Проектная деятельность обучающихся
проект

В связи с требованиями ФГОС каждый обучающийся должен представить индивидуальный проект. Здесь предложены тезисы выступлений учеников по проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_npk.docx55.11 КБ

Предварительный просмотр:

Для НПК (секция  «Литературные проекты»)

  1. Ермолаева Аполлинария, 10а - волонтёрство

Ответственность актуальна во все времена

(очерк)

           Знаменитый русский прозаик и поэт Фазиль Искандер сказал: «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». Давайте же сначала определимся с этимологией слова «ответственность».  А происходит оно от прилагательного «ответственный», которое соответственно - от существительного «ответ».  Значит, ответственный человек всегда в ответе за свои поступки.

       А вы когда-нибудь задумывались над тем, что значит нести ответ?     

          В начальных классах мы изучали сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», и многие мысли автора мне были непонятны. Так, например, я не до конца осознавала значение  фразы «Мы в ответе за тех, кого приручили». Почему я должна быть в ответе за кого-то? Пусть они сами за себя отвечают! И только став старше,  я начала понимать, что нести ответственность - это отвечать за свои слова, действия, поступки, принятые решения. И свою ответственность ты ни на кого переложить не можешь, она только твоя, личная. А вот объектом ответственности может быть кто и что угодно: другие люди, животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности.

            Вы знаете, что 2018 год объявлен в нашей стране годом волонтёра. Волонтёры - это люди, которые безвозмездно готовы помогать обществу, государству и всем нуждающимся. Они готовы нести ответственность не только за себя, но и за своих подопечных.

            Весной этого года я участвовала в волонтёрском движении «Ангел-подорожник». Наша  группа посещала с концертной программой детские дома и приюты. Мы выступали, общались с детьми, угощали их сладостями, учили новым играм, песням и просто дарили детям радость, счастье и доброту.

            В одном из приютов мы познакомились с девочкой Лизой, почти ровесницей. Она захотела продолжить общение с нами в социальных сетях, и мы обменялись контактами. И вот тут начались сложности…  Девочке было очень одиноко в приюте, ей не хватало общения, и она обрушила всю себя на нас. Особенно на  меня, так как увидела во мне подругу, и на одного парня, в которого, судя по всему, влюбилась. Нашей волонтёрской группе было жалко Лизу, но её общение становилось всё более назойливым.  Она писала нам каждый день, даже во время учебы, когда отвечать было некогда.  Я изо всех сил пыталась не оставлять без внимания девочку, ведь понимала её чувства. А вот мальчик, который ей понравился и сначала дал ей надежду на что-то большее,  просто игнорировал её, а позже заблокировал во всех социальных сетях и сменил номер телефона. Лиза долго мучилась из-за этого, пыталась найти способ заново начать общение, но всё было тщетно. А ведь у детей из приюта очень часто бывает слабая психика, и неизвестно, до чего могут довести оставленные без решения проблемы.

       Не кажется ли Вам, что поступок молодого человека является примером безответственности? Ведь  волонтёры берут на себя ответственность за подопечных. Если мы даём детям свои контакты, то автоматически соглашаемся на то, чтобы поддерживать с ними общение. Не стоит давать людям надежду на будущее и обещания, если не можешь их сдержать.

           Как Вы думаете, об ответственности нужно говорить только сейчас, в начале 21 века? Только сейчас  мы видим на улицах бомжей, плохо выглядевших инвалидов у храмов,  людей бродящих, скорее всего, потерявших память? Только сейчас нужно говорить о волонтёрстве, потому что 2018 год объявлен годом волонтёра?

           Вспомним героя пьесы Александра Николаевича Островского «Бесприданница» - Сергея Сергеевича  Паратова. «Блестящий» барин даёт ложные надежды Ларисе Дмитриевне Огудаловой,  в него влюблённой. Он нагло использует её для того, чтобы потешить себя, но  девушка не замечает этого. Она, надеясь, что Паратов женится на ней, бросает своего жениха, но Сергей Сергеевич обручён, о чем Лариса Дмитриевна и не догадывается.  Он воспользовался девушкой, но не взял на себя вину за возникшие последствия. Это крайне безответственный поступок. Купец не вызывает у меня никаких эмоций, кроме отвращения.

           В литературе существует множество примеров ответственных за свои дела и поступки людей. Подтверждение тому -  образ профессора Филиппа Филипповича Преображенского из повести «Собачье сердце» знаменитого русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова. Филипп Филиппович совершил операцию по пересадке собаке человеческих гипофиза и семенников. Осознав всю провальность своего эксперимента (пёс принял человеческий образ, но стал пьяницей и грубияном подобно донору пересаженных органов), профессор Преображенский решил провести обратную операцию, чтобы результат его опыта не приносил вреда всем окружающим людям. Учёный понимает, что ответственность за свой неудавшийся эксперимент, в конечном счете, несёт он.

           Примером истинной доброты, самопожертвования и невероятной ответственности за других является Елизавета Глинка – врач-реаниматолог, филантроп, общественный деятель и правозащитник. Она была альтруистом, чудом,  человеком не слов, а действий. Доктор Лиза, так называли ее простые люди, не боялась брать на себя ответственность за обездоленных, безнадёжно больных и одиноких людей, на что не всегда решится даже самый сильный и отважный мужчина. Старалась всем оказать посильную помощь. Для меня Елизавета Глинка – идеал ответственности, надёжности и сострадания, для которой  волонтёрство было не работой, а призванием, смыслом жизни. Начинающие добровольцы-помощники могут равняться на жизненные устои Елизаветы Глинки.

