«Развитие творческих способностей и создание условий для их развития»
материал

Пушкова Ольга Владимировна

Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако они не все развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствии  не востребованности. Процент способных  детей с годами резко снижается. В 10-летнем возрасте их примерно  60-70 %, к 14 годам -30-40%, к 17 годам –только 15-20 %.

Актальность программы:

Актуальность программы обусловлена многими факторами. Прежде всего целью современного образования, которая заключается в развитии и воспитании ребёнка. Занятия изобразительным искусством, несомненно, откроют для детей новые пути познания творчества, обогатят их внутренний мир. Выявление способностей у детей и правильное их развитие – одна из важнейших педагогических задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_sposobnostey.docx643.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

Содержание программы:

  1. Актуальность программы.
  2. Основные цели и задачи программы.
  3. Сроки реализации программы.
  4. Этапы реализации программы.
  5. Формы, способы, средства реализации программы.
  6. Ожидаемые результаты реализации программы
  7. Способы определения результативности.
  8. Используемая литература.

Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако они не все развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствии  невостребованности. Процент способных  детей с годами резко снижается. В 10-летнем возрасте их примерно60-70 %, к 14 годам -30-40%, к 17 годам –только 15-20 %.

Актальность программы:

Актуальность программы обусловлена многими факторами. Прежде всего целью современного образования, которая заключается в развитии и воспитании ребёнка. Занятия изобразительным искусством, несомненно, откроют для детей новые пути познания творчества, обогатят их внутренний мир. Выявление способностей у детей и правильное их развитие – одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учётом возраста детей, их психологического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие творческих способностей у детей к изобразительному искусству в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их, выделять характерное. При этом надо учитывать возраст детей. Известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания и от общего развития ребёнка. Педагог не должен об этом забывать, так как индивидуальный подход к ребёнку  - одно из главных условий успешного обучения и воспитания. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности ребёнка творческим, ставить детей не только в ситуации художественного, но и познавательного, нравственного творчества.  Создание данной программы было обусловлено усилением роли изобразительного искусства как занятия, обеспечивающего развитие художественных способностей обучающихся  и возможностью реализации творческого потенциала личности.

 Одно из главных направлений работы творческого объединения «Изостудия» - создание условий для оптимального развития художественных способностей детей, включая тех, чьи способности в настоящий момент может быть ещё не проявились, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Цель:

развитие творческих способностей через изобразительную деятельность и ручной труд.

Задачи:

-создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях творчества;

-развивать познавательные, творческие, художественные способности обучающихся;

- развивать стремление к творческой самореализации и творческой активности.

-отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

Срок реализации программы: программа рассчитана на 3 года обучения.

2018-2021 уч. год – выявление и развитие творческих способностей обучающихся путём создания условий для максимального развития творческих способностей обучающихся, их личностной, социальной самореализации, с применением специальных  педагогических технологий.

Этапы реализации программы:

I Подготовительный этап.

Подбор и изучение литературы . Анкетирование родителей.

II  Ознакомительно- диагностический этап.

Анализ и оценка исходных данных обучающихся отслеживаемой группы.

Определение готовности к обучению.

III  Практический этап.

Осуществление формирующего этапа развития творческих способностей обучающихся. Определение эффективности форм и методов обучающей деятельности. Корректировка условий, обеспечивающих развитие творческих навыков и умений.

Организация и проведение групповых и индивидуальных занятий

(по индивидуальному плану) с обучающимися. Организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для детей.

IV Обобщающий этап

Систематизация, анализ и обобщение результатов обучения. Определение  перспективных задач на дальнейшую педагогическую деятельность.

Все занятия по развитию творческих способностей выстраиваются с учётом творческой активности обучающихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения обучающихся, на то, что они умеют и знают, с учётом их творческих возможностей.

При разработке методики формирования творческих способностей педагог должен учитывать:

а) общий уровень развития коллектива;

б) возрастные особенности формирования креативной среды;

в) личностные особенности обучающихся;

г) специфические черты и особенности учебного предмета.

Условия формирования творческих способностей:

а)положительные мотивы учения;

б) творческая активность;

в) интерес обучающихся;

г) положительный микроклимат в коллективе;

д) предоставление свободы выбора действий, вариантность работ.

Для развития творческих способностей детей, раскрытия творческого потенциала и личностных качеств обучающихся, использую различные формы работы: творческие мастерские, конкурсы, выставки, работа по индивидуальному плану с обучающимися с высоким уровнем обучения, посещение выставок, музея.

Ожидаемые результаты:

- совершенствование и повышения качества знаний и умений обучающихся;

- расширение кругозора обучающихся;

- закладывается мотивация к получению новых знаний в процессе дальнейшего обучения;

- участие в различных  районных, региональных, всероссийских ,

выставках и конкурсах;

- повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся.

Показатели результативности:

- диагностика уровня познавательных возможностей;

-диагностика уровня развития психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, воображения и т.д.), общих и специальных способностей;

- интенсивность обучения;

- участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектных работах, выставках.

Методы и способы выявления результативности :

Тестирование, наблюдения, беседы, диагностика.

Используемые методики по выявлению способностей одаренности детей

-первичная диагностика одарённости;

-педагогическое наблюдение (методика мозгового штурма, игровые методики, КТД);

- диагностика художественно-творческих способностей детей по методике «5 рисунков» Н.А. Лепской;

-«Опросник для выявления одарённых школьников»  А.А. Лосевой,

_«Карта одарённости» А.И. Савенков,

-Тесты «Несуществующее животное», «Дорисуй» «Изобрази фигуру», «Развитие творческого мышления у детей дошкольников»  А.Э. Симановский,

- «Диагностика художественно – творческих способностей учащихся» Н. Лепская.


Используемая литература:

Алякринский Б.С.О таланте и способностях.- М.:1971

Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьника. М.:1991

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996 Ярославль

Савенков А.И. Одарённые дети  в детском саду и  в школе. 2000. Москва

НурахметоваК.С.Вспомогательные средства воздействия в развитии

одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010 - № 6 - С.

122-127.

Антонова И.Г.Одаренные дети и особенности педагогической работы с

ними

Сайты интернета:nsportal. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ)

Статья посвящена проблемам развития творческих способностей участников образовательного процесса, рассмотрены возможные пути их решения в практике преподавания физики...

Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»

Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...

Развитие творческих способностей детей в условиях детского дома

Образовательная область искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего...

Развитие творческих способностей учащихся как условие формирования социально адаптируемой личности

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в школьной среде является формирование ассоциативности, диалектично­сти и сис­темности мышления.  Так  как  развитие...

Создание проектов как средства развития творческих способностей детей

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого п...

Создание проектов как средства развития творческих способностей детей

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого п...