Психологическое сопровождение выпускников с ОВЗ в период предпрофильной подготовки
статья

Градобоева Татьяна Ивановна

Профессиональная деятельность является важнейшей для подавляющего большинства людей современности. Она совершенно необходима как для отдельной личности, так и для общества в целом на различных его уровнях, включая мировое сообщество, человечество. Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Актуальность профессиональной ориентации учащихся в нашей стране стала возрастать по мере продвижения общества к рыночной экономике. Федеральные правовые акты рассматривают профориентацию как неотъемлемую часть социальной политики государства, подчеркивается важность сопровождения и оказания своевременной помощи учащимся при выборе профиля дальнейшего обучения и будущей профессии. Особое внимание в профоринтационной работе необходимо уделять детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с целью их успешной социализации.Программа «Азбука профориентации XXI века», реализуемая в 9-м классе,  способствует социально – психологической адаптации подростков в области профориентации. Цель программы помочь подросткам правильно оценит свои возможности и способности при выборе профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда и какие особенности существуют на региональном рынке труда, и в результате сформировать информационную готовность выпускника к профессиональному выбору. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» г. НАДЫМ

Психологическое сопровождение выпускников с ОВЗ

в период предпрофильной подготовки

Градобоева Татьяна Ивановна,

педагог-психолог высшей кв. категории

         Профессиональная деятельность является важнейшей для подавляющего большинства людей современности. Она совершенно необходима как для отдельной личности, так и для общества в целом на различных его уровнях, включая мировое сообщество, человечество. Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями.

Актуальность профессиональной ориентации учащихся в нашей стране стала возрастать по мере продвижения общества к рыночной экономике. Федеральные правовые акты рассматривают профориентацию как неотъемлемую часть социальной политики государства, подчеркивается важность сопровождения и оказания своевременной помощи учащимся при выборе профиля дальнейшего обучения и будущей профессии. Особое внимание в профоринтационной работе необходимо уделять детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с целью их успешной социализации.

В нашей школе обучаются 32 школьника с ОВЗ. Это дети с задержкой психического развития (ЗПР), тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и дети-инвалилы по основному заболеванию.

Для учащихся с задержкой психического развития профориентация и самоопределение является довольно сложной проблемой.

Подросток,  при выборе будущей профессии/специальности опирается на следующие необходимые знания:

  • о собственных интересах, возможностях, способностях;
  • о выбранной профессии;
  • о ситуации на рынке труда, востребованности специалистов.

У школьника с ЗПР снижено качество данных знаний и умений, такие дети обладают:

  • неадекватной самооценкой, полагаются на мнение и оценки значимых для них людей: учителей, родителей, опекунов, друзей;
  • недостаточным уровнем рефлексивности;
  • сниженной способностью к самоанализу. 

Характерные черты, затрудняющие профоринтацию подростков с ТНР:

  • трудности понимания инструкций, построения коммуникации;
  • низкий уровень внимания;
  • повышенная тревожность;
  • заниженная самооценка.

Всё это осложняет правильный и рациональный выбор будущей профессии. Учебная мотивация у детей с ЗПР и ТНР формируется с затруднениями, так из-за трудностей в учебе подросток чувствует себя неуспешным.  При сопровождении подростков важно создать ситуацию успеха в учебной деятельности, что расширит и облегчит выбор профессии.

Важно отметить, что задержка психического развития и тяжелые нарушения речи практически не сказывается на творческом развитии ребенка. Многие дети с ЗПР успешны в художественном восприятии окружающего мира: поют,  танцуют, рисуют, занимаются декоративно-прикладным творчеством. Достигают результатов в спорте, а также  в ремонте, конструировании и обслуживании различной техники. Любят готовить, шить, заниматься парикмахерским делом, ухаживать за растениями и животными.

Трудовая мотивация формируется и усиливается в момент хорошо выполненной работы, когда есть гордость или удовлетворенность за свои успехи. Это может быть решающим при выборе будущей профессии или специальности.

        Дети-инвалиды по основному заболеванию также имеют характерные особенности, затрудняющие профоринтацию:

  • особенности заболевания;
  • астенизация;
  • низкая самооценка, повышенная тревожность.

Чаще всего подросткам-инвалидам необходимы дополнительные индивидуальные консультации, больше времени на проведение профориентационной диагностики.

