мониторинг метапредметных и личностных достижений
материал

Мамчур Татьяна Александровна

Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_metapredmetnyh_i_lichnostnyh_dostizheniy.docx45.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Мониторинг метапредметных и личностных достижений

 учащихся на уроке физической культуры.

    Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение универсальными учебными действиями (УУД)  – залог успешного освоения любого предмета, в том числе и физической культуры. Так как основная черта УУД  – их метапредметность, следовательно их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.

 Выделяют четыре блока в составе УУД, которые связаны с основными задачами образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Разбивая УУД на более частные умения, можно выделить их структуру, компоненты которой формируются на уроках физической культуры:
1. Личностные - самоопределение и смыслообразование.
2. Регулятивные - соотнесение известного и неизвестного, планирование, оценка, способность к волевому усилию.
3. Познавательные - формулирование цели, выделение необходимой информации, структурирование, выбор эффективных способов решения учебной задачи, рефлексия, анализ и синтез, сравнение, классификация, действия постановки и решения проблемы.
4. Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами, постановка вопросов, разрешение конфликтов.
Универсальными компетенциями обучающихся  по физической культуре являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • характеризовать действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  •  организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  •  планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Для формирования УУД необходимо научиться их обнаруживать в процессе учебной деятельности на уроках физической культуры, что должно составлять содержание методической работы учителя физкультуры. Перед учителями физкультуры также остро стоит вопрос мониторинга и диагностики сформированности УУД  у обучающихся.

Мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся осуществляется мною в соответствии с ФГОС НОО. Современная система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает вовлеченность в оценочную деятельность  как  учителя, так и обучающихся.

С  2016-2017 учебного  года я начала вести уроки  по ФГОС в начальной школе и 5 классе  (нынешние 4 класс «А» и 7 класс «В»).  

В своей практике на уроках физической культуры часто применяю игровые технологии, как групповые, так игры в паре, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. На уроках физкультуры  дети  учатся  взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне игры – в повседневной жизни. Участвуя в играх и соревнованиях, дети  расширяют  круг друзей, приобретают опыт общения  с  малознакомыми людьми.

Урок стараюсь организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу, но это не всегда получается. Во время проведения уроков наблюдаю, отслеживаю формирования учебной деятельности. У учащихся 4 класса есть тетрадь по предмету «Физическая культура», в которой они выполняют самостоятельно теоретические домашние задания,  рисуют комплексы упражнений утренней зарядки, ведут дневник самонаблюдения. Через тетрадь, я поддерживаю связь с родителями, даю рекомендации по здоровому образу жизни и двигательному режиму ребенка, рекомендую выбор спортивной секции.

На уроках отслеживаю формирование УУД методом наблюдения за учащимися.

Программа наблюдения

  1. Включение школьников в работу в начале урока.
  2. Активность при проведении устного опроса и ведения тетради по предмету.
  3. Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления.
  4. Активность детей при создании учителем состязательной мотивации.
  5. Деятельность учеников при работе в группах.
  6. Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.
  7. Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
  8. Умение ставить цель и делать выводы.
  9. Умение давать самооценку своей деятельности на уроке.

При оценке УУД применяю диагностическую карту (Приложение 1). Результаты мониторинга смотри таблицу 1.

Уровень личностных  и метапредметных  результатов освоения основной образовательной программы  учащимися 4 класса «А»

                                                                                                                                Таблица 1

Метапредметные умения и личностные качества

Уровни

2018-2019

2 А кл.

2019-2020

3 А кл.

2020-2021

4 А  кл.

%

%

%

Познавательные

УУД

высокий

42

40

41

средний

48

51

52

низкий

10

9

8

Регулятивные

УУД

высокий

20

20

20

средний

66

67

68

низкий

14

13

12

Коммуникативные

УУД

высокий

65

66

67

средний

30

30

31

низкий

5

4

2

Личностные

качества

высокий

3

3

4

выше

среднего

47

47

46

средний

46

48

48

низкий

4

2

2

Наблюдения за учащимися на уроке показывают: дети стали лучше выполнять задания уроков, демонстрировать уровень физической подготовленности, более грамотно отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог, самостоятельно занимаются вне школы по совершенствованию физических кондиций,  не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы,  умеют работать в паре, в группе, умеют видеть ошибки у одноклассников и помогают исправлять их показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи, учатся планировать пути достижения цели.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. Стандарты второго поколения.         

2. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. – №5. – С. 15-18.

 3. Науменко, Ю. В. Содержательные характеристики проявления личностных и метапредметных результатов образования младших школьников по годам обучения / Ю. В. Науменко // Физическая культура в школе. - 2015. - № 2-3.

Приложение 1

Диагностическая карта сформированности метапредметных УУД

у учащихся 4 "А" класса по предмету физическая культура 2020-2021 уч. год

Критерии оценивания: 2-высокий уровень,1- средний,0- низкий

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

ФИО учащегося

Готовность планировать учебные действия для достижения желаемого результата

Готовность самостоятельно выполнять ОРУ и показывать другим

Готовность самостоятельно контролировать  самочувствие  и нагрузку

понимание собственных  действий и коррекция их для достижения желаемого рез.

Способен  поддерживать мотивацию к деятельности в течении длительного времени

Способность самостоятельно определять цель, задачи и ожидаемые результаты на уроке

Умение разумно объяснять влияние разных упражнений на укрепление здоровья

Овладение базовыми знаниями о фК и её роли для здоровья человека

Умение использовать учебник, справочную литературу и находить необходимый материал в сети интернет

Любознательность

Взаимоотношение со сверстниками и педагогом

Овладение навыками сотрудничества при работе в парах, тройках, группах распределение  функций в совместной деятельности

Умение осуществлять взаимный контроль при работе в группах, команде

Готовность и умение конструктивно разрешать конфликты

Участие в спортивных мероприятиях, посещение спортивных секцый

А.Степан

2

2

1

1

1

2

1

2

2

1

1

1

2

1

2

А. Матвей

0

1

1

1

0

1

1

2

1

1

0

1

1

1

1

Б. Матвей

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

2

1

1

В. Юрий

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

2

1

2

Д. Виталий

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

2

0

2

Е.Владимир

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

2

2

1

2

1

З. Вероника

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0

0

0

1

Б.Арина

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

2

К. Антон

1

2

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Л. Владимир

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Л. Александр

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

М. Егор

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

М. Анастасия

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

Р. Полина

0

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

0

0

0

0

Р. Егор

1

2

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

2

1

2

С. Алиса

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

С. Анна

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

С. Захар

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

С. Валерия

0

1

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

1

С. Елизавета

1

1

1

2

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

С. Диана

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

Т. Анастасия

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

Т. Марина

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Ф.Вячеслав

2

1

1

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

2

Диагностика личностных УУД учащихся 4 «А» класса за 2020-2021учебный год

Критерии оценивания: 2-высокий уровень, 1- средний, 0- низкий

ФИ ученика

Самоопределение

Смыслообразование

Формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России.

Формирование уважительного отношения к культуре других народов.

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Оценка собственных поступков и поступков окружающих в повседневной жизни (отзывчивость, понимание, сопереживание)

Развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки

Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни

А.Степан

1

1

2

0

1

1

А. Матвей

0

0

0

0

1

0

Б. Матвей

2

1

2

1

2

2

В. Юрий

1

1

1

1

1

1

Д. Виталий

1

1

1

1

1

2

Е.Владимир

2

2

2

2

2

2

З. Вероника

0

0

0

1

1

1

Б.Арина

1

1

1

1

1

1

К. Антон

1

1

0

0

1

1

Л. Владимир

1

1

2

2

2

2

Л. Александр

1

1

2

1

2

1

М. Егор

1

1

1

1

1

1

М. Анастасия

2

2

2

1

2

2

Р. Полина

1

1

1

1

1

1

Р. Егор

2

1

1

2

1

1

С. Алиса

1

1

1

1

1

1

С. Анна

0

0

1

1

1

1

С. Захар

1

1

1

1

2

1

С. Валерия

1

1

1

1

2

1

С. Елизавета

1

1

1

1

2

1

С. Диана

1

1

1

1

1

1

Т. Анастасия

1

1

1

1

1

2

Т. Марина

1

1

1

1

1

1

Ф.Вячеслав

2

2

2

1

2

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение УУД. ...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

Личностные результаты обучающихся фиксируются через сформированность личностных универсальных учебных действий, определяемую по трём основным блокам:- сформированность основ гражданской идентичности л...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...