МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
план-конспект урока


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания русского языка и литературы в школе, возникает одна особо важная: как представить учебный материал по предмету так, чтобы он остался в памяти ребёнка на долгие годы, а знания перешли в прочные умения и навыки?

Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Происходящая модернизация школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя.

В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

В основе моей методической темы лежат требования к современному образовательному процессу, который характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».

В связи с этим перемещается акцент с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на совокупность методов, позволяющих обеспечить общее развитие личности ребенка и гарантированно обеспечить доступность, качество и эффективность образования.

Урок как организационная форма – явление динамическое, он постоянно изменяется, отражая основные тенденции развития педагогического процесса. Как учитель-практик, стараюсь найти такие формы и способы обучения, которые сняли бы следующие недостатки урока: ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания, сдерживание познавательной активности.

Каким же должен быть современный урок? Сегодня я рассматриваю его не только как деятельность учителя, то есть как форму обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения.

Личностно-ориентированный урок предполагает быстрое включение школьников в учебную деятельность, поэтому особое внимание обращаю на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания рабочей настроенности. Решению этой задачи способствуют активные методы и приёмы, к которым можно отнести анонсирование темы, использование эстетических средств воздействия.

Так, определены основные принципы моделирования личностно-ориентированного урока:
учет возрастных индивидуально-психологических особенностей учащихся; 
признание ученика субъектом образовательного процесса, способным на саморазвитие; 
включение учащихся в совместное творчество, планирование, подготовку, осуществление и анализ форм образовательного процесса; 
опора на взаимное уважение, доверие и партнерство. 

Из этого следует, что сегодня учитель-информатор должен уступить место учителю-организатору активной творческой, познавательной деятельности каждого ученика на уроке. А это требует разнообразного дидактического обеспечения урока.

Требования времени заставляют учителя применять личностно-ориентированные технологии. Их использование напрямую зависит от того, насколько хорошо учитель знает своих учеников, их потенциал.

В «Концепции развития образования» указано, что учащиеся могут выбирать формы и методы обучения, индивидуальные образовательные программы, в которых особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся. Таким образом, задача учителя - организовать так свою работу с учащимися, чтобы они могли реализовать и развить свои способности как на уроке, так и во внеурочной деятельности. В своей работе я стараюсь активно внедрять новые формы и методы.

Большое внимание уделяю вопросу организации урочной среды как среды развития личности. Проектно-исследовательская деятельность, игровые технологии, использование ИКТ-технологий– все это позволяет разнообразить работу и вызвать интерес к предмету.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке учащийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность русского языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных областях знаний.

Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.
В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала в разделах «Развитие речи» и «Культура речи» на уроках русского языка.

По поводу необходимости обучать школьников владению языком выдающийся лингвист и методист ХХ века В. И. Чернышев писал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным». Задача школы ХХI века - ликвидировать этот пробел.

Выполняя на ОГЭ и ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком, его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. 
Главной задачей является формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения.

Сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно, если ребенок ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и др., поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, почувствует радость творческого роста, самосовершенствования.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Это умение:

- излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

- понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде;

- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты;

- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;

- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно;

- вступать в диалог, а так же участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

- готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

- понимать различные точки зрения, не совпадающие с собственной;

- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

- преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

- использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей;

- слушать и слышать друг друга;

Личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке.

При этом преобладают:

- действенные умения;

- риторические умения;

- умение вести диалог;

- умение слышать и слушать и вести спор;

- умение поддержать точку зрения другого;

- умение работать сообща для достижения общей цели

Методы, направленные на формирование коммуникативных умений:

все формы учебного диалога, ролевые и деловые игры, проекты, выступления на праздниках (исполнение ролей в спектаклях),участие в конкурсах, олимпиадах. 

