Планирование по коррекции акустической дисграфии в 5 классе
рабочая программа (5 класс)

Ларина Елена Леонидовна

Планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 487

Выборгского района Санкт-Петербурга

                       

                         

Принята

Утверждаю

Директор ГБОУ школа № 487

Педагогическим советом

Приказ от 31.08.21г. № 52/6-о

протокол от 30.08.21г. № 1

Председатель Педагогического совета школы

_________             Ю.Н. Кассихина

__________             Ю.Н. Кассихина

Согласовано

Совет родителей

протокол от 31.08.2021г.№ 1

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

логопедических занятий по коррекции письменной речи: акустической

дисграфии

5а класса

для обучающихся с задержкой психического развития

                                                   

                                                                 Составитель: учитель-логопед  Ларина Е.Л.

                                                                             Санкт-Петербург

2021

                                         Пояснительная  записка

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с задержкой психического развития  содержание обучения и проводимой коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений обозначено речевое развитие детей.

Логопедическая работа в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы.

Нарушения речи у детей  с задержкой психического развития имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированость связной речи.  Учитывая, что у детей с задержкой психического развития чаще всего дисграфия смешанного вида, планирование составлено таким образом, чтобы логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом.

Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития имеет свои особенности:

  1. в связи с недоразвитием познавательной деятельности процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения (например, дифференциация фонетически близких звуков, произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа);
  2. логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико – фонематической, но и лексико – грамматической стороны речи;
  3. необходимо учитывать принцип поэтапного формирования умственных действий;
  4. максимальное включение анализаторов (зрительное, тактильное, кинестетическое восприятие);
  5. содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения русскому языку;
  6. с учетом особенностей  детей с задержкой психического развития (быстрая утомляемость, повышенная отвлекаемость, низкий уровень мотивации) необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую;
  7. необходима тщательная дозировка заданий и речевого материала, постепенное усложнение заданий и речевого материала;
  8. в связи с тем, что нарушения речи у детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки;
  9. несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с задержкой психического развития обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя,  родителя.

Программа логопедических занятий составлена  на основании трудностей преодоления, детьми с задержкой психического развития всех компонентов речи, а также более успешному усвоению и использованию родного языка. Данная программа будет идти параллельно с работой учителя по изучению предметов русского языка и литературы.

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий составлена в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся;

- Письмом Комитета по образованию 03-20-2137/16-0-0 от 10.06.2016 «Методические рекомендации «Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях (классах), реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья»

       Срок реализации  программы:  1 учебный год.

При реализации данной  программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством:

-укрупнения дидактических единиц;

-вывода части учебного материала на самостоятельное изучение по теме с последующим контролем.

Цель: коррекция акустической дисграфии.

Задачи:        

  • формирование, развитие и совершенствование навыка анализа структуры предложения на уровне слога, слова, предложения и текста;
  • формирование, развитие и совершенствование навыка слогового анализа и синтеза;
  • формирование, развитие и совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза.
  • формирование, развитие и совершенствование полноценных представлений о морфологическом составе слова;
  • формирование, развитие и совершенствование умения грамматического оформления речи;
  • формирование, развитие и совершенствование связной речи.

Условия реализации программы

Программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий реализуется в подгруппах (2 чел.) по 20 минут, 2 раза в неделю. Учащиеся зачисляются учителем-логопедом в группу на основании проведенного обследования (в течение первых двух недель сентября). В конце года также проводится диагностика, которая должна выявить наличие или отсутствие динамики речевого развития учащихся по данному направлению.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей при освоении логопедической программы должны учитываться психо-физические возможности детей с задержкой психического развития, ситуативность эмоциональных состояний. Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения данной программы и оценка динамики речевых достижений учащихся. Критериями оценивания являются:  динамика речевого развития, личностные и предметные достижения, формирования УУД.

Содержание тем программы:

Содержание  логопедических занятий согласовано с программой по литературе, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.

Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:

  • принцип «от простого к сложному»
  • поэтапное формирование умственных действий
  • опора на сохранные психические функции

Тематический план программы

Раздел

Количество часов

1

Диагностический этап

4

2

Основной (коррекционный) этап

56

3

Диагностический этап

4

Всего

64

                             

Диагностический этап (сентябрь 2 недели)

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

Основной (коррекционный) этап

Предложение. Коррекционно-логопедическая работа на фонетическом уровне.

Коррекционно-логопедическая работа на лексическом уровне.

Коррекционно-логопедическая работа на синтаксическом уровне.

Диагностический этап (май 2 недели)

Оценка результативности коррекционной работы. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения.. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

Предполагаемый результат

К концу курса учащиеся с задержкой психического развития должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
  • знать термины, используемые для обозначения основных понятий-речь, звук, буква, слово;
  • уметь различать гласные и согласные звуки ;
  • уметь различать твердые и мягкие согласные звуки, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
  • уметь различать звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости;
  • понимать условно-графическую схему звукового состава слова;
  • проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;
  • дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
  • уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
  • узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  • правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
  • уметь распространять предложения.

   Перечень учебно-методического обеспечения

Основная литература:

  1. Коррекция нарушений письменной речи под редакцией Н.Н.Яковлевой. - СПб, Каро, 2017.

Дополнительная литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.,2017.
  2. Лалаева Л.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2018.
  3. Лалаева Л.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., Союз, 2018.
  4. Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – Спб.,2017.
  5. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Коррекция акустической дисграфии. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Коррекция оптической дисграфии. – М.,2017.
  6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,2017.

Оборудование и приборы:  компьютер, магнитофон

Дидактический материал: предметные картинки, наборы картинок по темам, наборы сюжетных картинок, таблицы, мнемотаблицы, схемы, картотеки, индивидуальные карточки, индивидуальные таблички, презентации по темам

                                                         

5-а класс (64 часа)

Тема занятия

Решаемые проблемы.

часы

дата

I. Диагностический  этап работы

1

 Обследование импрессивной речи.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.

1

01.09

2

Обследование связной речи. Обследование слоговой структуры слова.

Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. Выявить степень владения слоговой структурой

1

06.09

3

Обследование словарного запаса. Обследование грамматического строя речи.

Выявить соответствует ли словарь возрастной категории. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения

1

08.09

4

Обследование письма. Обследование чтения.

Выявить наличие нарушений письма. Выявить наличие нарушений чтения

1

13.09

5

 Дифференциация гласных  А - Я

Закрепление знаний о гласных А – Я. Дифференциация гласные А – Я в словах. Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия. Закрепление знаний о звуковом составе слова. Развитие логического мышления, восприятия, слухового и зрительного внимания.

