Профориентационная работа как способ развития карьеры
статья

Larnik1963@yandex.ru

Цель настоящей публикации - описание проведения профориентации в школах и колледжах зарубежных стран и России., путей становления профессионального самоопределения обучающегося и способы его развития.

     Любой путь начинается с первого шага. Для каждого из нас после окончания школы стоит выбор, куда пойти учиться. И первым шагом для нас должна стать профориентация. В этом случае важно иметь верные ориентиры, чтобы не сбиться с пути. В этом может помочь правильно продуманная профессиональная ориентация.

     Существует множество определений, что такое профориентация. На мой взгляд наиболее удачным является следующее определение: профориентация – это комплекс научно-обоснованных мер и различных мероприятий, позволяющих человеку понять свои склонности, интересы и предпочтения, решить, чем бы он хотел заниматься, и найти релевантную своим запросам профессию или сферу деятельности в рамках существующего рынка труда. Ограничивать профориентацию только выбором профессии нельзя, так как в последние годы появился ряд новых профессий, которые лет 20 назад мы не могли и предсказать. Именно поэтому на сегодняшний день важно не столько выбор профессии, а сколько понимание того, чем и как вы хотели бы заниматься в ближайшие годы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 - опиДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Образовательный комплекс градостроительства «Столица»

(ГБПОУ ОКГ «Столица»)

 

          Профориентация как способ развития карьеры

Автор работы: тьютор ГБПОУ ОКГ «Столица», Никонова Лариса Владимировна.

                                                       

                                                    Москва 2021

 Содержание

Введение……………………………………………………………………2

  1. Передовой опыт проведения профориентации в зарубежных

странах……………………………………………………………….

  1. Германия………………………………………………………
  2. Америка……………………………………………………….
  3. Канада…………………………………………………………
  4. Великобритания………………………………………………
  5. Франция……………………………………………………….
  6. Израиль………………………………………………………..
  7. Швеция…………………………………………………………
  8. Япония………………………………………………………….
  1. Профориентационная работа в России……………………………...

Заключение………………………………………………………………….

Используемая литература………………………………………………….

 

 

Введение

     Любой путь начинается с первого шага. Для каждого из нас после окончания школы стоит выбор, куда пойти учиться. И первым шагом для нас должна стать профориентация. В этом случае важно иметь верные ориентиры, чтобы не сбиться с пути. В этом может помочь правильно продуманная профессиональная ориентация.

     Существует множество определений, что такое профориентация. На мой взгляд наиболее удачным является следующее определение: профориентация – это комплекс научно-обоснованных мер и различных мероприятий, позволяющих человеку понять свои склонности, интересы и предпочтения, решить, чем бы он хотел заниматься, и найти релевантную своим запросам профессию или сферу деятельности в рамках существующего рынка труда. Ограничивать профориентацию только выбором профессии нельзя, так как в последние годы появился ряд новых профессий, которые лет 20 назад мы не могли и предсказать. Именно поэтому на сегодняшний день важно не столько выбор профессии, а сколько понимание того, чем и как вы хотели бы заниматься в ближайшие годы. По данным различных экспертных оценок более 60 % школьников, учившихся в 2017 – 2018 годах в начальных классах, в перспективе будут работать по специальностям, которых сегодня не существует. Реальность заключается в том, что современный мир стал другим, и сегодня даже родители не всегда могут дать своим детям правильный совет, какую профессию выбрать. Как выбрать профессию, которой пока не существует? Как заглянуть в будущее? Какую профессию выбрать и быть востребованным на рынке труда? Без помощи взрослых подростку этого не сделать. Нужна высококвалифицированная помощь профессионального консультанта и при необходимости психологическая помощь. Раннее профориентация носила более ограниченный характер. Профессия выбиралась на всю жизнь одна и практически не менялась. Сегодня шанс проработать по одной специальности ничтожно мал. В связи со стремительно развивающимися IT-технологиями необходимо постоянно осваивать новые навыки, учиться работать с новой техникой. Иначе говоря, шагать в ногу со временем.

