Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием визуальной поддержки
методическая разработка

Зорина Валерия Анатольевна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждени

«Детский сад общеразвивающего вида № 44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

ГОРОДСКОЙ СМОТР МЕТОДИЧЕСКИХ  РАЗРАБОТОК

«Предупреждение дисграфии, дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»

Методическая разработка

Профилактика дислексии и дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием визуальной поддержки

Разработала: Зорина Валерия Анатольевна, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 44»

 

Апрель, 2022 год

г. Ачинск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Лексико-грамматическое недоразвитие речи, которое встречается у детей с ОНР в устной речи не всегда так заметно, как становится явным в связной письменной речи школьников. Это проявляется в искажении морфологической структуры слова, замены суффиксов, изменении падежных окончаний, изменении падежа местоимений, числа существительных, нарушении согласования и другие. Следовательно, работу по коррекции таких нарушений необходимо начинать в дошкольном возрасте. Использование визуальной поддержки позволяет с помощью ассоциаций и повышения мотивации более быстро и эффективно закреплять полученные учебные навыки

Предложенный проект позволяет построить логопедическое занятье по формированию лексико-грамматической стороны речи с учетом возможностей ребёнка, уровня его подготовки, имеющихся пробелов в знаниях и лексической темы. Содержание рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ЛГНР для работы индивидуально или в малых группах.

ЦЕЛЬ: Формировать у старших дошкольников лексико-грамматическую сторону речи.

ЗАДАЧИ:

Повышение учебной мотивации старших дошкольников.

Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.

Формирование умения согласовывать относительные прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

Развитие речевого анализа и синтеза.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА ЗАНЯТИЙ

 Содержание деятельности

(технология проведения)

Оборудование

Примечания

Организационный момент.

Цель: создать эмоциональный настрой на занятие.

Совместное планирование, постановка цели занятия.

Логопед объявляет детям тему, над которой сегодня будут работать, перечисляет виды деятельности и предлагает найти нужные карточки для построения плана занятия ( Пример: сначала мы разложим карточки в соответствии с формой изображенного предмета, и т.д.)

Карточки-символы

(приложение1)

Цель и план определяет логопед, дети принимают и выкладывают карточки в соответствии с предложенным планом

Разминка

Цель: развивать анализаторы, влияющих на развитие речи.

Артикуляционная гимнастика и речевая разминка (проговаривание чистоговорки).

Пальчиковая гимнастика.

Педагог предлагает детям подготовить язык и пальцы к дальнейшей работе с помощью гимнастики.

Карточки – символы с  упражнениями.

Содержание изменяется в зависимости от лексической темы

Актуализация опорных знания

Цель: актуализировать знания, полученные ранее и необходимые для освоения новой темы.

Логопед предлагает детям вспомнить предложенные геометрические фигуры и назвать их.

Логопед предлагает детям сгруппировать предложенные предметы по форме и назвать:

- какие предметы имеют форму круга («круглая тарелка» и т.д.);

- форму квадрата;

- форму треугольника.

Карточки с геометрическими фигурами.

Карточки с изображение предметов разной геометрической формы

Содержание изменяется в зависимости от лексической темы и уровня знаний (- что бывает стеклянным, деревянным;

- что бывает красным, синим и т.п.).

Основной этап

Цель: закрепить умение образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительное с прилагательным, с числительным в роде, числе и падеже.

Заполнение рабочего поля, проговаривание сначала логопедом, затем детьми сопряжённо с педагогом, а позже самостоятельно высказываний (например, одна круглая пуговица, две круглых пуговицы, и т.д).

Рабочее поле «геометрическая форма + числительное», карточки с предметами (1,2,5)

(приложение 2)

Варианты усложнения задания: «рабочее поле «цвет + числительное»;

«материал + числительное»

Закрепление в предложении.

Цель: закрепить умение согласовывать относительные прилагательные, согласовывать существительное с прилагательным, с числительным в самостоятельной речи. Формировать навык речевого анализа (анализ предложения)

Логопед предлагает построить предложения из карточек визуальной поддержки, называя каждое слово. Затем используя полученную схему дети составляют предложения:

- У меня есть … (одна круглая пуговица);

- У меня нет … (одной круглой пуговицы)

Карточки с изображениями-символами, карточки с предметами (1,2,5). (приложение3),

рабочее поле.

 Варианты усложнения задания:

- Д.п., В.п., Т.п., П.п.

- Новые лексические темы.

Рефлексия

Цель: выявить затруднения, формировать навык самоанализа и самоконтроля.

Беседа с детьми о достижениях (я теперь умею…) и затруднениях (мне пока трудно…) с опорой на план, построенный в начале занятья.

Карточки с опорными картинками и фразами: «Я умею…», «Мне пока трудно…».

На первый занятьях логопед сам озвучивает карточку, далее только предлогает карточку ребенку.

Ожидаемый результат и способы оценки

Ожидаем, что в результате проведенной работы у дошкольников будет активно формироваться лексико-грамматическая сторона речи, позволяя тем самым избежать в период школьного обучения нарушений в формировании навыков письма и чтения, обусловленных недоразвития этой стороны речи.

Оценить результат можно на основе наблюдения и диагностики лексико-грамматической стороны речи.

Анализ полученных результатов:

По результатам наблюдения у детей, посещающих занятия с использованием данной модель построения совместной деятельности можно отметить следующие результаты:

- Заметно повысилась учебная мотивация, дети с удовольствием приходят на занятия и включаются в деятельность.

- Наблюдается положительная динамика в формировании лексико-грамматической стороны речи, в частности образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительное с прилагательным, с числительным в роде, числе и падеже.

- Наблюдается динамика в формировании навыков речевого анализа и синтеза, формировании понятий «слово-предложение».

Список используемой литературы:

Л.С.Волкова. Логопедия, М., изд. центр ВЛАДОС, 2009г.

Н.А.Седых, Воспитание правильной речи у детей, М., СТАЛКЕР, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В программе изложены последовательность и содержание работы, способствующие речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"

Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей  в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»     ...

Авторская программа «ТИКОмания» в группе компенсирующей направленности (5-6 лет) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования конструктора ТИКО «Логопедич

Представленная авторская  образовательная программа по формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитию фонематического восприятия и овладению  навыками звукового анализ...

Курс занятия по профилактике и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Разработанный курс занятий напрвален на профилактику и коррекцию страхов у детей старшего школьного возраста. Методология занятий по профилактики и коррекции основана на реализации принципов психотера...