"Мастерская выразительного чтения"
план-конспект урока

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-praktikum.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

       "Мастерская выразительного чтения"
                                           Урок- практикум.

«Есть слова- крылья, которые способны формировать нашу жизнь и наше мировоззрение…»

Урок-практикум . «Мастерская выразительного чтения»

Цели:   развитие  и совершенствование  навыков выразительного чтения поэтического произведения, отработка упражнений, помогающих усовершенствовать технику речи, отработка приёмов для развития полноценного навыка чтения, составление “партитуры”

воспитание интереса к поэзии, образному слову, вдумчивое, бережное отношение к природе.

  1. Орг. Момент
  2. Постановка целей урока.

-Зачем необходимо уметь читать выразительно?

- Что даёт человеку умение владеть своей речью?

3. Ход урока.

1) Дыхательная гимнастика.

И восприятие, и передача авторского текста зависят от многих условий, в том числе и от умения читающего владеть своим дыханием и голосом. Помните, что правильное дыхание – это когда вдох делаем через нос, а выдох – ртом. Речь, произносимая тусклым, глухим голосом, прерываемая частым дыханием, производит неприятное впечатление и плохо воспринимается слушателями.

Проведём ряд упражнений на тренировку дыхания:

А) “задувание свечи”

Раздаются листочки бумаги размером 4 x 8 см. Листок держим на расстоянии I5–I8 см на уровне полости рта. Вдохнув, ровной струёй выдыхаем воздух. Пламя воображаемой свечи должно отклоняться, но не угасать.

б) “Гудение провода”

После вдоха произносим непрерывно сочетание букв

НУННОННАННЕННИННЫН. Прислушайтесь к гудению проводов. Затем сделайте то же упражнение со звуком (м).

в) Дышите носом (вдох и выдох) с открытым ртом в течение 3-5 минут.

г) Положите обе руки на солнечное сплетение. Сделайте глубокий и очень медленный вдох (процесс должен занять 3-4 секунды). При этом ваши руки ощутят, как живот поднимается, наполняясь воздухом, и при выдохе опускается. Такое колебание должно явно просматриваться. Если вы ничего не чувствуете, во время вдоха немного наклоните корпус вперед. Постепенно увеличивайте время вдоха.

д) Упражнение на тренировку грудного дыхания. Глубоко вдохните, как будто нюхаете ароматный цветок, затем сделайте очень плавный выдох и втяните живот. Короткий вдох и долгий выдох помогут вам усовершенствовать грудное дыхание. Когда это упражнение будет получаться у вас с легкостью, начинайте произносить на выдохе длинные фразы.

е)  Самолеты взлетают: у-у-у-у.

Машины едут ж-ж-ж.

Лошадки поскакали цок-цок-цок.

Рядом ползет змея ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло з-з-з.                                                                                                                                    Летела муха около уха: ж-ж-ж

Летела оса около носа: с-с-с.

Летел комар и звенел: з-з-з.

Сел на лоб, а мы его хлоп

И поймали (кулачок)

З-з-з пусть летит.

Эти упражнения не сложные, но очень эффективные. Выполняйте их ежедневно, и вскоре сможете произносить длинную речь без заминок и сбоя дыхания.

2) Дикция

Словарная работа

ДИКЦИЯ – произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи, пении, декламации.

Нельзя читать произведения переживая текст, проглатывая начала и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Как например, в стихотворении “Сашина каша” С. Михалкова ( читает подготовленный ученик”.

Такое чтение искажает содержание произведения и мучительно воспринимается на слух. Вот, что пишет об этом К.С.Станиславский, известный режиссёр, педагог: “слова, с подмененными буквами, представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа. Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговорённым концом напоминает мне человека с ампутированными ногами.

Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб; отрезанное ухо и другие подобного рода уродства. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мёд . . .”

Скороговорки и чистоговорки

Помогут вам избавиться от недостатков при чтении.

Проворонила ворона воронёнка

Произносите её с разными смысловыми оттенками:

  1. “Ах, как жалко вороненка”

         2.“Так ей, раззява, и надо”                                                                                                  

         3. Шла лиса бесшумно по лесу

Подтексты:

  1. “Ух. Какая хитрая лиса”
  2. “Берегитесь, зверюшки, прячьтесь, лиса идёт”
  • «Добыл бобыль бобов».
  • «От топота копыт пыль по полю летит».
  • «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».

. Если у вас получится запомнить и прочитать наизусть самую длинную скороговорку в мире «Лигурию», можете быть уверенны, что станете отличным оратором. И главное помните: чтобы чему-то научиться, нужно ЭТО ДЕЛАТЬ, даже несмотря на то, что это тяжело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 5 классе на тему "Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Выразительное чтение. Речевые разминки на уроках чтения в старших классах СКОШИ VIII

В этой работе предлагается практический материал для  дальнейшего развития и   закрепления навыков выразительного чтения у учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ "МАСТЕРСКАЯ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ"

Актуальность программы  обусловлена ее методологической значимостью. Предлагается такая модель формирования универсальных учебных действий, которая позволяет ученику не утратить ход естественного...

Рабочая программа спецкурса "Мастерская постановки голоса и выразительного чтения"

Спецкурс «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, осмысления нравстве...

урок-практикум "Мастерская выразительного чтения"

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем учебным дисциплинам. Это подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной ...

Программа по развитию речи "Мастерская выразительного чтения"

Ключевые понятия предметного содержания: ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕНИЕ, МИРОЛЮБИЕ, ТВОРЧЕСТВО....

Выразительные возможности и особенности выразительного чтения

Выразительные возможности и особенности выразительного чтения...