1

15.09

6

 Твердые и мягкие согласные перед гласными А – Я в предложениях и тексте.

Закрепление  знаний детей о буквах А – Я. Дифференциация твердых  и мягких согласных перед гласными А – Я в предложениях и текстах. Развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Соотнесение звуков с символами и буквами.

1

20.09

7

 Дифференциация гласных  У – Ю.

Закрепление знаний о букве Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков перед гласными буквами У-Ю. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа, навыков словоизменения. Уточнение и обогащение словаря детей.

1

22.09

8

 Твердые и мягкие согласные перед гласными У – Ю.

Закрепление знаний о буквах У- Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков перед гласными буквами У-Ю. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста, навыков работы с деформированным предложением. Составление рассказов по серии сюжетных картин. Развитие связной речи.

1

27.09

9

Дифференциация гласных   О - Ё

Закрепление знаний о гласной букве Ё, о твердости и мягкости согласных. Дифференциация согласных звуков перед гласными О-Ё в слогах и в словах. Развитие навыков звукового анализа слогов и слов, фонематического анализа и синтеза. Обогащение словаря по теме «Детеныши животных и птиц».

1

29.09.

10

 Твердые и мягкие согласные перед гласными О - Ё

Закрепление знаний детей о гласных звуках и буквах. Дифференциация мягких и твердых согласных звуков перед гласными О-Ё  в словосочетаниях и предложениях. Развитие навыков звукового анализа на уровне слова, словосочетания и предложения, навыков построения предложений. Развитие связной речи, логического мышления.

1

04.10

11

 Твердые и мягкие согласные перед гласными О – Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Закрепление знаний детей о твердости и мягкости согласных перед гласными О-Ё.  Отгадывание кроссвордов. Развитие навыков языкового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков перед гласными О-Ё  в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

06.10

12

 Дифференциация гласных  Э-Е

Закрепление знаний о гласных И-Ы. Дифференциация согласных звуков перед гласными И-Ы. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа, словоизменения. Работа со словами-омофонами. Образование существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.

1

11.10

13

 Твердые и мягкие согласные перед гласными Э-Е в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Закрепление знаний детей о твердости и мягкости согласных звуков. Дифференциация согласных звуков перед гласными И-Ы. Развитие фонематического восприятия. Составление описания по плану. Развитие навыков языкового анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания.

1

13.10

14

 Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

Закрепление знаний детей о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е,Ё, Ю, И. Знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Закрепление навыков правописания слов с мягким знаком на конце слова. Работа над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Соотнесение буквы с символом для ее обозначения. Обогащение словаря детей.

1

18.10

15

 Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова)

Закрепление знаний детей о смягчении согласных при помощи мягкого знака. Закрепление навыков правописания слов с мягким согласным в середине слова. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Соотнесение буквы и символа. Обогащение словаря детей. Развитие логического мышления. Соотнесение слова с мягким знаком со схемой.

1

20.10

16

 Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов.

Закрепление знаний о смягчении согласных при помощи мягкого знака, о разделительном мягком знаке. Закрепление знаний норм орфографии, навыков соотнесения слов со схемами. Дифференциация слов с мягким знаком на конце слова и с мягким знаком в середине. Дифференциация слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком в функции смягчения. Развитие логического мышления, фонематического восприятия.

1

08.11

17

 Мягкий знак в функции смягчения и разделения

Закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах. Дифференциация  мягкого знак в функции смягчения и в функции разделения. Обучение работе со схемами  слов. Уточнение и обогащение словаря. Подбор слов-действий к словам-предметам. Формирование навыков словоизменения. Развитие высших психических процессов.

1

10.11

18

 Дифференциация звуков Б-Б`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство детей со звуками Б – Б`, с нормой артикуляции изучаемых звуков. Дифференциация звуков Б-Б` по твердости и мягкости изолированно, в слогах и словах. Развитие навыков словообразования. Закрепление  навыков слогового анализа, фонематического анализа и синтеза, навыков работы с текстом.

1

15.11

19

 Дифференциация звуков П-П`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство детей со звуками Б – Б`, с нормой артикуляции изучаемых звуков. Дифференциация  звуков  Б-Б` по твердости-мягкости изолированно, в слогах и словах, предложения, тексте.  Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Профилактика оптических нарушений. Развитие логического мышления, связной речи (обучать составлению рассказа на заданную тему). Работа на уровне текста. Развитие  зрительного восприятия.

1

17.11

20

 Дифференциация звуков Б-Б`, П-П` изолированно, в слогах, словах

Закрепление знаний о звуках Б-Б`, П-П`.  Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах. Развитие фонематического восприятия, навыков слогового анализа и синтеза, логического мышления. Работа по предупреждению дизорфографии.

1

22.11

21

 Дифференциация звуков Б-Б`, П-П` в словосочетаниях, предложениях и тексте

Закрепление знаний о звуках Б-Б`, П-П`.  Дифференциация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия. Согласование прилагательных с существительными. Формирование навыков работы с деформированным текстом. Развитие зрительного восприятия и логического мышления.

1

24.11

22

 Дифференциация звуков В-В`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство детей с согласными звуками В-В`. Сравнительная характеристика этих звуков. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, навыков фонематического анализа и синтеза, моторно-зрительной координации, слухового внимания. Обогащение и уточнение словаря по теме «Море».

1

29.11

23

 Дифференциация звуков Ф-Ф`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство с согласными звуками Ф-Ф`, с нормой артикуляции изучаемых звуков. Дифференциация звуков Ф-Ф` изолированно, в слогах и в словах. Закрепление знаний о правописании собственных имен. Обогащение словаря детей, развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыков фонематического анализа. Работать с деформированным текстом.

1

01.12

24

 Дифференциация звуков В-В`, Ф-Ф`  изолированно, в слогах, словах

Закрепление знаний о звуках В-В`, Ф-Ф`. Дифференциация изучаемых звуков в слогах, словах, сравнение звуков. Развитие логического мышления, навыков слогового анализа. Обогащение словаря. Развитие зрительной и слуховой памяти, зрительного восприятия.

1

06.12

25

 Дифференциация звуков В-В`, Ф-Ф` в словосочетаниях, предложениях и тексте

Закрепление знаний о звуках В-В`, Ф-Ф`  Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия, навыков работы с деформированным текстом. Развитие зрительного восприятия и логического мышления.