Нестандартные формы проведения учебных занятий, например:

- лингвистическая лаборатория;

- урок-практикум;

- урок-исследование;

- урок - творческая мастерская;

- урок-тест;

- урок-конкурс;

- урок-дискуссия

- урок-игра

Формированию коммуникативной компетенции у учащихся среднего звена содействуют дидактические игры: «Диктор» (прочитайте текст орфоэпически правильно); «Редактор» (исправьте речевые ошибки). Ролевое общение реализуется в ролевой игре – в виде учебного общения, которое организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, повышает интерес и эмоциональный уровень учебной деятельности учеников. 
Для учащихся основной школы создание определенных речевых ситуаций также очень важно. Использование ролевых игр позволяет сформировать стойкую мотивацию, направленную на овладение языковыми универсальными учебными действиями. Например, детям предлагается разыграть по ролям в парах ситуацию общения «У кассы» (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале). Все вместе сначала выясняем, какую форму общения им придется использовать, какие местоимения понадобятся, какие формы выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить) и благодарности (спасибо, благодарю) вы можно будет применить. Затем две-три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует полученные диалоги, тексты, обращая внимание на средства речевого воздействия. Иногда, если это возможно, ситуацию следует записать на видеокамеру, а при просмотре проанализировать самим участникам ролевой игры. (Языковая рефлексия.)

Работа в группах, загадки, шарады, решение кроссвордов, эстафеты по рядам способствуют более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывают интерес к предмету.

Рефлексия мгновенная: «Это – весело!». Мир вокруг современных детей становится намного подвижен, мобилен, интерактивен.

Продуктивными видами работы в обучении русскому языку становятся уроки и внеклассные мероприятия нетрадиционной формы:

экскурсии, концерты, КВНы, викторины, подготовка выпусков школьной газеты.

Чтобы знания не давались в готовом виде, для развития познавательного интереса используются:

1. Самостоятельная работа: учащиеся самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос, используя прошлые задания и вспомогательную литературу. В итоге учащиеся самостоятельно разрабатывают дидактический материал для контроля усвоения знаний: тесты, диктанты разных видов.

2. Самоконтроль: проверь себя и товарища; оцени свой ответ.

3. Чередование приемов работы: а) трудного с легким; б) теорию с практикой; в) эмоционально насыщенного материала (большой объем) с материалом, который требует размышлений; г) письменной и устной работы; д) рассказа учителя и самостоятельной работы учащегося; е) беседы с рассказом; ж) материала для заучивания наизусть с материалом, который не требует точного воспроизведения.

Очень важной представляется проектная деятельность учащихся - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Однако, для формирования базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, внеурочная деятельность позволяет проявить и развить разные способности у ребят: творческие, организаторские, исследовательские, ораторские.

В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть носителем "объективного знания", которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становиться мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника, соблюдая уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.
Наиболее эффективными, с точки зрения формирования коммуникативной компетенции учащихся, я считаю 
нетрадиционные формы урока. Именно нетрадиционные формы проведения уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли, т.е. создают приближение к естественным условиям общения.

По определению И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру». Задания, которые получают учащиеся на этих уроках (например, заполнить анкету, создать рекламу, взять интервью, подготовить доклад, провести экскурсию и другие), помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на детей вдохновляюще и постоянно развивают их речь.

Нетрадиционный урок – это урок, который характеризуется нестандартным подходом:

- к отбору содержания учебного материала;

- к сочетанию методов обучения;

- к внешнему оформлению.

Признаки нетрадиционных уроков:

  • Несёт элемент нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
  • Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
  • Планируется урок заранее.
  • Проявляется эмоциональный подъём через оформление доски, использование музыки, видео.
  • Организация и выполнение творческих заданий.
  • Обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
  • Творчество учащихся направлено на их развитие.

Подготовка и проведение нетрадиционных уроков меняет установившиеся функции учителя и  учащихсяНетрадиционный урок предполагает активное участие учащихся уже на этапе проектирования урока, т.е. на этапе, который всегда считается «учительским». Учитель вместе с учащимися разрабатывает сценарий урока, определяет круг вопросов, которые будут рассматриваться на нем, распределяет поручения между учениками. На уроке степень участия учащихся еще в большей мере возрастает. Такая форма проведения уроков дает наибольшие возможности для развития активности и самостоятельности учащихся на различных этапах учебного процесса, позволяет попробовать себя в самых различных ролях, т.е. вызывает необходимость в речевом общении.