  1. Передовой опыт проведения профориентации в зарубежных

странах.

        Цель настоящей публикации – описание проведения профориентации в школах и колледжах зарубежных стран и России, путей становления профессионального самоопределения обучающегося и способы его развития.

       В развитых странах  работа по профориентации прежде всего базируется на интересах ребенка, где знакомство с будущей профессий начинается уже в младших классах и проводится до окончания им школы. На протяжении всего периода обучения учителя наблюдают за достижениями ребенка, склонностями к увлечениям и собирают портфолио. При необходимости привлекаются психологи и дефектологи. Все эти сведения будут использованы в дальнейшем при консультировании и отборе абитуриентов для продолжения обучения в колледжах или вузах. Причем существует достаточно гибкий подход в выборе профессии, то есть возможна смена направления профессиональной подготовки. В развивающихся странах профориентационная деятельность, наоборот, тесно связана с потребностями рынка труда и имеет менее гибкое отношение к неудачному выбору профессии.

       В Германии со школьниками для выбора будущей профессии проводятся различные тесты, консультации с привлечением родителей. Особенность работы состоит в том, что ребенок ведет свою рабочую тетрадь, в которой отражает свои личные интересы, склонности, предварительные профессиональные намерения. Рабочая тетрадь вместе с дополнительными данными об успеваемости, результатами освидетельствований и итогами тестирования служит основой для профессиональных консультаций. При необходимости  консультант прибегает к помощи медицинской или психологической служб. Профориентацией и трудоустройством в Германии занимается. В Германии, в отличие от других стран, единственной функцией профконсультанта в профориентационной работе является профессиональное консультирование и профессиональные рекомендации. Административная и техническая работа, а также профессиональная информация находятся в ведении «технических» отделов школ. В Германии законодательно запрещены частные агентства занятости

      Стоит обратить внимание на проведение профориентации в США. Профориентационной работой в США занимаются и школы и службы занятости населения, как на государственном уровне, так и частные службы занятости. В США принципы работы всей системы образования закреплены в Конституции. В школах Америки действует консультативная психолого – педагогическая служба, которая в течении всего времени, начиная с раннего возраста обучения плотно работает с учащимися: проводит тесты, консультации, помогает подобрать учебную программу, определиться с будущей профессий и выделить личные особенности ребенка для будущего развития. На каждого ребенка заводится досье, в которое заносятся индивидуальные его особенности. Впоследствии досье передается в службу занятости и играет важную роль при решении вопросов о продолжении образования после окончания школы. В средних и старших классах у учеников есть возможность попробовать себя на летних каникулах в интересной для них профессии и определиться с выбором. Специальная школьная консультативная служба Career Guidance (Руководство карьерой), собирает информацию о каждом учащемся, проводит индивидуальные консультации, оказывает содействие выпускникам при трудоустройстве, а также отслеживает их дальнейшую профессиональную судьбу. Большинство граждан США неоднократно меняют место работы на протяжении своей карьеры. И для них это не является стрессом. Их готовят к этому еще на этапе профориентации в юном возрасте. Да и сама система высшего образования настолько гибкая, что еще, учась в университете, можно легко поменять специальность, подкорректировав свою учебную программу. Правильный выбор профессии в США основан на первичности способностей ребенка по отношению к его предпочтениям. Ведь способности – это то, что заложено в нас природой и не зависит от внешних факторов, а предпочтения могут быть не всегда верными из-за неправильного представления о профессии, порой «нравится-не нравится», мнения друзей, родителей и т.д.   И даже, если у ребенка нет интереса к профессии, к которой у него обнаружены способности, консультант корректно советует внимательней отнестись к данной профессии, посмотреть эту работу вживую на фирме, попытаться что-то сделать самому. И наоборот, если ребенку нравится профессия, но не обнаружились способности, предостеречь его от рискованного выбора.  