1

08.12

26

 Дифференциация звуков Г-Г`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство со звуками Г-Г`, их характеристикой, нормой произношения. Дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости. Обогащение словаря по темам «Животные» и «Птицы». Формирование навыков классифицирования, навыков работы с обобщениями. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

1

13.12

27

Дифференциация звуков К-К`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство со звуками К-К`. Дифференциация звуков занятия, сравнительная характеристика. Обогащение словаря детей. Формирование навыков грамматического оформления предложений, навыков языкового анализа и синтеза. Развитие связной речи, логического мышления, фонематического слуха и восприятия.

1

15.12

28

Дифференциация звуков К-К`, Г-Г` изолированно, в слогах, словах

Закрепление знаний о звуках К-К`, Г-Г`, произношение и навыки различения звуков К-К`, Г-Г` изолированно в слогах, в словах. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Закрепление норм орфографии. Развитие внимания , логического мышления.

1

20.12

29

 Дифференциация звуков К-К`, Г-Г` в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте

Закрепление знаний о звуках К-К`, Г-Г`, правильного произношения и различения звуков К-К`, Г-Г` в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, внимания, логического мышления, связной речи.

1

22.12

30

 Дифференциация звуков К-К`, Х-Х`` изолированно, в слогах, словах

Закрепление навыков правильного произношения и различения звуков К-К`, Х-Х` в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Развитие навыков слогового анализа слов, фонематического анализа и синтеза. Составление словосочетаний и предложений. Закрепление норм орфографии. Работа над развитием связной речи. Развитие внимания,  логического мышления.

1

27.12

31

Дифференциация звуков Д-Д`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство с характеристиками звуков Д-Д`. Дифференциация звуков Д-Д` в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звука с символом и буквой. Формирование навыков слогового анализа. Закрепление знаний о правописании собственных имен существительных. Развитие навыков образования существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. Употреблении предлогов НАД, ПОД,  ИЗ-ПОД. Составление схем предложений. Формирование навыков употребления слов-антонимов. Развитие слухового внимания, восприятия, памяти.

1

10.01

32

 Дифференциация звуков Т-Т`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство со звуками Т-Т`. Дифференциация звуков изолированно, в слогах и в словах. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Обогащение словаря детей.  Развитие слуховых дифференцировок. Обучение грамматическому оформлению предложений. Восстановление рассказа по предложенному плану. Развитие зрительного и слухового восприятия.

1

12.01

33

Дифференциация звуков Д-Д`, Т-Т`` изолированно, в слогах, словах

Закрепление знания о звуках Д-Д`, Т-Т`. Дифференциация звуков, изучаемых на занятии. Обогащение словаря детей, развитие навыков слогового анализа и синтеза. Закрепление знаний языковых норм. Развитие связной речи, высших психических процессов.

1

17.01

34

 Дифференциация звуков Д-Д`, Т-Т` в словосочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация звуков Д-Д`, Т-Т` в словосочетаниях, предложениях и тексте. Закрепление знаний временных отношений. Обогащение словаря детей. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков работы с деформированным текстом, навыков фонематического анализа и синтеза, работы на уровне словосочетания.

1

19.01

35

 Дифференциация звуков З-З`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство со звуками З-З`. Соотнесение звука с символом и буквой, дифференциация звуков З-З` изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях, определение места звука в слове ( начало, середина, конец). Формирование навыков звукового анализа и синтеза на уровне слога и слова. Уточнение и обогащение словаря детей. Закрепление Работа со схемами предложений.

1

24.01

36

 Дифференциация звуков С-С` ` изолированно, в слогах, словах

Знакомство со звуками С-С`. Дифференциация твердых и мягких согласных С-С` изолированно, в слогах, в словах и в словосочетаниях. Формирование навыков работы со словами обобщениями,  звукового анализа и синтеза. Развитие зрительного восприятия.

1

26.01

37

 Дифференциация звуков З-З`, С-С`` изолированно, в слогах, словах

Закрепление знаний детей о звуках З-З`, С-С`. Дифференциация звуки З-З`, С-С`. Развитие зрительного восприятия и оптических представлений, навыков звуко-слогового анализа слов, словообразования. Формирование обобщающих понятий. Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия.

1

31.01

38

 Дифференциация звуков З-З`, С-С` в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Закрепление знаний детей о звуках З-З`, С-С`. Дифференциация звуков З-З`, С-С` изолированно, в слогах, в словах. Развитие навыков слогового анализа и синтеза, словообразования, работы с омонимами. Работа над предупреждением устного аграмматизма. Развитие оптических представлений.

1

02.02

39

 Дифференциация звуков З-З`, С-С` в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Закрепление знаний о звуках З-З`, С-С`. Дифференциация звуков З-З`, С-С` в словосочетаниях, предложениях и тексте.  Закрепление знаний о правописании собственных имен существительных. Работа с родственными словами, деформированным текстом, дифференциация  предлогов СО – С, ЗА – ИЗ-ЗА. Упражнение в написании различных форм слова.

1

07.02

40

 Звук и буква Ж

Знакомство со звуком и буквой Ж. Соотнесение звука с символом и буквой. Закрепление знаний норм орфографии. Развитие кинетических ощущений и оптических представлений. Обогащение и уточнение словаря детей. Формирование навыков использования обобщающих понятий «одежда», «профессии». Развитие логического мышления, фонематического восприятия.

1

09.02

41

 Звук и буква Ж в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Закрепление знаний о звуке и букве Ж, знаний норм орфографии. Составление словосочетаний и предложений, написание слуховых диктантов. Работа с деформированным предложением. Предупреждение устного аграмматизма.

1

14.02

42

 Звук и буква Ш

Знакомство со звуком и буквой Ш. Формирование навыков слогового анализа, фонематического анализа и синтеза. Закрепление норм орфографии. Развитие фонематического восприятия.

1

16.02

43

 Дифференциация звуков и букв Ж – Ш ` изолированно, в слогах, словах

Закрепление знаний детей о звуках и буквах Ж –Ш. Дифференциация звуков Ж –Ш на уровне слога и слова. Уточнение,  обогащение словаря. Развитие навыков образования существительных при помощи суффиксов –ОНОК-, -ЕНОК-, согласование слов в предложении, работа с деформированным текстом. Закрепление норм орфографии жи - ши.