Важной особенностью нетрадиционных уроков является то, что они в большей мере, чем традиционный урок, предполагают использование групповых форм работы. Например, уроки типа деловой или ролевой игры, уроки-соревнования и др. требуют разбивки учащихся на небольшие группы по несколько человек, каждая из которых выполняет определенное задание, требующее от участников группы непосредственного взаимодействия, согласованной деятельности и умения договориться друг с другом.

Для всех нетрадиционных уроков характерно преобладание диалоговой формы общения между учителем и учащимися. Диалог является важным средством формирования коммуникативной компетенции. Эта форма общения побуждает учащихся отстаивать свою точку зрения, приучает их уважительно относиться к позиции других участников диалога. Диалог задевает эмоциональную сферу ученика, он негодует, когда его убеждают в неправоте, в несостоятельности его позиции в споре, и, наоборот, радуется, когда прав.

Частое применение нетрадиционных форм организации учебного процесса может привести к падению у учащихся интереса к предмету и уровень эффективности такого урока снизится.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков нетрадиционных форм уроков. Их названия дают представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Я перечислю те, которые использую в своей деятельности - это уроки-экскурсииурок-КВН, урок-сказкаурок-путешествие,урок-спектакльурок-викторинаурок-играурок-аукционурок-соревнование, урок-телепередача, театрализированные уроки, урок-конференция. Элементы нетрадиционных форм применяю на ежедневных, обычных уроках - это викторины, блиц-турниры, головоломки, ребусы, волшебные и магические квадраты и другое.

Нетрадиционные формы уроков

  1. Способствуют эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта.
  2. Предоставляют детям возможность выбора учебных заданий и форм работы, мотивируют детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.
  3. Способствуют выявлению интересов детей, с учетом которых подбирается учебный материал.
  4. Включают в себя индивидуальную работу с каждым ребенком.
  5. Помогают детям самостоятельно спланировать свою деятельность.
  6. Поощряют детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.
  7. Учат детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.
  8. Побуждают детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.
    Средства реализации инновационных педагогических технологий
    продуктивная деятельность учащихся; 

педагогика сотрудничества; 
самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся

интеграция учебных предметов

глобальное мышление и видение мира
Внедрение инновационных педагогических технологий повышает квалификационный уровень самого учителя, заставляя уходить от стереотипов в преподавании предметов. 
Положительные тенденции, наметившиеся в преподавании предметов. 
разработка методических тем по моделированию системы повышения качества обученности; участие в проведении экспериментов и исследований; разработка учебных программ и курсов; формирование регулярно обновляемого учебного материала по проблемам преподавания русского языка и литературы в современной школе; подготовка и проведение олимпиад, конкурсов и так далее; введение активных методов преподавания элективных курсов, дополнительных предметов. 
Методические рекомендации учителям русского языка и литературы
осуществлять преподавание гуманитарных дисциплин через языковое погружение и внедрение современных методик обучения; 

развивать профессиональную компетентность через научно-методическую деятельность; 
усилить диагностико-аналитическую деятельность через презентацию педагогического опыта, работу творческих групп, семинары и так далее; 
усилить работу с одаренными детьми через работу творческих групп и семинаров; 
усилить технологизацию предметов через внедрение инновационных технологий. 



Предварительный просмотр:

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

8 класс

Шкирта Надежда Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

г.Югорск, ХМАО – ЮГРА

Задачи:

1) общеобразовательная: формирование умений находить деепричастный оборот и одиночные деепричастия; правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями; умение разграничивать деепричастия от наречий; умение находить  в предложении фразеологический оборот и определять его синтаксическую роль.

2) развивающая: создание условий для развития коммуникативной компетенции.