        В Канаде тоже создана многоуровневая система содействия в профессиональном самоопределении школьника. Профориентация начинается в раннем возрасте  в 11-12 лет и проводится она не только в школе, но и в специальных учреждениях, которые являются главными ориентирами для учащихся по выбору профессии. Через Центры содействия школьники, достигшие 13 -14 лет, могут получить сведения о вакансиях на рынке труда, пройти психологическую диагностику и получить консультацию специалиста, в том числе о работе по найму в период летних каникул. Кстати, в Канаде распространена производственная практика, стажировки, подработка и принятие окончательного решения. Конечно, во всем этом им помогают профконсультанты и психологи. Но самым интересным, на мой взгляд, является существующие в Канаде специализированные центры профориентации «Центры выбора», где для молодежи организованы самостоятельные занятия по изучению мира профессий. Придя в центр, можно получить информацию приблизительно о четырех тысячах профессий. По каждой из них даются следующие сведения: а) характеристика трудовых функций работника данной профессии; б) необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования; в) пути профессионального роста и возможность освоения смежных специальностей; г) спрос на работников данной профессии на рынке труда.

     В Европе и США многие выпускники школ берут паузу в обучении, чтобы лучше понять, куда поступать, спокойно подготовиться к подаче документов в колледж. Свободный год после школы — время, когда ты сам выбираешь, какую получить специальность и существует множество проектов, предлагающих тебе помощь в осуществлении твоих желаний.  

  Задача профориентации в Великобритании – помочь учащимся  не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда. В стране уделяют большое внимание повышению самостоятельности молодых людей при выборе профессии. Особенностью является проведение диалоговых консультаций, использование психологических тренингов. Большое значение придается приобретению  практического опыта в той или иной профессии. Вводятся имитационные программы, трудовая практика. Это и планирование трудового дня,  выработка собственного стиля трудовой деятельности, поведение в ситуации потери работы и т.д. Особо следует отметить практику создания мини-предприятий в образовательных учреждениях, где учащиеся принимают активное участие: определяют вид производимой продукции или оказываемых услуг, проводят маркетинг, осуществляют продажи. Такая деятельность помогает им развить свои интересы и склонности; приобрести предпринимательские навыки в малом бизнесе; научиться полагаться на себя и проявлять инициативность и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях. В выпускных классах работают профсоветники, которые составляют персональное досье на каждого учащегося. Досье в дальнейшем служит основанием для профессиональных рекомендаций.  Советники определяют также перечень профессий, наиболее подходящих каждому выпускнику в соответствии с его личностными особенностями.

     Европейским лидером в области профориентации является Франция. Система помощи в профессиональном самоопределении молодежи создана на государственном уровне и контролируется тремя министерствами -  образования, труда и здравоохранения. Во французских школах за детьми с младших классов наблюдают (выявляют интересы ребенка) наставники. Все данные вносят в личное дело, которое заводят в младшей школе. В выпускных классах специалисты знакомят учеников с востребованными на рынке труда профессиями и дают рекомендации по развитию способностей, чтобы помочь выбрать ту или иную сферу. Также во Франции есть государственные центры профориентации, в которые можно обратиться, если с выбором профессии возникают проблемы. При выборе профессии учитываются интересы и способности молодых людей, которые отправляются на обучение в те отрасли экономики, где наблюдается кадровый дефицит.

    Вообще, европейский подход к профориентации обусловлен прежде всего ценностями и взглядами жителей стран Европы на права и свободы, в том числе свободу профессионального самоопределения, а координацию и обеспечение функционирование профориентационной деятельности выполняет в основном государство.

