Семинар - практикум для педагогов " Речь развиваем - интеллект повышаем."
методическая разработка

Хазикова Оксана Валерьевна

Осознавая важность работы по развитию речи, необходимо строить процесс на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов , объединенных общими усилиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Семинар – практикум

                                 для педагогов

             « Речь развиваем – интеллект повышаем.»

Осознавая важность  работы с детьми по развитию речи необходимо строить процесс на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.

Цель семинара-практикума: Оказание помощи воспитателям в организации работы по речевому развитию на занятиях.

Задачи:

  • Развивать  творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования работы по речевому развитию воспитанников.
  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития.
  • Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
  • Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.

Структура проведения семинара-практикума

1. Организационный момент

2. Речевые игры на развитие зрительного восприятия, памяти, активизации речи и мышления

3. Заключительная часть. Итог

Организационная часть

Добрый день, уважаемые коллеги!

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Задание № 1. Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная)

С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:

В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили - старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку.
(открываем широко рот)

В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
А  с ними худые - лишь кожа да кости  (втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись - в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили  все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик! (втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем  за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем  - малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак - варенье  мы слижем! (кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!

На улице ждёт интересного и весёлого много!
Дед  для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим?  Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!

Вот из сарая индюшка пришла,
Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла! (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом)
Вот и сказке нашей подошёл конец,
Кто слушал «Молодец!»

Предлагаю поиграть в  речевые игры для активизации речи и мышления.

Речевые игры (для активизации речи и мышления).

Задание № 2. Игра «Кошка»

Отгадайте загадку:

Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная 
(кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Кошка бывает какая? ( прилагательные)

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

 Задание № 3 . Игра « Подскажи словечко»

Предложить педагогам по цепочке добавить слово, продолжить диалог:

  • Кошка мяукает, а воробей…
  • Соль в солонке, а масло…
  • У лошади хвост лошадиный, а у собаки..
  • У ребенка рука, а у куклы …
  • Медведь спит в берлоге, а волк…
  • У кошки котята, а у слонихи…
  • У собаки щенята, а у жирафа…..
  • Корова мычит, а собака…
  • Цыпленок желтый, а курица…
  • Курица кудахчет, а утка…
  • Заяц пушистый, а слон…
  • У коровы рога, а у козленка…
  • У голубя перья, а у лисы…
  • Воробей маленький, а орел…
  • У зайчихи зайчонок, а у индейки …
  • Клест – зимующая птица, а лебедь…
  • Олень – рогатый, а волк…
  • Воробей чирикает, а ворона…
  • Сокол летает, а страус…
  • У белки дупло, а у лисы...

Задание №4. Игра « Найди похожие по значению слова»

 Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.

  • Спички – синички,
  • Врач – мяч,
  • Значок – крючок,
  • Ключи – кирпичи,
  • Стол – пол,
  • Халат – салат,
  • Елка – иголка,
  • Белка – стрелка,
  • Зайцы – пальцы,
  • Яйцо – крыльцо,
  • Огурец – продавец,
  • Дворец – певец,
  • Пирог – творог,
  • Ворона – корона,
  • Топор – забор,
  • Нора – дыра.

Задание № 5. Физкультурная минутка

Ветер дует нам в лицо,

Взмахи руками перед лицом.

Закачалось деревцо.

Наклоны туловища слева направо, руки медленно опустить вниз.

 Ветерок все тише, тише,

Деревце всё выше, выше.

Руки поднять вверх, подняться на носках.

Задание № 6. «Чудесный мешочек»

Педагоги достают из «чудесного мешочка»  предметы , рассказывают о его использовании в работе с детьми.

Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, муляж овоща ( фрукта), карандаши, зубная щётка, мячик, конструктор, пирамидка.

Задание № 7. Cкороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звуков у детей..

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

На «Мячике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.

  • Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
    В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка 
    (раздраженно).
  • На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
  • Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
  • Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
  • Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
  • Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» 
    (спокойно)

Задание № 8. « Пословицы и поговорки»

 

Найти ошибку и исправить.

  • После драки много хромых (Храбрых).
  • Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
  • Пришел, увидел, купил (Победил).
  • У каждого своя голова на шее (Плечах).
  • Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
  • Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
  • На всякий урок (час) ума не напасешься.
  • Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
  • Испокон века телевизор (Книга) растит человека.

Задание № 9. «Объявление» (для активизации речи, мышления)

Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук

Например: на звук [К]

Куплю красивую кошечку.

Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.

Например: на звук [П]

Петя подарил Павлику пирамидку.

        

Задание № 9. «Фонематический слух»

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

  • Портфель я выронил из рук,
    Такой большой на ветке … 
    (жук)
  • Шел по лесу шустрый мишка,
    На него свалилась … (
    шишка)
  • Здесь в лесу есть злые звери,
    Запирайте на ночь … (
    двери)
  • Тише, Танечка, не плачь,
    Не утонет в речке 
    … (мяч)
  • Как-то вечером две мышки
    Унесли у Пети 
    … (книжки)
  • Не полезет Влад на ель
    У него в руках … (
    портфель)
  • «Я трудиться не привык!»
    Отвечает … 
    (грузовик)
  • Cобирали васильки
    у нас на голове … (
    венки)
  • Задание № 10. «Фонематическое восприятие»

  • Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

  • Игра: «Отвечай - не торопясь»

Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?

(рот, ром, рог, ров, род, рок).

3. Заключительная часть

Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-практикуме!

Приложение

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани
Часто мылся Ванечка

На реке поймали рака,
Из-за рака вышла драка!
Это Ромка - забияка,
Снова в реку бросил рака.

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убегал от Поли в поле.

Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

        

         

Список литературы

  1. Т.Б.Буденная. Логопедическая гимнастика Санкт-Петербург. «Детство – прогресс» 2001 год.
  2. М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2003 год.
  3. С.В.Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном-Пресс, Новая школа 1998 год.
  4. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб: Корона 2004 год.
  5. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Физкультурные минутки Москва ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак». 2004 год.
  6. Т.Е Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. Основы логопедии - Москва Просвещение 1989 год.
  7. Е.А.Алябьева. Психогимнастика в детском саду. Москва. 2003 год.
  8. Е.А.Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 ле.т Москва. 2005 год.
  9. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: И.Ц. Сфера, 2007.
  10. П.Деннисон, Г.Деннисон. Гимнастика для развития умственных возможностей «Брейн Джим» /перевод с английского А.В. Малушиной. М.: Изд-во Рос.откр. ун-та, 1992.
  11. Е.А.ДьяковаЛогопедический массаж. - М., 2004.
  12. Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.
  13.  В.В. Нищева.  Система коррекционной работы. - СПб.: Детство Пресс, 2001.
  14. Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
  15. Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов".

Исследование показало, что все люди время от времени испытывают нервное напряжение....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Упражнения и игры для развития речи детей 3-5 лет»

На семинаре-практикуме рассматривались теоритические и практические аспекты, способствующие  развитию речи детей: артикуляционная гимнастика,дыхательный упражнения и фонетическая ритмика...

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ :"Я говорю, играю или как развивать речь ребенка"

Семинар-практикум для воспитателей (младший и средний возраст)...

Речь развиваем – интеллект повышаем!

Речь развиваем – интеллект    повышаем!...