3) воспитательная: эстетическое воспитание через приобщение к источник у поэтического текста и живописи.

Оборудование: распечатанные для каждого ученика задания, репродукция картины, ИКТ.

Технология: элементы технологии развивающего, дифференцированного обучения.

Знать: опознавательные признаки деепричастного оборота, правила его выделения на письме, синтаксическую роль деепричастий.

Уметь: находить деепричастные обороты и одиночные деепричастия, правильно выделять знаками препинания, конструировать предложения с деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Разграничивать деепричастия от наречий.

                                              Ход урока

I.  Организация начала урока

          1) Дидактическая задача: быстрое включение учащегося в деловую атмосферу, полная готовность класса, оборудования.

 II.  Подготовка к активной познавательной деятельности

    Дидактическая задача (актуализация опорных знаний и умений; формирование познавательных мотивов).

Орфографический диктант (самопроверка). 

Не отыскав в бумагах, растаяв на солнце, благословив сына, постоянно раздражаясь, не стихая ни на минуту, желая извлечь выгоду, претворив мечту в жизнь, явно преувеличивая.

 -  что объединяет все словосочетания? (наличие деепричастий)

 -  что мы называем деепричастием?

 -  что мы называем деепричастным оборотом?

  - какую синтаксическую роль выполняет деепричастие?

Синтаксический разбор предложений  (учащиеся записывают 3 предложения) на доске.

Формулируют тему урока (записывают тему в тетрадь).

1. Снег, пропитавшийся весенним дождём, быстро таял.

2. Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем.

3. Снег, пропитавшись весенним дождём, быстро таял.

Ставят перед собой задачи, которые им необходимо решить на протяжении всего урока:

   - умение находить деепричастный оборот и одиночные деепричастия; правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

Работа с текстом (групповая форма работы).Определить место деепричастного оборота, объяснив знаки препинания.

  1. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами, дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки.  
  2. Поверх рубашки носили камзол, отводя ему роль жилета.
  3. Вовсе не застёгивали кафтан, который, прикрывая кюлоты, доходил почти до колен, притягивая взоры золотым и серебряным шитьём и нарядными металлическими пуговицами.
  4.  Позаимствовав из Англии моду на гетры, русские дворяне надевали их зимой поверх белых шёлковых чулок.

 

Работа со словарём. Кюлоты – короткие мужские штаны, которые надевали под кафтан.

III . Усвоение новых знаний

    Дидактическая задача (сформированность у учащихся представления об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями).

   -  анализ поэтического текста Р. Саути «Лодорский водопад»

 

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,  

Ласкаясь, бунтуя, летя ,

Играя,  дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

 Сплетаясь, звеня, клокоча,

 Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Взметаясь и пенясь, ликуя , гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

                  ( Р.Саути «Лодорский водопад»)      

Задача : указать роль деепричастий. Учащимся можно предложить закрыть глаза в то время, когда учитель читает стихотворение (с помощью одиночных деепричастий  автор передаёт образную картину  неукротимой стихии).

-  что представили себе после прослушанного стихотворения?

    - сколько предложений в стихотворении? ( 1)

    - можно ли назвать стихотворение текстом ? ( Да. Благодаря одиночным деепричастиям, обозначающим добавочное действие, перед нашим взором  чёткая,  выразительная картина неукротимой стихии).

Вывод. Деепричастия делают стихотворение образным, выразительным, эмоциональным.   Теперь обратимся к живописи,  к репродукции картины И. К. Айвазовского «Ниагарский водопад».

Задача: используя одиночные деепричастия и деепричастные обороты, составить 2-3 коротких предложения по репродукции картины.

1 группа.

2 группа.

3 группа.

4 группа.

 - разбор предложений у доски  (Объяснение нового материала)

1.Трудную задачу он решил шутя. (наречие)

2. Шутя с братом, он строил ему рожицы. ( обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

3. Он работал засучив рукава. (фразеологический оборот)

IV. Первичная проверка

   Дидактическая задача (установить осознанность усвоения нового материала, выделить главное, общение).