    Отдельно хочется остановиться на опыте Израиля. В Израиле даже выбор определенной школы может стать началом выбора будущей профессии. В большинстве средних школ введены курсы по профориентации. Работают профессионально-специализированные школы, перевод в которые происходит по результатам психологического тестирования. Также, с началом учебного года в школе проводится консультация специалистов и родителей по составлению индивидуального плана, где отмечаются все стороны формирования личности ребенка. Очень важным на мой взгляд,  является практика посещения школ родителей вместе с детьми (особенно с ОВЗ и РАС). Такие посещения облегчают социализацию ребенка в школе. По израильскому закону, дети, не посещающие школу, обязаны получить образование в вечерней школе со сроком обучения от 3х до 4х лет, да еще и с освоением какой-либо специальности.

    Большой интерес представляет собой специальная программа, разработанная в Швеции под названием «Куда шагать по жизненной лестнице». Программа комплексно охватывает все аспекты профориентационной работы, начиная с диагностики и заканчивая выбором профессии. В Швеции после 9-го класса ученики переходят в гимназию, где можно подготовиться к поступлению в вуз или получить первую профессию. Это тот самый момент, когда подростки делают свой первый профессиональный выбор. Можно поступить на академическую программу, чтобы продолжить обучение в университете, или на профессиональную, после которой можно сразу искать работу по выбранной специальности. Образование в гимназии бесплатное и длится 3 года. Ученики могут также добавлять в свою программу обучения дополнительные курсы по профессии.

Уже в 8-9 классах ученики шведской школы проходят стажировку на предприятиях своего города, по той специальности, которую они хотят попробовать. Обычно подростки сами ищут компанию, в которой хотят стажироваться. С этим нет никаких проблем, поскольку в Швеции это давно устоявшаяся традиция. Но если ребенок не смог самостоятельно найти место, ему помогает администрация школы. Причем никаких отчетов и экзаменов по итогу стажировки не предусмотрено. Это просто опыт, который высоко ценится юными шведами.  

   В шведских школах и гимназиях есть советники по профессии, в задачу которых входит проведение групповых и индивидуальных консультаций по профориентации.  Помимо стажировок обязательной частью является  консультации родителей и опекунов ребенка относительно его профессионального будущего, экскурсии в гимназии, университеты, на предприятия и рабочие места и ярмарки вакансий.

    Очень хотелось бы, чтобы российские школы переняли опыт Швеции в плане профориентации подростков.

     Основой государственной системы профориентации в Японии является Государственная служба обеспечения занятости (ГСОЗ), главной задачей которой является информационное обеспечение образовательных учреждений. Исследование рынка труда и составление к началу учебного года прогноза о спросе на рабочую силу. Разработка программ совместно с системой образования по подготовке учителей-профконсультантов. 

    В японских школах профориентация носит государственный характер и   профессиональная ориентация начинается в обязательной неполной средней школе за два года до выпускного 9-го класса. Япония предусматривает три формы профориентации. В школьных планах предусмотрены курсы по ознакомлению с миром профессий. Сотрудники ГСОЗ проводят групповые беседы, индивидуальную работу по профориентированию,  а также тестирование по профотбору для дальнейшей учебы или трудоустройства.

    Другой формой организации профориентационной работы в школах является совместное руководство директора школы и сотрудников ГСОЗ. Практическую работу по профориентации проводят школьные учителя-профсоветники. В школах имеются кабинеты, располагающие специальной литературой, фильмами и другими средствами информации.

   Третья форма профориентационной работы в Японии предусматривает ответственность ГСОЗ за профориентацию учащихся при условии, что администрацию школы ставят в известность о проведенной работе. Эта форма работы принята в ряде японских школ и в большинстве технических институтов и университетов. Японская система профориентации позволяет обучающимся практически стопроцентно выбрать профессии в соответствии с наклонностями и способностями.  