1

21.02

44

 Дифференциация звуков и букв Ж – Ш в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Закрепление знаний детей о звуках и буквах Ж –Ш. Дифференциация звуков Ж –Ш на уровне словосочетания, предложения, текста. Уточнение и обогащение словаря. Развитие навыков образования существительных при помощи суффиксов –ОНОК-, -ЕНОК-, согласование слов в предложении, работа с деформированным текстом. Закрепление я норм орфографии (жи-ши).

1

28.02

45

 Дифференциация звуков    О-У  

Закрепление знаний детей о гласных буквах О,У. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков занятия изолированно, в слогах и в словах,в словосочетаниях и предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.

1

02.03

46

Дифференциация звуков О-У в словосочетаниях, предложениях, тексте.

Закрепление  знаний о гласных буквах О,У. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков словосочетаниях и предложениях, тексте. Развитие  зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.

1

09.03

47

 Дифференциация звуков Ё-Ю в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте

Закрепление знаний детей о буквах Ё-Ю. Соотнесение букв занятия с символами, дифференциация гласных Ё-Ю в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

1

14.03

48

 Дифференциация звуков Р-Р`, Л-Л`.

Знакомство детей со звуками Р-Р`, Л-Л`. Правильное произношение звуков, сопоставление изучаемых звуков по звучанию и артикуляции. Соотнесение звуков с буквой, дифференциация звуков Р-Р`, Л-Л` изолированно, в слогах, в словах. Закрепление знаний по лексическим темам «овощи», «фрукты», навыков словообразования, работа со словами-паронимами. Развитие ассоциативного и логического мышления. Закрепление знаний основных и оттеночных цветов.

1

16.03

49

 Дифференциация звуков Р-Р`, Л-Л` в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Закрепление знаний детей о звуках Р-Р`, Л-Л`. Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях и в тексте, согласование слова в словосочетаниях. Установление логических связей в предложении. Развитие логического мышления, зрительного внимания. Закрепление знаний норм орфографии.

1

21.03

50

 Дифференциация звуков С-С`-Ш

Закрепление знаний детей о звуках С-С`-Ш. Сравнительная характеристика звуков. Закрепление норм артикуляции звуков С-С`-Ш. Дифференциация звуков С-С`-Ш изолированно,  в слогах, словах. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков работы с обобщениями. Развитие понимания пространственных отношений, логического мышления, зрительного восприятия.

1

23.03

51

Дифференциация звуков С-С`-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Закрепление знаний детей о звуках С-С`-Ш. Дифференциация звуков С-С`-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие навыков фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, навыков работы со словами-паронимами. Составление рассказов по плану.

1

04.04

52

 Дифференциация звуков З-З` - Ж

Знакомство детей с характеристикой звуков З-З`-Ж. Соотнесение звуков З-З`-Ж с буквами З-Ж. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, дифференциация звуков занятия изолированно, в слогах, словах. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов.

1

06.04

53

 Дифференциация звуков З-З`-Ж в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Соотнесение звуков З-З`-Ж с буквами З-Ж. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, дифференциация звуков занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Построение словосочетаний и предложений. Развитие высших психических процессов: памяти, внимания, логического мышления и восприятия.

1

11.04

54

 Дифференциация С-Ц в изолированно, в слогах, словах,  словосочетаниях, предложениях и тексте

Уточнение и закрепление знаний о звуках С-Ц. Развитие навыков фонематического восприятия, анализа и синтеза. Расширение словаря, уточнение понимания семантики слов. Закрепление навыков словообразования слов при помощи приставок и суффиксов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Дифференциация звуков С-Ц изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти.

1

13.04

55

 Дифференциация звуков Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Уточнение знаний детей о звуках Ч – Щ.  Сравнительная характеристика данных звуков. Дифференциация звуков Ч – Щ изолированно,  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие логического мышления. Формирование навыков работы с обобщениями, со словами паронимами, навыков слогового анализа и синтеза. Закрепление навыков правильного написания слогов ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, навыков словообразования при помощи суффиксов, согласования прилагательных с существительными в словосочетаниях и предложениях. Развитие зрительной памяти, внимания и восприятия.

1

18.04

56

Дифференциация звуков Ч – Т` изолированно, в слогах,  словах, предложениях и тексте.

Уточнение знаний о звуках Ч – Т`. Сравнительная характеристика Ч – Т`. Развитие навыков фонематического восприятия и фонематического анализа. Обогащение словаря. Составление и грамматическое оформление предложений. Закрепление навыков словообразования  при помощи суффиксов. Развитие связной речи, навыков ориентировки в пространстве, зрительного восприятия, навыков письма. Закрепление знаний орфографических норм русского языка.

1

20.04

57

 Дифференциация звуков Ч - Ш изолированно, в слогах,  словах, предложениях и тексте

Уточнение знаний о звуках Ч – Ш. Сравнительная характеристика Ч – Ш, дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и тексте, соотнесение звуков с буквами и символами, работа с родственными словами. Развитие навыков фонематического  восприятия, анализа и синтеза, работы со словами паронимами. Составление логически верных предложений. Пересказ и ответы на поставленные вопросы по тексту. Развитие логического мышления.

1

25.04

58

 Звуки Ч—Ц изолированно, в слогах,  словах, предложениях и тексте

Дифференциация звуков Ц—Ч в слогах, словах, словосочетаниях и тексте, соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме, работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1

27.04

59

 Итоговое занятие

Уточнение знаний о звуках гласных- согласных, звонких-глухих, твердых-мягких. Дифференциация схожих по артикуляторно-акустическому признаку звуков. Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания мышления.

1

04.05

60

Итоговое занятие

Уточнение знаний о звуках гласных- согласных, звонких-глухих, твердых-мягких. Дифференциация схожих по артикуляторно-акустическому признаку звуков. Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания мышления.

1

11.05

61

Обследование импрессивной речи.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.

16.05

62

Обследование связной речи. Обследование слоговой структуры слова.

Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. Выявить степень владения слоговой структурой.

18.05

63

Обследование словарного запаса.

Обследование грамматического строя речи.

Обследование словарного запаса. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения.

23.05

64

Обследование чтения и письма.

Выявить нарушения чтения и письма.

25.05



Предварительный просмотр:

                                           Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 487

Выборгского района Санкт-Петербурга

                       

                         

Принята

Утверждаю

Директор ГБОУ школа № 487

Педагогическим советом

Приказ от 31.08.21г. № 52/6-о

протокол от 30.08.21г. № 1

Председатель Педагогического совета школы

_________             Ю.Н. Кассихина

__________             Ю.Н. Кассихина

Согласовано

Совет родителей

протокол от 31.08.2021г.№ 1

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

логопедических занятий по коррекции письменной речи: акустической

дисграфии

5а класса

для обучающихся с задержкой психического развития

                                                   

                                                                 Составитель: учитель-логопед  Ларина Е.Л.