            Заключение австрийского философа и экономиста Фридриха Августа фон Хайека ещё глубже убеждает нас о выше сказанном: «Вне сферы личной ответственности нет ни добра, ни зла, ни возможности проявить свои высокие моральные качества, ни шансов доказать силу своих убеждений, жертвуя собственными желаниями ради того, что считаешь правильным. Только когда мы сами несём ответственность за свои интересы и свободны принести их в жертву по собственной воле, наше решение имеет моральную ценность».

  1. Сунагатуллина Наиля, 10а – о матери

Письмо  маме

          Здравствуй, любимая моя, дорогая. Я не только с тобой здороваюсь, но и желаю тебе здравствовать.  

           За окном тихо падает снег, а по радио звучит:

 В этот вьюжный неласковый вечер,

 Когда снежная мгла вдоль дорог,

 Ты накинь, дорогая, на плечи

 Оренбургский пуховый платок

           …Уфа…  Квартира  очень старая, в  сталинской двухэтажке  по улице Мира. Ты, мама, не работаешь,  отец - преподаватель в исламском институте «Ля-ля Тюльпан». Наша квартира находится в десяти минутах ходьбы от института. Отец возвращается домой  поздно вечером, когда я уже сплю… В зимние вечера мы с тобой сидим у телевизора и ждём отца. В квартире холодно. Ты сидишь в глубоком кресле, на плечах у тебя тёплая шаль, а я  у  тебя на коленях,  обнимаю за шею.

            Если свернуться калачиком, то в мамину шаль можно укутаться с головой. Нежный пух лезет в нос, щекочет веки, зато тепло и уютно. Наверное, так же хорошо котятам под брюшком у кошки. Охранит и защитит. Надёжно… Спокойно… Ребёнком я в этой нежности и надёжности проваливалась в глубокий сон, и меня, уже спящей и ничего не слышащей, укутанной в мамину пуховую шаль, переносили из кресла перед телевизором – в постель.  Утром я всё забывала спросить: «Как это я оказалась в своей постели? В своей комнате?»

           … Сейчас двухэтажки снесли, вместо них – современные благоустроенные высотки. Я помню, как ты каждую субботу подставляла табуретку к огромному, как мамонт, шифоньеру, доставала шаль, аккуратно завернутую в пакет. Это была большая и очень пушистая шаль, которую связала бабушка. Пряжа  из  козьего пуха, его где-то заказывали. Перед тем, как совершить покупку, женщины долго обсуждали достоинства разных видов пуха, сравнивали цены (это по твоим рассказам я помню).  Теперь-то я понимаю, что это была, видимо, очень дорогая для тебя вещь. Ты берегла  её, брала особую массажную щётку, которой, кроме тебя, никто в доме не имел права пользоваться,  бережно расчёсывала шаль, а та становилась ещё более пушистой, ворсинки поднимались и стояли, пошевеливаясь, как живые. А когда ты шаль сворачивала, то получался большой кот, вздыхающий во сне. Ты  бережно вытаскивала из щётки пушинки и складывала их в отдельный мешочек, который хранился там же, в шифоньере. Приходила бабушка,  и мы отдавали мешочек ей: бабушка добавляла пух к шерсти, из которой вязала шапочки и шарфики.

           Прошли годы. Когда я делаю уроки,  накидываю теперь уже  старую мамину шаль на свои плечи. Сразу  так тепло, сладостно, как будто ты меня обняла сзади. Я чувствую твою поддержку и заботу. Понимаю, что к своим детям буду относиться так же, как ты ко мне, не зря же об этом писал в своём стихотворении Виктор Боков:

Чтобы ты в эту ночь не скорбела,

Прогоню от окошка пургу.

Сколько б я тебя, мать, ни жалела,

Всё равно пред тобой я в долгу!  

           Спасибо, родная, за теплоту сердца, теплоту души. А тёплую шаль постараюсь хранить как можно дольше, ведь она – кусочек моего незабываемого детства с прекрасным образом любимой мамочки.

  1. Князева Дарья, 9б – о матери

Слово о матери

(стихотворение в прозе)

            Позвоните матери! Возьмите телефон и скажите, как сильно Вы её любите! Жизнь - это бесконечный водоворот событий, перемен и страстей. Мы слепо мечемся по порочному кругу привычной рутины и совершенно забываем о том, что времени, власть которого безгранична, с каждым днём остается всё меньше и меньше. Меньше для самого близкого человека.

           Моя мама больна. Она плохо ходит и вечно плачет по пустякам. Я люблю ее, хотя и редко, к большому сожалению, говорю это.

           Моя мама слабая женщина. Ей не повезло с браком. Ей часто не везёт. Тем не менее, она для меня пример того, как человек может отпустить своё прошлое и жить сегодняшним днём. Мы редко ссоримся, и то по мелочам, и в шутку. Никогда не могла понять своих знакомых, когда они рассказывают о серьёзных разногласиях между ними и их матерями. Правда говорится, «всё мирское – суета».