        При проведении профориентационной работы в школе в том числе и для детей с ОВЗ важно  соблюдать следующие принципы:

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

Профессиональная ориентация детей и подростков с ОВЗ предполагает следующие виды работы:

1) анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта  в развитии различных нарушений в психическом здоровье);

2) психолого-педагогическое обследование (поскольку  в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);

3) социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное окружение.

Профориентационная работа начинается на первом этапе обучения в школе. Так при поступлении ребенка с ОВЗ в школу заводим карту индивидуального развития, где помимо состояния здоровья, отражены уровни развития познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфер, особенности межличностных отношений. Наиболее эффективными для детей с ЗПР и ТНР являются профориентационные игры, экскурсии. Дети-инвалиды охотнее посещают индивидуальные консультации и встречи с представителями профессий.

В течение всего периода обучения в начальной и основной школе классные руководители совместно с педагогами-психологами знакомят детей с многообразием профессий, организуют экскурсии на предприятия города и встречи с профессионалами. В рамках реализации родительских проектов, школьники получают возможность попробовать себя в профессии повара, парикмахера, модели.

С 8-го класса педагоги-психологи проводят диагностику интересов и склонностей учащихся. Наиболее эффективными при выборе профиля дальнейшего  обучения является компьютерная профориентационная программа «Профориентатор». По результатам постдиагностического консультирования учащиеся и родители получают рекомендации по выбору ребенком профиля дальнейшего обучения и будущей профессии. Важным является учет интересов ребенка, личностных  и интеллектуальных особенностей и построение индивидуального профиля развития. Ученик знакомится с перечнем рекомендованных ему профессий, получает рекомендации на развитие каких качеств или учебных дисциплин ему надо обратить внимание для овладения конкретной профессией, получает возможность более подробно познакомиться с интересующей его профессией.

Программа «Азбука профориентации XXI века», реализуемая в 9-м классе,  способствует социально – психологической адаптации подростков в области профориентации. Цель программы помочь подросткам правильно оценит свои возможности и способности при выборе профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда и какие особенности существуют на региональном рынке труда, и в результате сформировать информационную готовность выпускника к профессиональному выбору.

Особый отклик среди школьников вызывают экскурсии в Надымский профессиональный колледж, на которых дети получают возможность поучаствовать в мастер-классах, услышать отзывы студентов, познакомиться с преподавателями.

К активным методам обучения на этапе предпрофильной подготовки относятся профориентационные игры. Примером такой игры является «Професьянс». Участники получают наборы карточек разного цвета. Каждый цвет карточек соответствует одному их направлений: цели труда, предметы труда, средства труда, условия труда. Участники игры должны выбрать по одной карточке каждого цвета, таким образом осуществляется первичный выбор профессиональных предпочтений, который может служить основой для дальнейшей профориентационной работы.

Мониторинговые мероприятия позволяют проследить динамику интересов и склонностей обучающихся и, путем построения индивидуальной траектории, подвести выпускника школы к профессиональному и личностному самоопределению социально-адаптированной, успешной, востребованной в обществе личности. Результаты мониторинга профессионального самоопределения обучающихся за 3 года обучения в 9-х и 11-х классах позволяют выявить позитивную тенденцию на этапе выбора школьниками профиля дальнейшего обучения и будущей профессии. По итогам профориентационной работы 100% девятиклассников определяются с выбором профиля дальнейшего обучения и выбором предметов ГИА, 82% девятиклассников уверенно выбирают будущую профессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся в условиях многопрофильного лицея.

В данной статье описывается опыт работы психологической службы по сопровождению предпрофильной и профильной подготовке учащихся лицея....

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Педагогическое сопровождение – взаимодействие , в ходе которого ученик выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия....

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

В статье "Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся" представлены материалы  из опыта работы педагога-психолога. Опыт работы с учащимися средне...

Проектирование модели организации психологического сопровождения выпускников 9 кл . в процессе подготовки к ГИА

Модель отображает участников процесса подготовки к ГИА ,а так же раскрывает их роль....

Модель организации психологического сопровождения выпускников 11 классов в процессе подготовки к ГИА

Практическая значимость исследования: представленная программа психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, основанная на комплексном подходе к формированию трех компонентах психологическ...

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся

          Постоянно ускоряющийся темп жизни,  увеличение объемов учебных программ требует от детей особой подготовленности.  Старые приемы, ориентированные на...