    Работа с учебником (тренировочные упр.)

V. Закрепление знаний

     Дидактическая задача (организация деятельности учащегося по применению изученных знаний).

   Задача: умение применять новые знания.

Тест.

Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами и одиночными  деепричастиями.

1.Туман, редея, ползёт вверх.

2. Вдали, сливаясь с небом, громоздились льды.

3. Читать лёжа вредно.

4. Счастливый путь! С лицейского порога ты на корабль перешагнул шутя. ( А. Пушкин).

5. Едва овладев грамотой, на третьем году обучения в нашу жизнь.

VI. Подведение итогов урока

     Что повторили?

     Что узнали нового?

     Что показалось вам наиболее интересным на уроке?

         

      VII. Информация о домашнем задании.

Дидактическая задача: сформировать домашнее задание, предусмотрев связь с последующей темой. Учащимся предложено дифференцированное домашнее задание: 

1. Составить текст-описание известной картины В. М. Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов:

  • - всматриваясь в картину
  • - символизируя смелость и отвагу
  • - напряжённо вглядываясь
  • -высоко поднимая сорокапудовую палицу
  • - готовясь вступить в смертельную схватку
  • - внушая страх противнику
  • - спокойно наклонив голову
  • - почуяв врага
  • - лукаво улыбаясь
  • - поражая находчивостью
  • - держа в правой руке гусли
  • - не боясь вражеских полчищ
  • - как будто возвышаясь над землёй
  • - мужественно защищая своё Отечество

      2. Выписать из художественной литературы  7-8 предложений с  обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными  оборотами и одиночными деепричастиями, наречиями и фразеологическими оборотами,  произвести синтаксический разбор).

 

      3. Упражнение №335 стр. 148.

                                         


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» СБОРНИК СТИХОВ О ПРАВИЛАХ РУССКОГО ЯЗЫКа ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Автор: Эргашев Рауль, ученик 5 д класса

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Русский язык - один из самых сложных языков во всём мире, и наибольшие трудности вызывает пунктуация и орфография. Кто не делал ошибок в диктантах и сочинениях? Правописание орфограмм с двойными согласными, безударными гласными, частицы не и ни, слитные и раздельные написания и множество других сложных случаев оказываются непреодолимыми преградами для тех, кто не помнит или не знает элементарные правила орфографии. Всё это важно знать образованному человеку. Именно поэтому мною был составлен сборник стихов- запоминалок для правил русского языка.

Слайд 3

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель исследования : составить сборник стихов для запоминаний правил русского языка. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: ­ Изучить особенности русского языка. ­Определить сложность грамматики русского языка для школьников. ­ Составить сборник стихов для запоминания правил русского языка. ­ Сделать соответствующие выводы.

Слайд 4

Русский язык является самым сложным языком среди всех языков мира, с самой сложной грамматикой. А словарный запас русского языка неимоверно большой . Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты проекта могут быть использованы на уроках литературы при анализе языковых средств, а также на уроках русского языка.

Слайд 5

Русский язык является самым сложным языком среди всех языков мира, с самой сложной грамматикой. А словарный запас русского языка неимоверно большой . Этапы работы: 1.Подготовительной этап: Выбрав тему, определил актуальность проекта, сформулировал цель проекта, поставил задачи, подобрал список для изучения литературы по теме проекта. 2. Основной этап: Изучил литературу по теме проекта, подобрал афоризмы великих людей о роли поэзии в жизни человека. 3. Подвел итог работы, сделал выводы. Создал сборник стихов о русском языке.