           Моя мама необыкновенная женщина. Она способна долго рассуждать о Боге, о людях, о простых повседневных вещах. Много видишь - меньше замечаешь. Мама очень невнимательна и забывчива. Отчасти эта черта характера передалась и мне. Переходя в пространные рассуждения о высоком, легко пропускаешь момент закипания супа.  

           Однажды зимой, лет пять назад, когда наша семья ещё держала собаку, мы вместе пошли на прогулку подышать свежим воздухом. Стоял жуткий мороз. Снег искрился на солнце и громко скрипел под ногами. В ту зиму его было много. Один из сугробов на заднем дворе возвышался на два метра. Десятилетней мне, ещё не потерявшей веру в чудеса и видевшей волшебное  даже в самом обыкновенном, белые горы напоминали своды белокаменного средневекового замка. Весёлая овчарка резво бегала по  белоснежному ковру, упиваясь свободой, лаяла и игриво фыркала, ластясь под руки. Мы кидали ей палочку, наблюдая за неуклюжими движениями собаки по оледеневшей дорожке. Было хорошо. Было детство…

           Сейчас я с тревогой смотрю в будущее. В будущее, в котором, окончив школу, я уезжаю учиться в другой город. Родные, шутя, говорят, что поедут следом.  

           Взрослая жизнь полна ответственности. Улетая из родительского гнезда, каждый ожидает успеха и счастья, но нередко эти ожидания рассыпаются под натиском реальности, где выживает только сильнейший, где либо съешь ты, либо съедят тебя. «Хочешь жить - умей вертеться».

             Человек, как существо, далеко не вечен. Каждый прожитый день - это бесценный подарок судьбы. Как жаль, что многие тратят его на бессмысленную болтовню, сплетни и ругань. Оглянитесь назад, может быть, вы что-то упустили? Может быть, объятия матери, её теплые, наполненные заботой слова, - это и есть ответ?

             Как бы мы ни хотели, время не повернуть вспять. Но только простив себя, только отпустив былое, можно смело двигаться вперед. Важно научиться видеть мир глазами ребёнка, сердцем взрослого и душой старика. Отвлекитесь от дел, позвоните маме и скажите, как сильно Вы её любите!

  1. Сунагатуллина Наиля, 10а – гордость за Россию

 «Родителям, желающим воспитать ребёнка-лидера»

(письмо)

Здравствуйте, многоуважаемые родители!

           Многих, наверно,  интересует вопрос, как из маленького неуверенного ребёнка, который путает два языка и плохо произносит несколько букв, может вырасти  прекрасная личность, доказательно выступающая  публично и  мечтающая  стать если не великим экономистом и оратором, то хотя бы благополучным человеком? Эта исповедь не бахвальство и не высокомерие девочки из небольшого городка  в Башкирии,  а только рассказ о том, как важно человеку понять, что он личность,  неповторимая индивидуальность и  самое прекрасное творение природы, причём, три последних определения ребёнка напрямую относятся к достижениям в российской педагогике и образовании.

          … Когда моей маме было 14 лет, в нашем городе Нефтекамске открыли женскую гимназию. Мама была очень скромной и застенчивой и постеснялась пойти на приёмные экзамены, считая, что не пройдёт конкурс. Окончив одиннадцатый класс, она поступила в  машиностроительный техникум. Среди маминых одногруппниц  были выпускницы гимназии, и они разительно отличались от обычных школьниц раскованностью,  коммуникабельностью, грамотностью и отличным владением английского языка.  Мама решила: «Если у меня родится дочка, то я обязательно отдам её учиться в гимназию».

           … Я родилась 30 марта 2002 года в Уфе. В день, когда мне был один год (по рассказам моей матери), мы с мамой ехали в автобусе, я - на коленках у мамы. Рядом сидел пожилой мужчина и  в разговоре заметил:

 - А знаете, почему среди евреев нет дворников и сторожей, а только врачи, адвокаты, инженеры, учителя?

 - Нет, не знаю. Но очень интересно, почему?

 - Они никогда не ругают своих детей. А обращаются к ним с такими словами: «ты будущий ученый», «будущий доктор наук», «президент», «талантливый музыкант». Запомни, дочка, ты мать! И называй своего ребёнка самыми лучшими словами. Если сердишься на дочку, никогда не говори: «Ты неудачница, ничего у тебя не получится, будешь работать дворником либо охранником, больше тебя никуда не возьмут».

           … С самого детства я слышала  от мамочки в свой адрес: « Я люблю тебя, ты  наилучшая, самая умная, в тебе уникальный потенциал человечества. Ты будешь самым великим человеком!»

          Мне ещё не исполнилось  и  трёх лет, а  родители уже отдали меня в школу раннего развития в Шакше, микрорайон Уфы. Я училась постоянно то в школе, то на курсах по четыре часа в день. По возвращении домой  мне покупали познавательные журналы: «Научи меня, мама», «Сказки всего мира»,  «История с Волли».  Я рассматривала картинки, а затем мама, обняв меня, читала эти журналы, вместе выполняли различные задания, отгадывали ребусы и изучали предметы. Мама полностью была занята моим воспитанием, работал только отец. Позже учителя всегда говорили: «Ребёнок должен уметь правильно излагать свои мысли. Ведь ни один человек не может заглянуть в голову малыша. Преподаватель может вынести заключение, только выслушав правильную речь».  

