Методическая разработка на тему "ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ МЕЖДУ ПАРТНЕРАМИ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"
методическая разработка

Бабина Екатерина Александровна

Начиная работать с каждой группой, можно часто слышать фразу: «Я не хочу с ним/ с ней работать!». У учеников заранее сформировано предвзятое мнение о каждом из их будущих партнеров по какому-то набору принципов «крутого парня (девчонки)». Каждый из них одинаково хочет заниматься в театральной студии, но взаимодействовать друг с другом – упаси, боже!

Но ведь главным фактором плодотворной работы и уютной творческой среды является доверие между участниками коллектива. И первые полгода на занятиях мы занимаемся различными тренингами, чтобы снять зажимы как с тела, так и с разума.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plast_trening.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №188 с углубленным изучением МХК

ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ

МЕЖДУ ПАРТНЕРАМИ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Методические рекомендации

Бабина Екатерина Александровна,

педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №188

с углубленным изучением МХК

jbabin89@gmail.com

Санкт-Петербург

2021

Оглавление:

  1. Введение…………………………….. 3
  2. Тренинг:

2.1 Блок первый………………………….....4

2.2 Блок второй……………………………..6

2.3 Блок третий……………………………..7


Введение.

Каждый хоть раз в жизни слышал тезис «человек – существо биологическое и социальное». В отличие от человека, животными руководят только природные инстинкты. Человек же, как высшее звено эволюции, наделен следующими признаками:

  • Мышление и членораздельная речь;
  • Человек испытывает духовные, материальные, культурные потребности;
  • Он способен сформировывать мнение о ком- или чем-либо;
  • Человек обладает разумом.

Разумеется, данные факторы вывели общество на совершенно новый уровень жизни на земле. Однако порой «социальное» может с нами сыграть злую шутку. Начиная работать с каждой группой, можно часто слышать фразу: «Я не хочу с ним/ с ней работать!». У учеников заранее сформировано предвзятое мнение о каждом из их будущих партнеров по какому-то набору принципов «крутого парня (девчонки)». Каждый из них одинаково хочет заниматься в театральной студии, но взаимодействовать друг с другом – упаси, боже!

Но ведь главным фактором плодотворной работы и уютной творческой среды является доверие между участниками коллектива. И первые полгода на занятиях мы занимаемся различными тренингами, чтобы снять зажимы как с тела, так и с разума.


Тренинг.

Разработанный мною тренинг является совокупностью упражнений, с которыми я познакомилась на различных фестивалях и в институте, главной задачей которого является полное снятие социальных ярлыков с человека и установление доверия между партнерами на невербальном уровне. Животным никто не говорит «вот с этим тигренком дружи, он хороший» или «эта косуля выглядит странно». Они сами чувствуют, кто опасен, а кто нет. Животные, как и маленькие дети, не предвзяты к другим особям, они твердо знают, к кому можно будет подойти поближе. И в тренинге мы уходим от «социального» к «биологическому»: все упражнения происходят инстинктивно, в паре на каком-то энергетическом уровне выбирается доминант, и в абсолютной тишине дети учатся чувствовать, понимать и принимать друг друга. Тренинг состоит их трех основных частей, которые условно называются «знакомство», «чувство» и «принятие»

  1. Блок первый. «Знакомство».

Особенность данного блока состоит в том, что он абсолютно не тактильный. Дети должны довериться другому человеку взглядом, сблизиться с ним энергетически. Для начала ученикам предстоит найти партнера на все занятие. Это происходит двумя способами:

  1. Дети ходят в броуновском движении. Сначала они смотрят почти в пол, чтобы не встречаться глазами. Главная задача – не сталкиваться, чувствовать человека, проходящего рядом. По хлопку ребята останавливаются и поднимают глаза. Первый, с кем встретились взгляды – твой партнер. Потом все происходит заново, пока все не разобьются на пары.
  2. Группа встает в друг. На счет «три» им необходимо поднять глаза. С кем они встречаются взглядами, становятся их парой. Не обязательно смотреть строго прямо – можно немного в сторону.

Во втором случае важно, чтобы ребята, которые уже близко общаются не вставали напротив друг друга, чтобы в пары объединялись дети, которые не работали вместе.

Когда первое упражнение закончилось, мы переходим к следующему, которое называется «Не смешно!». Его суть заключается в том, чтобы ушел самый первый и самый сильный зажим – страх чужого человека. Все, что нужно сделать, это лишь встать напротив друг друга и минуту смотреть в глаза партнера, не рассмеявшись. Первые разы даются ученикам очень сложно: они не могут смотреть спокойно в глаза друг друга, поэтому организм защищается смехом. После того, как проходит первая волна напряжения и в кабинете воцаряется тишина, можно наблюдать, как спокойны дети, а звонкое напряжение между ними ушло. Когда я убедилась, что они смело смотрят друг другу в глаза, можно начинать следующее упражнение.

Следующим этапом этого блока является сближение. Упражнение, которое мы выполняем после так называемых «гляделок» называется «Я осторожно!». Задача упражнения: по очереди выполнить элементарные физические действия по отношению к своему партнеру (отряхнуть кофту, поправить волосы и т.д.). Самое главное, что все это происходит без единого прикосновения. Тем самым один ученик аккуратно входит в личное пространство другого.

