Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В СТРАНЕ ОРИГАМИ»
рабочая программа

Платонова Ольга Алексеевна

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

1.1 Пояснительная записка

 «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

 

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 Актуальность. Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок. Интерес к этой технике связан с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

 Новизна. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Формирует культуру труда.

Отличительная особенность. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Создаются сюжетно-тематические композиции, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненные в технике аппликации.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы:

- Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

- Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (2015);

- Основная образовательная программа дошкольного образования Структурного подразделения «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида».

Цель программы ознакомление детей с искусством оригами научить детей складывать игрушки из бумаги, развивать творческую самостоятельность, пробудить у детей интерес к творчеству .

 

 

 

Задачи программы:

 ОБУЧАЮЩИЕ:

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. и базовыми формами оригами.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

 

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 Для решения поставленных задач используются следующие общепедагогические методы и приемы:

- словесные (чтение, беседа, объяснение, вопросы);

- наглядные (иллюстрация, схема, образец, показ);

- практические (игра-драматизация; творческие работы).

Принципы организации:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- учёт возрастных и психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- игровая форма подачи материала;

- приобщение детей среднего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В процессе работы обеспечивается интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

 

1.2 Предполагаемый результат

В результате обучения по данной программе дети:

  1. Научатся различным приемам работы с бумагой.
  2. Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
  3. Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
  4. Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
  5. Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение.
  6. Мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  7. Познакомятся с искусством оригами.
  8. Овладеют навыками культуры труда.

Воспитанники будут знать:

1. Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание, скручивание, складывание; рваная бумага, мятая бумага, аппликация, конструирование из бумаги.

2. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, обёрточная бумага, обои.

3.Назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.

Воспитанники будут уметь:

1. Создавать аппликации. Использовать навыки декоративного конструирования, располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.

2. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться книгам, картинам, предметам окружающего нас предметного мира. Заботиться о домашних животных. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.

3. Овладеют практическими навыками в использовании бумажных изделий в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Содержательный

2.1. Основные этапы реализации содержания рабочей программы

Работа по формированию навыков по оригами проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Организационный этап: общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей.

 

 

Вводная часть

  • беседа, мобилизация внимания,
  • создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей,
  • повторение названия базовой формы;
  • повторение действий прошлого занятия;
  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники  безопасности.

 

Физкультурная пауза

 

 

 

Основная часть

 

Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности)

  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
  • Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.
  • Повторение правил складывания.
  • показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

 

 

Заключительная часть

 

Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности, просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач, фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ, оценка их детьми и педагогом .

 

 

Формы проведения итогов реализации программы кружка

«В стране оригами»

  • Составление альбома работ.
  • Проведение выставок детских работ.

 

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами

  1. Владение ножницами.
  2. Обработка квадрата.
  3. Создание основ (базовых форм) оригами
  4. Аппликативное оформление оригами.
  5. Составление творческих композиций.

 

 

 

 

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с рабочей программой является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

 

 

Перспективный план взаимодействия с родителями

Дата

Мероприятие

Октябрь

Консультация «Роль оригами в развитии мелкой моторики у ребенка»

Март

Мастер – класс с родителями и детьми

Май

Презентация альбома «Наше творчество»


 

Раздел 3. Организационный

3.1 Режим дня

Программа «В стране оригами» рассчитана на 1 год (средняя группа). Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 10 - 12 человек (по подгруппам). Занятия проводятся  один раз в неделю, во  вторник, с сентября по  май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 20 минут.

Год
обучения

Количество занятий

Кол-во
детей
в группе

В месяц

в год

  средняя группа

4

34

10-12

(по подгруппам)

 

 

3.2 Перспективный план

Учебно-тематический план.

