Проект «Окна роста» как площадка профильного самоопределения и ресурс формирования гражданственности у старшеклассников.
статья (10 класс)

Айзвирт Елена Рихардовна

В рамках модели профильного образования в МАОУ «Лицей №1» г. Березники Пермского края был разработан проект «Окна роста». Проект - идеальная площадка профессионального сотрудничества, так как позволяет воплотить в жизнь коллективный замысел, профессиональную мечту, гражданскую инициативу.

Цель проекта: профильное самоопределение, формирование системы гражданских ценностей средствами  проектной технологии.

Задачи:

- обеспечить условия для проектной деятельности подростков,  взаимодействуя с  педагогами и родительской общественностью;

- обучить технологии социального проектирования как базы для  профильного роста и гражданской инициативы;

- выйти на конкурсные площадки различных уровней по профильной и гражданской тематике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okna_rosta.docx51.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Окна роста» как площадка профильного самоопределения и ресурс формирования гражданственности у старшеклассников.

Айзвирт Е.Р., учитель истории и обществознания

МАОУ «Лицей №1» г. Березники, Пермский край

В рамках модели профильного образования в МАОУ «Лицей №1» г. Березники Пермского края был разработан проект «Окна роста». Проект - идеальная площадка профессионального сотрудничества, так как позволяет воплотить в жизнь коллективный замысел, профессиональную мечту, гражданскую инициативу.

Цель проекта: профильное самоопределение, формирование системы гражданских ценностей средствами  проектной технологии.

Задачи:

- обеспечить условия для проектной деятельности подростков,  взаимодействуя с  педагогами и родительской общественностью;

- обучить технологии социального проектирования как базы для  профильного роста и гражданской инициативы;

- выйти на конкурсные площадки различных уровней по профильной и гражданской тематике.

Направления проектной работы: профессиональное самоопределение, патриотическое, гражданская активность, экологическое,         .

Основные принципы проектной деятельности: системная организация педагогического процесса, основанная на сотрудничестве и коллективном взаимодействии. Основа обучения,  предполагающая включение лицеистов и их родителей в процесс разработки и реализации проектов, должна способствовать интеграция способов обучения и способов деятельности.

Изначально проект был задуман как экспериментальная площадка сообщества по профессиональному самоопределению. Основная идея: формирования системы ценностей, обогащение сознания и мышления знаниями, позволяющими ребенку профессионально самоопределиться. По мере работы проекта, а он уже существует в течение года - значимая дата,  цели и задачи его расширялись, охватывали новые направления и инициативы, высвечивали новые горизонты. Пришло понимание, что суть и назначение нашего проекта - это достижение коллективной мечты,  воплощение в жизнь возникшей идеи через профессиональное сотрудничество педагогов лицея, родителей, выпускников лицея.

В ходе реализации проекта сложилось проектно-лицейское сообщество – кластер. Кластер стал инновационной формой объединения учеников и учителей, разных предметных кафедр. Оформилась структура кластера, создан тематический сайт »Окна роста».

Рис. 1. Организационная структура кластера «Окна роста»

В  кластер «Окна роста» входят проектная группа из учащихся 9-11 классов,  а также родители, руководители предметных кафедр по иностранному языку - Жужома Оксана Александровна, физкультуре и ОБЖ –Веселкин Олег Владимирович. Координатор работы предметных кафедр - Водолеева Людмила Петровна, курирует мониторинговую группу. Целищева Елена Дмитриевна является создателем и техническим редактором специального тематического сайта «Окна роста» и возглавляет раздел по профориентации – информатика, руководит объединенной контактивной и веб-группой. Автор и руководитель проекта Айзвирт Елена Рихардовна. В ходе работы над проектом осуществляется сотрудничество ученик-преподаватель, преподаватель-преподаватель, ученик-родитель, учитель-преподаватель. Проектная группа стала мощным генератором идей, инициатив, планов, хотя в первоначальный замысел входило лишь проведение отдельных мероприятий профильной направленности и создание рекламы профильного роста в виде небольшого экрана «Окна роста». Затем родилась идея освещать работу кластера на специальном тематическом сайте.  Наших «планов громадье» потребовало сотрудничества со  специалистами. К реализации планов подключили родителей. Родители помогали  в организации экскурсий, направленных на профилизацию обучения. Начальник полиции  и родитель одной из лицеисток – Петровский Иван Жафярович организовал экскурсию «По коридорам МВД», адвокат Баяндина Наталья Валентиновна провела мероприятие « Из зала судебного заседания». Проектная группа  из 11 классов совместно с Айзвирт Еленой Рихардовной при участии родителей написали сценарий брейн - ринга «В мире русского искусства» и успешно провели его. У всей сотрудников кластера культивировалось чувство, что создание проекта - это дело важное, нужное, востребованное, а значит – гражданское. В рамках проекта работает ПРЕС – ЦЕНТР, который возглавили ученики 9Б класса, ныне 10Б, - Петровская Екатерина, Ханжина Анастасия, Светлакова Юлия. В ходе реализации проекта оформились направления совместной работы.

Направление совместной работы преподаватель-преподаватель сводилась к следующему:

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов ;
  • организация профессиональных взаимодействий учителей предметников;
  • планирование и коррекция работы;
  • проведение совместных мероприятий;
  • ознакомление с мониторинговыми технологиями;

          Направление сотрудничества  ученик-учитель предусматривало:

  • обучить технологии социального проектирования;
  • материализация идеальных построений;
  • воплощение замысла;
  • представление проектов на различных значимых площадках гражданских инициатив.