                                                                             Санкт-Петербург

2021

                                         Пояснительная  записка

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с задержкой психического развития  содержание обучения и проводимой коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений обозначено речевое развитие детей.

Логопедическая работа в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы.

Нарушения речи у детей  с задержкой психического развития имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированость связной речи.  Учитывая, что у детей с задержкой психического развития чаще всего дисграфия смешанного вида, планирование составлено таким образом, чтобы логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом.

Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития имеет свои особенности:

  1. в связи с недоразвитием познавательной деятельности процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения (например, дифференциация фонетически близких звуков, произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа);
  2. логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико – фонематической, но и лексико – грамматической стороны речи;
  3. необходимо учитывать принцип поэтапного формирования умственных действий;
  4. максимальное включение анализаторов (зрительное, тактильное, кинестетическое восприятие);
  5. содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения русскому языку;
  6. с учетом особенностей  детей с задержкой психического развития (быстрая утомляемость, повышенная отвлекаемость, низкий уровень мотивации) необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую;
  7. необходима тщательная дозировка заданий и речевого материала, постепенное усложнение заданий и речевого материала;
  8. в связи с тем, что нарушения речи у детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки;
  9. несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с задержкой психического развития обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя,  родителя.

Программа логопедических занятий составлена  на основании трудностей преодоления, детьми с задержкой психического развития всех компонентов речи, а также более успешному усвоению и использованию родного языка. Данная программа будет идти параллельно с работой учителя по изучению предметов русского языка и литературы.

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий составлена в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся;

- Письмом Комитета по образованию 03-20-2137/16-0-0 от 10.06.2016 «Методические рекомендации «Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях (классах), реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья»

       Срок реализации  программы:  1 учебный год.

При реализации данной  программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством:

-укрупнения дидактических единиц;

-вывода части учебного материала на самостоятельное изучение по теме с последующим контролем.

Цель: коррекция акустической дисграфии.

Задачи:        

  • формирование, развитие и совершенствование навыка анализа структуры предложения на уровне слога, слова, предложения и текста;
  • формирование, развитие и совершенствование навыка слогового анализа и синтеза;
  • формирование, развитие и совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза.
  • формирование, развитие и совершенствование полноценных представлений о морфологическом составе слова;
  • формирование, развитие и совершенствование умения грамматического оформления речи;
  • формирование, развитие и совершенствование связной речи.

Условия реализации программы

Программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий реализуется в подгруппах (2 чел.) по 20 минут, 2 раза в неделю. Учащиеся зачисляются учителем-логопедом в группу на основании проведенного обследования (в течение первых двух недель сентября). В конце года также проводится диагностика, которая должна выявить наличие или отсутствие динамики речевого развития учащихся по данному направлению.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей при освоении логопедической программы должны учитываться психо-физические возможности детей с задержкой психического развития, ситуативность эмоциональных состояний. Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения данной программы и оценка динамики речевых достижений учащихся. Критериями оценивания являются:  динамика речевого развития, личностные и предметные достижения, формирования УУД.

Содержание тем программы:

Содержание  логопедических занятий согласовано с программой по литературе, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.

Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:

  • принцип «от простого к сложному»
  • поэтапное формирование умственных действий
  • опора на сохранные психические функции

Тематический план программы

Раздел

Количество часов

1

Диагностический этап

4

2

Основной (коррекционный) этап

56

3

Диагностический этап

4

Всего

64

                             

Диагностический этап (сентябрь 2 недели)

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

Основной (коррекционный) этап

Предложение. Коррекционно-логопедическая работа на фонетическом уровне.

Коррекционно-логопедическая работа на лексическом уровне.

Коррекционно-логопедическая работа на синтаксическом уровне.

Диагностический этап (май 2 недели)

Оценка результативности коррекционной работы. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения.. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

Предполагаемый результат

К концу курса учащиеся с задержкой психического развития должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
  • знать термины, используемые для обозначения основных понятий-речь, звук, буква, слово;
  • уметь различать гласные и согласные звуки ;
  • уметь различать твердые и мягкие согласные звуки, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
  • уметь различать звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости;
  • понимать условно-графическую схему звукового состава слова;
  • проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;
  • дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
  • уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
  • узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  • правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
  • уметь распространять предложения.

   Перечень учебно-методического обеспечения

Основная литература:

  1. Коррекция нарушений письменной речи под редакцией Н.Н.Яковлевой. - СПб, Каро, 2017.

Дополнительная литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.,2017.
  2. Лалаева Л.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2018.
  3. Лалаева Л.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., Союз, 2018.
  4. Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – Спб.,2017.
  5. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Коррекция акустической дисграфии. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Коррекция оптической дисграфии. – М.,2017.
  6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,2017.

Оборудование и приборы:  компьютер, магнитофон

Дидактический материал: предметные картинки, наборы картинок по темам, наборы сюжетных картинок, таблицы, мнемотаблицы, схемы, картотеки, индивидуальные карточки, индивидуальные таблички, презентации по темам

                                                         

5-а класс (64 часа)

Тема занятия

Решаемые проблемы.

часы

дата

I. Диагностический  этап работы

1

 Обследование импрессивной речи.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.

1

01.09

2

Обследование связной речи. Обследование слоговой структуры слова.

Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. Выявить степень владения слоговой структурой

1

06.09

3

Обследование словарного запаса. Обследование грамматического строя речи.

Выявить соответствует ли словарь возрастной категории. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения

1

08.09

4

Обследование письма. Обследование чтения.

Выявить наличие нарушений письма. Выявить наличие нарушений чтения

1

13.09

5

 Дифференциация гласных  А - Я

Закрепление знаний о гласных А – Я. Дифференциация гласные А – Я в словах. Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия. Закрепление знаний о звуковом составе слова. Развитие логического мышления, восприятия, слухового и зрительного внимания.

1

15.09

6

 Твердые и мягкие согласные перед гласными А – Я в предложениях и тексте.

Закрепление  знаний детей о буквах А – Я. Дифференциация твердых  и мягких согласных перед гласными А – Я в предложениях и текстах. Развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Соотнесение звуков с символами и буквами.

1

20.09

7

 Дифференциация гласных  У – Ю.