  1.  Профориентационная работа в России

    В России происходит бум профориентации. В последние годы помимо традиционных тестов, консультаций по выбору профессии и стажировок у нас становятся популярными экскурсии в компании, развивается менторство,   открываются отделы по профориентации и развитию карьеры при школах и университетах. В школы присылают приглашения посетить выставки, дни открытых дверей в университетах, пройти тренинги, тесты и т.д. Правда не всегда они хорошие и эффективные, некоторые проводятся просто «для галочки», и невозможно понять, какое из этих мероприятий будет полезным. Частные компании предлагают более широкий спектр услуг по профориентации, чем школа, начиная с тестов и заканчивая тематическими играми и индивидуальными консультациями с психологами. В школе тоже есть психолог, к которому можно обратиться, хотя и не все ребята знают о такой возможности.

 Поскольку в российской системе управления профориентацией единые требования к ее проведению и организации отсутствуют, каждая школа самостоятельно выбирает форму и способы профориентационной работы. В московских школах профориентационная работа проводится в основном педагогическим коллективом в рамках учебной и воспитательной работы – на классных часах, внеклассной работы (организация различных кружков и секций для учащихся) и внешкольной деятельности (профориентационные мероприятия разного рода). Помимо профдиагностики и профконкультации в московском регионе развивается и профинформация. Организуются масштабные профориентационные мероприятия с учащимися выпускных классов и родителями на уровне Департамента образования г. Москвы Наиболее известными проектами в Москве стали «Университетские субботы» и «Профессиональная среда», направленные на создание единого информационного пространства, объединяющее старшеклассников, родителей, преподавателей московских вузов и представителей бизнес структур. Следует отметить, что в области профинформации  Москва существенно отстает от западноевропейских стран и США, где эффективность профессионального самоопределения во многом обусловлена именно грамотной организации профессионального просвещения. Наиболее эффективными мероприятиями, способствующими профессиональному самоопределению, старшеклассники считают индивидуальную профессиональную консультацию, психологическую поддержку,  а также встречи со специалистами и с преподавателями вузов. Меньший эффект имеют: знакомство с различными профессиями, тематические экскурсии на предприятия и посещение ярмарки вакансий.

Заключение

  Сейчас в современных школах есть деление на профильные предметы, которые учащийся хочет углубленно изучать. Но только профильное деление, без каких-либо других профориентационных действий не может принести желаемых результатов. Была обнаружена такая закономерность: чем в стране выше ценятся профориентационные работы и больше времени и внимания им уделяется, тем страна более развита экономически (доход на душу населения) и культурно. Наше государство и общество не понимают или просто не хотят понять то, что всего лишь через 8-15 лет школьники, на которых никто не обращает внимания, придут работать на предприятия, в разные организации, госструктуры и т.д.  Именно эти дети будут строить будущее. Поэтому, заботясь о младшем поколении, старшее, как минимум, устраивает свое будущее.  В современном мире наивысшую ценность представляют высококвалифицированные специалисты, таким специалистом можно стать, если ты любишь свое дело, а, следовательно, готов трудиться и посвящать ему  много своего времени. А как подростки без помощи взрослых могут понять, чем им заниматься, какие сильные стороны у них есть, а на какие нужно обратить внимание? Это не так просто сделать, как кажется, а особенно одному без помощи других. Старшеклассники в школах России имеют более или менее конкретное представление лишь о 15-25 профессиях, в то время как во Франции, например, о 200-250 профессиях. Также довольно часто представления старшеклассников о специалистах, в которых нуждается государство, не совпадает с реальностью. Из-за этого рынок труда перенасыщен такими специалистами, как юристы и экономисты. Однако, несмотря на это, выпускники выбирают данные профессии, заранее зная, что дальнейшее трудоустройство будет сложным.                          

