Методическая копилка
методическая разработка

Цымлова Милена Юрьевна

Методическая копилка

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №31 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического профиля»

Рассмотрено                                                                        

на заседании предметного

методического объединения

протокол № 1

от 31.08.2021г.                              

Руководитель МО:

                                                                                                 

                                                                                                   

                                                                                                       

Программа элективного курса по предпрофильной подготовке учащихся 8 класса

«Я выбираю профессию»

                                                                           

                                                                                                Составитель рабочей программы:

 Цымлова Милена Юрьевна,

 учитель русского языка и литературы

Год составления:2021

г. Нижневартовск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Я выбираю профессию» предназначен для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профильного обучения. Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.

Цель курса: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально- экономических условиях.

 Задачи курса:

  • знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения;
  •  повышение профессиональной грамотности учащихся;
  • формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности;
  •  развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии;
  •  формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.

        Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности.

Ключевыми понятиями в данном курсе являются: профессия, карьера, жизненные цели, личный профессиональный план, профессиограмма, профессиональная пригодность, призвание, технология поиска работы, автобиография, деловое общение.

Методики, используемые на занятиях – дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, карта интересов А.Е.Голомштока, опросник профессиональных предпочтений Л.Йовайши, методика определения типа личности Дж. Голланда (Холланда), тренинги, игры, психотехнологические упражнения и др.

Формы занятий в рамках данного курса – лекции, беседы, диагностические процедуры. В ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и актуализируются имеющиеся знания у учащихся. Диагностические процедуры, тесты позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями.

Виды контроля: тесты, контрольные задания, кроссворды, карточки-задания, анкеты, упражнения. Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В ОБЛАСТИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

В результате освоения курса обучающийся научится:

• ориентироваться в рынке труда и особенностях профессионального образования;

• ориентироваться в профилях обучения;

• ориентироваться в том, как изучаемые дисциплины могут быть применены в профессиональной деятельности;

• ориентироваться в мире профессий: востребованные профессии и необходимые для этого компетенции;

• ставить перед собой профориентационные цели, реализовывать их и при необходимости корректировать;

• классифицировать профессии по предмету и содержанию труда;

• ориентироваться в требованиях, предъявляемых профессиями к человеку с учётом распределения профессий по типам и классам;

• ориентироваться в требованиях, предъявляемых профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека;

• выбирать профиль обучения в соответствии с индивидуальными интересами и способностями;

• использовать алгоритм выбора профессии.

Обучающийся получит возможность научиться:

• определять индивидуальные склонности и предметов различных профилей;

• определять личностные особенности и анализировать их с точки зрения выбора области профессиональной деятельности;

• выстраивать индивидуальный образовательный маршрут;

• выстраивать индивидуальный профессиональный маршрут.

В ОБЛАСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Регулятивные:

1) уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

1) уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

2) уметь создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

1) уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

2) уметь формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

В ОБЛАСТИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММА СПОСОБСТВУЕТ:

1) повышению уровня готовности обучающихся к выбору профиля обучения и к профессиональному самоопределению с учётом личностных особенностей и возможностей рынка труда;

2) формированию ответственного отношения к учению, готовности и способностей обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

3) формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

4) формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать

в нём взаимопонимания;

5) освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участию в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, социальных и экономических особенностей;

6) развитию компетентности в решении проблем на основе личностного выбора, формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Программа рассчитана на 35 часов. Реализуется с учащимися 8-х классов в рамках элективного курса по предпрофильной подготовке.

Календарно-тематическое планирование.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование по предпрофильной подготовке для 8 классов составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией (инициирование обсуждения, высказывание своего мнения, выработка своего отношения);

- использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, дискуссий, решения кейсовых задач, групповой работы и т.п.

 - организация шефства мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, позволяющий получить социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, а также аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Тематическое планирование 8 классов

№ п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

Блок 1. Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии

19

1.