Закрепление знаний о букве Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков перед гласными буквами У-Ю. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа, навыков словоизменения. Уточнение и обогащение словаря детей.

1

22.09

8

 Твердые и мягкие согласные перед гласными У – Ю.

Закрепление знаний о буквах У- Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков перед гласными буквами У-Ю. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста, навыков работы с деформированным предложением. Составление рассказов по серии сюжетных картин. Развитие связной речи.

1

27.09

9

Дифференциация гласных   О - Ё

Закрепление знаний о гласной букве Ё, о твердости и мягкости согласных. Дифференциация согласных звуков перед гласными О-Ё в слогах и в словах. Развитие навыков звукового анализа слогов и слов, фонематического анализа и синтеза. Обогащение словаря по теме «Детеныши животных и птиц».

1

29.09.

10

 Твердые и мягкие согласные перед гласными О - Ё

Закрепление знаний детей о гласных звуках и буквах. Дифференциация мягких и твердых согласных звуков перед гласными О-Ё  в словосочетаниях и предложениях. Развитие навыков звукового анализа на уровне слова, словосочетания и предложения, навыков построения предложений. Развитие связной речи, логического мышления.

1

04.10

11

 Твердые и мягкие согласные перед гласными О – Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Закрепление знаний детей о твердости и мягкости согласных перед гласными О-Ё.  Отгадывание кроссвордов. Развитие навыков языкового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков перед гласными О-Ё  в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

06.10

12

 Дифференциация гласных  Э-Е

Закрепление знаний о гласных И-Ы. Дифференциация согласных звуков перед гласными И-Ы. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа, словоизменения. Работа со словами-омофонами. Образование существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.

1

11.10

13

 Твердые и мягкие согласные перед гласными Э-Е в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Закрепление знаний детей о твердости и мягкости согласных звуков. Дифференциация согласных звуков перед гласными И-Ы. Развитие фонематического восприятия. Составление описания по плану. Развитие навыков языкового анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания.

1

13.10

14

 Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

Закрепление знаний детей о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е,Ё, Ю, И. Знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Закрепление навыков правописания слов с мягким знаком на конце слова. Работа над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Соотнесение буквы с символом для ее обозначения. Обогащение словаря детей.

1

18.10

15

 Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова)

Закрепление знаний детей о смягчении согласных при помощи мягкого знака. Закрепление навыков правописания слов с мягким согласным в середине слова. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Соотнесение буквы и символа. Обогащение словаря детей. Развитие логического мышления. Соотнесение слова с мягким знаком со схемой.

1

20.10

16

 Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов.

Закрепление знаний о смягчении согласных при помощи мягкого знака, о разделительном мягком знаке. Закрепление знаний норм орфографии, навыков соотнесения слов со схемами. Дифференциация слов с мягким знаком на конце слова и с мягким знаком в середине. Дифференциация слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком в функции смягчения. Развитие логического мышления, фонематического восприятия.

1

08.11

17

 Мягкий знак в функции смягчения и разделения

Закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах. Дифференциация  мягкого знак в функции смягчения и в функции разделения. Обучение работе со схемами  слов. Уточнение и обогащение словаря. Подбор слов-действий к словам-предметам. Формирование навыков словоизменения. Развитие высших психических процессов.

1

10.11

18

 Дифференциация звуков Б-Б`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство детей со звуками Б – Б`, с нормой артикуляции изучаемых звуков. Дифференциация звуков Б-Б` по твердости и мягкости изолированно, в слогах и словах. Развитие навыков словообразования. Закрепление  навыков слогового анализа, фонематического анализа и синтеза, навыков работы с текстом.

1

15.11

19

 Дифференциация звуков П-П`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство детей со звуками Б – Б`, с нормой артикуляции изучаемых звуков. Дифференциация  звуков  Б-Б` по твердости-мягкости изолированно, в слогах и словах, предложения, тексте.  Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Профилактика оптических нарушений. Развитие логического мышления, связной речи (обучать составлению рассказа на заданную тему). Работа на уровне текста. Развитие  зрительного восприятия.

1

17.11

20

 Дифференциация звуков Б-Б`, П-П` изолированно, в слогах, словах

Закрепление знаний о звуках Б-Б`, П-П`.  Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах. Развитие фонематического восприятия, навыков слогового анализа и синтеза, логического мышления. Работа по предупреждению дизорфографии.

1

22.11

21

 Дифференциация звуков Б-Б`, П-П` в словосочетаниях, предложениях и тексте

Закрепление знаний о звуках Б-Б`, П-П`.  Дифференциация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия. Согласование прилагательных с существительными. Формирование навыков работы с деформированным текстом. Развитие зрительного восприятия и логического мышления.

1

24.11

22

 Дифференциация звуков В-В`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство детей с согласными звуками В-В`. Сравнительная характеристика этих звуков. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, навыков фонематического анализа и синтеза, моторно-зрительной координации, слухового внимания. Обогащение и уточнение словаря по теме «Море».

1

29.11

23

 Дифференциация звуков Ф-Ф`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство с согласными звуками Ф-Ф`, с нормой артикуляции изучаемых звуков. Дифференциация звуков Ф-Ф` изолированно, в слогах и в словах. Закрепление знаний о правописании собственных имен. Обогащение словаря детей, развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыков фонематического анализа. Работать с деформированным текстом.

1

01.12

24

 Дифференциация звуков В-В`, Ф-Ф`  изолированно, в слогах, словах

Закрепление знаний о звуках В-В`, Ф-Ф`. Дифференциация изучаемых звуков в слогах, словах, сравнение звуков. Развитие логического мышления, навыков слогового анализа. Обогащение словаря. Развитие зрительной и слуховой памяти, зрительного восприятия.

1

06.12

25

 Дифференциация звуков В-В`, Ф-Ф` в словосочетаниях, предложениях и тексте

Закрепление знаний о звуках В-В`, Ф-Ф`  Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия, навыков работы с деформированным текстом. Развитие зрительного восприятия и логического мышления.

1

08.12

26

 Дифференциация звуков Г-Г`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство со звуками Г-Г`, их характеристикой, нормой произношения. Дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости. Обогащение словаря по темам «Животные» и «Птицы». Формирование навыков классифицирования, навыков работы с обобщениями. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

1

13.12

27

Дифференциация звуков К-К`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство со звуками К-К`. Дифференциация звуков занятия, сравнительная характеристика. Обогащение словаря детей. Формирование навыков грамматического оформления предложений, навыков языкового анализа и синтеза. Развитие связной речи, логического мышления, фонематического слуха и восприятия.