 

П/П

 

Название темы

 

Кол-во

Занятий

1

Знакомство с разными видами бумаги

3

2

Правила пользования материалами и инструментами

1

3

Познакомить детей с основными терминами, принятыми в оригами

2

 

4

Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами

2

5

Складывание листа бумаги пополам (точно соединяем стороны)

1

6

Складывание листа бумаги по диагонали (точно соединяем углы)

1

7

Повторение приемов складывания бумаги (пополам и по диагонали)

1

8

Упражнение – складывание салфеток для сервировки обеденного стола

1

 

9

Сказка квадратика

1

10

Гусеница

1

11

Листья

1

12

Яблоко

1

13

Ёлка

1

14

Груша

1

15

Гриб

1

16

Корона

1

17

Закладка из «конфеток»

1

18

Самолет

1

19

Цветы из «конфеток»

1

20

Бабочка

1

21

Лягушонок

1

22

Рыбка

1

23

Щенок

1

24

Зайчик

1

25

Кораблик

1

26

Звездочка

2

27

Голубь

1

28

Слон

1

29

Итоговое занятие

1

 

ИТОГО

34

 

 

 

Перспективное планирование. Средняя группа.

 

Месяц

 

Вид

занятия

 

Тема

 

Программное содержание

 

Примечание

 

СЕНТЯБРЬ

 

Ознакомление со свойствами бумаги

Удивительная бумага - 1

 

Познакомить детей со свойствами бумаги, её особенностями, использование и применение в детском творчестве

 

 

 

Ознакомление со свойствами бумаги

Удивительная бумага - 2

 

Познакомить детей со свойствами плотной бумаги на примере картона, ее особенностями, использование и применение в детском творчестве

 

 

 

Ознакомление со свойствами бумаги

Удивительная бумага - 3

 

Познакомить детей со свойствами бумаги, на примере бумаги крепа, бархатной бумаги, гофра картона, их особенности, использование и применение в детском творчестве

 

 

 

Ознакомление с правилами безопасности

Правила пользования материалами и инструментами

 

Познакомить детей с правилами техники безопасности, рассказать о безопасном пользовании материалами и инструментами

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих», стр.16

 

ОКТЯБРЬ

 

 

Общие сведения об оригами

Познакомить детей с основными терминами, принятыми в оригами

 

Научить детей проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Познакомить с такими терминами как, сторона квадрата, левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол

 

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих», стр. 16

 

 

 

Общие сведения об оригами

Познакомить детей с основными терминами, принятыми в оригами

 

Научить детей проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Познакомить с такими терминами как, верхний угол, нижний угол, левый угол, правый угол, левая верхняя сторона, правая верхняя сторона, левая нижняя сторона, правая нижняя сторона

 

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих», стр. 17

 

 

Общие сведения об оригами

Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами

 

Научить детей распознавать условные знаки, принятые в оригами (линия сгиба, перегнуть и разогнуть)

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих», стр. 19

 

 

Общие сведения об оригами

Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами

 

Научить детей распознавать условные знаки, принятые в оригами (надрезать, отрезать)

 

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих», стр. 20

 

НОЯБРЬ

 

 

Конструирование

Складывание листа бумаги пополам (точно соединяем стороны)

 

Отработать с детьми самые простые прием складывания квадрата пополам

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 22

 

 

Конструирование

Складывание листа бумаги по диагонали (точно соединяем углы)

 

Отработать с детьми самые простые прием складывания квадрата по диагонали

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 22

 

 

 

Конструирование

Повторение приемов складывания бумаги (пополам и по диагонали)

 

Отработать с детьми самые простые прием складывания квадрата по диагонали и пополам

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 22

 

 

Конструирование

Упражнение – складывание салфеток для сервировки обеденного стола

 

 

Применение полученных навыков в повседневной жизни (сюжетно ролевая игра сервируем стол)

 

Авторский конспект

 

ДЕКАБРЬ

 

 

 

Конструирование

 

 

Сказка квадратика

 

Познакомить детей с поделками из бумаги. Закреплять виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость

 

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 29

 

 

Конструирование

 

 

Гусеница

 

Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов, склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем

 

 

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

(С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких»,

стр. 11)

 

 

Конструирование

 

 

Листья

 

Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма

 

 

С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких»,

 стр. 14

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

 

 

Конструирование

 

 

Яблоко

 

Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук

 

 

С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких»,

 стр. 14

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

 

ЯНВАРЬ

 

 

Конструирование

 

Ёлочка

 

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество

 

 

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 29

 

Конструирование

 

Груша

 

Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ прямоугольника-груши. Развивать мелкую моторику рук

 

 

 

С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких»,

 стр. 14

 

 

Конструирование

 

 

Гриб

 

Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. напомнить правила безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка.