Представление о себе и проблема выбора профессии

1

2.

Мои личные  профессиональные планы (ЛПП)

2

3.

Типичные ошибки при выборе профессии

1

4.

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

2

5.

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

2

6.

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

7.

Здоровье и выбор профессии

1

8.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

1

9.

Темперамент в профессиональном становлении личности

2

10.

Эмоциональное состояние личности

1

11.

Волевые качества личности

1

12.

Способность к запоминанию

1

13.

Способность быть внимательным

1

14.

Человек среди людей

1

15.

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

1

Блок 2. Мир профессий и труда

16

16.

 Мир профессий и твоё место в нем                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

1

17.

Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии

2

18.

Профессиограмма и психограмма профессии

2

19.

Типы профессии. Правила выбора профессии

2

20.

Характеристика профессий типа «человек – человек»

1

21.

Характеристика профессий типа «человек – техника»

1

22.

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

1

23.

Характеристика профессий типа «человек – природа»

1

24.

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

1

25.

Дневник профессиональной карьеры

1

26.

Перспективы твоего профессионального старта

1

27.

 Итоговое занятие. «Умение обосновывать свой профессиональный выбор»

2

Итого:

35 ч.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Банк заданий по русскому языку для работы с одарёнными детьми

Раздел «Фонетика и орфография».

  1. Расставьте ударения в словах:

Ассиметрия, баловать, блокировать, вероисповедание, втридорога, мусоропровод, гастрономия, ракушка, квартал, искра, знамение, зубатый, камбала, каталог, переименовать, закупорить, кожух, кухонный, подбодрить, сироты, (мн. ч), ремень, снадобье.

  1. На чем основана рифма в данных стихотворных отрывках?

А) Она рабыня и царица,

Она работница и дочь.

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Б) Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя,

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!

3.Какие фонетические средства использует автор для создания
            художественного образа, настроения  в  стихотворении?

Терек воет, дик и злобен.

Меж утесистых громад.

Буре плач его подобен.

Слезы брызгами летят.

Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит.   (М.Ю.Лермонтов)

Раздел «Лексикология и этимология»

1.     Выделите и переведите на современный русский язык имеющиеся в отрывке архаизмы. Почему эти устаревшие слова называются архаизмами, а не историзмами? Какую роль они выполняют в данном тексте?

Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

Не сель Минервы росской храм?

На сель Элизиум полнощный,

Прекрасный Царско-сельский сад,

Где, льва сразив, почил орел России мощной

На лоне мира и отрад?

Увы! Промчалися те времена златые,

Когда под скипетром великия жены

Венчалась славою счастливая Россия,

Цветя под кровом тишины!

А. С. Пушкин

2. Найдите синонимы в данном художественном тексте, определите

их вид. Какова их стилистическая нагрузка?

К тому же они так непорочны,

Так величавы, так умны,

Так благочестия полны,

Так осмотрительны, так точны,

Так непреступны для мужчин,

Что вид их уж рождает сплин.

А.С.Пушкин

3. Найдите в данном отрывке старославянизмы, укажите их признаки.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блад

Вознесся пышно, горделиво.

А.С.Пушкин

4. Какие признаки указывают на то, что данные ниже слова заимствованные?

  Из какого языка они заимствованы?

Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк.

Раздел «Словообразование»

  1. Назовите слова, в которых окончание находится не в конце слова.
  2. Распределите слова на 2 группы – оканчивающиеся на о, имеющие

        окончание о : нужно, можно, оно, ясно, кимоно, известно, рядно, полено, кино.

  1. Можно ли считать данные слова однокоренными? Ответ докажите путём морфемного анализа.

Сошлись – разойтись

Раздел «Морфология»

1.Подберите прилагательные к данным существительным, запишите словосочетания в творительном падеже.

Мозоль, тополь, шампунь, марабу, тюль, какаду, аэрозоль, ралли, родео, шасси.