1

15.12

28

Дифференциация звуков К-К`, Г-Г` изолированно, в слогах, словах

Закрепление знаний о звуках К-К`, Г-Г`, произношение и навыки различения звуков К-К`, Г-Г` изолированно в слогах, в словах. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Закрепление норм орфографии. Развитие внимания , логического мышления.

1

20.12

29

 Дифференциация звуков К-К`, Г-Г` в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте

Закрепление знаний о звуках К-К`, Г-Г`, правильного произношения и различения звуков К-К`, Г-Г` в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, внимания, логического мышления, связной речи.

1

22.12

30

 Дифференциация звуков К-К`, Х-Х`` изолированно, в слогах, словах

Закрепление навыков правильного произношения и различения звуков К-К`, Х-Х` в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Развитие навыков слогового анализа слов, фонематического анализа и синтеза. Составление словосочетаний и предложений. Закрепление норм орфографии. Работа над развитием связной речи. Развитие внимания,  логического мышления.

1

27.12

31

Дифференциация звуков Д-Д`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство с характеристиками звуков Д-Д`. Дифференциация звуков Д-Д` в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звука с символом и буквой. Формирование навыков слогового анализа. Закрепление знаний о правописании собственных имен существительных. Развитие навыков образования существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. Употреблении предлогов НАД, ПОД,  ИЗ-ПОД. Составление схем предложений. Формирование навыков употребления слов-антонимов. Развитие слухового внимания, восприятия, памяти.

1

10.01

32

 Дифференциация звуков Т-Т`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство со звуками Т-Т`. Дифференциация звуков изолированно, в слогах и в словах. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Обогащение словаря детей.  Развитие слуховых дифференцировок. Обучение грамматическому оформлению предложений. Восстановление рассказа по предложенному плану. Развитие зрительного и слухового восприятия.

1

12.01

33

Дифференциация звуков Д-Д`, Т-Т`` изолированно, в слогах, словах

Закрепление знания о звуках Д-Д`, Т-Т`. Дифференциация звуков, изучаемых на занятии. Обогащение словаря детей, развитие навыков слогового анализа и синтеза. Закрепление знаний языковых норм. Развитие связной речи, высших психических процессов.

1

17.01

34

 Дифференциация звуков Д-Д`, Т-Т` в словосочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация звуков Д-Д`, Т-Т` в словосочетаниях, предложениях и тексте. Закрепление знаний временных отношений. Обогащение словаря детей. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков работы с деформированным текстом, навыков фонематического анализа и синтеза, работы на уровне словосочетания.

1

19.01

35

 Дифференциация звуков З-З`` изолированно, в слогах, словах

Знакомство со звуками З-З`. Соотнесение звука с символом и буквой, дифференциация звуков З-З` изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях, определение места звука в слове ( начало, середина, конец). Формирование навыков звукового анализа и синтеза на уровне слога и слова. Уточнение и обогащение словаря детей. Закрепление Работа со схемами предложений.

1

24.01

36

 Дифференциация звуков С-С` ` изолированно, в слогах, словах

Знакомство со звуками С-С`. Дифференциация твердых и мягких согласных С-С` изолированно, в слогах, в словах и в словосочетаниях. Формирование навыков работы со словами обобщениями,  звукового анализа и синтеза. Развитие зрительного восприятия.

1

26.01

37

 Дифференциация звуков З-З`, С-С`` изолированно, в слогах, словах

Закрепление знаний детей о звуках З-З`, С-С`. Дифференциация звуки З-З`, С-С`. Развитие зрительного восприятия и оптических представлений, навыков звуко-слогового анализа слов, словообразования. Формирование обобщающих понятий. Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия.

1

31.01

38

 Дифференциация звуков З-З`, С-С` в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Закрепление знаний детей о звуках З-З`, С-С`. Дифференциация звуков З-З`, С-С` изолированно, в слогах, в словах. Развитие навыков слогового анализа и синтеза, словообразования, работы с омонимами. Работа над предупреждением устного аграмматизма. Развитие оптических представлений.

1

02.02

39

 Дифференциация звуков З-З`, С-С` в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Закрепление знаний о звуках З-З`, С-С`. Дифференциация звуков З-З`, С-С` в словосочетаниях, предложениях и тексте.  Закрепление знаний о правописании собственных имен существительных. Работа с родственными словами, деформированным текстом, дифференциация  предлогов СО – С, ЗА – ИЗ-ЗА. Упражнение в написании различных форм слова.

1

07.02

40

 Звук и буква Ж

Знакомство со звуком и буквой Ж. Соотнесение звука с символом и буквой. Закрепление знаний норм орфографии. Развитие кинетических ощущений и оптических представлений. Обогащение и уточнение словаря детей. Формирование навыков использования обобщающих понятий «одежда», «профессии». Развитие логического мышления, фонематического восприятия.

1

09.02

41

 Звук и буква Ж в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Закрепление знаний о звуке и букве Ж, знаний норм орфографии. Составление словосочетаний и предложений, написание слуховых диктантов. Работа с деформированным предложением. Предупреждение устного аграмматизма.

1

14.02

42

 Звук и буква Ш

Знакомство со звуком и буквой Ш. Формирование навыков слогового анализа, фонематического анализа и синтеза. Закрепление норм орфографии. Развитие фонематического восприятия.

1

16.02

43

 Дифференциация звуков и букв Ж – Ш ` изолированно, в слогах, словах

Закрепление знаний детей о звуках и буквах Ж –Ш. Дифференциация звуков Ж –Ш на уровне слога и слова. Уточнение,  обогащение словаря. Развитие навыков образования существительных при помощи суффиксов –ОНОК-, -ЕНОК-, согласование слов в предложении, работа с деформированным текстом. Закрепление норм орфографии жи - ши.

1

21.02

44

 Дифференциация звуков и букв Ж – Ш в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Закрепление знаний детей о звуках и буквах Ж –Ш. Дифференциация звуков Ж –Ш на уровне словосочетания, предложения, текста. Уточнение и обогащение словаря. Развитие навыков образования существительных при помощи суффиксов –ОНОК-, -ЕНОК-, согласование слов в предложении, работа с деформированным текстом. Закрепление я норм орфографии (жи-ши).

1

28.02

45

 Дифференциация звуков    О-У  

Закрепление знаний детей о гласных буквах О,У. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков занятия изолированно, в слогах и в словах,в словосочетаниях и предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.

1

02.03

46

Дифференциация звуков О-У в словосочетаниях, предложениях, тексте.