Последнее упражнение этого блока называется «Теплообмен». Один ученик ставит руки на уровне живота перед собой ладонями вверх. Второй ставит свои руки над первым ладонями вниз, но друг друга они не касаются. Постепенно между ладоней образуется тепло – дети начинают медленно соединять свои ладони. Чем больше тепло и ближе руки, тем больше устанавливается доверие между учениками. Задание выполнено, когда ладони партнеров соединены. После выполнения этого упражнения мы переходим ко второй части тренинга.


2.2 Блок второй. «Чувство».

Упражнения второй части сосредоточены на легком тактильном взаимодействии между учениками. После первого блока мы делаем упражнение, чтобы снять некоторое напряжение, возникшее в парах после последнего задания. Я прошу учеников поболтаться, как медузы, продолжая держаться за руки. Так как они уже вошли в круг доверия друг друга, для них это упражнение кажется веселым, они включают свою фантазию и очень часто к пластике добавляют еще мимику. Благодаря этому упражнению ученики понимают, с какой силой может действовать их партнер, насколько он может быть плавным или наоборот «ломанным». И тем самым подстраиваются друг под друга.

Далее следует упражнение «Импульс». Партнеры встают напротив друг друга, выбирают, кто из них будет первым, а кто вторым. Первый дает легкий толчок в любую точку тела своего партнера, от которого идет импульс: если первый коснулся руки второго, то рука начинает плавно двигаться по траектории, которую задает точка, которой коснулся первый партнер. В этом упражнении задачей первого является вовремя коснуться другой точки, чтобы сменить траекторию, и его партнер не чувствовал дискомфорта, а задача второго заключается лишь в полном доверии по отношению к первому. Человек, от чьего тела идет импульс закрывает глаза. Спустя пару минут партнеры меняются местами.

Следующее упражнение называется «Давай вместе!» и его основной задачей является синхронизация движений пары: дается какое-либо физическое действие (напилить дрова, выжать постиранный пододеяльник и т.д.) и на ПФД* ребята должны его выполнить. Чтобы ребятам было легче, они должны четко представлять, какого размера и объема предметы у них в руках, какое расстояние между самими партнерами. Для этого им необходим в первую очередь сильнейший зрительный контакт, чтобы с лёгкостью справиться с поставленной перед ними задачей.

(*ПФД – память физических действий)


2.3 Блок третий. «Принятие».

Третью часть тренинга также можно называть тактильной, потому что в ней всего два упражнения, но физическое взаимодействие достаточно сильное.

Первое упражнение достаточно известное – «Скульптор и глина» или же в другой вариации оно называется «Пластилин». Партнеры снова считаются на первого и второго между собой. Первый становится сначала скульптором, а второй – глиной. Ученикам дается тема лепки и они начинают лепить из своей глины скульптуру. Важно не просто поднять руку наверх или шепнуть, как встать, а именно вылепить из своего партнера фигуру, подробно прорабатывая каждую деталь своего творения. Когда скульптура готова, ребята меняются ролями – теперь первый становится глиной. Таким образом ребята меняются три раза, чтобы каждый дважды был и скульптором, и глиной. Тема лепки, соответственно, также меняется каждый раз.

Последнее упражнение данного тренинга – «Напарник». После предыдущего задания дети совсем перестают бояться друг друга и становятся настоящей парой, готовой к совместной работе. Они встают плечом к плечу друг к другу и берутся за руки. Каждой паре учеников раздается лист бумаги с маленькой коробочкой и лентой или же только лист:

  • Задачей партнеров является упаковать подарок свободными руками;
  • Задачей партнеров является сделать самолетик/ кораблик или любую другу фигуру.

Результат данного упражнения показывает детям, как от чужих и нежелающих работать вместе учеников они стали настоящими партнерами, готовыми совместно и бесконфликтно работать друг с другом. После проведения такого тренинга внутри группы у ребят нет острых отношений между собой, работа становится плодотворной, а главное – приятной для всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по психологии Тренинг на тему: "Отношение к жизни? Позитивное!"

Цель тренинга: дать  педагогам представление о психологическом здоровье и приемах эффективного общения....

Методическая разработка на тему «Формирование нравственно-эстетического вкуса обучающихся посредством работы с природным материалом»

Разработка была удостоена звания призера на городском конкурсе методических материалов "Секрет успеха" и содержит план-конспект занятия для учреждений дополнительного образования по направле...

Методическая разработка "Развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков"

В данной разработке представлен материал по изучению современного педагогического опыта в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания произведений композиторов-рома...

Методическая разработка с элементами тренинга для воспитателей и педагогов

         Программа «С радостью к себе и окружающим» предназначена для педагогов     и рассчитана на один учебный год. Проводится социальным педагого...

Методическая разработка "Развитие познавательной активности на уроках русского языка посредством ИКТ"

Методическая разработка содержит следующие вопросы по данной теме:Теоретические аспекты развития познавательного интереса у учеников основной школы на уроках русского языка с использованием ИКТ.1.1. И...

Методические разработки к семинару-тренингу «Психоэмоциональная разгрузка педагогов как средство устранения синдрома сгорания».

Семинар-тренинг для педагогов ЗелАО "Психоэмоциональная разгрузка педагогов как средство устранения синдрома сгорания."...

Методическая разработка с элементами тренинга «Педагогическая толерантность как профессионально важное качество личности учителя»

Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает адекватное восприятие партнера по взаимодействию, что повышает эффективность профессиональной деятельности учителя и  уровень образовател...