            В три года я путала русский и татарский язык, посмотрев на картинку, могла сказать: «Мальчик китаб у к ы й» или « тычкан боится кошек». Услышав такие фразы, педагоги сделали нам замечание: «Если хотите учиться хорошо, обучайте ребёнка только одному языку».  Чтобы пополнить словарный запас,  мы с мамой посещали магазины,  где мама объявляла: «Это отдел посуды. Это молочник…  салфетница…  чашки… блюдца…»  И так в каждом отделе. Я не выговаривала несколько букв, и речь была совсем смешной. По четыре часа в неделю я занималась с логопедом, но так и не научилась  произносить  «Р», «З», «Щ».  Я всё  понимала, писала, но не могла произнести, и это была для меня большая проблема.

          Товарищи родители, вы поняли, что я обычный ребёнок с обычной российской биографией!

          В 6 лет мы переехали в Нефтекамск (к сожалению, мои родители развелись). Мы с мамой ходили в ЦРТДиЮ, где я научилась красиво рисовать и работать с глиной и гипсом, а ещё посещала прекрасного  логопеда Фитеву Ольгу Михайловну. Правильно подобранная индивидуальная методика  обычному педагогу в обычном центре развития детей позволила поставить мне все звуки за несколько занятий. Я так была рада, что могу свободно, без ошибок говорить. Скорее всего, это был первый прорыв в моём российском образовании.

           В семь лет я поступила в женскую гимназию, которая в 2002-ом стала просто Гимназией Первой. Отбор среди детей был очень высоким: на одно место претендовало до 8 человек. Когда повесили списки будущих первоклассников,  мама плакала от счастья, что дочь была среди лучших. Я смотрела в её счастливые глаза и говорила: «Как ты могла во мне сомневаться?»

          Моя первая учительница Копысова Ольга Александровна любила своих

 учениц как собственных детей и всегда говорила нам: «Вы должны

 улавливать информацию с одного раза, не думайте, что кто-то вам повторно

 преподнесёт её». Родителей на собрании предупреждала, чтобы они только

 один раз озвучивали просьбу и не повторяли несколько раз подряд. Она

 развивала в нас внимание, память, любознательность и эрудицию, чем очень

 помогла мне в жизни. С первого дня она вложила в наши головы, что нужно

 участвовать в  олимпиадах и собирать портфолио  из дипломов и грамот, в

 первую очередь, для себя, а не для кого-то, чтобы видеть, где ты выглядишь

 лучшей, а где ещё нужно поработать. Уже с первого класса мы участвовали

 в «Гагаринской олимпиаде».  Как было страшно и волнительно, когда в

 семьях по выходным решали «Медвежонка», «Кенгуру», «Леонардо»,  «Экологическую олимпиаду». Ольга Александровна просила нас декламировать стихи перед всем классом с выражением, с действиями и  реквизитами. Мы перестали бояться выступать перед классом. Мои  выступления класс провожал бурными аплодисментами. Это так здорово видеть свой успех! Хотя я  оставалась чуть-чуть зажатой и боялась  публичных выступлений, но была твёрдо убеждена в том, что у меня лучший  первый учитель. Главные навыки позиционирования себя как человека я приобрела у самого лучшего, первого учителя  в самой лучшей школе! И это  второй, большой шаг в моём начальном, российском образовании.

            В пятом классе моя любимая учительница Наталья  Сергеевна предложила участвовать в гимназической научно-практической  конференции. Я согласилась. По теме «Смысловое содержание драгоценностей в русских народных сказках» с  Натальей Сергеевной и  мамой мы  исследования огромный материал. Мой педагог по русскому языку и литературе долго сортировала всё набранное. Но, как говорят,  «первый блин комом». Материал был прекрасный, но от волнения я половину  текста  забыла и  начала кашлять. Комиссия рассмотрела мою работу. Интегрированное исследование было отличным, но оратор  оказался никудышным. И всё-таки комиссия выдвинула меня на городскую научно-практическую конференцию. Я так боялась: выучила текст наизусть, повторяла его всем домашним, близким и знакомым, повторяла, глядя на себя в зеркало, засекая время – так требовала Наталья Сергеевна. Все слушали.  Может, посторонним  было и неинтересно, но все терпели мои репетиции. Мама сшила макеты атрибутов царской власти: шапку Мономаха,

скипетр и державу. Настал день выступления. Судьи научно-практической конференции - педагоги из разных школ, филиала БГУ, лучшие ораторы из Нефтекамска. И вот моя очередь…  Я выступаю...  Всё ! Это победа! Без запинки и кашля от волнений, без дрожи в руках. Я первая в городе! Наталья Сергеевна тут же  предложила: « А давай,  Наиля,  на республиканскую конференцию в Стерлитамак!» А почему бы и нет?!  И вот 7 марта 2014 год я заняла третье место в республиканской НПК «Ломоносовские чтения» да ещё опубликовала свой проект…

            Представьте, уважаемые родители, у всех ли в 12-тилетнем возрасте  есть публикация? Сделать это меня убедила Наталья Сергеевна. Хотя она заслуженная-перезаслуженная в Башкирии и России, но для нас-то, гимназистов, это обычный учитель в обычной гимназии.