Направление ученик- ученик призвано сформировать такие навыки как:

  • коллективное взаимодействие и сотрудничество;
  • планирование путей достижения цели;
  • умение работать в информационном поле;

Направление  взаимодействия учитель-ученик-родитель:

  • в рамках профильных площадок;
  •  с предприятиями  города;
  • В рамках сообщества «Знатоки»

Сложившийся кластер в течение прошлого года наладил прочные связи и взаимодействие с лицейским самоуправлением. В сотрудничестве были проанализированы особенности формирования и функционирования лицейского самоуправления. Аналитики из мониторинговой группы кластера сделали важное открытие: лицейское самоуправление не только территория сотрудничества, но  платформа для самореализации  и карьерного роста. Ребята написали работу «Роль самоуправления в развитии гражданского общества: самоуправление в МАОУ «Лицея №1»г.Березники Пермского края». Работа успешно была представлена на краевой конференции учебно-исследовательских работ. Мы планируем не только продолжить сотрудничество с лицейским самоуправлением, но и расширить его. Юные участники проекта увлеченно познают историю через призму судеб реальных людей. Совместной акцией лицейского самоуправления и  сообщества историков стала акция «Равнение на героев». Лицеисты собрали в ходе поисковой работы материал о военной судьбе кавалера трех орденов Славы Кургузове Иване Ефимовиче. Материалы о герое-березниковце собирали в музее и архивах города, социальных сетях; установили связь с сыном Ивана Ефимовича – Кургузовым Владимиром Ивановичем, проживающем в Нижнем Новгороде. Собранную информацию систематизировали, свели в таблицы по самостоятельно разработанным критериям.  Приводим небольшой фрагмент таблицы:

Таблица 1

Информационная таблица о Кургузове Иване Ефимовиче

Газета, издание

Статья, автор

Краткое содержание

«Горьковская Правда»

28.04.1989.

«Награды ветеранам»

Ю.Гусев.

В областном комитете КПСС в торжественной обстановке вручили награды ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе и Кургузову Ивану Ефимовичу.

На основе собранного материала создан альбом по заказу Совета ветеранов. Собранная информация кодифицирована, расположена в определённом порядке (Фамилия, имя, отчество Полного кавалера ордена Славы, портрет героя Полного кавалера ордена Славы, наградной лист и т.д.), издана брошюра «Великая Отечественная война в исторической памяти россиян.

                                                                             Таблица 2

Мероприятия

Результат

Запущен проект « Окна роста»

Создана площадка профильного самоопределения

Создан сайт «Окна роста»

Определена структура образовательного проекта

Организован ПРЕСС-ЦЕНТР

Отрабатывается  профессиональные навыки, связанные с журналистикой

Создана команда «Знатоков «

Брейн-ринг «В мире русского искусства»

1.Профильные площадки

2.Юриспруденция

3.Экологическая

Медицина

4.Экскурсия по коридорам МВД

5.Встреча с ветеранами чернобыльцами, конференция «Чернобыль:катастрофа и предупреждение»

6.Серия бесед о вреде курения, наркотиков (провела врач Ханжина Л.В.)

Интеграция с проектом Совета Ветеранов «Эстафета добрых дел»

В рамках интегрированного проекта «Эстафета добрых дел» при финансовой поддержке Адм. Губернатора Пермского края выпущен буклет Великая Отечественная война в исторической  памяти Россиян»

Сотрудничество с лицейским самоуправлением

Лицейское самоуправление – площадка профессионально и карьерного роста

Работая над этим проектом, обучающиеся получили возможность развить свои личные качества, приобщиться к  «живой истории», приобрести реальный опыт решения проблемных и профессиональных задач, выстраивать взаимодействие с  другими обучающимися и учителями. Педагоги получили возможность более тесного и плодотворного контакта со своими юными исследователями.

Таким образом, реализация проекта «Окна роста» позволила достичь  слаженного взаимодействия учащихся с преподавателями, родителями и социумом. Созданный кластер стал мощным проектором гражданских инициатив и окном для профессионального роста.

Список источников:

Володина Г.Е. и др. Университетско-школьный кластер – инновационная форма совершенствования профессиональной компетентности учителей и предметных компетенций учащихся // Инновационное развитие современной школы: практика, проблемы, перспективы: матер. I всероссийской научно-практической конференции университетского округа НИУ ВШЭ: в 2 кн. Пермь, 2013. Кн. 1 С. 28-39.

Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействие образовательных учреждений и институтов в социуме в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: матер. Х Междунар. Образов. Форума: в 2 ч. / отв. Ред. Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. Ч.1 С. 24-29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»

Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...

Модель методической системы формирования сетевых технологий старшеклассников через профильные курсы информатики

Ключевыми принципами, определяющими развитие педагогического образования России на современном этапе, являются вариативность, гибкость, мобильность и адресность подготовки старшеклассников информацион...

Статья "Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов старшеклассников , обучающихся в образовательных учреждениях интернатного учреждения"

Данная статья была опубликована в сборнике " Вопрсы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" (выпуск 7 часть) 3. Основная  цель  сборника  –  интеграция  межвед...

Точка роста как ресурс формирования цифровых компетенций обучающихся

Для современной цифровой экономики нужны компетентные кадры.  А для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовате...

Семинар - практикум «Точка роста как ресурс формирования естественно-научной и технологической грамотности

Уважаемые гости, коллеги, ребята. И вот мы вновь в 2024 году и рады приветствовать тех, кто вместе с нами совершил это увлекательное виртуальное путешествие в прошлое, познакомился  с деятельност...

«Точка роста» как ресурс формирования современных цифровых компетенций у обучающихся и педагогических работников.

quot;Точка роста" является важным ресурсом для формирования современных цифровых компетенций у обучающихся и педагогических работников. Вот как она способствует этому процессу:...