 

 

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 33

 

ФЕВРАЛЬ

 

 

 

Конструирование

 

 

Корона

 

Продолжать учить детей складывать бумагу квадратной формы пополам, загибать углы квадрата; выполнять инструкции воспитателя при изготовлении короны; развивать внимание, память, сообразительность, глазомер, мелкую моторику; воспитывать аккуратность в работе с бумагой, стремление создать поделку для игры своими руками.

 

Интернет- ресуры

https://www.maam.ru

 

Конструирование

 

«Закладка для книг — карандаш»

 

 

Продолжать  знакомить дошкольников с техникой оригами;развивать конструктивные и творческие способности дошкольников, мелкую моторику рук. Развивать умение создавать конструкции по образу, заданным условием; пользоваться схемами; воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалам (бумаге).

 

 

https://www.maam.ru

 

Конструирование

 

Самолет

Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны

 

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 39

 

 

МАРТ

 

 

 

 

Конструирование

 

Цветы из «конфеток»

 

Вспомнить последовательность выполнения формы конфетка, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус.

 

С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких»,

стр. 18

 

 

 

Конструирование

 

 

 

Бабочка

 

Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки

 

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 34

 

 

Конструирование

 

 

Лягушонок

 

Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость

 

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 37

 

 

 

 

Конструирование

 

 

 

 

Рыбка

 

Закрепить умение детей складывать форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 36

 

АПРЕЛЬ

 

 

Конструирование

 

 

Щенок

 

Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, хорошо проглаживать сгиб. Отгибать один острый угол. Используя аппликацию, оформить мордочку щенка. Развивать у детей художественный вкус. Помочь изготовить маску для игр

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 40

 

 

Конструирование

 

Зайчик

Научить детей складывать зайчика, используя форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 43

 

 

Конструирование

 

 

Кораблик

 

Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 45

 

Конструирование

 

Самолет

 

Вспомнить как складывается фигура из  квадрата.

 

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 45

 

МАЙ

 

 

 

Конструирование

 

 

 

Ландыши

 

Закреплять навыки работы с бумагой, ножницами, клеем; формировать художественный вкус, стремление сделать что-то необычное своими руками; развивать творческие способности, воображение, фантазию; развивать эстетические и композиционные чувства; развивать мелкую моторику рук; расширить представления об окружающем мире.

 

https://www.maam.ru

 

 

Конструирование

 

 

Голубь

 

С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны. Создать фигуру голубя. Развивать воображение. Учиться узнавать в сложенной бумаге знакомые фигуры

 

С. Афонькин «Игры с бумагой для самых маленьких»

 

 

Конструирование

 

 

Слон

 

С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны. Создать фигуру слона. Развивать воображение. Учиться узнавать в сложенной бумаге знакомые фигуры

 

С. Афонькин «Игры с бумагой для самых маленьких»

Конструирование

Итоговое занятие:

Оформить выставку детских работ.

 

 


 

3.3 Описание материально- технического обеспечения программы

При работе с бумагой понадобятся ножницы, клей, кисточка; всё это надо аккуратно хранить, не размахивать ножницами, не играть ими, потому что ножницы – это режущий предмет и обращаться с ними надо осторожно.

Техника безопасности при работе с ножницами:

 

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами.

2. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

3. При работе внимательно следи за направлением реза.

4. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

5. Не держи ножницы лезвиями вверх.

6. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.

7. Не режь ножницами на ходу.

8. Не подходи к товарищу во время работы.

9. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

 

Техника безопасности при работе с клеем:

1. Клей выдавливать маленькими порциями.

2. Пользоваться салфеткой и кисточкой.

3. При попадании в глаза или на одежду смыть большим количеством воды.