   Зарубежный опыт профориентационной деятельности представляется наиболее интересным, так как  позволяет выявить лучшие наработки в данной сфере и эффективно использовать их в отечественной системе подготовки учащейся молодежи к самостоятельной трудовой жизни. Особенно важно рассмотрение данного вопроса для московского региона, поскольку Москва - крупнейший мегаполис России, где можно реализовать передовой опыт профориентационной работы с молодежью. России было бы полезно перенять положительный опыт зарубежных коллег и переработать его в соответствии с российскими реалиями. В отличие от российского опыта проведения профориентации молодежи, в зарубежных странах эта работа носит системный характер, который выражается в государственном регулировании, в четком определении продолжительности профориентации и форм и методов ее проведения, а также в разработанных квалификационных требованиях к специалистам в этой области.

     В развитых государствах с новыми видами профессий начинают знакомиться уже в младших классах и в старших классах учащиеся уже знают, кем они хотят быть, причем предусмотрена возможность смены направления профессиональной подготовки.

     В развивающихся странах, напротив, отмечается менее гибкое отношение к неудачному выбору специальности молодым человеком.

    Самым основным в зарубежных странах с моей точки зрения с возможностью применения в нашей российской действительности являются непрерывно, длящиеся на протяжении всего школьного обучения, наблюдения за достижениями и склонностями детей, составление их портфолио и учет этих сведений при дальнейшем выборе профессии, а также получение профессионального консультирования.  

 

 

  Используемая литература

 

1. Н. В. Топешкина / Зарубежный опыт организации профориентационной работы в школе /Экономика в школе/    

2. Кузнецова Л.И./Профориентация в России и за рубежом  http://www.gocareera.ru/glossary/proforientaciya#axzz4aAjiC2DMGOCAREERA

3. Таточенко Е.В. / Исторические аспекты становления и развития профориентационной работы в России и за рубежом

4. Сивцева К. Н., Атласова А. Р. Проблемы профориентации студенческой молодежи в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 476–480. – URL: http://e- koncept.ru/2015/95380.htm

6. Нормативно-правовая документация по профориентации / Городской методический центр http://mosmetod.ru/  

7. Сибгатова К.И. Профориентационная работа в интегрированной системе «школа-колледж-предприятие», Казань, 2011.

8. Джафар-заде Д.А. Мотивационная обусловленность успешности личности в современных социальных условиях в процессе получения профессионального образования // Профессиональная ориентация. 2015. № 2. С. 3–10.

   

http://atlas100.ru/  Увлекательная платформа по профессиям будущего, какие пропадут, а какие появятся.

https://www.ucheba.ru/ Обучающие программы, университеты, стажировки, колледжи, тесты.

Потрясающая платформа: https://moeobrazovanie.ru/ здесь можно найти информацию о ВУЗах, профессиях, дополнительных занятиях, олимпиадах, поступлении, обучение за рубежом и т.д.

http://www.art-lichnost.ru/msk/ Центр развития детей и выбора профессий.

 

 

       

       

 

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа как способ развития коммуникативных компетенций учащихся на уроках французского языка.» Тема урока: «Мой друг»

Урок-обобщение по теме: «Мой друг».Представляю урок французского языка для начальной школы "В рамках новых ФГОС".Второй год обучения французскому языку....

Словарная работа как способ развития речи.

Здесь вы можете найти формы, методы и приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в 3 классе...

«Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала обучающихся на уроке русского языка»

Основное содержание инновационного опыта посвящено использованию на уроках русского языка передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно - ориентированной, проектной и ...

Воспитательная работа как способ развития творческих способностей

Воспитательные мероприятия наиболее благоприятная среда для развития творческих способностей учащихся, поскольку ребята имеют больше свободы действий и неограничены рамками учебного процесса...

Использование метода проектов в логопедической работе как способа развития коммуникативной функции речи детей-логопатов

Реализация проекта в условиях  специальной (коррекционной) школы  VIII вида сопряжена с определёнными трудностями, что обусловлено интеллектуальными и психофизическими особенностями обучающи...

Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся при изучении русского языка и литературы

Формирование всесторонне развитой личности, творческого потенциала учащихся. Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной с...