            Я стала расти как личность. И до сих пор расту. Задаю вопрос: «Кем же мне стать по профессии?»   Лечить - нет,  не моё. Преподавать – тоже не моё. Быть инженером - тоже нет. Меня интересуют экономика и финансы. Или быть юристом или адвокатом? Вот дилемма. Похоже,  мои направления - обществознание и хорошее знание русского языка.

            С пятого класса я участвую в интерактивной олимпиаде «Покори Воробьёвы горы».  Призёр  только по обществознанию. В шестом - в НПК по литературе  мой проект «Драгоценности в башкирском эпосе» стал победителем в городе и в республике, опять публикуюсь, но только в «Совёнке». В  седьмом - член Гимназической Думы и призёр  олимпиады, организованной Центральным Банком  России. Меня не взяли в финал, так как я слишком маленькая. В восьмом -  Президент гимназии. Это очень ответственно. Понимаешь, что на тебе лежит большой груз ответственности за гимназию,  и ты представляешь лицо Гимназии Первой перед  президентами других учебных заведений. Это постоянные выступления и конференции и активная общественная деятельность. В восьмом классе меня впервые пригласили в Москву в финал олимпиады,  организованной ЦБ России. Именно на этом мероприятиия и приобрела бесценные знания по экономике и финансам. В девятом - в «Артеке», самом лучшем учебно-оздоровительном лагере РФ, мечте любого россиянина. В президентском проекте «Ломоносовский обоз» я посетила промышленные города и производства Урала и Сибири,  увидела воочию самые передовые проекты в промышленности и робототехнике, узнала о цифровой экономике, познакомилась с перспективными профессиями.

           Дорогие родители, обратите внимание на то, что результаты в  олимпиадном движении вносятся в Единую базу данных РБ и РФ, и узы, и  организаторы различных мероприятий на государственном уровне  отслеживают показатели активных учащихся, что обеспечивает дальнейшие  интересные предложения участия Ваших детей в различных областях  знаний.

            Сейчас я десятиклассница, начало учебного года встретила  в «Артеке», где  по-новому открыла  горизонты этого замечательного места. Дважды побывать в «Артеке» удаётся не каждому. Что для этого нужно, спросите Вы? Нужно вместе с родителями учиться, расширять свой кругозор и не останавливаться на достигнутом. В летние каникулы читать книги, предложенные учителем, решать олимпиадные задания. Если необходимо, педагоги и учителя Вам и вашим детям всегда укажут нужное направление развития. Если родители, желающие воспитать ребёнка-лидера, прислушаются к моей исповеди, я гарантирую Вам победу! В России все условия для саморазвития созданы. И последнее: в День Учителя я, по предложению Наталья Сергеевны,  участвовала в акции «Подари знания» - рассказывала подросткам о своём опыте участия в общественной жизни гимназии, города, республики и России. Я горжусь, что рождена в России.

  1. Галлямова Алсу, 10б

 Я и книга

Каждый год мы отмечаем юбилеи книг. Некоторые произведения играют огромную роль для нас, учат чему-то. Возраст книги делает её ещё более привлекательной, потому что она уже проверена временем.  

          Сейчас передо мной стоит непростая задача - рассказать вам о своей любимой сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943 г.). И ведь мне нужно не просто поделиться своими мыслями насчёт этого произведения, но также объяснить, почему я считаю, что некоторые книги, как эта, имеют необычную судьбу и никогда не выходят из моды. Стоит добавить, что хоть это и сказка, но с каждым годом я всё больше и больше понимаю  глубину идей автора, а вместе с этим осознаю всю трагичность данного произведения.

Сказка построена на общении потерпевшего крушение пилота с загадочным мальчиком – Маленьким принцем. «Ну и что тут особенного?» - возможно, кто-то из вас именно так сейчас подумал. Но в этом-то и дело. Взрослые не горят желанием общаться с детьми, да ещё и незнакомыми? Чем старше человек, тем меньше заинтересован он в детских размышлениях: «Задав какой-нибудь вопрос, Маленький принц уже не отступался, пока не получал ответа. Неподатливый болт выводил меня из терпенья, и я ответил наобум».

          Маленький принц  рассказывал о взрослых людях с разных планет. Удивительно, но когда я читала эту сказку в первый раз, мне казалось невероятным, что Экзюпери смог мастерски придумать настолько нелепых персонажей! К сожалению, чем старше я становлюсь, тем больше нахожу в окружающих меня людях отголоски «повадок» героев сказки. Взять, например, короля, которому кажется, что он владеет звёздами: «Он не знал, что короли смотрят на мир очень упрощённо: для них все люди – подданные». Среди моих знакомых есть множество людей, которые также «надели» корону себе на голову. Все они имеют огромный минус - эгоцентризм. С ними можно общаться лишь до поры  до времени.  

           Мне запомнился мужчина, который пьёт, чтобы забыться от  голоса совести. Как бы странно это ни было, но такое  существует: «На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело».

           Взрослые люди -  сложные существа, которые пытаются придумать непонятные планы для достижения простейших целей. Сказка лишь намекает на это явление: «Взрослые прыгают по верхам, не вникая в суть процессов. Детям утомительно и долго растолковывать взрослым элементарную суть бытия».