Закрепление  знаний о гласных буквах О,У. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков словосочетаниях и предложениях, тексте. Развитие  зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.

1

09.03

47

 Дифференциация звуков Ё-Ю в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте

Закрепление знаний детей о буквах Ё-Ю. Соотнесение букв занятия с символами, дифференциация гласных Ё-Ю в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

1

14.03

48

 Дифференциация звуков Р-Р`, Л-Л`.

Знакомство детей со звуками Р-Р`, Л-Л`. Правильное произношение звуков, сопоставление изучаемых звуков по звучанию и артикуляции. Соотнесение звуков с буквой, дифференциация звуков Р-Р`, Л-Л` изолированно, в слогах, в словах. Закрепление знаний по лексическим темам «овощи», «фрукты», навыков словообразования, работа со словами-паронимами. Развитие ассоциативного и логического мышления. Закрепление знаний основных и оттеночных цветов.

1

16.03

49

 Дифференциация звуков Р-Р`, Л-Л` в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Закрепление знаний детей о звуках Р-Р`, Л-Л`. Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях и в тексте, согласование слова в словосочетаниях. Установление логических связей в предложении. Развитие логического мышления, зрительного внимания. Закрепление знаний норм орфографии.

1

21.03

50

 Дифференциация звуков С-С`-Ш

Закрепление знаний детей о звуках С-С`-Ш. Сравнительная характеристика звуков. Закрепление норм артикуляции звуков С-С`-Ш. Дифференциация звуков С-С`-Ш изолированно,  в слогах, словах. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков работы с обобщениями. Развитие понимания пространственных отношений, логического мышления, зрительного восприятия.

1

23.03

51

Дифференциация звуков С-С`-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Закрепление знаний детей о звуках С-С`-Ш. Дифференциация звуков С-С`-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие навыков фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, навыков работы со словами-паронимами. Составление рассказов по плану.

1

04.04

52

 Дифференциация звуков З-З` - Ж

Знакомство детей с характеристикой звуков З-З`-Ж. Соотнесение звуков З-З`-Ж с буквами З-Ж. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, дифференциация звуков занятия изолированно, в слогах, словах. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов.

1

06.04

53

 Дифференциация звуков З-З`-Ж в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Соотнесение звуков З-З`-Ж с буквами З-Ж. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, дифференциация звуков занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Построение словосочетаний и предложений. Развитие высших психических процессов: памяти, внимания, логического мышления и восприятия.

1

11.04

54

 Дифференциация С-Ц в изолированно, в слогах, словах,  словосочетаниях, предложениях и тексте

Уточнение и закрепление знаний о звуках С-Ц. Развитие навыков фонематического восприятия, анализа и синтеза. Расширение словаря, уточнение понимания семантики слов. Закрепление навыков словообразования слов при помощи приставок и суффиксов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Дифференциация звуков С-Ц изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти.

1

13.04

55

 Дифференциация звуков Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Уточнение знаний детей о звуках Ч – Щ.  Сравнительная характеристика данных звуков. Дифференциация звуков Ч – Щ изолированно,  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие логического мышления. Формирование навыков работы с обобщениями, со словами паронимами, навыков слогового анализа и синтеза. Закрепление навыков правильного написания слогов ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, навыков словообразования при помощи суффиксов, согласования прилагательных с существительными в словосочетаниях и предложениях. Развитие зрительной памяти, внимания и восприятия.

1

18.04

56

Дифференциация звуков Ч – Т` изолированно, в слогах,  словах, предложениях и тексте.

Уточнение знаний о звуках Ч – Т`. Сравнительная характеристика Ч – Т`. Развитие навыков фонематического восприятия и фонематического анализа. Обогащение словаря. Составление и грамматическое оформление предложений. Закрепление навыков словообразования  при помощи суффиксов. Развитие связной речи, навыков ориентировки в пространстве, зрительного восприятия, навыков письма. Закрепление знаний орфографических норм русского языка.

1

20.04

57

 Дифференциация звуков Ч - Ш изолированно, в слогах,  словах, предложениях и тексте

Уточнение знаний о звуках Ч – Ш. Сравнительная характеристика Ч – Ш, дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и тексте, соотнесение звуков с буквами и символами, работа с родственными словами. Развитие навыков фонематического  восприятия, анализа и синтеза, работы со словами паронимами. Составление логически верных предложений. Пересказ и ответы на поставленные вопросы по тексту. Развитие логического мышления.

1

25.04

58

 Звуки Ч—Ц изолированно, в слогах,  словах, предложениях и тексте

Дифференциация звуков Ц—Ч в слогах, словах, словосочетаниях и тексте, соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме, работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1

27.04

59

 Итоговое занятие

Уточнение знаний о звуках гласных- согласных, звонких-глухих, твердых-мягких. Дифференциация схожих по артикуляторно-акустическому признаку звуков. Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания мышления.

1

04.05

60

Итоговое занятие

Уточнение знаний о звуках гласных- согласных, звонких-глухих, твердых-мягких. Дифференциация схожих по артикуляторно-акустическому признаку звуков. Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания мышления.

1

11.05

61

Обследование импрессивной речи.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.

16.05

62

Обследование связной речи. Обследование слоговой структуры слова.

Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. Выявить степень владения слоговой структурой.

18.05

63

Обследование словарного запаса.

Обследование грамматического строя речи.

Обследование словарного запаса. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения.

23.05

64

Обследование чтения и письма.

Выявить нарушения чтения и письма.

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии во 2 классе.

Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии в 2 классе. Тема: Дифференциация гласных А - Я. Цели: Образовательная: формировать умение выделять и различать звуки [а], [я]; сове...

Применение моделирования в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии у младших школьников

Проблемами развития фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. Логопеды в основном используют учебный по...

Логопедическое занятие по коррекции акустической дисграфии.

Урок направлен на устранение акустической дисграфии у учащихся вторых классов, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи....

Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация ч-ц.

В данном материале даны основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и предложены упражнения для ее устранения  (на примере дифференциации ч - ц)....

Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация звуков т – д.

Данный материал объясняет основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и ее устранение (на примере дифференциации т - д)....

Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация с – ш.

Данный материал раскрывает основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и ее устранение (на примере дифференциации с - ш)....

Предупреждение и коррекция акустической дисграфии у обучающихся первых классов.

 Изучение и коррекция специфических нарушений речи у детей является одной из самых актуальных проблем в настоящее время. Ежегодно в начальных классах школ увеличивается количество детей с ...