Визуализация образовательного контента как способ развития мотивации учения
методическая разработка

Долгушин Иван Владимирович

В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, который можно воспроизводить или использовать как с привлечением электронных ресурсов, так и без них. Визуализация способна помочь концентрироваться и собираться в нужный момент, увлекать и вовлекать учащихся в освоение образовательного контента, мотивировать учение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визуализация образовательного контента как способ развития мотивации учения

И.В.Долгушин, учитель истории МАОУ «Лицей»

Важнейшим условием успешного и точного понимания информации является простота ее изложения. Информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки образовательного контента перед его предъявлением обучающимся, с целью их вовлечения в активную самостоятельную познавательную деятельность.

Снижение мотивации учения является одной из центральных и сложных проблем, с которой сталкивается учитель, причем, по оценкам ученых, эта проблема будет только усугубляться. Для детей современного поколения альфа и будущего поколения дабл ю (W) проблема развития мотивации во многом будет связана со способностью удерживать внимание, которое уже сейчас находится в дефиците и длится считаные секунды.

В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, который можно воспроизводить или использовать как с привлечением электронных ресурсов, так и без них. Визуализация способна помочь концентрироваться и собираться в нужный момент, увлекать и вовлекать учащихся в освоение образовательного контента, мотивировать учение.  

Однако большинство ученых и практиков образования изучают влияние визуализации на развитие мышления, мы же в своем методическом опыте пытаемся ответить на вопрос: как визуализация образовательного контента влияет на мотивацию учения современных детей.

Она рассматривается нами не как вспомогательный или иллюстрирующий элемент, а как самостоятельный способ активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирования выработки собственной позиции у учащихся, носит системный характер, используется в учебной, внеучебной и воспитательной работе, исследовательской и проектной деятельности. Это и составляет идею нашего опыта.

Давно доказан тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. А по данным исследования IT-корпорации ЦИСКО (CISCO), 90% всей информации в Интернете – визуальные данные. Мозг человека «любит» фотографии, видео, рисунки, это самая привычная и быстрая для восприятия форма контента, поэтому умение читать и представлять информацию в визуальной форме крайне важно для успешной коммуникации в любой сфере.

Основными причинами визуализации образовательного контента являются:

  • цифровизация всех сфер жизни, в том числе наличие цифровых инструментов для создания визуализальных образов;
  • ориентированность людей на восприятие визуальных образов;
  • способность передавать информацию более понятным способом.

В мировой практике первым положительным опытом визуализации можно назвать «Мир чувственных вещей в картинках» Коменского,а в отечественной практике – опорные конспекты Шаталова.

Термин «технология визуализации учебной информации» был предложен Г.В.Лаврентьевым. Технология визуализации включает в себя: комплекс учебных знаний, визуальные способы их предъявления; визуально-технические средства передачи информации; приемы развития визуального мышления.

В настоящее время в теории и практике накоплен большой арсенал приёмов и средств визуализации. Наш опыт показал, что для формирования мотивации учения достаточно результативными являются следующие приемы визуализации: ментальная карта, таймлайн, облако тегов, понятийное колесо, кроссенс и др.

Так, например, Таймлайн или лента времени позволяет получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Ленту времени на уроке истории использую при изучении темы «Возвышение Московского государства». Также возможно домашнее задание - создание ленты времени по теме «Объединение русских земель….».

Кроссенс– это головоломка нового поколения, позволяющая проводить ассоциации между изображениями. Кроссенс на уроке я применяюпри определении темы и цели урока;при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;при закреплении и обобщении изученного материала;при подведении итога работы на уроке в качестве рефлексии.

Как показал наш опыт, большими потенциальными возможностями в развитии мотивации учения, запоминания информации, развития креативного и логического мышления обладают ментальные карты как один из приемов визуализации образовательного контента.

Ментальные карты помогают систематизировать идеи и выявить связи и иерархию. Благодаря цвету, рисункам и символамконспекты становятся более наглядными, лучше запоминаются.

Это происходит еще и потому, что ученики сами составляют ментальные карты, при этом в процессе работы над картойони проделывают огромную работу по обработке информации, поэтому и уровень запоминания гораздо выше, чем при простом линейном конспектировании текста.

Рассматривая ментальные карты как системный методический прием, использую их в различных формах образовательной деятельности: на уроке, в работе кружка, в процессе воспитательной работы.

Например, на уроке по теме «Смутное время» (Урок обобщения и систематизации изученного ранее) в 10 классе ментальные карты использую на разных этапах.На этапе актуализации знанийучитель предлагает группам дополнить схему по блокам «Правление Бориса Годунова», «Воцарение на российский трон Лжедмитрия I», «Шведско-польская интервенция», «Народное ополчение и освобождение Москвы», в конце ученики по самостоятельно составленной ментальной карте озвучивают полученный результат. На этапе обобщения предлагается дополнительный материал «Периоды Смутного времени» и вопросы, на которые ученики в ходе знакомства с информацией должны дать ответы, используя ментальную карту. После чего происходит взаимный обмен информацией и подводится итог. В ходе рефлексии учащиеся анализируют, верно ли группы представили информацию в кодированном виде.