2. Одно из слов дверь, горсть, тень в ходе истории изменило род. Какое это слово? Обоснуйте свой ответ.

3.Найдите выражения с неправильно употребленными предлогами и исправьте их.

Показатели по выполнению работ возросли: составлен график по проверке дежурства сотрудников; докладчик ловко оперирует с этими фактами; я полагал о том, что решение было принято: по этой рекламе были получены отклики; благодаря приказа директора выплата произведена вопреки указания.

Раздел «Синтаксис»

1.   Одинаковую    ли    синтаксическую     роль     выполняют    глаголы неопределенной формы в следующих фрагментах? Ответ обоснуйте.

 а)  А у нас тишь да гладь,

Божья  благодать.

А у нас - светлых глаз

Нет приказу поднимать

А.Ахматова.

 б)  Когда б не смутное влеченье

Чего-то жаждущей души,

Я здесь остался б - наслажденье

Вкушать в неведомой тиши…

А.С. Пушкин.

2. Найдите и подчеркните главные члены предложения. Для подлежащего укажите способ выражения.

а) Жизнь железной была дорогой. Версты-годы, а шпалы - дни.

б) Как воспеть ли радости кующие руки,

      Если в мире единственные они?

 в) Всего опасней - полузнанья. Они с историей на «ты».

3.   Определите, каким членом предложения является выделенное слово, докажите  

 а) Сколько paз я мечтала в долгой жизни своей постоять, как бывало, возле этих дверей.

       б) Отчего же с недавних дней

         Что-то чудится мне прощальное

         В добрых встречах своих друзей.

в) В соловьиную рощу несу микрофон

    Записать это дивное пенье.

г) Луна взошла багровая и хмурая, точно больная.

4.Проанализируйте односоставные предложения. Подчеркните главный член

предложения, укажите способ его выражения, определите тип односоставного предложения. В сложном предложении проанализируйте предикативные единицы, являющиеся по структуре односоставными предложениями.

а)  Но с новою потерею Вы тягостней и все страшней терять. И надо встать над горем и поверить.

б)  И веет дремучей, глубокой Русью

     От серых замшелых осиновых крыш…

в)  Волокли его на волокуше. Навалили ватники - озноб.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

УМК: учебник « Русский язык под редакцией  Т.А. Ладыженской

Тема урока: Графика. Алфавит

Цели урока: 1 )  дать понятие о графике и предмете ее изучения, кратко познакомить с историей графики.                    

 2) показать значение знания алфавита в повседневной жизни; развивать навыки пользования алфавитом, навык работы в парах.

3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: « открытие новых знаний»

УУД

Коммуникативные: формировать навыки учебного  сотрудничества в ходе  индивидуальной и групповой  работы.

Регулятивные : проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые  в ходе работы с алфавитом.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к уроку

Ученики выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель: повторение

изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Проверка домашнего задания.

  1. Упр. 286-выразительное чтение стихотворения, выяснение роли художественных средств.
  2. Лингвистическая разминка

 Запишите предложения под диктовку, подчеркните глухие и звонкие.

1).Снег глубок -год хорош.

2).Прилет грачей –признак начала весны

Это задание довольно трудное. В зависимости  от позиции в слове одна и та же  буква  может обозначать  разные звуки. Главное при выполнении этого задания –забыть  о правописании и слушать, как звучит  слово в живой речи

Учащиеся

дают ответы.

Ответ.  Глухие: с ,г ,д , т,х, ш;

Звонкие: н, г, л, б,г,р.

Ответ.

Глухие: п, т, ч, п, к, с;

Звонкие: р,л,г,й, з, н,л,в

Планирование учебного сотрудничества (К)

 Анализ объектов с целью выделения  признаков ( П – логические)

3. Постановка учебной задачи

Цель:  обеспечение восприятия, осмысление новой темы.

4

Выявление места и причины затруднения

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию:

1.беседа

Слово « графика» пришло из греческого  языка:  графо- пишу, рисую.

