Организация работы дошкольников в малых группах
статья

Рамишвили Нино Борисовна

                                                                                                                                               

 

                                                                                                                                          Рамишвили Н.Б воспитатель

                                                                                                                      ОДОД №586 Василеостровского района

                                                                                                                                                           Санкт-Петербург

                                                                          Организация работы дошкольников в малых группах

                                                                                 (из опытов работы воспитателя средней группы)

 

          Одна из более эффективных технологии организации деятельности дошкольников является работа с малыми группами. В малых группах дети проявляю творческую активность, учатся проявлять инициативу и самостоятельность.                                                                    

    В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение. Оно дает детям развиваться. В детском саду, внутри группы, у ребенка особенно активно формируется собственный опыт, знания и умения, которые дошкольники приобретают и которые необходимо применить на практике. И задача воспитателя - увидеть и поддержать такие формы объединения, так как это важная часть приобретённого каждым ребенком социального опыта. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema2.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    Рамишвили Н.Б воспитатель

                                                                ОДОД №586 Василеостровского района

                                                                                                        Санкт-Петербург

         Организация работы дошкольников в малых группах

             (из опытов работы воспитателя средней группы)

          Одна из более эффективных технологии организации деятельности дошкольников является работа с малыми группами. В малых группах дети проявляю творческую активность, учатся проявлять инициативу и самостоятельность.                                                                       Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении
творческих возможностей малыша, побуждении к самостоятельности,
становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием
формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в
особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и
освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш
знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать
отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое
хорошо и что такое плохо.  В игре, как и в повседневной жизни, дети спонтанно объединяются в
группы. Общение в таких группах имеет неформальный характер. Дети связаны совместными играми, знаниями, интересами, привычками. Все это является основой для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать, поддерживать друг друга. В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение. Оно дает детям развиваться.                                                                                                                В детском саду, внутри группы, у ребенка особенно активно формируется собственный опыт, знания и умения, которые дошкольники приобретают и которые необходимо применить на практике. И задача воспитателя - увидеть и поддержать такие формы объединения, так как это важная часть приобретённого каждым ребенком социального опыта. В рамках данной технологии педагогом ставятся следующие задачи:  

1.способствовать развитию самостоятельности и творчества;                   2.помочь детям научиться общаться;                                                              3.сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;  4.развивать познавательный интерес, желание узнавать новое.

Свободное время дети самостоятельно формируют группы, основываясь на игровых интересах. Воспитатель, наблюдая за взаимодействием детей внутри таких произвольных групп, может выделить отдельных детей, которые максимально слаженно и эффективно добиваются цели, помогают друг другу. Во время наблюдения важно обратить внимание на интересы детей, умение общаться и договариваться, умение действовать произвольно. В дальнейшем на основе наблюдений воспитатель может помогать детям формировать малые группы как для, так и для занятий. Также для объединения можно использовать специальные приемы.  При работе в малых группах дети учатся правилам и культуре общения: договариваться, слушать остальных членов группы, при этом развивается речь детей. Ребенок на практике осознает, как ему нужно организовать свое общение в группе, чтобы выполнить задачу. Социально-игровая технология  - это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Совместная игра
помогает развить психологические навыки солидарности, обучает
коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и
партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по
искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс,
воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости
и собственного достоинства.
Формирование культуры сотрудничества — совместная игра
помогает развить психологические навыки солидарности, обучает
коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и
партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по
искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс,
воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости
и собственного достоинств. Дети могут чему-то научиться, если им интересно то, чем они занимаются, что видят и слышат. А чтобы вызвать и поддержать этот интерес, необходим свободный выбор видов деятельности, материалов для этой деятельности, времени занятия этим делом, партнеров. При самостоятельном выборе у детей появляется возможность понять свои интересы, раскрыть свои сильные и слабые стороны. Если дети справляются с тем делом, которое они выбрали, у них появляется уверенность в своих силах, повышается самооценка, они чувствуют себя успешными. С детства привыкнув самостоятельно делать выбор, высказывать свое мнение, во взрослом возрасте детям легче будет решать возникающие проблемы, принимать решения.                                      Мой опыт что взаимодействие детей таким образом способствует их всестороннему развитию. У детей реализуется познавательная потребность, формируются коммуникативные навыки, развивается речь, воображение, любознательность. И самое главное для педагога – получать удовольствие от взаимодействия с детьми и быть хорошим слушателем. Дети могут выражать себя творчески самыми различными способами – через музыку, рисование, танец, ролевые игры и т.д., и их следует к этому побуждать, в том числе просить описать их идеи, действия и результаты работы.

Сегодня с уверенностью могу сказать, что, взаимодействие с детьми в рамках работы в малых группах, помогло мне лучше их узнать, создать такие условия, где наше сотрудничество помогло наладить отношения доверия и взаимопонимания между педагогом и ребенком, педагогом и родителями, между самими детьми. В рамках такой работы не только дети учатся у педагога навыкам эффективных коммуникаций, но и педагог многому учится у детей.

Литература

1.Волкова Т.В « Как воспитать счастливого ребенка»

2.Методические рекомендации по организации образовательного процесса в разновозрастных группах.

3.Буре Р.С. Михайленко Н.Я « Воспитание детей в дошкольных учереждениях (в условиях разновозрастной группы.)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое руководство "Организация работы в малых группах" /Интерактивное обучение/

В данном руководстве отражены следующие этапы:1 Организация работы в малых группах2 С чего надо начать внедрения метода3 Определенные моменты при разработке "работы в малых группах"4 Какой размер груп...

Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в малых группах

Данную методику можно использовать при организации самостоятельной работы на уроках....

Статья в методический журнал "Уровневая дифференциация при организации работы учеников в малых группах на уроках истории" (8класс, тема: «Отечественная война 1812 года»)

В природе человека изначально, на генном уровне, заложено стремление к самореализации, раскрытию сущностного, творческого потенциала личности. Ни для кого не секрет, что современное образование готови...

Формы организации работы по максимальному уменьшению группы риска и повышению тестового балла по истории и обществознанию в ходе подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Доклад на тему:  Формы организации работы по максимальному уменьшению группы риска и повышению тестового балла по истории и обществознанию в ходе подготовке к ОГЭ и ЕГЭ....

Организация работы сообща в малой группе в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъек...

Организация работы с семьёй в группе предшкольной подготовки "Умка"

Методическая разработка "Организация работы с семьёй в группе предшкольной подготовки "Умка"...