4. Кисти выбирать в зависимости от склеиваемой поверхности. Во время работы нужно класть кисть на горизонтальную подставку, а после работы – промыть водой и протереть.

5. Для склеивания лучше применять мучной клей, хорош и ПВА, но его следует немного разбавить водой. Фигуры намазывают клеем на подстилке – картоне, газете, салфетке.

 

Особенности работы с бумагой:

  • линия среза должна быть чёткой, без зазубрин (это происходит, если тупые ножницы);
  • прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами;
  • отрезайте бумагу по прямой линии, опускайте ей вниз, одновременно продвигая ножницы вверх;
  • при вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а бумага направляется правой рукой по намеченным линиям;
  • очень мелкие детали и отверстия в бумаге вырезайте небольшими ножницами. Для этого сначала сделайте небольшой надрез, а затем вырезайте середину; - при работе с бумагой заботьтесь об экономии её расходования.

После работы все обрезки бумаги собрать и сложить в коробочку – для экономии бумаги.

3.4. Традиционные праздники, развлечения

     Игровой компонент – неотъемлемая часть изобразительной деятельности малышей. На протяжении всего периода кружковой деятельности для ребят проводятся игровые мероприятия, развлечения.

 

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Игра-развлечение «Новый год»

декабрь

Игра -развлечение «Весна красна»

апрель

 


 

 

Список используемой литературы:

  1.  Афонькин С. Ю. Игры с бумагой для самых маленьких. - Издательство: "Питер" , 2013
  2. Выгонов В.В. Оригами для самых маленьких. Сложные модели. – Издательство: «Экзамен», 2016.
  3. Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.1.
  4. Смородкина О.Г. Оригами. - М.: Астрель, СПб.: Сова, 2011.
  5. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство-Пресс, 2016 г
  6. Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. - Издательство: "Академия развития" , 2007.
  7. Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей.  –  Рипол Клссик, 2006.

Первоисточники:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-синтез, 2011.

Интернет – источники:

1.  nsportal.ruvasileva-lyudmila-sergeevna

  1. https://www.maam.ru

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

1.1 Пояснительная записка

 «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 Актуальность. Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок. Интерес к этой технике связан с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

 Новизна. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Формирует культуру труда.

Отличительная особенность. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Создаются сюжетно-тематические композиции, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненные в технике аппликации.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы:

- Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

- Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (2015);

- Основная образовательная программа дошкольного образования Структурного подразделения «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида».

Цель программы ознакомление детей с искусством оригами научить детей складывать игрушки из бумаги, развивать творческую самостоятельность, пробудить у детей интерес к творчеству .

Задачи программы:

 ОБУЧАЮЩИЕ:

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. и базовыми формами оригами.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 Для решения поставленных задач используются следующие общепедагогические методы и приемы:

- словесные (чтение, беседа, объяснение, вопросы);

- наглядные (иллюстрация, схема, образец, показ);

- практические (игра-драматизация; творческие работы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Путешествие в страну Геометрию"

В соответствии с требованиями образовательного стандарта к внеурочной деятельности данная программа относится к научно-познавательной деятельности, служит для раскрытия и реализации познавательн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Конспект занятия Тема: Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «НИКА». «Путешествие в страну Акробатики».

Цель: знакомство учащихся с программой по спортивной акробатике, развитие интереса к занятиям спортивной акробатикой, формирование  представлений о данном виде спорта.Задачи:Образовательные (пред...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся с нарушениями интеллекта физкультурно-спортивной направленности « В стране шашек »

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « В стране шашек» носит физкультурно - спортивную направленность. В связи с тем, что рекомендованных для использования про...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура и традиции англоговорящих стран»

Программа внеурочной деятельности «Культура и традиции англоговорящих стран» направлена на углубление и расширение тем базовой программы предмета «Иностранный язык» и имеет цел...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Танцевального шоу «Маленькая страна» (художественной направленности)

Программа соответствует современным образовательным технологиям, что делает ее доступной, интересной, результативной, предусматривающей индивидуальный подход. Актуальность данной программы обусловлена...