Графика- раздел языкознания, исследующий и описывающий соотношение между знаками  письма и звуками речи. Слово «графика» имеет еще другое значение: вид изобразительного искусства, использующий в качестве изобразительных средств линии, точки, штрихи. Произведения этого искусства- рисунки и печатные изображения.

2.Чтение теоретических  сведений ( параграф 57, стр.131)

3.Упр.287-выразительное чтение, обсуждение вопросов  и заданий.

.

Обсуждение вопроса

Учашиеся   обсуждают теоретический материал..

Целеполагание

( Р)

Постановка вопросов ( К)

Самостоятельное формулирование цели , темы

(П – общеучебное)

Формулирование проблемы ( П – логическое

Планирование

 ( Р)

Прогнозирование ( Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П - моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе ( К) информации

5

Первичное закрепление

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

1. Работа по учебнику.

  Упр.291- выполнение задания (устно)

2.Упр.292- исправление ошибок, различение букв и звуков.

Учащиеся  устно выполняют упражнение

Поочерёдно  выполняют упражнение по цепочке.

Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).

Управление поведением партнёра.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по  эталону

Цель: контроль знаний

Организует деятельность по применению новых знаний

1.Тест

Самостоятельная работа .

Осуществляют самопроверку , пошагово сравнивая с эталоном.

Контроль

Коррекция

Выделение (К)

7.

Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Домашнее задание: параграф 57, 58, упр.288.

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразование ( Л)

Технологическая карта  урока русского языка

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

УМК: учебник « Русский язык под редакцией  Т.А. Ладыженской

Тема урока: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Цели урока: 1) углубить знания о случаях употребления мягкого знака, показать его смыслоразличительную роль;

2) образовательная: развивать орфографические  навыки   к познавательной, мотивацию к познавательной деятельности.                      

3) воспитательная: воспитывать умение анализировать , сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: « открытие новых знаний»

Коммуникативные: управлять своим поведением(контроль, самокоррекция,  оценка своего действия.

Регулятивные: осознать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к уроку

Ученики выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель: повторение

изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Проверка домашнего задания.

1.Чтение  и анализ сочинений – описаний предмета.

      2.беседа

-Всегда ли для обозначения мягкости  согласных  употребляется мягкий знак?

-Всегда ли мягкий знак делает согласный мягким,

Бывает ли мягкий знак  лишним, избыточным?

Для чего в таком случае он нужен?

Мягкий знак, стоящий на конце слова после шипящей в глаголах, обозначает принадлежность глагола ко 2 лицу ед.ч. наст.вр.: едешь, купишь.

Учащиеся

дают ответы.

Мягкий знак, стоящий на  конце слова после шипящей в существительных, обозначает принадлежность  существительного к 3 склонению: тушь, ложь, ветошь.

Планирование учебного сотрудничества (К)

 Анализ объектов с целью выделения  признаков ( П – логические)

3. Постановка учебной задачи

Цель:  обеспечение восприятия, осмысление новой темы.

4

Выявление места и причины затруднения

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию:

1Самостоятльные наблюдения и чтение  теоретического материала учебника(параграф 60 стр. 138-139).

2.Запишите под диктовку пары  слов ( без мягкого знака и с мягким знаком), рядом запишите звуки, которыми слова отличаются.

Мел-мель(л)

3.беседа

-Чем отличаются друг от друга слова, которые мы только что записали?

Какой вывод о роли  мягкого знака можно сделать.

Слова различаются  всего одним  звуком, точнее, качеством звука, а смысл слов меняется. Значит, мягкий знак играет в слове смыслоразличительную роль.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся записывают пары слов под диктовку.

Учащиеся вывод делают самостоятельно.

Целеполагание

( Р)

Постановка вопросов ( К)

Самостоятельное формулирование цели , темы

(П – общеучебное)

Формулирование проблемы ( П – логическое)

Планирование

 ( Р)

Прогнозирование (Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П – модели -рование)

Сотрудничество в поиске и выборе (К) информации

5.