Система современного образования построена в основном на логико-вербальном мышлении и линейном восприятии информации, что значительно объединяет восприятие учащимися мира. Одна из основных проблем исторического образования учащихся – перенасыщение его фактами, событиями, персонажами без оценки их в контексте гуманистических ценностей. Исходя из собственного опыта, я бы выделил ещё одну важную проблему – противоречие между объёмом, сложностью исторического материала. Анкетирование учеников доказывает моё наблюдение – история как предмет готовится по «остаточному принципу».  67 % учащихся занимаются историей иногда, только 46 % по силам учебный материал, который необходимо усвоить. Современные учебные пособия по истории оснащены визуальной информацией в форме иллюстраций, фотоснимков, артефактов, рисунков-реконструкций, таблиц, простых схем. Деятельностный компонент обучения, как правило, представлен табличной формой и выражен дидактическим заданием «Заполни таблицу». Но практика показывает, что учащимся достаточно сложно устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать выводы, приводить примеры.

Становление моего опыта происходило на протяжении 10 лет. Большое влияние на него оказала работа как в качестве учителя истории, так и учителя изобразительного искусства, позволившая реализовать новую познавательную парадигму «слово – образ – действие».

Визуализацию образовательного контента использую также в процессе организации исследовательской и проектной деятельности (например, «Тобольск купеческий», «Доброхотство города Тобольска»), в ходе экскурсионной работы в процессе трансформации образовательного пространства в рамках урочной и внеурочной деятельности (например, «Золотая линия Тюменской области. Экскурсионный маршрут»); в рамках кружка «Наше наследие».

Сравнительный анализ развития уровня мотивации учения по методике М.И.Лукьяновой показал ее рост после систематического использования различных приемов визуализации образовательного контента, в том числе ментальных карт.  

Увеличилось количество учащихся, проявляющих познавательную самостоятельность, желающих заниматься в кружке и включаться в проектную и исследовательскую деятельность, занимающих призовые места на олимпиадах, в конкурсах проектных и исследовательских работ школьного, муниципального, регионального и Всероссийского уровней (историко-краеведческие игры «Наследники», «Мой край», «Зашифрованное письмо», конкурс экскурсоводов и др.).

Достигнутые результаты показывают возможности визуализации в развитии мотивации учения за счет расширения каналов восприятия образовательного контента, повышения внимания и роста активности учащихся, снижения утомляемости. В целом, отметим, что визуализация на сегодняшний день является стратегически важным направлением развития образовательной системы, ответом на вызовы современного глобального мира.

Список используемых источников

  1. Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М.: Росмэн-Пресс, 2007. 96 с.
  2. Воробьева В.М. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках:

методическое пособие / В.М. Воробьева, Л.В. Чурикова, Л.Г. Будунова. М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. 44 с.

  1. Етнеут А.А. Применение интеллект-карт на уроках истории и обществознания. URL:

https://infourok.ru/statya-na-temu-primenenie-intellekt-kart

  1. Колесник В. Ментальные карты. URL: http://chernila.org
  2. Манько Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной

деятельности // Известия Алтайского государственного университета. 2009. № 2. С. 22 – 28.

  1. Макарова Е.А., Писаренко В.И. Визуализация как одна из стратегий создания

инновационной образовательной среды // Известия Южного федерального университета. Сер. Технические науки. 2011. № 12. С. 260 – 267

  1. Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС /О.В.

Станкевич, С.В. Шевченко, Е.Ю. Баркалова [и др.] // Молодой ученый. 2017. № 50 (184). С. 271-274. URL: https://moluch.ru/archive/184/47158/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в гимназическом экологическом образовании как способ повышения мотивации учения

В настоящее время внимание общества приковано к реформам в области образования. Общественность страны волнует судьба естественнонаучного образования, потому что освоение высоких технологий требует от ...

Развитие мотивации учения

Развитие мотивации учения на уроках математики. Приемы и виды работ для активизиции познавательной деятельности...

Проектная деятельность учащихся как средство развития мотивации учения

Как помочь учащимся лучше понять и полюбить интересную, но далеко нелегкую науку – физику?   Учитель не равнодушный к результатам своего труда, старается повысить интерес к предмету, создает...

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения...

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения...

Творчество как способ положительной мотивации учения

Как формируется интерес к учебному предмету? Интерес к овладению знаниями у школьников формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности. Какой должна быть эта дея...