           Отличительная черта  сюжета сказки «Маленький принц»  - простое и даже невинное изложение жизненных ситуаций. Наверное, потому что дети видят вещи такими, какие они есть. Малыши не умеют лгать: «Он не ответил ни на один мой вопрос, но ведь когда краснеешь, это значит «да», не так ли»? Ребята подмечают правду, о которой взрослые даже не догадывались: «Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму», а самое главное – готовы принять на себя ответственность за любимых: «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили».

Получается, что дети принимают мир таким, какой он есть? Да, именно. Они не замечают сложностей, которые приходят лишь на ум взрослых людей, не зациклены на себе, проявляют заботу. Но что же происходит потом? Ответ примитивен: взросление. С годами люди забывают о своем детстве, о своей прежней наивности, считая, что этот мир слишком сложно устроен: «С шести лет я отказался от блестящей карьеры художника…  Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на лётчика».

Каков же характер книги «Маленький принц»? Каково её значение? Почему я вновь и вновь возвращаюсь к ней, открывая новые стороны? Может быть, всё потому, что я взрослею? Эта сказка остаётся позитивной, несмотря на множество поднятых проблем в ней. А главное, она легко читается. Иногда мне просто нужно отвлечься от проблем, окунуться в совершенно другую атмосферу. Эта книга является неким порталом для меня. И странно, ведь столько времени прошло с момента создания произведения, а оно всё так же актуально. Наверное, Лев Толстой был всё же прав, сказав, что, несмотря на смену поколений и новые изобретения, люди остаются такими же. Значит, через много-много лет взрослые по-прежнему будут нуждаться в этой «простодушной» сказке.

         А вот и совет всем взрослым людям: никогда не забывайте о своих детских мечтах. Неважно, сколько вам сейчас лет! Научиться кататься на коньках или же поплавать с дельфинами никогда не поздно. Не прислушивайтесь к мнению окружающих, тем более других взрослых. Жизнь дана нам лишь раз, и гоняться за чем-то незначительным, отказываясь от порывов души, как минимум глупо.

  1. Князева Дарья, 9б

Дикий мир

(По повести В. П. Астафьева «Людочка»)

(рецензия)

           

            Испокон веков поэты и писатели, художники и музыканты воспевали неповторимую природу России. Ею восхищались, наказывая беречь родной край, перед ней благоговели, ужасаясь мощи стихии. Каждая эпоха превозносила природу-мать по-разному.  Древние славяне обожествляли  ветер, гром и молнию, в то время как вольнодумцы восемнадцатого века развивали проблему злоупотребления человеком благами, данными ему землёй.

           Двадцатый  век - век перемен. Одни идеологии уничтожались другими, сменялся общественный строй. В погоне за лучшей жизнью люди не успевали оглядываться по сторонам, пребывая в блаженном неведении о трагедии, развернувшейся у них в городах, деревнях и домах. Но мудрость гласит «Нельзя приготовить омлет, не разбив парочку яиц».

          Вышеназванную проблему затронул в повести «Людочка» Виктор Петрович Астафьев - выдающийся советский и российский писатель, драматург и эссеист.  Маленький сибиряк очень рано потерял родителей и к десяти годам оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании, однако после серьёзного проступка в школе получил направление в детский дом. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы» и « За победу над Германией». Из биографической справки видно, что В. Астафьев ещё ребёнком перешёл через многие невзгоды, включая самую страшную - людское безразличие.  Тяготы простых людей красной нитью проходят через его работы. Рассказ «Людочка» один из самых, на мой взгляд, запоминающихся примеров.

«Людочка» была написана в 1987году.

           История повести начинается в одной из угасающих деревень. Колхозники отправляются на заработки в большие города и районные центры. Земля теряет своих детей.  Так и девочка  Людочка уезжает от матери в поисках лучшей жизни. Поначалу автор не даёт никаких описаний деревни - читатели сами составляют знакомый, но немного постаревший образ глубинки.

       С приездом в город картина меняется - надежда на лучшую жизнь не исчезает, но претерпевает метаморфозы. Краски сгущаются, и цветопись рисует только одно яркое пятно - старую ржавую трубу в нечистотах и мыльной зловонной воде, расположившуюся, в центре города, в парке, который по определению должен радовать глаз: «…Кому-то вздумалось выкопать канаву и проложить по ней трубу через весь парк. И выкопали. И проложили, но, как у нас водится, закопать трубу забыли.  Чёрная, с кривыми коленами, будто растоптанный скотом уж, лежала труба в распаренной глине, шипела, парила, бурлила горячей бурдой. Со временем трубу затянуло мыльной слизью, тиной,  и по верху потекла горячая речка, кружа радужно-ядовитые кольца мазута и разные предметы бытового пользования».

          Интересен подтекст В. П. Астафьева: «Но человеку без природы существовать невозможно, животные, возле человека обретающиеся, тоже без природы не могут, и коли ближней природой был парк Вэпэвээрзэ, им и любовались, на нём и в нём отдыхали». Вся комичность ситуации заключается в том, что люди в итоге пожинают то, что сами же и посеяли.

