Возможности внеклассной работы для формирования успешной личности- статья
статья

Халилева Эльвира Халиуллаевна

Возможности внеклассной работы для формирования успешной личности

Грамотная организация внеклассной работы всегда была актуальной для любого учителя в любом воспитательной учреждении, так как она объединяет триединую функцию – обучение, воспитание и развитие личности.

Истоки внеклассной работы восходят к 18 столетию, когда в дворянских пансионах и учебных заведениях после уроков читались сочинения и переводы учащихся.

«Внеклассная работа», как педагогический термин берет свое начало в работах Владимира Шереметьевского – известного педагога, который преподавал в 19 веке. Впервые термин встречается в труде педагога под названием «Вопросы о семейном чтении».

В современной педагогической науке существует ряд распространенных трактовок термина "внеклассная работа". Ключевым подходом можно назвать определение, которое отражено в педагогическом словаре под редакцией И. А. Каирова.

Внеклассная работа – это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.

Действующий ФГОС трактует внеклассную работу как деятельность, организуемую с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности внеклассной работы для формирования успешной личности

Грамотная организация внеклассной работы всегда была актуальной для любого учителя в любом воспитательной учреждении, так как она объединяет триединую функцию – обучение, воспитание и развитие личности.

Истоки внеклассной работы восходят к 18 столетию, когда в дворянских пансионах и учебных заведениях после уроков читались сочинения и переводы учащихся.

«Внеклассная работа», как педагогический термин берет свое начало в работах Владимира Шереметьевского – известного педагога, который преподавал в 19 веке. Впервые термин встречается в труде педагога под названием «Вопросы о семейном чтении».

В современной педагогической науке существует ряд распространенных трактовок термина "внеклассная работа". Ключевым подходом можно назвать определение, которое отражено в педагогическом словаре под редакцией И. А. Каирова.

Внеклассная работа – это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.

Действующий ФГОС трактует внеклассную работу как деятельность, организуемую с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Цель внеклассной работы состоит в том, чтобы повысить уровень владения определенным школьным предметом посредством привлечения учащихся к творческой деятельности и самосовершенствованию вне урочных занятий.

Из цели вытекают следующие задачи:

1.Расширение приобретаемых на уроках знаний.

2.Развитие творческих способностей учащихся.

3.Активизация познавательной и мыслительной деятельности.

4.Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культуры общения.

5.Развитие и совершенствование психологических качеств школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

В целом внеклассная работа предоставляет неограниченные возможности для воспитания личности, способной к активной жизни в социуме.

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

  1. Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д.
  2.  Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.
  3. К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Например, профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика). В нашей школе сюда можно отнести кружок робототехники.
  4. Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей.

Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.

Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием.

Методы внеклассной работы

Методы проведения и организации внеклассной работы базируются на общепринятых методах воспитания, к которым относят:

  • методы формирования сознания: беседа, рассказ, дискуссия, диспут, метод приема;
  • метод организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;
  • методы формирования поведения: соревнования, игра, поощрение, наказание;
  • методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы, тестирование, анализ результатов деятельности.

Основополагающими методами внеклассной работы в условиях школы можно смело назвать следующие:

  1. Метод проектов
  2. Игровой метод
  3. Метод работы над ошибками
  4. Метод лекции
  5. Метод беседы
  6. Метод индивидуального консультирования

Использование современных методов внеклассной работы необходимо для формирования УУД в рамках любого школьного предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к общешкольному родительскому собранию по теме "Единство семьи и школы в выработке требований к учащимся - залог формирования успешной личности"

Семья это - первый устойчивый коллектив жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребёнка, его п...

Метод проектов в системе формирования успешной личности

Проектность должна пронизывать всю жизнь современной школы, включая управление школой и тип отношений между субъектами образования...

Статья в жернале "Школа и производство", №7, 2013г., "Метод проектов как средство формирования успешной личности.", часть 1

   Считаю, что как учитель достигла главной цели: сформировала  в детях активную жизненную  позицию, стремление творить не только для личного блага, но и на пользу обществу....

«Опыт по использованию эффективных форм работы, способствующих формированию успешной личности школьника в условиях внедрения ФГОС»

laquo;Опыт по использованию эффективных форм работы, способствующих формированию успешной личности школьника в условиях внедрения ФГОС» как подобрать нужные средства для организации уроков...

ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Содержание языкового и страноведческого материала, используемого при проведении ...