которая выносится на общую защиту.

Форма проведения образовательного путешествия может быть различной и зависит от фантазии и возможностей педагога: выступления подгрупп или диспут, театрализация или создание визуальных образов, мультимедиа-презентации, фотовыставки…

Все три этапа образовательного путешествия – подготовка, работа на маршруте и заключительная работа – составляют единое целое и реализуются последовательно. Таким образом, образовательное путешествие – это особый метод, позволяющий организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся непосредственно в городском пространстве. Его цель заключается не столько в приобретении фактологических знаний о конкретном городе (в данном случае о Санкт-Петербурге), сколько в освоении определенных закономерностей культуры, в постижении того историко-культурного, социального опыта цивилизации, хранителем которого является мегаполис.

Рассмотрим главные особенности организации такой работы. Образовательные путешествия могут ограничиваться одним объектом, например памятником или храмом. Пример такого путешествия к одному из известных петербургских храмов- Троицкому собору лейб-гвардии Измайловского полка.  Путешествию предшествует подготовительная работа, связанная с уточнением самого понятия «храм», выявлением знаковых и символических элементов подобных городских объектов, знакомством с объектом исследования и определением его задачи. Первым шагом в самом путешествии становится ориентированием на местности- ученикам предлагается по плану найти собор, изучить его местоположение. Следующий этап- самостоятельное исследование школьников по группам, каждая из которых получает собственное. Образовательное путешествие может соединять и несколько городских объектов, объединенных единой идеей и проблемой исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические методы развития и коррекции коммуникативной функции учащихся с ДЦП

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ  КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ...

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ КОЛЛЕДЖА

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ КОЛЛЕДЖА...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Выбирая методы педагогической деятельности, учитель обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, преподаватель сам решает, какие методы взять...

Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании. Здоровьесберегающие технологии как современные методы в профессиональном образовании.

Аннотация. Статья раскрывает понятие "здоровьесберегающие технологии", объясняет необходимость применения их в образовательном процессе. Основное внимание в работе акцентируется  на непреры...