         Упадок нравственности людей во внешнем упадке городского парка:

«Вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стояли скамейки, отлитые из бетона, потому что деревянные скамейки, как и всё деревянное, дети и внуки славных тружеников депо сокрушали, демонстрируя силу и готовность к делам более серьёзным… Из грязной канавы и пены торчали и гудели горлами бутылки разных мастей и форм…  прели в канаве колёсные шины, комья бумаги и обёрток; горела на солнце и под луной фольга, трепыхалось рваньё целлофана; иногда проносило аж до самой реки, в которую резво втекал зловонный поток канавы, какую-нибудь диковину: испустившего резиновый дух крокодила Гену….»

          Но как бы люди «ни старались», природа всё равно берёт своё, как в родной деревеньке Людочки, где «…осталось два целых дома. В одном упрямо доживала и дожила свой век старуха Вычуганиха, в другом — мать Людочки с отчимом». Возвращение Людочки на родину - ностальгия по былым временам. Писатель как будто отдыхает от безнадёжности парка Вэпэвээрзэ: «Вся деревня, задохнувшаяся в дикоросте…  была в закрещённых окнах… Яблоня..,  казалось, сама собой ободралась, облезла, как нищенка… В то лето, как Людочке закончить школу, каждый цветок на одинокой ветви взялся завязью, и такие ли вдруг яблоки крупные да румяные налились на нагом-то дереве».

           Астафьев в действительности хоронит «русскую деревню» как последний оплот чистоты и благоразумия, где никогда не оставят невинного страдать в канаве и всегда придут ему на помощь. Писатель как бы подводит итог: умирает природа - умирает душа русского человека. Взять те же ёлочки… Чем они не наглядная иллюстрация потери всякой культуры горожан: «Пробовали тут прижиться вновь посаженные ёлки и сосны, но дальше младенческого возраста дело у них не шло — ёлки срубались к Новому году догадливыми жителями поселка Вэпэвээрзэ, сосенки ощипывались козами и всяким разным блудливым скотом, просто так, от скуки, обламывались мимо гулявшими рукосуями до такой степени, что оставались у них одна-две лапы, до которых не дотянугься.»

           Проблема безответственного отношения людей к городскому объекту под названием «парк» объясняется тяжёлой жизнью простого народа. Проблема экологии,  в свою очередь, только наглядно иллюстрирует ту самую «трагедию». Она во все времена прямым языком указывает на все несовершенства общества. Чем острее поднимается вопрос, тем ниже находится уровень общей образованности и культуры населения. Важно помнить, что мы сами создаём  условия для жизни и сами же разрушаем их. Выкинуть мусор на землю может только  необразованный человек. Так что состояние окружающей среды явственно перекликается с состоянием института образования. Институт образования же связан с благополучием общества, его готовностью и стабильностью. Как изложено выше экономический кризис породил застой, а застой породил упадок человеческого самосознания. Под «человеческим самосознанием» я понимаю цельное представление о мире, его законах и явлениях, происходящих в нём через призму действительности. Шпана, описанная Астафьевым, с радостью следовала за Стрекачём, потому как не видела образ иной жизни и иных идеалов, кроме как «тюремной братвы». Подобные примеры можно, к несчастью, лицезреть на каждом шагу.  

  1. Князева Дарья, 9б

Сказка о страшном драконе и добром рыцаре

            Случилась эта история давно. На прошлой неделе. Был дождливый четверг. На небе сверкали молнии, дул холодный ветер, гремел гром, шёл непроглядный дождь - погода, так сказать, на любителя. Хороший хозяин в такую бурю и собаку на улицу не выгонит, не говоря уже о мифических и полумифических существах.

            Принцесса угрюмо сидела в башне, закутавшись по уши в плед, изредка отпивая из гранёного стакана горячий чай с лимоном и мёдом. В камине горел огонь. Языки пламени причудливо изгибались, отбрасывали янтарные блики, чувствовали себя как дома. Их безумный танец не прекращался ни на минуту.

- А, вспомнила! Крокет!- радостно воскликнула Принцесса, расслабившись после долгих и напряжённых раздумий.

- Крокет…вроде подходит,- задумчиво пробормотал Дракон.

- Теперь слово, состоящее из двенадцати букв, обозначающее «приличие, пристойность, ответственность за совершённые поступки».

           Комната вновь погрузилась в тишину. Часы в форме филина мерно отсчитывали десять минут десятого после полудня. Сонно мурлыкал чёрный кот Диоген, временами прерываясь и начиная вновь. Звали его Диогеном за любовь пофилософствовать о человечности, а после подремать в бочке. Хотя его иссиня-чёрная шерсть и свидетельствовала об обратном, одиночество он любил больше, чем приносить неудачи. Диоген редко попадался на глаза

людям, ещё реже перебегал дороги, предпочитая складывать ответственность

за несчастия на самих людей. Он в силу своей природы видел в этом собственное предназначение к обмирщению людских сознаний, сколь ничтожными они ему ни казались. Ну, кот есть кот, что с него взять.

          Тем временем дело близилось к пятнадцати минутам десятого после полудня. Чай потихоньку заканчивался, а разгадывание кроссвордов больше не казалось чем-то интересным.

- Мистер Дракон, разве не ты сам говорил, что нынешние кроссворды не стоят и пяти минут потраченного времени, поэтому ты решишь их за две минуты?