Слайд 6

Русский язык является самым сложным языком среди всех языков мира, с самой сложной грамматикой. А словарный запас русского языка неимоверно большой . При подготовке проекта нам помогали источники: Балачан В.Ф. Стихи // Национальные приоритеты России. ­ 2021. ­ № 4 (43). ­ С. 105. Воропаев Н.Н. Мы живём словами // Переводчик. ­ 2020. ­ № 20. ­ С. 206-213. Грамматика русского языка https://best-language.ru/ Русский язык: правила https://reallanguage.club/grammatika-russkogo-yazyka/ Харисова Л. Все начинается с любви... (или о культуре воспитания младших школьников) // Методическое пособие. ­ Казань, 2004. https://school-science.ru/

Слайд 7

Ход выполнения работы СТИХИ О НЕКОТОРЫХ ПРАВИЛАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У ребёнка плохо с русским языком, потому что он невнимательный или ленивый (так часто думают), или есть другие причины. Чаще всего дело именно в иных причинах, а не потому что ребёнок не может или не хочет. Именно для того чтобы облегчить обучение правилам русского языка, мною был составлен сборник стихов- запоминалок для правил в русском языке.

Слайд 8

О безударной гласной. Если в гласной есть сомненье, Измени ты слово так: Ставь ее под ударенье И не попадешь впросак. Если буква у тебя Вызовет сомнение, Ты немедленно ее Ставь под ударение. Например, лиса в лесу как-то заблудилась. В лес на выручку лисы много лис явилось.

Слайд 9

Глухие и звонкие согласные. Лук, бук, пуд, дуб- Поломаешь точно зуб. Тоже слово измени И согласный проясни: Зуб-зубы, луг-луга, Ой, кажись, растут рога. Сказку можно рассказать, Кошку кошечкой назвать, Превратить наш пруд в пруды, Сад- в сады, а мост - в мосты.

Слайд 10

О сочетаниях согласных. Чк , чн , чш , нч , Щн , нщ , рщ - Все эти сочетанья Учу я не спеша: Мой ум одним загружен: Здесь мягкий знак не нужен! Мощный каменщик зимой Нянчил дочку в час ночной. Спи, дочурочка, в тиши, Мягкий знак тут не пиши!

Слайд 11

Деление слова на слоги. Чтобы слово разделить на слоги, Звуки гласные в нем надо сосчитать. Сколько гласных в слове ты услышишь- Столько и слогов. Вот это нужно знать . Сколько в слове гласных- Столько и слогов. Это знает каждый Из учеников.

Слайд 12

Состав слова. Помни, при разборе слова Окончанье и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка – впереди. Корень в слове главный. Суффикс и приставка Смело образуют Новые слова. Их связать по смыслу Могут окончания: На траве у дома Сложены дрова.

Слайд 13

О приставках пре- и при-. У приставок ПРЕ- и ПРИ- Много хитростей внутри, Чтоб их правильно писать, Надо вот что будет знать: ПРЕ- всегда в значении ОЧЕНЬ, Иль близка к приставке ПЕРЕ- : ПРЕткновение , ПРЕхороший . Только где мне взять терпенья ? ПРИ - - в значении ПРИближенья Или ПРИсоединенья , Действия неполнота – Эта грамота проста. Я ПРИсел , ПРИдвинул книжку И увлекся чтеньем слишком!

Слайд 14

Результаты проекта Создание сборника стихотворений о правилах русского языка.

Слайд 15

Практические рекомендации Исходя из результатов, можно дать следующие советы : - перечитайте стихотворение и подумайте, о чем в нем говорится; - пометьте для себя главные слова, которые передают основную мысль; - прочесть стихотворение нужно эмоционально.

Слайд 16

Выводы Цель проекта достигнута. Задачи выполнены.

Слайд 17

Перспективы проекта У проекта есть планы на будущее: Использовать сборник стихотворения о правилах русского языка на уроках русского языка, внеурочных мероприятиях. Создание сборника стихотворений собственного сочинения.

Слайд 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Русский человек, родившийся и живущий в России, должен знать правила русского языка, правила правописания и пунктуации, ведь это знак уважения к самому себе, своей стране, культуре. Грамотное изложение своих мыслей на бумаге поможет быть понятым другими людьми. Ведь любому человеку было бы гораздо приятнее быть своим в кругу образованных людей, нежели тех, кому все равно, грамотен ли он или нет.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...