Первичное закрепление

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

1. Упр 303.-отработка правильного произношения, выполнение задания письменно.

2. Упр. 304- комментированное письмо

3.Упр.305- комментированное письмо

Учащиеся  выполняют задание письменно.

Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).

Управление поведением партнёра.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по  эталону

Цель: контроль знаний

Организует деятельность по применению новых знаний

1. Упр.306

2.Словарная работа

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Контроль

Коррекция

Выделение (К)

7.

Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.(параграф 60, упр. 307)

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразование ( Л)

Технологическая карта  урока русского языка

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

УМК: учебник « Русский язык под редакцией  Т.А. Ладыженской

Тема урока: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Цели урока: 1) деятельностная: закрепить умения обнаруживать орфограммы в корнях слов, правильно выделять морфемы; различать омонимичные и омофоничные корни;

2) образовательная : развивать навыки разбора слов по составу; прививать навыки самостоятельной работы, формировать мотивацию к исследовательской деятельности.                      

3) воспитательная: воспитывать умение анализировать , сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: « открытие новых знаний»

Оборудование:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к уроку

Ученики выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель: повторение

изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Проверка домашнего задания.

1.Упр. 28 -взаимопроверка

2.Определение значения слова .

Капот- откидная покрышка у различных механизмов.

3.Фронтальный опрос

 -Что такое орфограмма?

-По каким приметам можно найти орфограммы в словах?

-Как называются значимые части слов?

-Что понимают под «точками» применения правил?

Учащиеся

дают ответы.

Планирование учебного сотрудничества (К)

 Анализ объектов с целью выделения  признаков ( П – логические)

3. Постановка учебной задачи

Цель:  обеспечение восприятия, осмысление новой темы.

4

Выявление места и причины затруднения

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию:

1На доске записаны группы слов.

Оса, осина, осиный, подосиновик.

Горечь, пригорок, гористый, горчица.

Водяной, проводка, водитель, подводник.

Летный, летний, летучий,лето.

Задание. Выделите корни слов каждой группы, объясните их значение, сгруппируйте их по смыслу.

.

-Какими способами  мы прверяли безударные гласные в корнях слов?

Изменением формы слова :оса- осы; подбором однокоренных слов: горчица-горечь.

-Как отличить форму слова от однокоренного слова.

Учащиеся записывают слова в тетрадь и комментируют выбор орфограммы.

Учащиеся сами формулируют вывод, приводят примеры на данное правило.

О днокоренные слова имеют новое, другое  значение. Формы слова имеют то же значение , что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания.

Вода-воды-воде-водой.

Целеполагание

( Р)

Постановка вопросов ( К)

Самостоятельное формулирование цели , темы

(П – общеучебное)

Формулирование проблемы ( П – логическое)

Планирование

 ( Р)

Прогнозирование ( Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П - моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе ( К) информации

5.

Первичное закрепление

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

1. Беседа

-Что называется орфограммами,

-По каким приметам можно найти орфограммы в словах?

  1. Упр. 29-выразительное чтение, запись однокоренных слов, обозначение корней.
  1. Чтение теоретических сведений и правил (с.18-19).
  2. Упр. 30 –комментированное письмо( на доске и в тетрадях)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся   выразительно читают стихотворение , находят однокоренные слова и записывают их в тетрадь.

Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).

Управление поведением партнёра.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по  эталону

Цель: контроль знаний

Организует деятельность по применению новых знаний

1.Упр.31 (списать, подобрать однокоренные слова.)

Самостоятельная работа .

Осуществляют самопроверку , пошагово сравнивая с эталоном.

Контроль

Коррекция

Выделение (К)

7.

Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразование ( Л)

Технологическая карта  урока русского языка

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

УМК: учебник « Русский язык под редакцией  Т.А. Ладыженской

Тема урока: Правописание  непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Цели урока: 1) деятельностная: закрепить умения обнаруживать орфограммы в корнях слов, правильно выделять морфемы; различать омонимичные и омофоничные корни;

2) образовательная : развивать навыки разбора слов по составу; прививать навыки самостоятельной работы, формировать мотивацию к исследовательской деятельности.                      

3) воспитательная: воспитывать умение анализировать , сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: « открытие новых знаний»

УУД

Коммуникативные : формировать навыки работы в группе( включая ситуации учебного сотрудничества  и проектные формы работы)

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта( учебных знаний и умений).

Познавательные: объяснять языковые явления , процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Оборудование:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к уроку

Ученики выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель: повторение

изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Проверка домашнего задания.

1.Упр. 36 -взаимопроверка

2.Фронтальный опрос

 -Что такое орфограмма?

-По каким приметам можно найти орфограммы в словах?

-Как называются значимые части слов?

-Что понимают под «точками» применения правил?

Мы говорили о том, как проверить безударные гласные в корне. А что делать, если проверочного слова нет?   ЗАПОМИНАЕМ ПРАВОПИСАНИЕ.

  Есть опасение, что запоминать придется слишком много слов.

На самом деле  все не так уж страшно: постепенно вы увидите, что правописание многих слов вполне объяснимо.

Учащиеся

дают ответы.

Планирование учебного сотрудничества (К)

 Анализ объектов с целью выделения  признаков ( П – логические)

3. Постановка учебной задачи

Цель:  обеспечение восприятия, осмысление новой темы.

4

Выявление места и причины затруднения

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию:

1. Работа с орфографическим словарем.

Проверим написание слов, помещенных в упр. 37, по словарю:

ВЕЛОСИПЕД

ГИМНАСТИКА

МАРШРУТ

КОЧЕВНИК

 У слова  маршрут  есть проверочное слово. Слово  маршрут пришло из немецкого языка. МАРШ- ход, движение вперед; РУТ- дорога, путь. Это значит, что те, кто видит связь между этими словами, могут проверить гласную  в слове маршрут словом марш.

2.Работа по учебнику.

Найдите на первом форзаце учебника орфограмму №2.

Найдите слова с непроверяемыми безударными  гласными  в корне слова.

Октябрь.

Прочитайте правило на стр. 21

        Вспомните и запишите слова с непроверяемыми безударными гласными

.

Учащиеся работают с учебником.

Читают правило.

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.

Учащиеся сами формулируют вывод, приводят примеры на данное правило.

Целеполагание

( Р)

Постановка вопросов ( К)

Самостоятельное формулирование цели , темы

(П – общеучебное)

Формулирование проблемы ( П – логическое)

Планирование

 ( Р)

Прогнозирование ( Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П - моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе ( К) информации

5.

Первичное закрепление

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

Упр. 38

Разбор – устно.

Н..винка (новый),

 г..товить, м..стечко (место), д..леко( даль), м..нута, н..кормить (корм), к..мандир, д..лина, п..мидоры.

Вывод.

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить

Учащиеся объясняют и выполняют упражнение с комментированным письмом.

Учащиеся сами формулируют вывод, приводят примеры на данное правило.

Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).

Управление поведением партнёра.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по  эталону

Цель: контроль знаний

 Тест.

1.В каком ряду во всех словах пропущены непроверяемые  гласные в корне?

1) ник..гда, в..да, пуг..вица.

2)вол..сы, тр..ва, к..рова.

3)л..сток, в..лосипед, ст..на

4)..льбом, р..сунок, п..душка.

Прав ли ученик , проверивший слова с безударными гласными  в корне  следующим образом: ложка- ложь; горевать- горка; движение- вижу; живот- жизнь.

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Контроль

Коррекция

Выделение (К)

7.

Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Параграф 8, упр. 39

Умение выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Смыслообразование (Л)

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мероприятие «Шекспир»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....