- Порой, юная леди, и самые мудрые из существ ошибаются.  В том числе и я.  Да и диплом у меня инженера, а не филолога.

- Эх… Как льёт, как льёт…

             Вдруг раздалась канонада постукиваний. Кто-то энергично тарабанил по тяжёлой дубовой двери. Принцесса и Дракон удивленно выглянули в окно. В паре-тройке метров под ними стоял юноша: весь перемазанный в грязи, облепленный листьями, мокрый и что-то отчаянно кричавший. Рядом стояла такая же озябшая лошадь,  морда которой выражала крайнюю степень неудовольствия происходящим.

- Дракон, выходи на битву! Принцесса, я спасу тебя из лап этого чудища! Жди меня, любовь моя! – услышали отгадывающие.

Принцесса поправила корону, накинула спавший плед на плечи, вернулась на свое место:

- Вот дурак. И надо же было в такую погоду идти геройствовать.

Глоток чая.

- Да уж, люди совсем, похоже, обезумели. Кто ж без приглашения заявляется

ночью у чужого порога, да в такую-то непогоду, да еще и без шапки, -

глубокомысленно изрёк Дракон и задумчиво потопал пару раз своей огромной лапищей, - может, того, запустим бедолагу, заболеет ещё поди без шапки-то?

Второй глоток.

- Что нам вдвоём сидеть? Втроём веселее, - он заговорщицки подмигнул жёлтым глазом и приоткрыл деверь на винтовую лестницу.

Принцесса сделала третий глоток:

- Запускай!

            Через минуту в зале возникли Дракон в подмышку с негодующим рыцарем:

- Отпусти, Зверь! Или, клянусь Господом…

- Не богохульствуй! Нечего под дождём устраивать непонятно что! - плюнула рептилия и перекрестилась. - Молодое поколение совершенно потеряло всякую…всякую… Тьфу! Слово забыл.

           Между тем рыцарь, удивлённый таким поворотом событий, подрастерял весь кураж. Оказавшись в тёплом помещении, где ещё витал запах свежезаваренного чая, в разморённом состоянии спросил:

- Так ты… Вы не собираетесь биться со мной не на жизнь, а насмерть?-

- Вот ещё. Делать мне больше нечего,  как драться со всякими храбрецами, не знающими, куда выплеснуть энергию и тестостерон. А я, между прочим, порядочный дракон! Да кто придумал такую несусветную глупость, что

рыцарь обязательно должен победить какого-нибудь дракона и спасти

принцессу. Почему никто не задумается о том, что чтобы быть рыцарем,  

дракон не нужен вовсе, и принцесса благополучно сама спустится, если захочет?  Разве рыцарями становятся ради подобной условности?

            Юноша растерянно смотрел вперёд, пропуская слова своего заклятого - по уставу – врага через выработанные годами принципы. Он никак не мог поверить в то, что всё, о чём твердили ему – неправда. Неправда отличается от лжи. Лгут специально, в то время как неправда рождается из незнания.

Победить дракона и вернуть прекрасную принцессу - вот его жизненная цель. А тут, оказывается, ни дракон не жаждет сражения, и принцесса не в восторге от скорейшего освобождения.

            Так и сидели они втроем. Пили чай, разгадывали кроссворд. К утру дождь стих. Горизонт, освободившийся от туч, опалило солнце. Порозовевшее небо встречало новый день.

- Так чем планируешь заниматься?

- Ну… Я в детстве хотел открыть кондитерскую и делать самые вкусные торты.

- Здорово!

           Дракон привёл из стойла лошадь и вручил Рыцарю вязаную шапку сине-зелёно-жёлтого цвета. Полоски на ней были широкими, да и сама она казалась очень тёплой. Плотная шерсть приятно колола замёрзшие уши.

- Заглядывай в гости, как будет время. Приводи друзей.

- Обязательно и… Спасибо. Раньше я жил только с мыслью о победе над злом, лица и причины которого не знал. Не хотел знать. Теперь мне открыты любые дороги, возможности и цели.

- Хорошего пути!

Дракон и Принцесса ещё долго провожали взглядом паренька на белом коне, пока он совсем не скрылся вдали.

-  Люди - удивительные создания, юная леди. Они сами придумывают себе

злодеев и сами же живут перед ними в страхе.

- Им легче, когда в их бедах виновато метафорическое нечто, губящее

урожай и создающее проблемы.

- Именно. Человек жесток к иным, потому что не понимает себя самого.

- Я вспомнила слово!

- Какое слово?

- Слово из двенадцати букв и обозначающее «приличие, пристойность, ответственность за совершённые поступки».

- Ну, и что это за слово?

- Порядочность.

Они скрылись в башне.

            Над долиной, во всех её уголках, звучало пение и щебет птиц. Утро разливалось, наполняя проникновенной синевой небосвод. Жизнь только начиналась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся через применение ИКТ

В предложениях по модернизации образования, на современном этапе, которые были озвучены Президентом В.В. Путиным, наряду с первоочередными задачами: особое место занимает информатизация образования. ...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Программа организации внеурочной деятельности школьников Проектная деятельность обучающихся по литературе

Сегодня в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи.  Занятия по методу проектов дают возможность ученику прояви...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...